Шеина А.В. педагог-психолог Детский сад №994 Москва, Россия
Условия развития детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ
Аннотация: Целью статьи является освещение проблем перехода ДОУ на инклюзивное образование и реорганизацию специальных коррекционных учреждений в России. Ключевые слова: условия развития детей с особыми образовательными потребностями.
История специальной педагогики знает немало примеров организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей. Наша страна долгое время шла по пути дифференцированной системы образования и накопила колоссальный опыт в области дефектологии. Уже к середине 80-х гг. в СССР насчитывалось восемь типов школ для детей с отклонениями в развитии. [2]
Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон РФ об образовании закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников. Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).[5]
Хотя о процессе интеграции (инклюзии) впервые начал говорить еще Л.С. Выготский, образование долгое время было ориентировано на нормальных детей, а специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивала в нем навыки, ведущие к еще большей изоляции.
Наряду с множеством школ в г. Москва с 1959 года были отстроены специализированные детские учреждения, такие как Начальная школа - детский сад компенсирующего типа №1606 для детей с ДЦП (САО). Сюда дети поступали сюда в возрасте 3-х лет и выпускались уже после 8 лет в старшие классы интернатов, спецшкол и т.д.
В сентябре 2011 года на уровне Департамента образования города Москвы на основании концепции «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» было принято решение о переименовании учреждений подведомственных СОУО. Начальная школа - детский сад №1606 была преобразована в детский сад комбинированного вида №994, где наряду с детьми с ДЦП, образованы группы общего развития и группы детей с диагнозом ОНР. Вместо плавного перехода к интеграции, произошел резкий переход соприкосновение с другой действительностью, которая требует других форм поведения, квалификации специалистов, видения, чувствования сложившейся ситуации. Никто не учитывал особенности детей, для которых изначально создавалось это учреждение, часть из них никогда не смогут учиться в общеобразовательных школах, так как нарушения ЦНС слишком серьезны: отсутствие речи, нарушение зрения, сильнейшая спастика верхних и нижних конечностей, нарушение IQ. Из 3-х групп в ДОУ осталась только одна, в конце 2013 года они выпускаются. В очень короткий промежуток времени необходимо было срочно принять ряд решений и действий, чтобы учреждение заработало по-новому и четко, последовательно решать возникшие задачи и трудности.
1. Сокращение штата имеющихся сотрудников и набор новых специалистов. Организация всеобуча по повышению их квалификации, контроль качества деятельности.
2. Подбор новых учебных программ и методов, которые подходили бы и обычным детям и детям с ограниченными возможностями, главным образом ими стали программы психолого-педагогического сопровождения.
3. Организация работы комиссии (ПМПК) внутри ДОУ, согласование индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка специалистами детского сада, т.к. ранее все дети направлялись только на окружной ПМПК.
4. Создание условий для пребывания всех детей, организация предметной среды, оборудование в одном из корпусов современной детской площадки.
5. Построение системы взаимодействия со сторонними организациями, занимающимися проблемами детей инвалидов и их семей, организаций имеющих опыт просветительской общественной работы.
Часть проблем пришлось решать очень быстро, в первые месяцы учебного года, остальная часть требует постепенного вдумчивого рассмотрения и помощи со стороны. Главным образом - это проблема принятия интеграции населением, каждой семьей, чьи дети стали посещать ДОУ наряду с детьми с ДЦП. Как показывает практика на сегодняшний день общество не готово к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями. Сила эмоциональных реакций родителей нормальных детей на ребенка с патологией зависит от степени выраженности этой патологии, а так же внешних форм в которых данная патологи выражается. Строго говоря, есть стереотипы на восприятие, многое отклоняющееся от нормы не замечается обществом, если оно не проявляется во внешнем несоответствии, чрезмерной экспрессии или неординарности поступков.
Если следовать сухим цифрам статистики менее 10% детей в России рождаются с 1-й группой здоровья и не имеют хронических заболеваний. Эта цифра изменяется к подростковому возрасту в сторону «-» и составляет 3-4 %. Можно долго зачитывать списки отклонений и особенностей, тех детей, которые попадают в оставшиеся 90% - это и леворукие дети, гиперактивные дети с дефицитом внимания, дети обладающие выдающимися способностями - все они нуждаются в особом образовательном пространстве, среде, которая будет создана с учетом их потребностей. Первый проректор МСГИ, доктор физико-математических наук Налбандян Овик Гагикович выступил на Международной конференции «Инклюзивное образование: теория, практика, перспективы развития с темой «Инклюзия: философия пространства жизни». Он высказал мнение об изменении угла зрения на понятие «норма», которое так давно принято в нашем обществе и отказе от стандартов в оценке способностей детей. Нельзя не согласиться с этим, так как большинство детей не имеющих отклонений в здоровье, все равно имеют особые образовательные потребности, разве это не инклюзия? Очевидно, что все общеобразовательные школы и детские сады уже не одно десятилетие выпускают особых детей, а называть их так мы стали только теперь.
В своем докладе, как и многие мои коллеги, я не развожу понятия «инклюзивное» и «интегрированное обучение», поскольку считаю их тождественными. Формы обучения, при которой учащиеся и воспитанники с особыми потребностями:
1. посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;
2. находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
3. имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
4. обеспечиваются необходимой поддержкой.
Отражают понятие интеграции ребенка с ограниченными возможностями в группу детей общего развития. [2]
Наряду с проблемой взращивания нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого интеграция станет частью мировоззрения, перед педагогами образовательных учреждений встает еще одна серьезная задача -самосовершенствование и соответствие занимаемой должности.
Подготовке профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в
НШДС №1606 не было уделено достаточного внимания. Специалисты, поступающие работать в специальные учреждения, должны были обладать знаниями в области клинической и нейропсихологии, специальной педагогики, а зачастую и медицины. Хотя во многих коррекционных детских садах помощники воспитателей не имели даже педагогического образования, не была налажена специальная работа по оценке качества работы таких учреждений, отсутствовали критерии и показатели профессионализма воспитателей.
Имидж и квалификация специалиста имеет особое значение, т.к. это то, на что может и должен повлиять каждый педагог и воспитатель, поставленный в условия работы с детьми с ограниченными возможностями. Непрерывная работа над собой -неотъемлемая составляющая деятельности современного специалиста.
Время реформ и перемен, одно из наиболее сложных периодов для любой социальной отрасли или сферы. Но есть надежда, что все придумано не зря, ведь наши дети должны получать качественное образование для того, чтобы затем иметь возможность применять свои знания на практике, иметь возможность поступить в ВУЗ и получить достойную высокооплачиваемую работу. Несмотря на современные темпы развития технологий и роста требований общества ребенок с ограниченными возможностями должен занять свою нишу, свое место, приносить этому обществу пользу. Долгое время дети инвалиды либо адаптировались к социальной среде, либо становились для нее неприемлемыми. Ведь образовательное учреждение только одно из звеньев длинной цепочки общественных институтов и несовершенство системы приемственности этих институтов, влияет на дальнейшую продуктивность самореализации ребенка инвалида. Без помощи государства, без помощи различных общественных организаций и СМИ, образование не способно осилить все проблемы, возникающие на пути особых детей. По словам Н. Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. [5]
Но интеграция в образовательных учреждениях теряет всякий смысл, если не будет находить свое продолжение в социуме.
Список литературы:
[ 1] Л.С. Выгодский. Полное собрание сочинений т.5, «Дефектология».
[2] Видеолекция "Инклюзивное образование детей с нарушениями развития" (Лектор Реут М.Н., зав. кафедрой коррекционной педагогики ИРО РТ., к.с.н. доцент) http://edurt.ru
[4] Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», 2008-2009 гг.
[5] Тимофеева Е.А. Доклад с презентацией "Инклюзивное образование. Что это такое?" (Статья http://nsportal.ru от 19.08.2010).
[6] Левченко И. Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008. - (Методическое пособие)
I. В первую очередь - это, каждым человеком, ведь это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого интеграция станет частью мировоззрения.
На первое место встает работа с родителями.
Очень мощный фактор воздействия на успешность в жизни, учебе и адаптации ребенка к внешней среде его семья. При организации новой воспитательно-образовательной системы необходимо выстроить и систему взаимодействия ОУ с семьей. Наиболее эффективная форма взаимодействия - это сотрудничество: помощь и поддержка ребенка при выполнении домашних заданий, посещение занятий и мероприятий в ОУ, создание комфортных психоэмоциональных условий пребывания для ребенка как дома, так и в ОУ. В нашем случае деликатная, сложная работа с семьями детей с ограниченными возможностями и семьями обычных детей ложиться на плечи педагогов и психологов. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (В. Р. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития. [9, с. 3]
II. Преобразования в обществе на уровне судебной, образовательной и социальной систем, гарантированное соблюдение прав личности;
III. Возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования общего назначения и специального образования. Семья ребенка с особенностями в развитии должны иметь возможность самостоятельно выбирать детский сад, школу или ВУЗ в котором он будет обучаться.
IV. Финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы, а так же дополнительных образовательных центров и специалистов для надомного или дистанционного предоставления образовательных услуг;