А.Е. Шибельгут,
директор детского сада №69 г. Костаная
Нгггзгг свздер: инклюзивтг бжм беру, цщыцтыц алац, бала цщыгы, кешенд! комек, тузеу-педагогикалыц жу-мыс, медиуинальщ-психологи-ялъщ-педагогикалъщ суйемел-деу.
Ключевые слова: инклюзивное образование, правовое поле, права ребёнка, комплексная помощь, коррекционно-педаго-гическая работа, медико-психолого-педагогическое сопровождение.
Keywords: inclusive education, legal framework, rights of a child, integrated care, correctional and pedagogical work, medical-psychological-pedagogical support.
ОПЫТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Эр бшм беру уйымында барлык балаларды, соныц шшде прек-козгалыс аппаратында бузы л ы стары бар жэне БЦП ба-лалар ушш оцтайлы жагдай жасау мэселелершщ езектшпту-ралы акпарат усынылган. БЦП бар мектепке дешнп жастагы балалармен тузету-педагогикалык жумыстарын деш сау кур-дастарыньщ арасында тэрбиелеу жагдайында уйымдастыру-дьщ ерекшел1ктер1 мен кагидаттары карастырылады.
Аннотация
Представлена актуальность проблемы создания оптимальных условий в каждой образовательной организации для развития всех детей, в том числе и с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Рассмотрены особенности и принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, страдающими детским церебральным параличом в условиях воспитания их в обществе здоровых сверстников.
Annotation
Provides the relevance of creating optimum conditions in each educational organization for development of all children including those with disorders of musculoskeletal system and cerebral palsy. Describes the features and principles of correctional and pedagogical work with pre-school children, suffering from cerebral palsy, being together with their healthy peers.
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов. Последние практически не имели возможности получить образование и реализовать свои
возможности, их не брали в учреждения, где обучаются g
здоровые дети. Несправедливость такой ситуации очевид- к
на. Каждому из детей с особыми потребностями нужен ку- g
сочек души. Ведь мы живём, как можем, а они «другие» gj
живут так, как мы им поможем. Дети с особыми потребно- fe
стями должны иметь равные возможности с другими свер- ^
стниками. g
Инклюзивное образование - это явление международ- §
ное. В основу инклюзивного образования положена идео- §
логия, которая исключает любую дискриминацию детей, Ц
которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но ^
создает особые условия для детей, имеющих особые обра- с^
зовательные потребности. S
Что означает понятие «инклюзивное образование»? В ш переводе с английского «inclusion» - включение, причем такое включение, которое гарантирует поддержку всем вклю-
ченным субъектам, в каком бы виде она не потребовалась.
Основной принцип инклюзивного образования заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Важно, чтобы обучение отвечало интересам и потребностям каждого ребенка. И в этом смысле инклюзивное образование - образование для каждого, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий, единый и целостный процесс обучения, воспитания и развития, а в дальнейшем, способствует успешной социализации в обществе. Это позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его изоляции от общества. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других, учатся толерантности.
Правовая основа инклюзивного образования отражена в Конвенции ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования» (1960 г.), Конвенции о правах ребёнка (1989 г.), которая ратифицирована Правительством РК в 1994 году. [ст. 23], в Саламанской декларации (1994г.), [весь текст], Конвенции о правах инвалидов (2006 г.)., идея которой: никакого исключения по причине инвалидности из системы общего образования не должно быть § [ст. 24].
^ В республики Казахстан продолжает фор-§ мироваться социальная модель государствен-^ ной политики в реализации прав детей с огра-
Рч
м ниченными возможностями на получение
с^ образовательных услуг.
£ Механизм реализации конституционного О
Ч права лиц с ограниченными возможностями § на образование определен в Конституции РК
и (ст.30), Законах Республики Казахстан: «Об
^ Образовании» (ст. 1,11,14,19,47,49), «О правах
^ ребенка в Республике Казахстан» (ст. 15,31).
^ Республика Казахстан - первая среди государств СНГ приняла специальный закон «О социальной и медико-педагогической коррек-
ционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (ст. 15,29). Он явился важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имеет огромную социальную значимость. Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.
В указанных законах учтены все современные международные требования и тенденции в области специального образования.
В Государственной Программе развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, утвержденной указом Президента РК от 1 марта 2016 года одной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения. Одной из ключевых задач данной программы является совершенствование всей системы образования, охват инклюзивным образованием детей с ограниченными возможностями.
Отношение к инклюзивному образованию далеко не однозначно. Вопрос этот очень деликатный и сложный, и решать его нужно осторожно и продуманно. Наше современное общество пока не готово целиком и полностью принять нетрадиционную систему образования.
На сегодня существует ряд барьеров:
• Плохая материально-техническая оснащенность учебных заведений. Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для педагогов.
• Барьер физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли быть успешными, но пока в школах ни с детских садах не созданы условия для таких детей.
• Отсутствие специально подготовленного педагогического состава педагогов;
• Некорректное отношение общества к детям с ограниченными возможностями;
• Жесткие требования государственного стандарта. Нет градуированной системы оценки достижений детей, нет и коррекцион-ных программ обучения для воспитанников.
Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение (включенное или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации, развитию самостоятельности и независимости детей с ограниченными возможностями в развитии, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как полноценным людям, способствует созданию благоприятной атмосферы в обществе.
Но, как известно, чужого опыта в этом вопросе не может быть. Есть конкретное правовое государство, необходимы условия: адекватные специальные условия для подготовки к жизни, ненасильственный характер протекания инклюзии и готовность самого общества, отдельных людей к руководству инклюзивным процессом.
Сегодня мы, педагоги, как никто иной должны понять, что люди с особыми потребностями такие же, как и мы, но несколько иные, требующие внимания, и нам придётся рано или поздно каждым человеком заниматься. Общество должно понять, что нельзя их отгораживать от мира, тогда возможно уменьшиться количество людей, прибывающих в домах- интернатах. «Здоровым и
обеспеченным, в свою очередь, необходимы нуждающиеся в их заботе и сострадании, чтобы сердце не очерствело, чтобы общество не озверело и не превратилось в джунгли нарушениями в развитии» [9, с.59].
Коллектив детского сада № 69 г. Костаная с 1991 года работает с детьми с особыми потребностями. До 2011 года учреждение было специализированным, то есть посещали детский саду только дети с нарушением в развитии. С 2011 года детский сад получил статус общего типа с правом воспитания и обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом. Сегодня в нашем детском саду воспитывается 100 детей. Среди них здоровые детей, половина - с различными нарушениями: дет-
ский церебральный паралич разной степени тяжести, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом СДВГ, с признаками аутизма. Дети с детским церебральным параличом имеют сочетанные диагнозы: речевые, с нарушением зрения, ЗПР. Каждый ребёнок ценен и обладает уникальностью признаваемой, понимаемой и уважаемой. Все дети обучаемы и имеют полное право на участие в полной мере в жизни детского сада.
Основной целью работы нашего детского сада является воспитание, обучение и оздоровление детей без нарушений в развитии и детей с различными нарушениями в соответствии с их возрастными, психофизическими особенностями с целью подготовки их к обучению в школе и социализации. У нас нет разделения между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми. Дети воспитываются и развиваются вместе. Воспитанники легко адаптируются, так как соблюдается принцип адаптированности среды под индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребёнка.
Основополагающими принципами работы с такими детьми являются:
1. индивидуальность (учитывается особенность нарушения состояния здоровья каждого конкретного ребенка);
2. комплексность применения медицинских, психолого-педагогических мероприятий;
3. постоянность (круглогодичность);
4. этапность и преемственность (в семье, § ДО, поликлинике, реабилитационных цен- ^ трах); §
Особой заботой всех специалистов детско- ^
Рч
го сада является получение детьми комплекс- м
ной помощи (медицинской, педагогической, с^
психологической, логопедической, социаль- £
ной), создание условий для полноценного §
включения в образовательное пространство и щ
социализацию этих детей. и
В течение учебного года дети посещают ^
республиканские реабилитационные центры, Щ
получают лечение в областной детской боль- ^ нице. Регулярно дети осматриваются врачом-ортопедом и врачом - невропатологом.
По назначению врача дети в детском саду получают массаж, физио- процедуры, лечебную физкультуру.
Коррекцией физического воспитания занимается инструктор по физической культуре. В своей работе она использует собственную программу «Организация ЛФК с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП» Инструктором ЛФК на каждого ребёнка с диагнозом ДЦП разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты, осуществляется индивидуальный подход при организации физических нагрузок. Также оказывается помощь педагогам, работающим с данными детьми и родителям.
С целью оказания помощи детям, имеющим нарушения речи, индивидуальную и групповую работу с детьми ведут логопеды. Специфика работы определяется особенностями речевого и коммуникативного развития конкретного ребёнка.
Для обеспечения специализированной кор-рекционно-психологической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в детском саду работает педагог-психолог.
Коррекционная работа пронизывает все виды детской деятельности и направлена на получение конкретных результатов.
Вопрос сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников, воспитания у них толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями встаёт особенно остро. Поэтому с целью создания оптимальных условий для психофизи-Щ ческой реабилитации детей с нарушением ^ опорно-двигательного аппарата и социальной § интеграции проблемных детей в общество ^ здоровых сверстников в коллективе разрабо-
Он
м тана модульная программа «Здоровое покоен ление - здоровое будущее», которая включает
£ три направления: физическое, нравственное
О о
и экологическое воспитание. В основе про-
§ граммы опыт работы воспитателей не первый
и год, работающих с данной категорией детей,
¡3 лицензионный материал по физическому вос-
¡*з питанию, природе, экологии, толерантности.
1-Г "
^ Помимо создания условии для улучшения и сохранения здоровья детей с учётом их индивидуальных и психофизических особен-
ностей, созданы условия для воспитания экологической культуры, формирования нравственных норм, умения по-новому смотреть на то, что раньше казалось обычным и хорошо знакомым.
Вся работа в детском саду построена коллегиально: через ПМПк. Психолого-медико-педагогический консилиум собирается для выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия. Консультирует родителей, воспитателей, специалистов ДО по вопросам организации помощи и педагогической поддержке детям с особыми нуждами; готовит документы на городскую психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка. В соответствии с положением о ПМПк составляется план работы на год. Заслушиваются характеристики на детей, нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении в условиях детского сада. Медсестра информирует о состоянии здоровья детей. Для оказания психолого-педагогической помощи этим детям заключается договор с родителями. Для достижения максимальной компенсации нарушений, специалистами разрабатываются (логопед, психолог, инструктор ЛФК, дефек-толог, музыкальный руководитель, медсестра) индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения в соответствии с уровнем их индивидуальных возможностей. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
Каждый сотрудник нашего детского сада знает, что к каждому воспитаннику со специальными потребностями нужен особый подход, «кусочек души», любви, что мы им нужны, а они нам. Важно, чтобы эти дети не были отвергнутыми. Надо прокладывать путь к таким детям. Здесь очень важен контакт с родителями, надо постепенно прокладывать путь и к родителям таких детей. Ведь родители не специалисты, но, безусловно, у них есть любовь, есть душа. Иногда молодые родите-
ТЗ
ли стесняются своих «особых» детей. Через встречи, беседы, консультации, результативную работу с детьми показываем, что мы без них уже не можем, и становимся тем, кем есть, когда рядом с нами живут и воспитываются и изменяются эти «другие» дети. Постоянной является работа с родителями, так они в определённой системе получают помощь от всех специалистов в виде консультаций, приглашаются на практические занятия, на открытые просмотры. Всячески оказываем поддержку семье в решении жизненно-важных вопросов, привлекая родителей к участию в жизни группы, отводя им значимые роли.
Поскольку не все дети имеют возможность получить место в детском саду, мы оказываем консультативною помощь родителям микрорайона, в котором находится детский сад. Тем самым укрепляем доверительное отношение родителей к нашему детскому саду. В 2016 году на базе Консультационного пункта детского сада состоялись полевые встречи с родителями с участием представителя республиканского сайта «Отбасы» .
С педагогами ДО проводится работа по повышению уровня знаний в работе с детьми данной категории. Это консультации специалистов, семинары по теме «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушения опорно-двигательного аппарата и
дцп».
Педагоги повышают свой профессиональный уровень в «Центре социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития» (Центр САТР). Научно- практическом центре коррекционной педагогики г. Ал маты.
Выпускники детского сада поступают в лучшие школы города.
Специалистами детского сада прилагаются все силы для создания условий ранней социальной адаптации и реабилитации детей с ДЦП в общество здоровых сверстников, потому что педагоги чётко знают основные ценности инклюзивного образования:
• каждый ребёнок имеет право на образование;
• образование начинается с самого рожде-
ния;
• необучаемых детей нет;
• каждый может столкнуться с трудностями обучения;
• каждый нуждается в помощи в процессе обучения;
• различия детей естественны, ценны и их многообразие надо уметь принимать;
• человек получает, когда умеет отдавать;
• детский сад, воспитатели, семья и общество в целом ответственны за содействие в развитии ребёнка.
Мы каждый день стараемся отдавать себя детям, давать знания, прививать умения, любить, стремимся учить жить по законам добра, готовности прийти на помощь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Республики Казахстан с изм. и доп. от 21 мая 2007 , - Алматы: Юрист, 2007. - 44с.
2. Конвенция ООН О борьбе с дискриминацией в области образования www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/educat. shtml
3. Саламанская декларации www. notadene/Rus/decl arat. html
4. Конвенция о правах инвалидов www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability, shtml
5. Закон Республики Казахстан «Об Образовании» от 27 июля 2007 года.
https: //online. zakon.kz/Document/?doc_ id=30118747
6. Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» https://online.zakon.kz/ § Document/?doc_id=l 032460 ®
7. Закон «О социальной медико-педаго- g гической коррекционной поддержке детей с ^
Он
ограниченными возможностями adilet.zan./kz/ g
rus/docs/Z02000343 t*
8. Государственная Программа разви- £ тия образования и науки PK на 2016-2019 § годы control.edu.gov.kz/.../gosudarstvennaya- § programma-razvitiya-obrazovaniya-i-nayki-r... и
9. Адельгейм П. Христианское отноше- ^ ние к человеку с нарушениями в развитии /П. g Адельгейм //Воспитание и обучение детей с g нарушениями развития, 2011. - №4. - С.59- ^ 62.