И
Н.В. Кобзева,
воспитатель ясли - сада №69, отдел образования акимата г. Костаная
Нег1зг1 сездер: бала ерекше б1л1м беру цажеттытн, инклю-зивтт бшм беру, тYзетулiк оцу-тэрбиелж жумысы, бешмде-лу, кемттж цурылымы.
Ключевые слова: ребёнок с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, коррекционная учебно-воспитательная работа, структура дефекта, адаптация.
Keywords: Mldren with special educational needs, inclusive education, remedial educational work, the structure of the defect, adaptation.
РЕБЁНОК С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ В ДЕТСКОМ САДУ
Ацдатпа
Мектепке дешнп балалы; шак - баланьщ мектепке дешнп окыту жэне тэрбиелеудщ алгашкы когамды; бшм беру жуйесше ерекше бшм кажеттшпмен ке-летш уакыты. Макалада балалар сал ауруымен жэне тсреу-козгалыс аппаратына закым келген балалар тэр-биеленетiн, инклюзивтiк мектепке дешнп уйымдардыц жумыстар тэжiрибесi ашылады. Дамушы орталардыц мазмуны жэне шарттары таныстырылады, ерекше бiлiм кажеттiлiгiндегi балалармен жэне олардыц ата-анасымен жумыс турлерш жэне эдiстерiн тацдау.
Аннотация
Дошкольное детство - время вхождения ребенка с особыми образовательными потребностями в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание. В статье раскрывается опыт работы инклюзивной дошкольной организации, в которой воспитываются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом. Представлены условия и содержание развивающей среды, подбор форм и методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями и их родителями.
Annotation
Preschool childhood is the time of occurrence of the child with special educational needs in the first public educational system - preschool training and education. The article reveals the experience of inclusive preschool t^ in which children with disorders of the musculoskeletal д system and cerebral palsy. The conditions and content of и the educational environment, the selection of forms and Я methods of work with children with special educational ^ needs and their parents. 2
Л
W
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. ^
Мир «особого» ребенка необычен и красив. л
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. щ Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит. ^
Почему он агрессивен? Почему порой, закрыт. §
Почему он так напуган? Смотрит вдаль и лишь мол- ^ чит? <j
Как сберечь, не ранив душу, не озлобить, не сломать? §
ж
И в огромном мире этом, полноценным человеком К стать...
А не должно ли наше общество, наконец, уже привыкнуть правильно воспитывать подрастающее поколение и приучать к корректному отношению к людям с ограниченными возможностями (ОВ)? Ведь, несмотря на множество телепередач, рекламы, книг, журналов, статей о том, что люди так не делятся, увы, до сих пор для многих детей инвалиды остаются подобны инопланетным существам! К сожаленью, дети с различными заболевания рождались, рождаются и будут рождаться, и никто, кроме их самих не прочувствует, как тяжело выжить в нашем обществе, если ты не такой, как все!
Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание. Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди людей?
На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Так, Саламанкская декларация определяет инклюзию как реформу, поддерживающую 3 и приветствующую различия и особенно-К сти каждого ребенка.
^ Нашу дошкольную организацию, посе-^ щают как здоровые дети, так и дети с нам рушением опорно-двигательного аппарата ¡3 (ОДА), есть дети с детским церебральным
о параличом (ДЦП) различной степени тяже-
м
^ сти.
^ Ведущим видом деятельности в период и дошкольного детства считается игровая де-щ ятельность. Однако, важное значение име-§ ют также трудовая, учебная, изобразитель® ная и другие виды деятельности. У детей и с нарушением ОДА и ДЦП развитие всех § видов деятельности проходит своеобразно. ^ Связано это в основном с двигательной патологией. Известно, что действия с пред-
метами формируются по мере совершенствования общей моторики. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игровой, учебной и трудовой деятельности.
По мнению исследователей, используемая в работе коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекци-онной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий [1,2,3,4,5].
В нашей дошкольной организации созданы все необходимые условия воспитания и обучения детей с нормой в развитии, а также детей с нарушением ОДА и ДЦП. Особой заботой всех специалистов детского сада является получение детьми с ОВ комплексной помощи (медицинской, педагогической, психологической, логопедической, социальной), создание условий для полноценного включения таких детей в образовательное пространство и социализацию.
Регулярно дети осматриваются врачами - невропатологом и ортопедом. По назначению врача дети получают физиопроцедуры и массаж.
В соответствии с Типовым учебным планом для дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями (Приказ Министерства образования и науки РК от 20 декабря 2012 года № 479 приложение № 3 О внесении изменения и дополнения в приказ МОН РК от 20 декабря 2012 года № 557) в рабочий учебный
И
план дошкольной организации включена специальная коррекционная учебная деятельность (СКУД):
• лечебная физическая культура (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП и инвалидов, проводится инструктором по физической культуре и ЛФК;
• плавание, проводит инструктор по плаванию. Бассейн вместе с детьми с нарушением ОДА и ДЦП посещают и здоровые дети.
• коррекционная работа по группам с учетом диагнозов детей по программам «Час двигательной активности», «Речевой час», «Час психолога», «Мир игр Монтес-сори», «Волшебные ладошки», которая проводится воспитателями по рекомендациям логопедов и инструктора ЛФК.
Дети в нашем детском саду разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Дети с нарушением ОДА и ДЦП имеют помимо основного множество сочетанных диагнозов. В структуре дефекта значительное место занимают нарушения речи (ОНР 1,2,3 уровня, ОНР осложненное дизартрией, стёртой дизартрией, ЗРР, ФНР, ФФН). Для детей этой категории предусмотрены занятия с логопедами и работа воспитателей по программе «Речевой час».
При нарушении ОДА и ДЦП характерны аномалии развития психики, которые включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Дети без отклонений в психическом развитии встречаются относительно редко. Детский сад посещают дети с диагнозами: задержка психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), гидроцефалия, синдром детского аутизма.
У детей с нарушением ОДА и ДЦП своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Поэтому для детей этой категории предусмотрены занятия с психологом
по программе «Час психолога».
Также в структуру дефекта при нарушении ОДА и ДЦП входят и нарушения зрения. В каждой группе, в кабинете ЛФК и комнате психологической разгрузки сделаны, адаптированные для детского сада, оф-тальмотренажеры по методике Базарного.
Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Поэтому большое внимание должно уделяться развитию мелкой моторики. Программы «Мир игр Марии Мон-тессори», «Волшебные ладошки» адаптированы и для здоровых детей (вариативный компонент), и для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. В них уделяется большое внимание развитию функциональных возможностей кисти и пальцев, дифференцированных движений пальцев рук, умению действовать с предметами.
Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей. На базе детского сада функционирует
психолого-медико-педагогический конси- 3
К
лиум. Консилиум собирается для постанов- К ки педагогического диагноза и выработки м коллективного решения о мерах педаго- 2
Он
гического воздействия; консультирует ро- м дителей, педагогов ДО по вопросам про- д
филактики, лечения, а также организации ^
м
помощи и педагогической поддержки де- ^ тям с особыми нуждами; готовит докумен- 2 ты на городскую психолого-медико-педаго- щ гическую консультацию (ПМПК) в случае щ
►г
неясного диагноза или при отсутствии по- 3
к
ложительной динамики в развитии и вос- ^ питании ребенка. д
Специальные коррекционные занятия §
ЙЙ
проводятся во второй половине дня, не на- § рушая сетки организованной учебной дея-
и
тельности, индивидуально, по подгруппами, фронтально. Отдельные виды игровых упражнений отрабатываются в период свободной игровой деятельности на прогулке и в группе. Выбор форм работы зависит от этапа обучения и индивидуальных возможностей наших детей. Длительность работы на каждом этапе определяется характером и степенью индивидуальных трудностей детей.
Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.
В целях оптимизации детско-родитель-ских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Традиционным стало проведение спортивных досугов с участием родителей «Мама, папа, я - спортивная семья». Формируя активную позицию родителей, ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.
При детском саде функционирует Кон-
0? - -§ сультационный пункт для родителей, детей
® не посещающих ДО.
§ С целью повышения мотивации обра-
^ зовательной деятельности воспитанников
§ выпускных групп ежегодно в сентябре
3 организуется экскурсия в физико-матема-
^ тический лицей. А для наилучшего усвое-
^ ния правил безопасного поведения и вос-
[Ь питания активного грамотного пешехода
Й ежегодно в сентябре на музыкально-спор-
Д тивный праздник «Дорожная АЗБУКА»
О приглашается инспектор дорожной поли-
Д ции.
га Результатом эффективной коррекцион-
К но-воспитательной работы является то, что
наши выпускники поступают в лицеи, гимназии и общеобразовательные школы города.
Таким образом, в детском саду созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации дутей с ДЦП в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
А инклюзивное образование - это первая инновация в образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы [Текст]/ Л.И. Акатов. М. Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.
2. Беляева, М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида [Текст]/М.А. Беляева, И.Е.Кузнецова. Екатеринбург, АМБ, 2011. - 120с.
3. Болотов, Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей [Текст]/ Н. Болотов // Воспитание школьников 2010, № 5. - С.35-37.
4. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы кор-рекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений [Текст]/ Н.В. Микляева, Ю.В. -М.: ВЛАДОС, 2008. - 263с.
5. Лауткина, С.В.Основы коррекци-онной педагогики. Курслекций лекций. [Текст]/С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008. - 211с.