Научная статья на тему 'Ребёнок с особенностями в развитии в детском саду'

Ребёнок с особенностями в развитии в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЁНОК С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / БАЛА ЕРЕКШЕ БіЛіМ БЕРУ қАЖЕТТіЛіГіН / MLDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / КОРРЕКЦИОННАЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / REMEDIAL EDUCATIONAL WORK / СТРУКТУРА ДЕФЕКТА / STRUCTURE OF THE DEFECT / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ИНКЛЮ-ЗИВТіК БіЛіМ БЕРУ / ТүЗЕТУЛіК ОқУ-ТәРБИЕЛіК ЖұМЫСЫ / БЕЙіМДЕЛУ / КЕМіСТіК құРЫЛЫМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзева Н. В.

Дошкольное детство время вхождения ребенка с особыми образовательными потребностями в первую общественную образовательную систему дошкольное обучение и воспитание. В статье раскрывается опыт работы инклюзивной дошкольной организации, в которой воспитываются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом. Представлены условия и содержание развивающей среды, подбор форм и методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями и их родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ребёнок с особенностями в развитии в детском саду»

И

Н.В. Кобзева,

воспитатель ясли - сада №69, отдел образования акимата г. Костаная

Нег1зг1 сездер: бала ерекше б1л1м беру цажеттытн, инклю-зивтт бшм беру, тYзетулiк оцу-тэрбиелж жумысы, бешмде-лу, кемттж цурылымы.

Ключевые слова: ребёнок с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, коррекционная учебно-воспитательная работа, структура дефекта, адаптация.

Keywords: Mldren with special educational needs, inclusive education, remedial educational work, the structure of the defect, adaptation.

РЕБЁНОК С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ В ДЕТСКОМ САДУ

Ацдатпа

Мектепке дешнп балалы; шак - баланьщ мектепке дешнп окыту жэне тэрбиелеудщ алгашкы когамды; бшм беру жуйесше ерекше бшм кажеттшпмен ке-летш уакыты. Макалада балалар сал ауруымен жэне тсреу-козгалыс аппаратына закым келген балалар тэр-биеленетiн, инклюзивтiк мектепке дешнп уйымдардыц жумыстар тэжiрибесi ашылады. Дамушы орталардыц мазмуны жэне шарттары таныстырылады, ерекше бiлiм кажеттiлiгiндегi балалармен жэне олардыц ата-анасымен жумыс турлерш жэне эдiстерiн тацдау.

Аннотация

Дошкольное детство - время вхождения ребенка с особыми образовательными потребностями в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание. В статье раскрывается опыт работы инклюзивной дошкольной организации, в которой воспитываются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом. Представлены условия и содержание развивающей среды, подбор форм и методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями и их родителями.

Annotation

Preschool childhood is the time of occurrence of the child with special educational needs in the first public educational system - preschool training and education. The article reveals the experience of inclusive preschool t^ in which children with disorders of the musculoskeletal д system and cerebral palsy. The conditions and content of и the educational environment, the selection of forms and Я methods of work with children with special educational ^ needs and their parents. 2

Л

W

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. ^

Мир «особого» ребенка необычен и красив. л

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. щ Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит. ^

Почему он агрессивен? Почему порой, закрыт. §

Почему он так напуган? Смотрит вдаль и лишь мол- ^ чит? <j

Как сберечь, не ранив душу, не озлобить, не сломать? §

ж

И в огромном мире этом, полноценным человеком К стать...

А не должно ли наше общество, наконец, уже привыкнуть правильно воспитывать подрастающее поколение и приучать к корректному отношению к людям с ограниченными возможностями (ОВ)? Ведь, несмотря на множество телепередач, рекламы, книг, журналов, статей о том, что люди так не делятся, увы, до сих пор для многих детей инвалиды остаются подобны инопланетным существам! К сожаленью, дети с различными заболевания рождались, рождаются и будут рождаться, и никто, кроме их самих не прочувствует, как тяжело выжить в нашем обществе, если ты не такой, как все!

Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание. Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди людей?

На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Так, Саламанкская декларация определяет инклюзию как реформу, поддерживающую 3 и приветствующую различия и особенно-К сти каждого ребенка.

^ Нашу дошкольную организацию, посе-^ щают как здоровые дети, так и дети с нам рушением опорно-двигательного аппарата ¡3 (ОДА), есть дети с детским церебральным

о параличом (ДЦП) различной степени тяже-

м

^ сти.

^ Ведущим видом деятельности в период и дошкольного детства считается игровая де-щ ятельность. Однако, важное значение име-§ ют также трудовая, учебная, изобразитель® ная и другие виды деятельности. У детей и с нарушением ОДА и ДЦП развитие всех § видов деятельности проходит своеобразно. ^ Связано это в основном с двигательной патологией. Известно, что действия с пред-

метами формируются по мере совершенствования общей моторики. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игровой, учебной и трудовой деятельности.

По мнению исследователей, используемая в работе коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекци-онной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий [1,2,3,4,5].

В нашей дошкольной организации созданы все необходимые условия воспитания и обучения детей с нормой в развитии, а также детей с нарушением ОДА и ДЦП. Особой заботой всех специалистов детского сада является получение детьми с ОВ комплексной помощи (медицинской, педагогической, психологической, логопедической, социальной), создание условий для полноценного включения таких детей в образовательное пространство и социализацию.

Регулярно дети осматриваются врачами - невропатологом и ортопедом. По назначению врача дети получают физиопроцедуры и массаж.

В соответствии с Типовым учебным планом для дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями (Приказ Министерства образования и науки РК от 20 декабря 2012 года № 479 приложение № 3 О внесении изменения и дополнения в приказ МОН РК от 20 декабря 2012 года № 557) в рабочий учебный

И

план дошкольной организации включена специальная коррекционная учебная деятельность (СКУД):

• лечебная физическая культура (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП и инвалидов, проводится инструктором по физической культуре и ЛФК;

• плавание, проводит инструктор по плаванию. Бассейн вместе с детьми с нарушением ОДА и ДЦП посещают и здоровые дети.

• коррекционная работа по группам с учетом диагнозов детей по программам «Час двигательной активности», «Речевой час», «Час психолога», «Мир игр Монтес-сори», «Волшебные ладошки», которая проводится воспитателями по рекомендациям логопедов и инструктора ЛФК.

Дети в нашем детском саду разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Дети с нарушением ОДА и ДЦП имеют помимо основного множество сочетанных диагнозов. В структуре дефекта значительное место занимают нарушения речи (ОНР 1,2,3 уровня, ОНР осложненное дизартрией, стёртой дизартрией, ЗРР, ФНР, ФФН). Для детей этой категории предусмотрены занятия с логопедами и работа воспитателей по программе «Речевой час».

При нарушении ОДА и ДЦП характерны аномалии развития психики, которые включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Дети без отклонений в психическом развитии встречаются относительно редко. Детский сад посещают дети с диагнозами: задержка психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), гидроцефалия, синдром детского аутизма.

У детей с нарушением ОДА и ДЦП своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Поэтому для детей этой категории предусмотрены занятия с психологом

по программе «Час психолога».

Также в структуру дефекта при нарушении ОДА и ДЦП входят и нарушения зрения. В каждой группе, в кабинете ЛФК и комнате психологической разгрузки сделаны, адаптированные для детского сада, оф-тальмотренажеры по методике Базарного.

Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Поэтому большое внимание должно уделяться развитию мелкой моторики. Программы «Мир игр Марии Мон-тессори», «Волшебные ладошки» адаптированы и для здоровых детей (вариативный компонент), и для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. В них уделяется большое внимание развитию функциональных возможностей кисти и пальцев, дифференцированных движений пальцев рук, умению действовать с предметами.

Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей. На базе детского сада функционирует

психолого-медико-педагогический конси- 3

К

лиум. Консилиум собирается для постанов- К ки педагогического диагноза и выработки м коллективного решения о мерах педаго- 2

Он

гического воздействия; консультирует ро- м дителей, педагогов ДО по вопросам про- д

филактики, лечения, а также организации ^

м

помощи и педагогической поддержки де- ^ тям с особыми нуждами; готовит докумен- 2 ты на городскую психолого-медико-педаго- щ гическую консультацию (ПМПК) в случае щ

►г

неясного диагноза или при отсутствии по- 3

к

ложительной динамики в развитии и вос- ^ питании ребенка. д

Специальные коррекционные занятия §

ЙЙ

проводятся во второй половине дня, не на- § рушая сетки организованной учебной дея-

и

тельности, индивидуально, по подгруппами, фронтально. Отдельные виды игровых упражнений отрабатываются в период свободной игровой деятельности на прогулке и в группе. Выбор форм работы зависит от этапа обучения и индивидуальных возможностей наших детей. Длительность работы на каждом этапе определяется характером и степенью индивидуальных трудностей детей.

Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.

В целях оптимизации детско-родитель-ских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Традиционным стало проведение спортивных досугов с участием родителей «Мама, папа, я - спортивная семья». Формируя активную позицию родителей, ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.

При детском саде функционирует Кон-

0? - -§ сультационный пункт для родителей, детей

® не посещающих ДО.

§ С целью повышения мотивации обра-

^ зовательной деятельности воспитанников

§ выпускных групп ежегодно в сентябре

3 организуется экскурсия в физико-матема-

^ тический лицей. А для наилучшего усвое-

^ ния правил безопасного поведения и вос-

[Ь питания активного грамотного пешехода

Й ежегодно в сентябре на музыкально-спор-

Д тивный праздник «Дорожная АЗБУКА»

О приглашается инспектор дорожной поли-

Д ции.

га Результатом эффективной коррекцион-

К но-воспитательной работы является то, что

наши выпускники поступают в лицеи, гимназии и общеобразовательные школы города.

Таким образом, в детском саду созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации дутей с ДЦП в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

А инклюзивное образование - это первая инновация в образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы [Текст]/ Л.И. Акатов. М. Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.

2. Беляева, М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида [Текст]/М.А. Беляева, И.Е.Кузнецова. Екатеринбург, АМБ, 2011. - 120с.

3. Болотов, Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей [Текст]/ Н. Болотов // Воспитание школьников 2010, № 5. - С.35-37.

4. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы кор-рекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений [Текст]/ Н.В. Микляева, Ю.В. -М.: ВЛАДОС, 2008. - 263с.

5. Лауткина, С.В.Основы коррекци-онной педагогики. Курслекций лекций. [Текст]/С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008. - 211с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.