Научная статья на тему 'Использование современных технологических подходов в развитии полиречевых навыков детей дошкольного возраста'

Использование современных технологических подходов в развитии полиречевых навыков детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕКТЕПКЕ ДЕЙіНГі ЖАС / БАЛА / КіРіКТіРУ / КөПМәДЕНИ ТұЛғА / БіЛіМ БЕРУ ОРТАСЫ / ОРТАқ ТАқЫРЫП АРқЫЛЫ ЖОСПАРЛАУ / ОЙЫН / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / РЕБЕНОК / CHILD / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / POLYCULTURAL PERSON / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERGRATEDPLANNING / ИГРА / GAME / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СКВОЗНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дильдибекова Г. А.

В статье рассматриваются вопросы трехъязычного обучения детей дошкольного возраста на основе интеграции, сквозном планировании. Акцентируется внимание на создании насыщенной полиречевой среды, применение игровой технологии, ИКТ -технологий и современных развивающих методик. Приведены примеры практического применения рабочей тетради и игрового тренажера «Игровизор» для обучения трехъязычию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technological approaches to the polyspeech skills development of preschool age children

In the article trilingual learning of preschool age children on the basis of integration and its planning are considered. The attention is focused on the creative multilingual environment, using games technology, ICT technologies and modern developing techniques. The examples of how to use a workbook and game «Igrovizor» exercise machine for three-lingual training are given.

Текст научной работы на тему «Использование современных технологических подходов в развитии полиречевых навыков детей дошкольного возраста»

ш

в;

5 х

m

о

СП

6

W О

¡3

о о

W

=г о

CL

с

ш ¡3

X X

о

S =Г

m

о х

х s

/Т/4. Дилъдибекова,

старший преподаватель кафедры дошкольного, начального обучения и воспитания личности филиала АО «НЦПК «Эрлеу» ИПКПР по

Костанайской области»

г. Костанай, Казахстан

He?i)?i свздер: мектепке дейтгi эю&с. бала, Kipmmipy, квпмэдени тулга, бтм беру ор-тасы, ортац тацырып арцылы жосларлау, ойын.

Ключевые слова: дошкольный возраст, ребенок, интеграция, поликультурная личность, образовательная среда, сквозное планирование, игра.

Keywords: preschool age, child, integration, polycultural person, educational environment, intergratedplanning, game

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В РАЗВИТИИ ПОЛИРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ацдатпа

Макал ада Kipiicripy, ортак такырып аркылы жоспар-лау непзшде мектепке дешнп жастагы балаларга уштш-д1 бшм беру сурактары караетырылады. Тольщканды коптшдш ортаны куру, ойын технологиялары, АКТ-тех-нологияларын жэне заманауи дамытушы технологиялар-ды колдануга ерекше кещл болшедг Уштшд1 бш1м беру уипн "Игровизор" ойын тренажер! мен жумыс дэптерш колдану ynruiepi кел'пршген.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы трехъязычного обучения детей дошкольного возраста на основе интеграции, сквозном планировании. Акцентируется внимание на создании насыщенной полиречевой среды, применение игровой технологии, ИКТ -технологий и современных развивающих методик. Приведены примеры практического применения рабочей тетради и игрового тренажера «Игровизор» для обучения трехъязычию.

Annotation

In the article trilingual learning of preschool age children on the basis of integration and its planning are considered. The attention is focused on the creative multilingual environment, using games technology, ICT - technologies and modern developing techniques. The examples of how to use a workbook and game «Igrovizor» exercise machine for three-lingual training are given.

В Послании Народу Казахстана от 28 февраля 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире», Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, подчеркнул:«... .предлагаю начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык - государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику»[1].

Важнейшей стратегической задачей образования являются: с одной стороны - сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой стороны -формирование и развитие у детей дошкольного возраста

1(19)/2018

Ш

лингвистического сознания, в основе которого овладение государственным, родным и иностранными языками.

Исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации занятий, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень. Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка понимается обучение, осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его обучения в школе. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни [2,с 439].

Сегодня перед педагогом стоит задача: формирование поликультурной личности. Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.

Формирование в дошкольном возрасте у детей коммуникативных навыков имеет огромное значение. В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения в образовательной области «Коммуникация» определены следующие цели: развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах деятельности; воспитание звуковой культуры речи; обогащение активного словаря; формирование грамматической стороны речи, развитие знакомства с детской литературой, выразительное чтение и пересказывание; развитие государственного, русского, английского и других языков. Содержание

образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми, внимания, интереса к слову... [3].

Реализация данных направлений стандарта невозможна без применения принципа интегративности всего образовательного процесса реализующегося в 2-х плоскостях. Первое - это сквозное планирование на основе 9 основных тем и объединение знаний по тематическому принципу, что влияет на формирование у детей целостного представления об окружающем мире. И второе, обеспечение взаимосвязи содержания всех разделов, всех областей программы на основе циклограммы жизнедеятельности детей. Полиязычное развитие детей в дошкольной организации образования реализуется как в учебной так и вне-учебной деятельности. Ребенок относится к каждому из трех языков как к средству коммуникации, он готов на любом из них общаться, выражать свои мысли и чувства. Постепенно он привыкает к этому, даже если знает, что один из языков не является родным для него и его родителей. При специальном обучении ребенок относится к новому языку как предмету изучения, к новой игре, новому виду деятельности, он не рассматривает его как одно из средств коммуникации.

Применение современных методов об- ^

к

учения триединству языков, позволяет на- К капливать пассивный и активный словарь м детей дошкольного возраста словами, обо- 2

Он

значающими названия предметов, явлении м

окружающего мира во всем их многооб- д

разии на трех языках. Для расширения ^

м

активного словарного запаса дошкольни- д"

ков необходимо проводить все режимные 2

моменты с использованием лексических щ

форм на трех языках. Обучение должно щ

существенно отличаться от обучения в §

начальной школе и от общепринятой ме- Ц}-

тодики обучения иностранному языку по ^

школьной методике и должно строиться с §

учетом возрастных особенностей детей до- § школьного возраста [4].

гт

в; К х

т

о

СП

я

ш О

Л

о о м =г о 0-с ш л

X X

о к

т

о х

х

В учебной деятельности казахский и английский языки чаще всего внедряются через интеграцию с применением легких для запоминания рифмовок, речевых и фонетических разминок; словесных и дидактических игр, ролевых игр, инсценировок и художественной литературы. Для создания социально-насыщенной языковой среды необходимо привлекать преподавателей казахского и английского языков. Их участие необходимо во всех режимных моментах детей для активизации и закрепления словарного запаса детей, для работы над звуковой стороной языка, формированием связной речи. Эта форма работы реализуется через следующие принципы: принцип наглядности; принцип активности и самостоятельности; принцип последовательности и постепенности: от простого к сложному. При изучении языка необходим творческий подход, основанный на индивидуализации обучения.

Одним из наиболее актуальных и действенных является преподавание ино^ст-ранного языка в игровой форме. У детей дошкольного возраста очень хорошо развита слуховая память. Они могут запомнить большое количество лексических единиц, не прилагая усилий, особенно если обучение проходит через игру. Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг~ре четыре важнейшие для ребенка функции: средство развития моти^ва^ци^онно-потребност-ной сферы; средство познания; средство развития умствен^ных действий; средство развития произвольного поведения. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, главное для малышей - движение. Важно, чтобы занятие ни в коем случае не превращалось в «сухое», неинтересное заучивание слов или движений с детьми в детском саду. Играя и с восторгом замечая свои успехи, ребенок развивается и стремится к следующим вершинам. Игровая деятельность оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. [5, с.25]. Итак, игра являет-

ся инструментом преподавания, активизирующим мыслительную деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языками.

Использование инновационных развивающих технологий и методик помогают обучению и развитию языков в дошкольном возрасте. Деятельность с дошкольниками на занятиях по полилингвальному обучению с применением элементов игровой технологии В.В. Воскобовича даёт возможность придать учебной деятельности развивающий характер. Возьмем к примеру «Игровизор». Развивающие задания с игровым тренажёром "Игровизор» можно применять в учебной деятельности на этапе повторения и закрепления учебного материала.

Что собой представляет игровой тренажер «Игровизор»? Это блокнот размера А4 из двух скреплённых листов. Нижний лист картонный, верхний - из прозрачного пластика. Под пластиковый слой подкладыва-ются листы с развивающими заданиями, в нём ребёнок маркером выполняет различные задания. Ребёнок может не бояться сделать ошибку - след маркера легко удаляется бумажной салфеткой. Выполнение заданий на "Игровизоре" очень нравится детям, ведь это очень интересно и полезно, так как развивается мелкая моторика, формируется моторный образ изучаемого слова, тренируем навык запоминания. И всё это в игре. Развивающие игры - задания по лексическим темам повышают интерес ребенка к изучению языка и имеют двойное значение - дети учатся и играют в интересные игры, т.е. учатся - играя. Каждое задание имеет свое содержание и цель. В ходе игры развиваются речевые навыки, самостоятельность мышления, фантазия, наблюдательность, согласованность и выдержка.

Применение медиатехнологий в детском саду позволяет применять мультимедий-

ный способы подачи информации который, обладает рядом преимуществ:

• информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

• образный тип информации: движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;

• компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

• постановка проблемных задач является стимулом познавательной активности детей;

• возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста, в процессе деятельности каждый ребёнок выполняет задания своего уровня сложности и в своём темпе;

• компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребёнком, никогда не ругает его за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит недочёты, что создаёт в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха» [6].

Работа в рабочей тетради позволяет совместную деятельность ребенка и педагога. Пиктографические условные знаки «Посмотри и расскажи», «Подумай», «Обведи и соедини», «Запомни», «Раскрась» (с которыми дети знакомятся заранее) помогают интереснее и качественнее организовать педагогический процесс. Иллюстрации, опорные схемы, пиктограммы, которые в совокупности развивают элементарные языковые навыки и умения, формируют исследовательские навыки, развивают языковую память и в целом создают положительную мотивацию к дальнейшему изучению языков. Работа в тетради может проводиться как индивидуально, так и с группой детей, она принесет ребенку большое количество неподдельной радости и интереса к новым словам. Выполняя игровые задания на трех языках , ребенок не только развивает языковую компетентность, но и познавательную: воображение, мышление. Самостоятель-

ная работа в рабочей тетради позволяет ребенку употреблять слова казахского и английского языков, на основе которых он составляет самые простые высказывания и предложения. Особый акцент делается на составление рассказов по опорным картинкам и схемам.

В заключении хотелось бы отметить, что правильно организованное обучение триединству языков в детском саду поможет решить задачи образования, воспитания и развития дошкольников, подготовит их к жизни в современном полиязычном мире. Для создания коммуникативной обстановки во время учебной деятельности важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, оценивать успехи ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев H.A. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. — 2007. — 1 марта.

2. Мкртычева Н. С. Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка / Н.С. Мкртычева, П.С. Тонкошнур // Молодой ученый. —2012. — №4. — С. 439-441.

3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Приложение 1 к постановлению правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292. Утвержден постановлением Правительства Республики Ка- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

захстан от 23 августа 2012 года № 1080. К

4. Боранбаева JI.K. Развитие триединства g языков в дошкольных организациях обра- 2 зования /Л.К. Боранбаева // Международ- g ный журнал экспериментального образо- д вания. -2015. - №7.С. 133-134; URL: http:// ^ expeducation.ru/ru/article/view?id=7761 д-

5. Эльконин Д.Б. Психология игры./ Д.Б. 2 Эльконин М.: Владос, 1999 . - 360 с. щ

6. Новоселова С.Л. Компьютер в дет- ^ ском саду / СЛ. Новоселова //Дошкольное § воспитание. - 1989. - №10. - С.53-55. Щ

7. Государственная программа развития ^ языков в Республике Казахстан на 2011- § 2020 годы // edu.gov.kz §

1(19)/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.