Ляпина И.В.
воспитатель класса предшкольной подготовки, Ново-Урицкая средняя школа, п. Сарыколь
Нег1зг1 свздер: тэрби-еш1, бала, отбасы тэрбиеа, ецбек
Ключевые слова: вос-питатель,ребенок, семейное воспитание, труд.
Keywords: еducator, breeding,baby parents.
Вестник «Qp.ey»-kst =
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа:
«МБ-ц тэрбиелш YPдiсiнде отбасыньщ релЬ> макала-сы тэрбиешшщ ата-ана ж^ртшылыгына Yндеуi секiлдi жа-зылган. Отбасы мен мектепке дешнп балалар ^йымынын (МБ¥) езара эрекеттесуi - макала авторыныц негiзгi макса-ты.
Аннотация:
Актуальной темой в воспитании и обучении детей класса предшкольной подготовки является развитие триединства языков для детей. Реализация воспитательно-образовательных задач вот главная задача педагога-новатора..
Annotaition:
The article «The Role of the family in the educational
process of the pre-school education» was written mainly as a ^
treatment teacher to parent community. The interaction of family
and children's pre-school organization the main purpose of the ^
author of the article. Head for the training of L.Gapeeva. §
о с о
I-
Дети — это живой и прекрасный образ будущего. Все родители и у всех народов видели в детях самую сокро- ^ венную суть жизни. о
С. А. Назарбаева
о с
«Воспитание детей - это огромные инвестиции в бу- s дущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так < и стремиться дать нашим детям лучшее образование. Под- 5 готовить ребёнка к знаниям и труду - это долг родителей. ^ Лозунг «Всё лучшее - детям» - должен стать принципом ® для всех родителей» [1].
В своей статье я хотела бы обратить внимание на роль семьи в воспитательном процессе дошкольного обра- О зования, на взаимное сотрудничество родителей и педаго- ^ гов (в большей степени на этапе дошкольного образования ^ детей 5-6 лет). й
Семейное воспитание - это процесс педагогического ^
н
взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми ^ с целью создания необходимых условий для развития лич-
Вестник «Oрлеу»-kst
Яс №
I
О С о
I-
2
*
о с
X
2
о о да
£
№ о
Ё
Ё На X
Н
<
ности ребёнка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. Семья в современных условиях рассматривается как важнейший социальный институт общества, в котором в большей степени осуществляется воспитание и обучение детей с раннего возраста. Как социальный институт и малая группа семья определяет комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых регулирует и контролирует готовность детей к жизни в обществе [2].
Народная мудрость «Что посеешь, то и пожнёшь», несмотря на свою простоту, имеет под собой научные доказательства: образцы поведения, вынесенные из семьи, из взаимоотношений с близкими взрослыми, влияют на всю дальнейшую жизнь человека.
Качество жизни в системе отношений «ребёнок - родитель», несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности.
Задачами семейного воспитания являются:
-создание максимальных условий для роста и развития ребёнка, обеспечение его социально- экономической и психологической защиты;
-сохранение, развитие и передача детям ценностей, традиций общества и семьи;
-создание психологического комфорта, обеспечение эмоциональной поддержки, чувства безопасности;
Каждый родитель заинтересован видеть в своём ребёнке интеллектуально развитую личность, уделяет огромное внимание подготовке детей к школе. Родители и члены семьи много играют с детьми, читают им книги или читают вместе с ними. Используют развивающие компьютерные игры, поощряют их любознательность, отвечают на все возникающие у них вопросы. Посещают детские развлекательные
центры, выставки, осуществляют совместные поездки по городам ближнего и дальнего зарубежья, ходят в походы, проводят совместный семейный досуг, соблюдая традиции и обычаи своего народа и страны, в которой они проживают.
Родители учат старших дошкольников обращению с телефоном, телевизором, компьютером. Родители и взрослые члены семьи в период предшкольной подготовки оказывают детям постоянную помощь и осуществляют демократичный контроль, формируют положительную мотивацию к учению в школе.
Далеко не каждая семья обладает высоким уровнем компетентности, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании и обучении детей. Мини-центр, далее класс предшкольной подготовки - первые образовательные ступени дошкольного обучения и воспитания, с которыми вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества совместной работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Главная цель работы воспитателей и семьи - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребёнка.
В практику общественного дошкольного воспитания вошли следующие формы работы с родителями [3].
Индивидуальные:
-изучение опыта семейного воспитания (посещение семей, передача информации по записке, телефону)
-индивидуальная беседа, консультации, анкетирование, тестирование.
Коллективные:
-групповые и общие родительские собрания;
-коллективные консультации;
-лекции (лектории);
-«Школа молодых родителей»;
Вестник «Oрлеу»-kst
1
-конференции, семинары; -устные журналы, диспуты; -вечера вопросов и ответов, встречи «за круглым столом»;
-кружки, клубы по интересам (с привлечением родителей);
-субботники (совместная практическая деятельность сотрудников дошкольного учреждения с родителями);
-участие родителей в создании социально-развивающей среды группы или класса.
Наглядные:
-выставки, фотомонтажи; -дни открытых дверей; -педагогические информационные стенды (« уголки для родителей»); -библиотека для родителей; -папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания;
-презентации проектной, творческой деятельности (работа детей с участием родителей);
-проведение праздников, утренников, спортивных мероприятий, экскурсий с привлечением родительской общественности.
Осуществляя ведущую роль во всестороннем воспитании детей, дошкольное учреждение оказывает родителям разностороннюю помощь.
Родители должны знать, что совместное воспитание семьи и дошкольного учреждения определено законом РК «Об образовании».
Воспитатель в обязательном порядке организует среди родителей пропаганду знаний законов, правительственных документов по вопросам воспитания детей, обязанностей родителей, ответственность перед государством и обществом. Предлагает современную педагогическую литера-
туру по изучению семейного и дошкольного воспитания детей.
«Как и всему миру, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования», - заявил Президент РК Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана.
Актуальной темой в воспитании и обучении детей класса предшкольной подготовки является развитие триединства языков для детей. Реализация воспитательно-образовательных задач может быть успешной, если педагог и родители станут равноправными партнёрами, найдут единые подходы к выработке цели, задач и определении путей по достижению намеченных результатов.
Тема семейного воспитания - без конца и края. Поэтому закончить статью хочу замечательным высказыванием А.Н.Острогорского (1840-1917) - видного прогрессивного педагога и писателя второй половины XIX в: «Взрослые дети - аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную любовь к ним и наш педагогический профессионализм, нашу человеческую красоту и гражданскую доблесть, наше родительское мужество и семейное счастье» [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента страны народу Казахстана «Стратегия Казахста-на-2050».
2. ГОСО РК предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет.
3. А.К. Бондаренко: «Заведующий дошкольным учреждением», 1984 г., Москва «Просвещение».
4. Журнал «Дошкольное воспитание», 1990 г., стр. 66-79
Яс №
I
О С о
I-
Е! о с
о о да
£
№ о
е
X
я
н
<