Научная статья на тему 'Использование игровой технологии В. Воскобовича в детском саду'

Использование игровой технологии В. Воскобовича в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1764
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЙЫН ТЕХНОЛОГИЯСЫ / БАЛАНЫң ЗИЯТКЕРЛіК ЖәНЕ ШЫГАРМАШЫЛЫқ ЦАБіЛЕТТЕРі / ЛОГИКО-МАТЕМАТИКАЛЫқ ОЙЫНДАР / АШЫЛУЛАР / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / GAME TECHNOLOGY / УМСТВЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА / MENTAL AND ARTISTIC ABILITIES OF CHILD / ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / MATHS -LOGICAL GAMES / DISCOVERING / ОТКРЫТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адрова Т. Н., Радина И. И.

Данная статья знакомит с уникальной по своим возможностям игровой технологией В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the game technology of V. Voskobovich in a kindergarten

This article acquaints with the opportunities of the unique game technology by Voskobovich V. «The Fairy Mazes of Game», as well with the system of Maths-logical skills based on using V. Voskobo-vich's games.

Текст научной работы на тему «Использование игровой технологии В. Воскобовича в детском саду»

^^ Педагогическая наука и практика ^^^

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Т.Н.Адрова,

воспитатель, ГККП «Ясли-сад №14 акимата г. Костаная отдела образования акимата города Костаная»

И.И.Радина,

воспитатель, ГККП «Ясли-сад №14 акимата г. Костаная отдела образования акимата города Костаная»

He?ii?i свздер: ойын технология-съг, баланыц зияткерлж жэне шыгар-машылъщ Kaoi.iemmepi, логико-матема-тикалъщ ойындар, ашылулар.

Ключевые слова: игровая технология, умственные и творческие способности ребенка, логико-математические игры, открытия.

Keywords: game technology, mental and artistic abilities of child, Maths -logical games, discovering.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.ВОСКОБОВИЧА В ДЕТСКОМ САДУ

Ацдатпа

Макала «Ертегшк лабиринт ойындары» ойын технологияларыньщ мумкшд1ктер1 В.Воскобовичтщ ойындарын колдануга непзделген логико - матема-тикальщ жуйеамен керсетшм мен шеберл1кп 6ipe-гей таныстырады.

Аннотация

Данная статья знакомит с уникальной по своим возможностям игровой технологией В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», а также с системой логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр В.Воскобовича.

Annotation

This article acquaints with the opportunities of the unique game technology by Voskobovich V. «The Fairy Mazes of Game», as well with the system of Maths-logical skills based on using V. Voskobo-vich's games.

На современном этапе развития Республики Казахстан происходят глубокие социально-экономические преобразования, которые требуют новых t^ подходов к системе образования. Это своевременно д нашло отражение в долгосрочной Стратегии «Казах- m стан 2050», в которой образование признано одним м из важнейших приоритетов. Стратегическая цель ^ политики нашего государства - войти в число три- 2

hQ

дцати наиболее конкурентоспособных стран мира, о Учитывая это, в Послании Президента Республики w Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахста- О на была поставлена задача «ускорить создание соб- С ственной передовой системы образования, охваты- д вающей граждан всех возрастов» [1]. щ

Дошкольное образование - это фундамент всей § образовательной системы, т.к. именно здесь закла- ^ дываются основы личности. Стремительное и ди- § намичное развитие современного общества требует ® кардинальных изменений и в дошкольном образо- К вании. Государственный общеобязательный стан-

в; К х

т

о

СП

я

ш О

Л

о о м =г о 0-с ш л

X X

о к

т

о х

х

дарт дошкольного воспитания и обучения РК, в котором реализованы нормы Закона РК «Об образовании», определяет цель дошкольного воспитания и обучения - «формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности на данном возрастном этапе» [2, с.4].

Учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем, что главной формой организации учебной деятельности является игра. Здесь хочется вспомнить слова замечательного педагога В.Зеньковского, который, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «...для того и дано нам детство, чтобы мы играли». Среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась особенная, самобытная, творческая группа игр - развивающие игры В.Воскобови-ча «Сказочные лабиринты игры» [4]. В играх В.Воскобовича заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с помощью которых ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, подчас не догадываясь об этом.

Сегодня хотелось бы более подробно остановиться на игровой технологии В.Воскобовича и показать, как мы используем ее в своей работе.

Вячеслав Вадимович Воскобович - изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Свою технологию он назвал «Сказочные лабиринты игры». И это не случайно. Ведь все эти игры постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который малыш имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры. Все игры В.Воскобовича сопровождаются сказочным сюжетом. Это позволяет поддерживать познавательный интерес ребенка. Дошкольник становится действующим лицом событий, «проживает» сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство - Фиолетовый лес и сказочных героев: Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк и др.

Из всего многообразия форм и методов работы мы запланировали следующие формы ра-

Педагогическая наука и практика

боты с детьми:

• логико-математические игры;

• интегрированные занятия;

• совместная игровая деятельность детей и взрослых;

• конструктивная деятельность.

Вводить детей в сказочный мир игры мы начали со 2 младшей группы. «Волшебный квадрат В.Воскобовича» - одна из первых игр, с которой познакомились дети. Играя, дошкольники осваивали приемы конструирования геометрических форм и алгоритмы сложения предметных форм. Знакомясь со сказочными персонажами (мамой Трапецией, папой Прямоугольником, дедушкой Четырехугольником), малыши путешествовали по сказке, преодолевали вместе с ними совсем не сказочные препятствия, добивались успеха. Игры с «Волшебным квадратом» включали как часть занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП). Они помогли познакомить ребенка с геометрическими формами, понятиями «длинный», «короткий», с пространственной ориентировкой.

Приметая принцип дидактики «от простого к сложному», мы поняли, что интеллектуальные способности детей интенсивно развиваются лишь в том случае, если образовательная деятельность осуществляется в системе постоянного и постепенного усложнения игр. Продолжая работу по данному направлению, в средней группе детям был предложен уже не двухцветный, а четырехцветный «Волшебный квадрат», который потребовал от ребенка интеллектуальных и волевых усилий. Малыши уже сами придумывали и складывали свои фигуры, давали им название. В процессе игровой деятельности у ребят развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности.

Интересной и новой для детей стала игра «Геоконт». На первом этапе дети с помощью волшебных ниточек - резинок выполняли задания Паука Юкка, конструировали геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. В средней группе дети вновь с большим интересом играли с «Геоконтом». Но на данном этапе задания усложнялись. В процессе игры перед дошкольником возникали «препятствия»: задание, вопрос, задача. Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле резинка («паутинка»), которая

^^ Педагогическая

исчезала в случае правильного решения.

Ключевую роль в усвоении и закреплении пройденной цифры играет «Конструктор цифр». Дети сначала выкладывали цифру по образцу, затем по памяти.

Играя с «Чудо-головоломками», дошкольники знакомились с сенсорными эталонами цвета, формы, величины. Хочется заметить, что в этом возрасте ребята уже могли составлять небольшие описательные рассказы по картинкам, сложенным из деталей головоломки. А обучающее пособие «Игровизор» явилось прекрасным дополнительным средством по математическому развитию детей, формированию представлений о предметном и природном мире.

Для того чтобы дети почувствовали сказочную атмосферу, в группе был оборудован интеллектуальный игровой центр «Фиолетовый лес». «Фиолетовый лес» представляет собой сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя, дает возможность ребенку проявлять творчество, фантазию. Созданная соответствующая среда способствовала успешной работе по данному направлению, а также создала условия для наблюдения и экспериментирования.

Ни для кого не секрет, что успех работы по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Для этого нами были проведены родительские собрания, дни открытых дверей, семинар - практикум, на которых познакомили родителей не только с развивающей сутью технологии, но и дали практические советы, как в домашних условиях можно использовать данные игры, предложили игровые задания и упражнения для совместных игр с детьми. В течение года для родителей были проведены консультации на темы «Развивающие игры В.Воскобовича» [5], «Возможные пути решения воспитательных и образовательных задач», составлены «Памятки» по использованию игровых технологий. Совместные игровые мероприятия детей и родителей помогли взрослым понять важность игрового обучения детей дошкольного возраста.

Мы понимаем, что качественная реализация развивающих игр невозможна без определения

аука и практика Qcl)

уровня развития детей. Результаты проведенной диагностики показали стабильную динамику развития детей. Первичная диагностика в начале года показала, что умственная активность дошкольников составляет 25%, уровень логического мышления - 30%, интеллектуальные способности - 25%. К концу года умственная активность возросла на 35%, уровень логического мышления - на 30%, интеллектуальные и познавательные способности - на 35%. Данные действительно впечатляющие, а секрет на самом деле очень прост - игровая технология В.Воскобовича.

Трудно переоценить роль игровой технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в познавательном развитии ребенка. Опираясь на личный опыт, мы пришли к выводу, что использование данной технологии помогло нам научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Мы учим детей умению задавать умные вопросы и самостоятельно искать ответы, быть уверенными в себе, в своей талантливости. Нам хочется надеяться, что дети не утратят любознательность, способность творить, фантазировать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев H.A. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Астана, Аккорда, 2018.

2. Государственный общеобязательный § стандарт дошкольного воспитания и обучения ^ Республики Казахстан. Астана, 2016. §

3. Государственная программа развития ^ образования в Республике Казахстан на 2011- g 2020 годы // www.edu.gov.kz/rn/zakonodatelstvo д

4. Воскобович В.В. Сказочные лабирин- ^ ты игры. Игровая технология интеллекту- д ально-творческого развития детей 3-7 лет / 2 В.В.Воскобович, Т.Г.Харько. - СПб, 2007. - „ 110с. g

5. Развивающие игры В. В. Воскобовича. g 1-ая Всероссийская научно-практическая кон- К ференция с международным участием «Разви- <с вающие игры В.Воскобовича в работе с детьми О дошкольного и младшего школьного возрас- д та»/Под ред. В.В.Воскобович, JI.C. Вакуленко. -СПб, 2013. -148с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.