REFERENCES
1. Alekseeva L.V. Psikhologicheskaya kharakteristika subekta i subekta pristupnika [Psychological characteristics of the subject and the subject of the criminal]. Vestnik Tyumenskogo goudarstvennogo universiteta [Tyumen State University Herald], 2003, № 4, pp. 216-228.
2. Volkova E.N. Subektnost' pedagoga: teoriya i praktika. Avtoref. diss. d-ra psikhol. nauk [Subject teacher: theory and practice. Dr. Sci. (Psychology) Thesis]. Moscow, 2003. - 41 s.
3. Korzhova E.Yu., Volkova E.N., Rudykhina O.V., Tumanova E.N. Psikhologiya cheloveka kak subekta zhiznedeyatel'nosti i zhiznennogo puti lichnosti: osnovnye itogi issledovaniya [Human psychology as a subject of life and life activity of a person: main results of the research]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercina [Izvestia: Herzen
University Journal of Humanities & Science], 2018, no. 187, pp. 40-50.
4. Ol'khovaya T.A. Stanovlenie subektnosti studenta universiteta [Formation of subjectivity of a university student]. Orenburg: GOU OGU, 2006. 186 p.
5. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoi antropologii. Psikhologiya cheloveka. Vvedenie v psikhologiyu subektnosti: ucheb. posobie [The foundations of psychological anthropology. Human psychology. Introduction to the psychology of subjectivity]. Moscow: Shkola-Press, 1995.
6. Shchukina M.A. Osobennosti razvitiya subektnosti lichnosti v podrostkovoi vozraste. Avtoref. diss. kand. psikhol. nauk [Features of the development of personality subjectivity in adolescence. Ph. D. (Psychology) Thesis]. Sankt-Peterburg, 2004. 20 p.
УДК 376
Н.А. Никольская,
студентка 4 курса, направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое)
образование», профиля «Специальная психология» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
г. Волгоград, Россия [email protected] Т.П. Малкова,
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
г. Волгоград, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-5714-8482
Развитие предметных представлений у детей с нарушением зрения средствами игровых технологий В.В. Воскобовича
В статье представлен анализ психолого - педагогических исследований отечественных тифлологов, по проблеме развития предметных представлений у детей с нарушением зрения. Рассматривается значение развития предметных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, представлены специфические особенности предметных представлений детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения. В статье описываются результаты исследования уровня развития предметных представлений у младших дошкольников с нарушением зрения. Представлены результаты коррекционно - развивающей работы, направленной на развитие предметных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения, для которой была специально разработана серия коррекционно - развивающих занятий с использованием технологии «Фиолетовый лес», входящей в серию игровых технологий В.В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Ключевые слова: предметные представления, ограниченные возможности здоровья, дошкольники с нарушением зрения, игровые технологии, технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «Фиолетовый лес».
N.A. Nikolskaya, 4th year undergraduate student Volgograd State Socio-Pedagogical University
Volgograd, Russia
T.P. Malkova,
Ph.D. in Psychologic Sciences, Assossiated Professor, Department of Special Pedagogy and
Psychology
Volgograd State Socio-Pedagogical University
Volgograd, Russia
The development of subject representations in children with visual impairment by means of gaming technology by V.V. Voskobovich
The article presents the analysis of psychological and pedagogical researches of the national tiflologist, devoted to the issue of development of subject representations in children with visual impairment. The importance of the development of subject representations in preschool children with visual impairment is considered, the features of subject representations of preschool children with visual impairment are presented. The article describes the results of subject representation level of development in younger preschoolers with visual impairment. The article presents the results of correctional and developmental work aimed to the subject representation development in preschool children with visual impairment, for which a set of correctional and developmental activities using the technology of "Purple forest", which is part of a series of gaming technologies by V.V. Voskobovich "Fabulous game labyrinths ".
Keywords: subject perception, limited health, preschool children with visual impairment, gaming technology, technology by V.V. Voskobovich "Fabulous game labyrinths", "Purple Forest".
Важнейшим фактором успешного освоения окружающей действительности детьми дошкольного возраста является овладение ими знаниями о предметных представлениях того мира, в котором они живут. В связи с этим вопросы развития предметных представлений всегда находились и находятся в центре внимания психолого -педагогических исследований.
Как известно, познание окружающей действительности составляет фундамент общего развития ребенка как нормально развивающегося, так и ребенка с различными нарушениями. В то же время достаточный объем знаний об окружающем мире имеет самостоятельное значение, так как он необходим как для успешного обучения ребенка в школе и его дальнейшей активной деятельности, так и для развития полноценной личности, в последующем.
В отечественной психологии и педагогике признано отношение к дошкольному возрасту детей как к этапу, определяющему его дальнейшее развитие. В многочисленных трудах отечественных педагогов и психологов отмечается, что наиболее активно предметные представления развиваются в младшем дошкольном возрасте, именно в этом возрасте происходят особенно большие успехи в развитии ребенка. Он активно начинает действовать с предметами, усваивает способы применения их, и все это значительно расширяет познавательный опыт ребенка.
По утверждениям большинства отечественных педагогов и психологов, ознакомление младших дошкольников с предметным миром является одной из важных задач, для решения которой в свое время предлагались различные методические разработки, направленные на более успешное освоение материала в данном направлении. Все это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и к детям с различными нарушениями зрения, для которых характерны неточность, неполнота, слабая дифференцированность, фрагментарность представлений о предметах и их существенных признаках. Сфера сопоставления и сравнения предметов у младших дошкольников с нарушением зрения более сужена, чем у нормально видящих сверстников. Ограниченный практический опыт оперирования предметами затрудняет формирование представлений о назначении некоторых предметов, особенностях их использования в жизнедеятельности человека [7].
Ведущие отечественные тифлологи, такие как М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, В.А. Феоктистова неоднократно подтверждали в своих исследованиях, что в условиях зрительной депривации ребенок испытывает значительные трудности в восприятии внешних свойств предметов, что искажает представления об окружающей действительности, отрицательно влияет на развитие личности в целом [6].
Поиск действенных форм организации коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии, является актуальным направлением совершенствования системы их успешного развития. Современная
методическая база располагает достаточно большим количеством игровых технологий, способствующих повышению объема знаний об окружающем мире, как у нормально развивающихся, так и у детей с ограниченными возможностями здоровья, например, такие как «Технология Никитина», «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки Кюизенера». Кроме этого в настоящее время набирают популярность игровые технологии В.В. Воскобовича, объединенные под названием «Сказочные лабиринты игры», одна из которых технология «Фиолетовый лес». Игровые технологии В.В. Воскобовча успешно включаются в коорекционно - педагогический процесс работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, в том числе и с детьми имеющими нарушения зрения.
Анализ психолого - педагогической литературы свидетельствует о том, что в тифлологии раскрыты особенности предметных представлений и закономерности их развития у детей с нарушением зрения, создана теоретическая база для обоснования педагогических путей руководства данным процессом. Так особенностям развития предметных представлений у детей дошкольного возраста с различными нарушениями зрения много внимания в своих работах выделяла М.И. Земцова, психологическим особенностям развития дошкольников с нарушениями зрения посвящены труды Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксина рассматривала вопросы особенностей развития ориентировки в пространств дошкольников с нарушением зрения. Вопросам успешного развития предметных представлений у детей с нарушением зрения средствами игровых технологий В.В. Воскобовича на сегодняшний день не уделено должного внимания. В связи с этим была определена тема данного исследования: «Развитие предметных представлений у детей с нарушением зрения средствами игровых технологий В.В. Воскобовича».
Цель исследования заключалась в изучении специфических особенностей развития предметных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения и определении путей оптимизации данного процесса.
Для достижения цели исследования, были поставлены задачи: провести теоретический анализ психолого - педагогической литературы, направленной на изучение развития предметных представлений у детей с нарушением зрения; изучить особенности развития предметных представлений у детей с нарушением зрения; определить уровень развития предметных представлений у детей с нарушением зрения; разработать и внедрить серию коррекционно - развивающих занятий направленных на более успешное развитие предметных представлений у детей с нарушением зрения с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича.
Опытно - экспериментальная работа, длившаяся семь месяцев, проходила на базе «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 283 Краснооктябрьского района Волгограда»». В экспериментальной работе приняли участие десять детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения.
В констатирующем эксперименте были задействованы методики С.Д. Забрамной, предложенные в сборнике «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол. мед. пед. комис. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС. - 2005. - 32 с.». Наглядный материал данных методик был адаптирован для детей с нарушением зрения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей низкий и средний уровень развития предметных представлений об окружающем мире. Дети испытывали трудности при выполнении заданий на составление целого предметного изображения из частей, многие дети не узнавали определенные предметы по отдельным характерным признакам, такие как цвет, форма, величина. Малыши затруднялись определять предложенные предметы по трем-четырем характерным деталям. Существенные затруднения у детей вызывали задания, связанные с контурными и силуэтными изображениями предметных картинок.
Далее был проведен формирующий эксперимент, для которого была разработана серия коррекционно - развивающих занятий на основе игровой технологии В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Содержание разработанных коррекционно -развивающих занятий охватывало семь лексических тем: овощи, фрукты, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, цветы. В соответствии с перечисленными
темами было разработано двенадцать занятий, каждое из которых включало в себя от четырех до пяти игр, упражнений и заданий. В общей сложности было разработано шестьдесят игр и упражнений, объединённых в один сказочный сюжет «Фифа и Лопушок в поисках ответов». Все занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, а задания выстроены от простого к сложному. В целях повышения эффективности работы, в коррекционно - развивающий процесс были привлечены и родители детей, которые проявили инициативу в изготовлении раздаточного материала для данного сказочного сюжета. Дома родители вместе со своими детьми проигрывали отдельные сценки данного сюжета, создавали игры с участием главных персонажей (сказочные персонажи, предложенные В.В. Воскобовичем. Фифа - гусеница, Лопушок - цветок растения лопуха) и вместе обыгрывали предложенные ситуации, как в стенах дома, так и на прогулке. Работа с родителями смогла привлечь особое внимание детей, которые были очень рады, что родители знают сказочных героев этого сюжета. Вся эта работа положительно сказалась на результатах коррекционно - развивающего процесса по более успешному усвоению знаний о предметах окружающей действительности.
Таким образом использование в педагогическом процессе технологии «Фиолетового леса» в работе с младшими дошкольниками с нарушением зрения, способствовало более успешному развитию умения осязательно - зрительно обследовать предметы по плану, зрительно соотносить плоское изображение с натуральным объектом, узнавать ранее изученные предметы в новых предметно-логических связях, умения подбирать предметную картинку к натуральному объекту, узнаванию, называнию и показыванию основных частей предмета сложной конфигурации, узнавать предмет по части, узнавать предмет в зашумленном изображении, узнавать предмет в условиях измененного пространственного расположения данного предмета в группе других предметов.
Результаты проведенного контрольного эксперимента, свидетельствовали о положительной динамике в развитии предметных представлений младших дошкольников с нарушением зрения. Если результаты констатирующего эксперимента показали у троих детей низкий уровень развития предметных представлений, то результаты контрольного низкого уровня не показали ни у одного ребенка. Средний уровень был у пятерых детей, а по результатам контрольного эксперимента после формирующей работы стало шесть младших дошкольников. С высоким уровнем количество детей значительно возросло, их стало в два раза больше.
Таким образом, проведенная работа подтвердила гипотезу о том что более успешному развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения будет способствовать разработанная и внедрённая в коррекционно - педагогический процесс серия коррекционно-развивающих занятий с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича. Кроме этого серия коррекционно-развивающих занятий может быть применена и с другими категориями детей с нарушениями в развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адрова, Т.Н. Использование игровой технологии В.В. Воскобовича в детском саду [Электронный ресурс] / Т.Н. Адрова, И.И. Радина // Педагогическая наука и практика. - 2018. - № 1 (19). - С.83-85. -Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35254653. - 15.11.2018.
2. Воскобович, В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет [Текст] / В.В. Воскобович, Т.Г. Харько. - СПб., 2007. - 110 с.
3. Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : метод. пособие / В.В. Воскобович [и др.] ; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. - СПб. : Развивающие игры Воскобовича ; КАРО, 2017. - 352 с.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - СПб. : Лань. -2003. - 656 с. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0453/1_0453-1.shtml. - 15.10.2018.
5. Дружинина, Л.А. В помощь тифлопедагогу ДОУ [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений дефектол. фак. / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск, 2010. - 252 с.
6. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л.Б. Осипова, Л.А. Дружинина, О.И. Власова, Ю.Ю. Стахеева. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 158 с.
7. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] / Л.И. Плаксина. - М. : ГороД, 1998. - 262 с. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/320176/. - 13.11.2018.
8. Харько, Т.Г. Методика познавательно - творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса». Средний дошкольный возраст / Т.Г. Харько. - СПб. : Детство - Пресс, 2013. - 192 с.
REFERENCES
1. Adrova T.N., Radina I.I. Ispol'zovanie igrovoi tekhnologii V.V. Voskobovicha v detskom sadu [Elektronnyi resurs] [Using gaming technology by V.V. Voskobovich in kindergarten]. Pedagogicheskaya nauka i praktika [Using gaming technology by V.V. Voskobovich in kindergarten], 2018, no. 1 (19), pp. 83-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35254653 (Accessed 15.11.2018).
2. Voskobovich V.V., Khar'ko T.G. Skazochnye labirinty igry. Igrovaya tekhnologiya intellektual'no-tvorcheskogo razvitiya detei 3-7 let [Fabulous game labyrinths. Gaming technology of intellectual and creative development of 3-7 years old children]. Sankt-Peterburg, 2007. 110 p.
3. Voskobovich V.V., et al. Igrovaya tekhnologiya intellektual'no-tvorcheskogo razvitiya detei «Skazochnye labirinty igry»: metod. posobie [Game technology of intellectual and creative development of children "Fabulous
game labyrinths"]. L.S Vakulenko (eds.). Sankt-Peterburg: Razvivayushchie igry Voskobovicha; KARO, 2017. 352 p.
4. Vygotskii L.S. Osnovy defektologii [Elektronnyi resurs] [Fundamentals of defectology]. Sankt-Peterburg: Lan', 2003. 656 p. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-1.shtml (Accessed 15.10.18).
5. Druzhinina L.A., Osipova L.B. V pomoshch' tiflopedagogu DOU: ucheb.-metod. posobie dlya studentov vysshikh ped. ucheb. zavedenii defektol. fak. [To the help of tiflopedagogue of the kindergarten]. Chelyabinsk, 2010. 252 p.
6. Osipova L.B., Druzhinina L.A., Vlasova O.I., Stakheeva Yu.Yu. Razvitie predmetnykh predstavlenii u detei doshkol'nogo vozrasta s narusheniyami zreniya v processe tvorcheskogo konstruirovaniya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya: ucheb.-metod. posobie [The development of subject ideas in preschool children with visual impairments in the process of creative design in the context of inclusive education]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2016. 158 p.
7. Plaksina L.I. Teoreticheskie osnovy korrekcionnoi raboty v detskom sadu dlya detei s narusheniem zreniya [Elektronnyi resurs] [Theoretical foundations of correctional work in a kindergarten for children with visual impairment]. Moscow: GoroD, 1998. 262 p. URL: https://www.twirpx.com/file/320176/ (Accessed 13.11.2018).
8. Khar'ko T.G. Metodika poznavatel'no-tvorcheskogo razvitiya doshkol'nikov «Skazki Fioletovogo lesa». Srednii doshkol'nyi vozrast [Methods of informative - creative development of preschoolers "Purple Forest Tales". Middle Preschool Age]. Sankt-Peterburg: Detstvo - Press, 2013. 192 p.
УДК 376
В.А. Сидельникова,
студент 4 курса факультета социальной и коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
г. Волгоград, Россия [email protected] ОЯСГО: 0000-0002-4670-0999 Е.М. Сафронова,
доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».
г. Волгоград, Россия [email protected] ОЯСГО: 0000-0002-4670-0999
Формирование готовности к общению у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развития через игровую деятельность
В данной статье рассматривается проблема готовности детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии к общению через игровую деятельность. Общение является важной составляющей в жизни человека в обществе. Особое внимание уделяется игровой деятельности, как важному фактору формирования готовности к общению. Развитие навыков общения происходит через игру , как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. Именно в процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе В статье представлены результаты диагностики сформированности