Научная статья на тему 'Игровой концепт в стандартизации дошкольного воспитания'

Игровой концепт в стандартизации дошкольного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ 50 ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионова С. П., Исаева Т. А.

Сегодня одной из самых популярных наук стала педагогическая антропология. Огромное внимание в современной педагогической антропологии уделяется связям педагогики и политики. Изучается вечный замкнутый круг: власть, воспитание, ребенок; ребенок, воспитание, власть. Прикладная педагогическая антропология характеризуется эволюционным подходом к ребенку.Мақалада мектепке дейінгі білім беру стандартына қысқаша сипаттама берілген. Қазақстан Республикасындағы мектепке дейінгі білім беру жүйесін жаңарту жағдайында В.Воскобовичтің дамытушы ойындарын қолдану мүмкіндіктері ашу негізінде мектепке дейінгі балалық шаққа позитивті бұрылыс болып табылады.In article the short characteristic of the standard of preschool education is given. Possibilities of application of developing games of V. Voskobovich in the conditions of modernization of system of preschool education of the Republic of Kazakhstan on the basis of positive turn by the preschool childhood reveal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровой концепт в стандартизации дошкольного воспитания»

Казахстан на 2003-2015годы.// http:// kazembassy. by/econom/industr_razvitie. html

3. Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. - Алматы: МОНРК, 2007.

4. Программа. География 10-11 классов общеобразовательной школы. - Алматы: МОН РК, 2006.

5. Закон Республики Казахстан

«Об образовании». - Алматы: МОН РК, 2009.

ИГРОВОИ КОНЦЕПТ В СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Ионова С. П., Исаева Т.А.

Ключевые слова: Стандарт дошкольного воспитания и обучения, концепция 50 психологического возраста, образовательные области, педагогическая антропология, развивающие игры В. Воскобовича

Сегодня одной из самых популярных наук стала педагогическая антропология. Огромное внимание в современной педагогической антропологии уделяется связям педагогики и политики. Изучается вечный замкнутый круг: власть, воспитание, ребенок; ребенок, воспитание, власть.

Прикладная педагогическая антропология характеризуется эволюционным подходом к ребенку. По мнению М. Монтессори, которая внесла колоссальный вклад в развитие педагогической антропологии, человек рождается с уже организованной структурой впитывающего ума, который формируется опосредованно с помощью особых движущих сил жизни и под влиянием окружающей ребенка сре-

ды. В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Через средо-вое окружение его разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения человека.

В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать активным строителем самого себя. Малыш хочет трогать предметы, которые он видит, и слышать, как их называют взрослые. Он хотел бы много и разнообразно двигаться, работать руками. От 6 до 9 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Происходит ориента-

ВЕСТНИК «6PJ1ЕУ» ■ KST

1/2013

ция на мир посредством собственной деятельности, создание с помощью воображения его целостной картины. [5, 21] Этот период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми, близкими и далекими. Ребенка интересуют явления окружающего мира, он готов к решению проблемных задач, способен интегрировать, сопоставлять и дифференцировать.

При решении всех проблем целей, сущности и путей воспитания и обучения педагоги исходят из природы ребенка. Помня о главном принципе педагога - «не навреди», обратимся к природе современного ребенка. По данным исследований, проведенных ЮНЕСКО дети дошкольного возраста отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, для них характерно комплексное развитие мыслительных операций, у современных детей преобладает исследовательская инициатива, они достаточно хорошо ориентируются в современном мире. Соответственно, стандарты, методики и технологии должны быть такими, чтобы соответствовать современной природе ребенка.

На современном этапе в системе дошкольного образования Республики Казахстан идет широкомасштабная модернизация по ряду направлений:

- определение концептуальных основ деятельности системы дошкольного образования;

- внедрение нового Государственного стандарта дошкольного образования;

- создание научного и программно-методического сопрово-1/2013_

ждения дошкольного образования;

- обновление целей, задач, приоритетов, содержания, форм и методов, ключевых результатов дошкольного образования [2].

Концепцией Стандарта дошкольного воспитания и обучения является позитивный поворот к дошкольному детству, связанный с осознанием значительности тех образовательных ресурсов, которые в нем заложены, т.к. первые пять лет жизни являются периодом огромных достижений в области языкового, социального, социального, эмоционального и моторного развития

В основу стандарта положена:

- концепция психологического возраста, как этапа развития ребенка,

имеющего свою структуру и динамику;

51

научно-психологическое понимание, что детство - это закономерная последовательность внутренне необходимых этапов развития личности и полнота реализации задатков ребенка определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития.

Новизна Образовательного Стандарта дошкольного детства РК состоит в том, что во главу угла образовательной деятельности дошкольных организаций поставлены не традиционные занятия, а ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - игра [1,18]. Стандарт делает педагогический процесс более демократичным с позиции организации, более научным с позиции соответствия возрастным особенностям детей. _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

52

Такой концептуальный подход ориентирует нас на современные образовательные технологии, в основе которых лежит игра. Игры В. Вос-кобовича, соответствуют основным постулатам стандарта дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан:

1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми [1, 19]

2. Опора на интерес детей к содержанию и форме деятельности, партнерское участие педагога без психологического принуждения

3. Организация функциональной среды для обеспечения самореализации детей с разным уровнем развития

4. Гибкость форм организации детей, соответствующим их интересам

Развивающие игры В. Воскобовича могут успешно применяться:

1. В организованной учебной деятельности

- в образовательной области «Познание» - игры «Геоконт», «Чудо-крестики», «Игровой квадрат», развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять; «Математические корзинки» буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания;

- в образовательной области «Коммуникация» - игровые пособия «Забавные буквы», «Теремки Вос-кобовича», «Складушки» развивают у ребенка внимание, память, мышле-В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

ние, воображение и речь, способность к звуковому анализу, составлению слов и чтению;

- в образовательной области «Социум» - игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям;

- в образовательной области «Творчество» - Игровые наборы позволяют в полной мере раскрыть творческий потенциал детей любого возраста. Разноцветные паутинки, многочисленные цветные фигурки дают возможность почти бесконечного построения ребенком захватывающих миров, игры дарят малышам сказочную атмосферу. Здесь царят не сухие геометрические фигуры, а сказочные герои и их волшебные предметы, объединенные увлекательным сюжетом.

2. Для организации среды применяется развивающая сенсомоторная зона «Фиолетовый лес», состоящая из нескольких игровых областей:

- обеспечивает психофизическое здоровье детей через специально организованную деятельность: решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследователь-

1/2013

ская деятельность, проведение математических праздников и досугов и пр.;

закладывает основы первичного

детской активности в многосложном пространстве;

- обеспечивает потребности ребенка в информации;

мировоззрения;

- способствует успешной социализации ребенка;

обеспечивает возможность сво-

бодного манипулирования предметами и игрушками;

- создаёт условия для успешной адаптации к дошкольной организации;

3. В свободной деятельности детей:

создаёт атмосферу постоянного поиска, ситуаций успеха;

- обеспечивает возможности для приобретения опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми, предметами, объектами;

поддерживает творческие начинания ребенка;

стимулирует различные виды

способствует развитию когнитивных, физических, социальных, информационных навыков.

В своей книге «Революция в обучении» Гордон Драйден пытается создать стратегию вывода образования из «ловушки времени» [4, 26], в которую оно попало благодаря своему консерватизму. Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича - это инструмент всестороннего развития и воспитания дошкольника, это способ исследования, познания и ориентации детей в реальном мире. С их помощью воспитатель сможет организовать современный инновационный педагогический процесс, отвечающий требованиям вре- 53 мени.

Литература

1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан. - Астана, 2009

2. Программа развития образования Республики Казахстан на 20112020гг.- астана: МОН РК, 2011

3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. — М.: Изд-во УРАО, 2002. — 208 с.

4. Гордон Драйден, Джаннетт Вое. Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому. -М.: ПАРВИ-НЭ, 2003

5. Методические рекомендации по внедрению педагогической системы М. Монтессори в учебно-воспитательный процесс дошкольных организаций образования Республики Казахстан. - Алматы, 2013

1/2013

ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.