Научная статья на тему 'Учение с увлечением'

Учение с увлечением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / ИГРА / GAME / СЧЁТНЫЕ ПАЛОЧКИ / ACCOUNT STICKS / ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОЯТЬ / SEARCHING CREATIVE ACTIVITY / ОТКРЫТИЯ / OPENING / COGITATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адрова Т. Н., Радина И. И.

Данная статья знакомит с уникальной по своим возможностям методикой Кюизенера, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с палочками Кюизенера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching with passion

The article acquaints with a unique technique of Kuizener and the system about development logical and mathematical thinking and abilities of preschoolers, which established with using of games and exercises with Kuizener sticks.

Текст научной работы на тему «Учение с увлечением»

Вестник «Орлеу»-!^

Адрова Т.Н.,

воспитатель ГККП «Ясли-сад №14 отдела образования акимата города Костаная»

Радина И.И.,

воспитатель ГККП «Ясли-сад №14 отдела образования акимата города Костаная»

Нег1зг1 сездер: ойлагыштыц ца-быетг, ой эршн дамыту,ойын, сана-мак таяц шалар, шыгармашылыц-гз-дешс цызметг, ашылым, кыттг сездер.

Ключевые слова: мыслительные умения, интеллектуальное развитие, игра, счётные палочки, поисково-творческая деятельноять, открытия.

Keywords: cogitative abilities, intellectual development, game, account sticks, searching creative activity, opening.

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ Ацдатпа

Макала кызыкты e3i бштмен эдеспмелшпен таныстырады Кюизенера,жэне де математика -ой-мен кезецмен ,акылмен ойын тYрiнде тякпен жат-тыгу жYрriзедi Кюизенера.

Аннотация

Данная статья знакомит с уникальной по своим возможностям методикой Кюизенера, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с палочками Кюизенера.

Annotation

The article acquaints with a unique technique of Kuizener and the system about development logical and mathematical thinking and abilities of preschoolers, which established with using of games and exercises with Kuizener sticks.

Учиться можно только весело.

Чтобы переварить знания, надо поглощать их

с аппетитом.

А.Франс

Одной из наиболее важных задач воспитания ребенка является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко усваивать новое. Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка.

Ведущим видом детской деятельности, как известно, является игра. Трудно переоценить роль игры в жизни ребенка. Иногда мы забываем, что любые, даже самые сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще и еще.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Это логические блоки Дьенеша, игры В.Воскобовича, палочки

m

о

Рч

w

О *

s

1-4

о §

S

Рч

о

ш

Вестник «Oрлеу»-kst

Кюизенера и другие. Хочется более подробно остановиться на одной из универсальных технологий - палочках Кюизенера.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера представляют собой набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветные палочки», «цветные числа», «цветные линеечки». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Чем больше длина палочек, тем большее числовое значение она выражает. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Каковы плюсы методики Кюизенера?

Это, прежде всего, универсальность. Ее применение не противоречит никаким другим методикам, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.

Хочется отметить высокую эффективность данной методики. Несмотря на то, что палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку [1].

К тому же, палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.

Палочки Кюизенера идеально подходят § для знакомства ребенка с математикой и ре® шают следующие задачи: О - формирование понятия числовой поалеем довательности, состава числа;

РЧ

О - осознание отношений «больше - мень-

§ ше», «право - лево», «между», «длиннее»,

О «выше» и мн.др;

О - деление целого на части и измерение объ-

^ екта условными мерками, освоение в процес-

^ се этой практической деятельности некоторые

3 простейшие виды функциональной зависимо-

^ сти;

н - знакомство с арифметическими действиями сложения, умножения, вычитания и деле-

ния чисел;

- развитие психических процессов: восприятие, мышление, внимание, воображение, речь;

- развитие фантазии и воображения, познавательной активности;

- умение работать в коллективе.

Знакомство ребенка с палочками Кюизенера происходит в несколько этапов.

Первый этап можно условно назвать игровым. На данном этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Для начала достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят: у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее - розовый, а у Нуф-Нуфа - самый длинный и высокий - оранжевый.

Следующий шаг - освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, мы подводим ребенка к азам счета.

На следующем математическом этапе малыш учится в буквальном смысле «чувствовать» числа. Теперь обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику [ 2]

Палочки Кюизенера помогут ребенку освоить дробные числа. Здесь можно предложить дошкольнику следующее задание: разделите палочку "3" на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (три палочки). По-

Вестник «Oрлеу»-kst

т

кажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3. Чему равно 3/3?. Ответ: трем или одному целому. А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?

Затем ребенок может сравнить 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Далее упражнение проводятся на всех числах.

Палочки Кюизенера - простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».

Весь комплекс заданий можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже "перерос" - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.

Многие игры и упражнения с палочками, предлагаемые детям, носят проблемно-практический характер. Играя, ребенок должен решить, хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, чтобы помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывает в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, дает толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети, включаясь в ту или иную игру, «открывают» маленькие математические истины. Задача педагога состоит в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.

Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата помогают альбомы «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиками»,

«На золотом крыльце».

Эти альбомы предоставляют ребенку большие возможности для исследования. Дошкольник с помощью интересных заданий учится различать цвет, размер, количество. Он подходит к пониманию абстрактных понятий, таких, как число, измерение, «оживляет» героев любимых сказок.

Опираясь на личный опыт, мы пришли к выводу, что использование данной методики помогло нам научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Хочется надеяться, что, взрослея, ребенок не утратит любознательность, способность творить, фантазировать.

Проведённая диагностика помогла установить определённый объём знаний в интеллектуальном развитии, показала качественные результаты в их развитии.

Мы очень много говорили о роли игры в развитии ребенка. Здесь уместно вспомнить слова замечательного писателя Максима Горького: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Так давайте поможем ребенку изменить мир, сделать его лучше и добрей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина, В.А. Открываем мир цветной алгебры с помощью палочек Кюизенера [Текст]/В.А. Кузьмина. Новочебоксарск. 2011.

2. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера [Текст]/Л.Д. Комарова. 2008.

3. Новикова, В.П., Тихонова Л.И. Развива- » ющие игры с палочками Кюизенера [Текст]/ 5 В.П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. вд

4. Финкельштейн, Б.Б., Хвостова, Э. «На ^ золотом крыльце сидели...», «Кростики», й

«Волшебные дорожки»[Текст]/ Б.Б. Финкель- ^

н

штейн, Э. Хвостова. - СПб, Корвет, 2010. С

5. Михайлова, З.А. Игровые занятия для ^ дошкольников [Текст]/З.А. Михайлова. - ^ СПб., 2001. £

6. Носова, Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика К и математика для дошкольников[Текст]/Е.А. к Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб., «Детство - О Пресс», 2002. ™

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.