Научная статья на тему 'Воспитание качеств конкурентоспособной личности у дошкольника в процессе создания обучающей диалоговой среды'

Воспитание качеств конкурентоспособной личности у дошкольника в процессе создания обучающей диалоговой среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NEEDS / COMPETITIVE PERSON FEATURES / INTERACTIVE ENVIRONMENT / ALGORITHM OF CREATION OF TRAINING DIALOGUE ENVIRONMENT / TEAM / қАЖЕТТіЛіК / ЖЕКЕ ТұЛғАНЫН БәСЕКЕЛЕСТіК қАБіЛЕТТіНің САПАСЫ / ПОТРЕБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДИАЛОГОВАЯ СРЕДА / ДИАЛОГТЫқ ОРТА / ДИАЛОГТЫқ ОРТАНЫ ОқЫТАТЫН құРУ АЛГОРИТМі / КОМАНДАСЫ / АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ДИАЛОГОВОЙ СРЕДЫ / КОМАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюшина И.А., Койшибаева Г.Ш.

Авторы статьи предлагают алгоритм создания обучающей диалоговой среды с помощью обученной компетентной команды «Маленький знаток». Данный алгоритм способствует решению общедидактических задач и задач воспитания качеств конкурентоспособной личности дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competitive person’s character development of a preschool child in the course of dialogue teaching and learning

The authors of the article suggest an algorithm of creation of training dialogue environment by means of the trained competent team "Little Expert". This algorithm contributes to solving general didactic tasks and problems of education of competitive features of a persona.

Текст научной работы на тему «Воспитание качеств конкурентоспособной личности у дошкольника в процессе создания обучающей диалоговой среды»

^^ Педагогическая наука и практика ^^^

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

L

И.А. Артюшина,

тифлопедагог, ГККП «Ясли-сад №2 акимата г. Костаная отдела образования акимата г. Костаная»

Ik

Г.Ш.Койшибаева,

учитель казахского языка, ГККП «Ясли-сад №2 акимата г. Костаная отдела образования акимата г. Костаная»

He?ii?i свздер: цажетттк, жеке тулга-нын бэсекелестт цабтетттщ сап асы, ди-алогтыц орта, диалогтыц ортаны оцыта-тын К] ру алгоритмi, командасы.

Ключевые слова: потребности, конкурентоспособная личность, диалоговая среда, алгоритм создания обучаюгцей диалоговой среды, команда

Keywords: needs, competitive person features, interactive environment, algorithm of creation of training dialogue environment, team.

ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ДИАЛОГОВОЙ СРЕДЫ

Ацдатпа

Макал ада окытылган кузретп «Клшкентай бшмпаз» командасы аркылы макаланыц ав-торлары диалогсъщ ортаны окытатын К¥РУ ал_ горитмш усынады.Осы алгоритм жалпы ди-дактикальщ мшдеттерш жэне жеке тулганын бэсекелестж кабшетшщ сапасын тэрбиелеу мш-детш шешуге жэрдемдеседг

Аннотация

Авторы статьи предлагают алгоритм создания обучающей диалоговой среды с помощью обученной компетентной команды «Маленький знаток». Данный алгоритм способствует решению общедидактических задач и задач воспитания качеств конкурентоспособной личности дошкольника.

Annotation

The authors of the article suggest an algorithm of creation of training dialogue environment by means of the trained competent team "Little Expert". This algorithm contributes to solving general didactic tasks and problems of education t* of competitive features of a persona. д

о

Сегодня не только отдельный человек, но ^ и нация в if ел ом имеет шанс на успех, только fe развивая свою конкурентоспособность... —

Н.А. Назарбаев ^

w

Я"

Развитие конкурентоспособных качеств § личности, установка на образование, профес- щ сиональных успех, знание языков, обозначен- ^ ные в программе «Рухани жацгыру», являются факторами успешной адаптации личности j|j. в современном быстро меняющимся мире. ^

Традиционный стиль обучения, основан- § ный на репродуктивных методах, создает у де- § тей представление о самих себе, как об объек-

2(20)72018

в; К х

т

о

СП

я

ш О

Л

о о м =г о 0-с ш л

X X

о к

т

о х

х

тах, на которые направлено педагогическое воздействие, тем самым лишает возможности почувствовать себя активным участником процесса познания.

Для определения базовых потребностей личности целесообразно опираться на известную модель - иерархическую пирамиду потребностей А. Маслоу.

Качество жизни человека в наибольшей степени определяется высшими по иерархии потребностями. Согласно концепции А. Маслоу, это «потребности роста». Актуализация высших потребностей детей является важнейшей задачей образования, которая может быть обеспечена за счет личностной ориентированности обучения [1,с. 86].

Создание условий для реализации потребности детей в общении (принадлежности к группе, привязанности), в уважении (признании, одобрении), в самоактуализации (уважении к самому себе, самоосуществлении) возможно в диалогическом взаимодействии как между педагогом и ребенком, а так же и между детьми.

В. Сериков называет диалог элементарной единицей гуманистического обучения [2, с. 103].

Одним из необходимых условий обучающего диалога является «диалогическая готовность» педагога, который должен быть готов к созданию ситуаций обучающего взаимодействия воспитанников во время изучения второго (третьего) языка.

В дошкольном возрасте имеются возможности формирования сознательного отношения ребенка к речи.

Ранние наблюдения ребенка за своей речью и речью других детей - это начальные проявления осознанного отношения к различным сторонам родного языка. Уже на третьем году жизни ребенок легко замечает неправильное произношение у своих сверстников, исправляет его, дает правильный образец, т.е. осознает норму.

Маленькие дети, не имея никаких представлений о законах грамматики, строят предложения и употребляют грамматические формы в соответствии с нормами и пра-

вилами родного языка. Это дало основание говорить о наличии «чувства языка», помогающего дошкольнику легко и быстро осваивать второй язык.

Одним из эффективных приемов обучения является создание диады «учитель-ученик», где в роли источника знаний (учителя) выступает продвинутый сверстник (по Д.Б. Эльконину)[3, 304].

Педагог во время обучающей ситуации может выступать в роли организатора обучающей ситуации, создателя мотивации, консультанта-помощника, наблюдателя, координатора времени, эксперта.

В детском саду создана обучающая диалоговая среда, представим алгоритм её конструирования.

1. Предварительный этап

Цель: организация творческой группы субъектов образовательного пространства по подготовке команды «Маленький знаток».

Результат деятельности на этапе: функционал обязанностей членов творческой группы:

• методист дошкольной организации: координация деятельности творческой группы;

• учитель казахского языка: поиск и применение эффективных технологий создания насыщенной коммуникативной среды, построение индивидуальной образовательной траектории обучения способного ребенка;

• педагог-психолог: обеспечение социально-психологической поддержки и сопровождения участников проекта;

• воспитатели: создание эмоционально комфортной коммуникативной среды;

• родители: привитие любви к языку и обогащение языковых впечатлений детей.

2. Аналитический этап

Цель: прогноз потенциальных проблем и трудностей реализации деятельности ко-манды«Маленький знаток» и способов их преодоления.

Результат деятельности на этапе: обозначение противоречий в образовательном пространстве.

В образовательном пространстве могут возникнуть следующие противоречия:

• между потребностью развития языка как средства коммуникации и представленным базовым минимумом, ориентированным на номинативную лексику с ограниченным включением предикатов;

• между заинтересованностью родителей в изучении государственного языка и дефицитом языковых впечатлений детей в условиях семейного воспитания.

Способы разрешения противоречий:

• обогащение образовательного процесса эффективными технологиями обучения государственному языку;

• формирование основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей;

• вовлечение семьи в единое воспитательно-образовательное коммуникативное пространство.

3. Проектировочный этап

Цель: конструирование системы управленческих действий с учетом обозначенного функционала обязанностей членов творческой группы.

Результаты деятельности на этапе: определение видов работы с привлечением команды «Маленький знаток».

Команда «Маленький знаток» может быть привлечена в следующих организационных формах: фронтальная форма (ребенок в роли педагога), организация малых групп, работа в парах, индивидуальная работа.

Программа подготовки консультантов включает в себя:

• комплекс коммуникативных психологических игр на формирование лидерских качеств;

• интерактивную компьютерную игру «Давай поиграем» в формате Power Point, направленную на развитие понимания лек-сико-грамматических конструкций;

• цифровые образовательные ресурсы по лексическим темам, разработанные с помощью программы Activeinspire, способствующие развитию коммуникативно-языковой компетентности;

• информационно-развивающую компьютерную игру-презентацию «Туган жер-алтын 6eciK» («Родная земля - золотая

колыбель») в формате Power Point, представляющую собой форму организации семейного досуга.

Важным моментом является установление взаимосвязи между взрослым и ребенком, создание интерактивной образовательной среды, которая стимулирует деятельность ребенка, способствует накоплению индивидуального познавательного опыта, предоставляет возможность быть субъектом деятельности.

4. Диагностический этап

Цель: отбор детей-претендентов для включения в состав команды «Маленький знаток»

Результаты деятельности на этапе:

сформированная команда «Маленький знаток» .

Для диагностики используется следующий диагностический инструментарий:

тестовые задания для детей «Понимание обращенной речи», «Житейские понятия», тест «Лесенка», методика выбора Д. Морено.

5. Обучающий этап

Цель: реализация программы подготовки команды «Маленький знаток».

Результат деятельности на этапе: обученная компетентная команда «Маленький знаток».

6. Деятельностный этап

Цель этапа: организация обучающей ситуации с привлечением команды

«Маленький знаток».

Результат деятельности на этапе: созданная обучающая коммуникативная среда «ребенок-ребенок», «ребенок-дети».

На данном этапе реализуется цель создания такой образовательной среды, которая стимулирует деятельность ребенка в лингвистическом направлении, предоставляет ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности. Среда является центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений.

в; s х

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

СП &

W О

О О W

=г о

CL С

ш

X X

о

S

m

о х

х s

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая Воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении, это находит отражение в дидактических, сюжетно-ролевых театрализованных играх, реализующих коммуникативный компонент с помощью команды «Маленький знаток».

7. Аналитико-рефлексивный этап Цели этапа: оценивание эффективности работы команды, осмысление результатов деятельности.

Результат деятельности на этапе: рефлексивный анализ эффективности работы команды «Маленький знаток».

Данный алгоритм создания диалоговой среды позволяет решать не только общедидактические задачи, но и ставит акценты на приоритетах, таких как: воспитание лидерских качеств, умение работать в команде, принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Фрагмент конспекта организованной учебной деятельности в старшей группе с привлечением ребенка (команды) «Маленький знаток»

БШм беру саласы: Образовательная

область: « Коммуникация»

Пэн\ предмет: К^азак; тип.

Отпел1 такырып\ Сквозная тема: « Рас-

§ тем здоровыми» ж

^ ТакырыпУГема: « Продукты питания» $ МшдеттерГ\Задачи:

Рч Тэрбиелж\ Воспитательная: воспиты-

О вать культуру толерантного взаимодействия

о в коммуникативной среде «ребенок-ребе-

щ нок», «ребенок-дети»

О Дамытушылык\Развивающая: развиС вать коммуникативные способности и по-3 знавательный интерес у детей в игровой щ ситуации.

§ Окыту\ Обучающая:

<С ¡.Отрабатывать употребление существи-т

О тельных: сыр, молоко, курт, мороженое..., К

д глаголов: дает.

2.Учить конструировать словосочетания и предложения из знакомых слов по схеме.

аука и практика ^^

3.Осуществлять контроль и коррекцию (при необходимости) произношения специфических казахских звуках к, ¥,Y,i-

Педагогикалык технологиялар\ педагогические технологии: информационно-коммуникационная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология В.Воскобовича, личност-но-ориентированная технология.

Ресурстармен камтамасыз ету\ Ресурсное обеспечение: интерактивная доска;

Задания с элементами интерактивной анимации в формате Power Point:

«Назови предмет»;

«Что делают из молока?»

«Кто? Что?»

«Сварим кашу».

Тарататын материал\ Раздаточный материал: игровизор В. Воскобовича, фломастеры, предметные картинки по теме «Продукты питания».

¥йымдастырылган оку кызметшщ барысы:

1.¥йымдастырушылык кезещ\ организационный момент:

2.Heri3ri бол1м1\ основная часть:

Задание 1

Учитель казахского языка с помощью ребенка из команды «Маленький знаток» (педагог-ребенок) создаёт речевые ситуации.

Педагог-ребенок предлагает детям назвать продукты питания: «Мынау не?», проверяет правильность ответа, сопровождая его соответствующей оценкой: «Дурыс» («правильно»), «дурыс емес» («неправильно»)

В данном задании учитель казахского языка выступает в роли создателя обучаю-гцей ситуации и наблюдателя.

2. Игра «Не артыц» (Что лишнее?)

Учитель казахского языка организует игру.

Педагог-ребенок дает задание «Суттен не жасайды, жауап беродз?»

(Ответьте на вопрос : «Что делают из молока?» )

Педагог-ребенок дает образец предложной конструкции:

«Суттен ipiMiniK......жасайды»

^ Педагогическая наука и практика

(Из молока делают сыр.....)

Дети на экране и показывают продукты, которые делают из молока.

Педагог-ребенок предлагает найти лишний продукт:

«Балалар, не артьщ?» («Дети, что лишнее?»)

Дети на экране находят лишние продукты.

В данном задании учитель казахского языка выступает в роли эксперта. Задание 3 (фронтально) Педагог-ребенок дает задание «Кто? Что?»

«Игровизордьщ суретщ карандар. Жану-арларды беретщ тагамдармен сызьщ аркылы косындар.»

Дети рассматривают и анализируют картинки игровизора. Соединяют 2 объекта: животное и продукт питания (корова - молоко).

Педагог-ребенок предлагает составить предложение и помогает детям:

«Сиыр сут бередЬ). (Корова даёт молоко). «Тауьщ жумыртка бередЬ). (Курица даёт яйца).

«Жылкы кымыз бередЬ). (Лошадь даёт кумыс)

Педагог-ребенок предлагает проверить правильность выполнения на экране.

Учитель казахского языка в данном задании выступает как создатель мотивации. Физкультминутка

Учитель казахского языка включает музыкальное сопровождение.

Педагог- ребенок стимулирует детей к двигательной активности, показывает движения, привлекает детей к согласованию движений и проговариванию текста: « Аякпенен топ- топ - топ Алаканмен хлоп -хлоп -хлоп Bip оцга, 6ip солга Айналайьщ кел мунда Колымызды 6ip сштеп Басымызды шайкайьщ Bip оцга, 6ip солга Ойнайьщшы кел мунда CeKipeMi3 жогары

К^ыйю емес сек1ру Б1р оцга, б1р солга Семрешк кел мунда Б1р оцга, б1р солга Сек1решк кел мунда Бэрш 2 рет кайталайды» Учитель казахского языка в данном задании выступает как кординатор времени и наблюдатель.

Задание 4 Дидактическая игра «Сварим кашу» (индивидуально)

Педагог- ребенок формулирует игровую задачу: « Ботка тЫретш тагамдарды тауып корсет жэне ата» (Найдите и назовите продукты для каши).

На интерактивной доске дети выбирают и называют продукты, из которых можно сварить кашу: молоко, сахар, соль, рис, масло.

Учитель казахского языка в данном задании выступает как консультант- помощник и создатель мотивации.

З.Ь^орытынды\ итоговая часть: Учитель казахского языка после подведения итогов занятия предлагает детям оценить, кто из команды «Маленький знаток» лучше справился с ролью «педагог-ребенок» (если было задействованно несколько детей из команды «Маленький знаток»), по результатам выбора детей ребенку вручается бейдж «Маленький знаток».

Итак, обучающая диалоговая среда способствует эффективности процесса воспитания качеств конкурентоспособной дичности у дошкольника.

ЛИТЕРАТУРА

1.Маслоу А. Мотивация и личность/Пер. А.М.Татлыбаевой/ Маслоу А. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с

2.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ Сериков В.В. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

3.Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/Под ред. Е.А.Стребеле-вой.—М.: Издательский центр «Академия», 2001.-312 с.

в; s х

<С m

о

СП

t W О

О О W

=г о

CL

С

ш

X X

о S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

о

X х s

2(20)72018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.