Весгннк «Op.;iey»-kst
Е.А. Зирник,
преподаватель по классу фортепиано, ГККП «Детская музыкальная школа №1 отдела образования акимата г. Костаная»
He?i)?i свздер: музыкалъщ oi.iiM, ледагогикальщ инновсщия-лар, музыкалыц-шыгармашылыц цабметтер, балалардъщ дарын-дылыгы
Ключевые слова: музыкальное образование, педагогические инновации, музыкально - творческие способности, одарённость детей.
Keywords: music education, pedagogical innovations, musical and creative abilities, giftedness of children.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ЮНЫХ ПИАНИСТОВ
(анализ современных учебно-методических
пособий)
Ацдатпа
Макал ада бастауыш музыкальщ бшм беруд1 дамытудьщ тшмдшшн белплейтш ен жаркын жана эдютемелерд1 тал-дауды журпзедг Эр усынылган техникалардьщ непзп ком-поненттер1, ерекшел1ктер1 мен артьщшыльщтары айтылады.
Аннотация
В статье проведен анализ некоторых самых ярких новых методик, определяющих эффективность развития начального музыкального обучения. Определены основные компоненты каждой из предложенных техник, их особенности и достоинства.
Annotation
In clause the analysis of some brightest new techniques determining efficiency of musical development of initial training is carried out. Basic new by components of updating of educational process of each of the offered techniques the principle of complex musical education and training is on the basis of the contents, focused on the person.
Радикальные экономические и социальные преобразования последних десятилетий требуют от системы образования более гибкого, опережающего реагирования на изменения в социокультурной среде, адаптации к ним. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования. Для детских учебных заведений (музыкальные школы, школы искусств и лицеев) это означает усиление внимания к про- ^ блемам начального музыкального образования. Музыкаль- < ное обучение на начальном этапе выполняет две важнейшие § образовательные функции: развитие музыкально-творче- < ских способностей детей и юношества, и формирование ху- Й дожественной культуры учащихся [1, с.27].
В настоящее время в области начального музыкально- С го обучения существуют две тенденции. Первая, связана с ^ разработкой новых методик и технологий образовательного ^ процесса - педагогическими инновациями. Вторая, заклю- ш чается в строгом следовании традиционным установкам, г Очевидно, что в контексте совершенствования начального 5 музыкального образования особое значение принадлежит ~ обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность н внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.
Важнейшей задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процесс начального музыкального развития детей является учет разной степени их одаренности и в этом смысле - создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения. По мнению педагогов-новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и отсюда - возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении.
В отечественной педагогике музыкального образования попытка обоснования инноваций в практике начального обучения игре на фортепиано была предпринята Л. Баренбоймом в его книге «Путь к музицированию» (1973) и в одноименной школе, созданной в соавторстве с Ф. Брянской и Н. Перуновой (1979). На рубеже XX - XXI веков прогрессивные идеи этих авторов получили плодотворное развитие в трудах многих представителей фортепианной педагогики. В их числе: С. Ляховиц-кая, С. Мальцева, Т. Юдовина-Гальперина, Н.Смирнова, С. Королькова, Г. Жолымбетова, Э. Бабыкова, Э.Кирсанова и др. Также следует отметить появившиеся во второй половине XX века прогрессивные педагогические концепции Т.Аникиной, А.Артоболевской, Г. Цы-пина, основанные на новых методологических подходах к музыкальному образованию. В них даны теоретико-методические и опытно-экспериментальные основы содержания работы 5: с учащимися на разных этапах обучения. По-
< строены модели отношений между музыкальна
О ным произведением и исполнителем, учеником
Г"1
< и педагогом, педагогом и музыкой.
Одна из проблем современной музыкальной
5 педагогики - это преодоление противоречий
^ между исчерпавшими педагогический ресурс
^ образовательными технологиями и современ-
5 ными потребностями в новаторских подхо-
-; дах к начальному музыкальному обучению.
- Эффективность начального обучения игре на
^ фортепиано может быть достигнута путем ос-
О мысления и внедрения в музыкально-образова-ш
- тельную практику педагогических инновации, нацеливающих образовательный процесс на актуализацию творческого потенциала ребенка
)рлеу»-к8! ^
и становление его субъектной позиции в процессе общения с музыкой.
В контексте изменения педагогической реальности актуализируется решение проблемы несоответствия старых образовательных программ (последняя программа МК СССР по фортепиано - 1988 г) новейшим требованиям, предъявляемым к учебному процессу, конкретным результатам педагогической деятельности. Отмечается, что позитивной реакцией на негативные процессы в начальном музыкальном образовании стало появление большого количества авторских программ по специальности «Фортепиано», в которых использование педагогических инноваций направлено на совершенствование обучения игре на фортепиано.
Приведенные ниже некоторые из наиболее ярких методических разработок современных авторов по данному вопросу дают возможность оптимизировать начальный этап музыкального воспитания и образования путем последовательного внедрения в учебный процесс современных инновационных технологий и теоретико-методических достижений. Разработанные в них рекомендации для педагогов-музыкантов по использованию инновационного потенциала современных учебно-методических пособий позволяют повысить эффективность начального обучения игре на фортепиано, актуализировать самостоятельность и активность ребенка в процессе общения с музыкой, оптимизировать процесс взаимодействия педагога и ребенка на принципах гуманистической педагогики [1, с.34].
В пособии «Путь к музицированию» (авторы Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н.) выявлены концептуальные принципы развивающего обучения, системное освоение элементарного знания о музыке, ее формах, жанрах, языке, применение учеником полученного знания в процессе музыкальной деятельности. Главным ключом овладения комплексом первоначальных практической навыков является обновленное содержание используемого в пособии материала. Последовательность его изучения, способствующая развитию у ребенка образного мышления, технической оснащенности, выразительного интонирования. В пособии сформулированы новые функции педагога, определяемые необходимостью чет-
Вес гннк «Ор.1еу»-к81
ко представлять структуру учебного процесса и действия на каждом этапе от возникновения педагогического замысла до полного его осуществления [2, с. 13]. Форма диалогического общения становится важнейшей составляющей обучения диалог учителя и ученика задает контекст совместной учебной деятельности, в которой происходит развитие учащегося, а также осуществляется процесс взаимного обучения ученика и педагога.
Разработке системы занятий с так называемыми «проблемными» детьми посвящено учебное пособие для начинающих пианистов О. Сотниковой «Я учусь играть». Автор создал оригинальную методику, главной целью которой, является адаптация к учебному процессу ребенка, имеющего определенные психологические проблемы, освоение им в полном объеме программы ДМШ. Такой ребенок, даже не проявив явного пианистического развития, должен получить достаточно знаний, навыков и умений, чтобы стать грамотным любителем музыки. Педагог, в качестве носителя культурной миссии, осуществляет компенсаторную функцию на основе использования воспитательного потенциала классической музыки [4, с. 12]. Интенсивное первоначальное обучение музыке, основанное на приобщении ребенка к азам общей и музыкальной культуры, рассматривается как подготовка ученика к полноценному музыкальному образованию, что потенциал педагогических инноваций, содержащихся в исследуемом учебно-методическом пособии, способствует формированию художественно-эстетического и интеллектуального сознания детей, а также совершенствованию педагогического мастерства [1, с.87].
В книге Т Юдовиной-Гальпериной "За роялем без слез, или Я - детский педагог"» отмечается, что современное образование, а значит, и сознание каждого педагога, оказывается ареной острого соперничества двух тенденций. С одной стороны - это инновационные ценности и реальные прецеденты педагогического гуманизма, творчества и профессионализма, с другой - авторитарные, репродуктивно-кон-сервативные установки и педагогические стереотипы [5, с.З]. Педагогические инновации последних десятилетий направлены на преодоление жесткого манипулирования сознанием воспитанников. Гуманизация, т. е. «очеловечи-
вание» образования ориентирует педагога на уважение личности воспитанника, установление гуманных, доверительных, партнерских отношений. Всесторонний анализ монографии «За роялем без слез, или Я - детский педагог» Т. Юдовиной-Гальпериной позволил выявить новаторскую сущность основных концептуальных положений авторской методики раннего музыкального обучения детей. Приверженность автора идеям гуманизации и природосо-образности [1, с. 103], опора на личностно-ори-ентированное содержание образования, ставят монографию в ряд инновационных теоретико-методических достижений современной музыкальной педагогики. В исследовании доказывается необходимость всеобщего раннего детского музыкального обучения, независимо от способностей ребенка. Автору близки инновационные педагогические методики, постулирующие основные задачи помочь любому ребенку выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, проявить фантазию, интерес и любознательность. Опираясь на современные научные данные в области психологии, физиологии, анатомии, Т. Юдовина-Гальперина по-своему раскрывает и решает насущные проблемы современной музыкальной педагогики. Определяет место и роль педагога-музыканта в работе с детьми и родителями, музыка и здоровье, значение импрессинга (избирательного активирующего воздействия внешней среды) в раннем обучении, новые формы отбора детей в музыкальные школы, функции педагога как музыкотерапевта [1, с. 105]. Автор полагает, что приобщение к музыке с трех лет позволяет педагогу своевременно обнаружить и скорректировать слабые стороны или даже дефекты в развитии ученика, поскольку они выявляются в наиболее «пластичный» период установления психофизиологических параметров будущей личности. «Разумное, бережное отношение к ребенку, раннее погружение его в музыку и замедленный, нефорсированный процесс обучения, позволяют педагогу полностью раскрыть творческий потенциал ученика и способствовать оптимальному развитию его творческой индивидуальности» [5, с.4].
Наряду с российскими авторами существуют отечественные методические разработки, основанные на разработке национального музыкального материала, например «Маленький пи-
анист» Г.Б. Жолымбетовой. Это - школа игры на фортепиано на основе казахских народных песен и кюев [3,с.2]. Основным назначением данного пособия является вовлечение в сферу музыки широкого круга детей дошкольного и младшего школьного возраста путем постепенного знакомства с национальный музыкальным языком, средствами музыкальной выразительности и овладение начальными навыками игры на фортепиано в доступной художественно-увлекательной форме [3, с.З]. Инновационной дидактической задачей школы является не передача знаний, умений и навыков, а превращение их в инструмент творческого освоения казахской музыкальной культуры. Новые знания, умения и навыки формируются путем постановки новых вопросов, выдвижения гипотез. В монографии подчеркивается, что наиболее приемлемым вариантом освоения нотной грамоты является игра, посредством которой педагог решает главную дидактическую задачу - заинтересовать учеников, помочь им приобрести практические навыки, сохранив при этом желание учиться. Анализ пособия Г.Б.Жолымбетовой позволяет утверждать, что системный подход как основа инновационной методики начального музыкального обучения получает наглядную и стройную форму благодаря делению предлагаемых учебных заданий продуманной компоновке музыкального материала, компактному художественному оформлению. Каждый этап освоения материала направлен на освоение отдельного элемента музыкального языка, на выработку конкретного технического приема или определенного навыка, на усиле-5: ние потребности в самовыражении ученика.
Надо отметить, что в последнее время со-О временные казахстанские авторы активизи-< ровались и стали больше писать для детей. 5 Появились новые сборники национальных 2 композиторов для детей, причем теперь они
- отличаются большей доступностью, педагоги-~ ческой целесообразностью и воспитательной ^ направленностью, что не может не сказаться на ш результатах обучения. Их применение способ-х ствовало раскрытию творческого потенциала ^ детей, обусловило их успешные выступления О на различных отечественных и зарубежных
- фортепианных фестивалях и конкурсах, содействовало профессиональному росту педагогов-музыкантов.
>рлеу»-к8! =
В современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано систематизированы и классифицированы педагогические инновации, что способствует дальнейшему осмыслению теоретических основ педагогической инноватики в системе начального музыкального образования. Инновационные методики начального музыкального обучения в учебных пособиях определяется многообразие теоретико-методических задач современного начального музыкального образования, инициирующих появление различных подходов в применении методик развивающего обучения, осуществляется подробный анализ наиболее эффективных инновационных разработок. Вышеперечисленные образовательные программы обобщают передовой опыт ведущих педагогов в области начального обучения игре на фортепиано. Выявляют специфику педагогических инноваций в учебной литературе современных авторов, определяют соответствие приобретаемых в цикле теоретических дисциплин знаний, умений, навыков уровню сложности музыкальных произведений, изучаемых на занятиях в классе фортепиано, формируют многофункциональный педагогический репертуар, направленный на всестороннее развитие творческого потенциала учащихся разной степени подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аврамкова, И.С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано [Текст]: автореф.дис. ...канд. пед. наук/И.С. Аврамкова. - Санкт-Петербург, 2007. -23с.
2. Баренбойм, Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию [Текст]: Школа игры на фортепиано /Л. Буренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова.- Ленинград, «Советский композитор», 1980.
3. Жолымбетова, Г.Б. «Маленький пианист [Текст]. Школа игры на фортепиано на основе казахских народных песен и кюев». Ассоциация Школ Искусств Республики Казахстан. Ал-маты, 1999г.
4. Сотникова О. Я учусь играть [Текст] Санкт-Петербург. «Союз художников», 2001
5. Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я - детский педагог» [Текст] Санкт-Петербург, «Союз художников», 1996.