И. С. Аврамкова
ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ И ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В МЕТОДИКЕ Т. Б. ЮДОВИНОЙ-ГАЛЬПЕРИНОЙ
Работа представлена кафедрой музыкального воспитания и образования.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор А. С. Клюев
В статье рассматриваются основные принципы построения инновационной дидактико-мето-дической концепции всеобщего начального детского музыкального воспитания, подробно раскрываются функции музыкально-педагогической деятельности с точки зрения гуманизации учебно-воспитательного процесса. На примере анализа эксклюзивной методики обучения детей раннего возраста Т. Б. Юдовиной-Гальпериной автор доказывает необходимость системного использования современных научных данных в области детской психологии, физиологии, анатомии. Для решения насущных проблем музыкального образования: место и роль музыканта-педагога в работе с детьми и родителями, музыка и здоровье, значение импрессинга в раннем воспитании, новые формы отбора детей в музыкальные школы, функции педагога как музыкотерапевта - предлагается последовательное и комплексное применение развивающего обучения.
In the article the main principles of establishing the innovative methodic conception of children's general primary musical education are viewed; the functions of the musical pedagogical activity are comprehensively examined from the point of view of humanization of educational process. The analysis of the exclusive methods of young children teaching by T. B. Yudovina-Gal'perina helps the author to prove the necessity of application of modern scientific data in the sphere of child psychology, physiology and anatomy. Consistent and integrated application of developing teaching is suggested in order to solve the pressing problems of music education, namely the position and role of the music teacher in the work with children and parents, music and health, the importance of impressing in early education, new forms of children selection for music schools and the function of teacher as a music therapeutist.
На современном этапе перестройки си -стемы отечественного образования началь -ное музыкальное обучение оказывается ареной острого соперничества двух тенденций.
С одной стороны, это инновационные ценности и реальные прецеденты педагогического гуманизма, творчества и профессионализма. С другой - авторитарно-репрес-
сивные, репродуктивно-консервативные установки и педагогические стереотипы. «Для того чтобы рассмотреть характер отношения культуры и образования, в современной педагогике и психологии определяются наиболее рельефные способы реализации этого отношения между культурой и педагогом как наиболее четко идентифицированного с образовательной инфраструктурой субъекта. Оптимальным способом отношения педагога к культуре является полагание педагогом себя как субъекта развития культуры, а культуры как условия личностно-профессионального саморазвития. Новаторское отношение педагога к культуре открывает возможность трактовать ребенка как равноправного субъекта в рамках учебного взаимодействия. В ходе сотрудничества педагога и ребенка инициируется совместное «переоткрытие» наиболее значительных достижений культуры, что диктует необходимость постоянных инновационных усилий в области организации процесса учения, поиска новых форм и средств его реализации»1.
Монография «За роялем без слез, или Я -детский педагог» Т. Юдовиной-Гальпери-ной2 (далее Ю.-Г.), являющаяся итогом тридцатилетнего педагогического опыта, основана на принципах развивающего обучения. В ней убедительно доказывается необходимость всеобщего раннего детского музыкального воспитания, независимо от способностей ребенка. Автору близки инновационные направления и школы, главная задача которых - помочь ребенку выразить себя в окружающем мире, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность. В этой связи первым инновационным направлением монографии назовем возврат к основаниям природосообразной педагогики Я. А. Коменского. Вторым инновационным направлением книги Ю.-Г. является использование принципов гуманистической педагогики К. Роджерса. Опираясь на современные научные данные в области психологии, физиологии, анатомии, Ю.-Г. по-
своему раскрывает и решает насущные проблемы начального музыкального образова-ния: место и роль музыканта-педагога в работе с детьми и родителями, музыка и здоровье, значение импрессинга в раннем обучении, новые формы отбора детей в музыкальные школы, функции педагога как музыкотерапевта.
Важнейшим вопросам общего музыкального образования, непосредственно связанным с проблемами определения, выявления и развития музыкальных способностей ребенка, оптимизации учебного процесса, посвящены разделы «Педагог. Ребенок. Родители», «Традиционные формы вступительных экзаменов», «Что такое лень?», «Как организовать свое время?», «Проблемные родители». Анализируя достижения классиков отечественной фортепианной педагогики Ф. Блуменфельда, А. Гольденвейзера, Г. Нейгауза, Л. Николаева, Н. Перельмана, А. Рубинштейна, А. Шмидт-Шкловской, автор монографии создает эксклюзивную методику обучения музыке детей раннего возраста. В книге подробно раскрыты основные функции музыкально-педагогической деятельности с точки зрения гуманизации учебно-воспитательного процесса. Ю.-Г. постоянно проводит мысль о том, что истинный педагог прежде всего настоящий друг. Если между педагогом и учеником не возникает невидимой духовной ниточки, «духовной паутинки», то самый талантливый ребенок не будет работоспособен и самостоятелен.
Педагог, не навязывая ребенку своих ощущений, творит вместе с ним, помогает избавиться от комплексов, обрести свободу. Совместное погружение в образно-эмоциональный мир музыки воспитывает ум, формирует характер, создает душевный комфорт, выявляет темперамент малыша. Если происходит слияние творческих устремлений ученика и учителя, если последний обладает педагогическим даром, то занятия музыкой способны в огромной степени повлиять на нравственное и духовное развитие ребенка. Педагогический такт,
Идеи гуманизации и природосообразности обучения детей раннего возраста...
любовь к ребенку, стремление сделать его счастливым, постоянное творческое содружество с родителями ученика, в свою очередь, влияют на взаимоотношения между учеником и его родителями, содействуют их взаимопониманию, взаимоуважению, дают ребенку чувство психологической защи-щенности. Музыкальные занятия формируют удивительный по творческому потенциалу союз «Педагог - Ребенок - Родители».
Размышляя о преимуществе раннего обучения, автор вводит новое для отечественной музыкальной педагогики понятие «импрессинг», которое трактует как избирательное активирующее воздействие внешней среды, приходящееся на наиболее чувствительный период становления психической и интеллектуальной сфер малыша. Успешное развитие музыкального слуха зависит не только от качества его звуковы-сотных, мелодических, полифонических, гармонических, тембро-динамических и других компонентов, но особенно от как можно более раннего погружения ребенка в мир музыки. Несвоевременное начало, пропущенный «критический период» - это и есть те основные причины, в силу которых так редко раскрываются и еще реже реализовываются в полной мере врожденные задатки.
Особенностью работы с детьми является достаточно длительный подготовительный период, когда ученик еще не играет на инструменте. Его готовность к практической игре - это сугубо индивидуальный момент, который при соответствующем опыте и навыке педагог может легко определить. В зависимости от личных качеств ученика, от уровня его музыкального восприятия, интеллектуального развития и физического состояния педагог устанавливает продолжительность подготовительного периода, терпеливо выжидая момент, когда сам малыш потянется к фортепиано.
Разумное, бережное отношение к ребенку, ранее погружение его в музыку и замедленный, нефорсированный процесс обучения позволяют педагогу полностью
раскрыть потенциал ученика и способствовать развитию его творческой индивидуальности.
Сложному вопросу, непосредственно связанному с проблемой доступности начального музыкального образования, -выявлению музыкальных способностей ребенка - посвящена третья глава «Традиционные формы вступительных экзаменов». Существует целый ряд физиологических и психологических моментов, которые мешают юному претенденту проявить свои дарования и способности в нервозной обстановке экзамена. Поэтому недопустимо применять дискриминационные формы отбора в музыкальные школы. Понимая, что одноразовое прослушивание на экзаменах не может дать полного представления о музыкальных способностях поступающих, многие педагоги пытались разработать новые формы экзаменов. Безусловно, дети одарены в разной степени. Существуют специальные школы, направление которых - подготовка профессиональных музыкантов. Однако определение степени музыкальной одаренности - очень сложный процесс. Его невозможно вместить в рамки стереотипного прослушивания. Не ошибиться можно, лишь наблюдая ребенка длительное время.
В монографии подробно проанализированы и намечены пути претворения принципов «сберегающей педагогики» в области воспитания и обучения детей раннего возраста, в частности таких, как ориентация на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков. «Учителю музыки, как и любому другому педагогу, нужно хорошо понять, как хрупок детский организм, как важно заботиться о том, чтобы не нанести ущерб здоровью и гармоническому развитию ученика»3. Правильный педагогический подход к разным группам детей возможен только на основе глубокого анализа их особенностей.
Детский педагог всегда в той или иной степени врач, музыкотерапевт. Каждый раз в зависимости от того, в какой степени у ребенка выражена патология, приходится решать - можно ли занятиями музыкой попытаться восстановить или нормализовать здоровье ребенка, какие способы для этого лучше применить, как видоизменить учебный процесс. На конкретных примерах из своей педагогической практики автор убедительно доказывает возможность преодоления трудностей в освоении инструмента, связанных с разными физическими недостатками детей. «Проблемные» дети ставят педагога перед необходимостью в каждом конкретном случае тщательно подходить к выбору приемов обучения, их последовательности.
Одной из самых серьезных проблем в музыкальной педагогике - «леворуким» детям - посвящен раздел «Дети-левши». Ребенок-левша предпочитает пользоваться при игре, впрочем, как и в обыденной жизни, более сильной и скоординированной левой рукой. Переучивание, изменение двигательного стереотипа может вызвать неудовольствие ребенка, излишнее напряжение нервной системы, психологический дискомфорт и даже невротические реакции. Из наблюдений за детьми, у которых нет содружественной работы обеих рук, Ю.-Г. пришла к выводу, что эти дети теряют уверенность в себе, столкнувшись с несовершенством, «непослушанием» одной из рук во время игры. «Леворукость», не учтенная в начале обучения, чаще всего оказывается причиной различных профессиональных заболеваний.
В разделе «Речевые расстройства» Ю.-Г. обращает внимание на то, что чистота музыкальной речи зависит не только от музыкального мышления, но и непосредственно от общего развития интеллекта ребенка, от состояния его здоровья, чистоты словесной речи. Пение и сольфеджиро-вание, т. е. звуко-речевая игра, помогают добиться успеха в становлении музыкальной речи, музыкального интеллекта.
В разделе «Вижу. Слышу. Осязаю» Ю.-Г. отталкивается от следующего постулата: все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат теснейшим образом взаимосвязаны. Каждое прикосновение к клавише есть физиологический процесс. Тактильная чувствительность - сугубо индивидуальный признак. Ребенок, который прикосновением к клавише рождает звук, часто испытывает эмоциональное потрясение, более того - он понимает, что в его власти создать любой по красоте звук. Хорошо развитое осязание подушечек пальцев снимает необходимость постоянно контролировать положение пальцев на клавиатуре, оставляя простор для вслушивания и зрительного охвата нотного текста. Отсутствие зрительных затруднений, широкое поле зрения, способность охватить значительный объем нотного текста способствуют более легкому слуховому восприятию, а также беглому чтению с листа. Это, в свою очередь, облегчает задачу организации пианистического аппарата, развивает сложные дви-гательные навыки, помогает избежать затруднений при движениях обеих рук, избавляет от излишнего напряжения. Скрытые напряжения при извлечении звука, если педагог вовремя не обратит на них внимания, могут войти в привычку, стать основой неправильного приема игры.
В монографии предложены эксклюзивные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Рассматривая истоки и причины профессиональных заболеваний, автор указывает на то, что большинство случаев - это последствия неправильного, бездумного подхода к музыкальному обучению. Поэтому педагогу очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы ее особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребенком в течение длительного времени, необходимо пристально наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его фун-
кций. В профилактике профессиональных заболеваний пианиста огромная роль принадлежит общему физическому развитию, правильной постановке дыхания. «Гимнастика, как общефизическая, так и дыхательная, должна стать одной из составляющих учебного процесса. В повседневной практике каждого педагога профилактика профессиональных заболеваний является одной из наиболее важных задач»4.
В главах «Мир музыки в образах» (оригинальная технология освоения нотной грамоты) и «Мир музыки в звуках» автор описывает собственную методику работы с детьми в доигровой и игровой периоды. В монографии убедительно опровергается традиционный подход к выучиванию семи звуков по порядку и предлагается иннова-ционная методика. Знакомство с нотами должно начинаться, по мнению Ю.-Г., только на клавиатуре, чтобы научить ребенка самостоятельно и без труда ориентироваться в «нотно-клавиатурном лабиринте».
Процесс обучения превращается в увлека-тельную игру, будит фантазию, вовлекает в волшебный мир музыки, в музыкальную сказку со своими постоянными героями, с знакомыми образами. Задача педагога - заинтересовать ученика, помочь ему приобрести навык сольфеджирования и овладеть нотной грамотой, сохранив при этом желание учиться. Главное - учить так, чтобы ребенок и не подозревал о том, что его учат.
Любая методика является результатом длительной работы конкретного учителя. Педагоги, специализирующиеся на начальном музыкальном образовании, смогут на основании собственного выбора сочетать те или иные приемы и методы в самых различных комбинациях. Однако каждый из них должен помнить, что на его плечи ложится огромная ответственность - воспитание музыкой, а это возможно лишь при глубоком психологическом анализе личности ученика, при понимании его неповторимой индивидуальности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. С. 101.
2 Юдовина-Галъперина Т. Б. За роялем без слез, или Я - детский педагог. СПб.: Союз художников, 1996.
3 Там же. С. 32.
4 Там же. С. 77.