Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье'

Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЭРБИЕ ИНСТИТУТЫ / өЗАРА әРЕКЕТ / КУЗЫРЕТТіЛіК / ПЕДАГОГИКАЛЫқ БіЛіМ / ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTE / INTERCONNECTION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / PEDAGOGIC KNOWLEDGE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикалова Л.И.

Актуальность темы обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogy competence of parents as the most important factor of children’s education in the family

Significance of the topic is based on the fact that family is traditionally the uppermost educational institute. The importance of family as an educational institute is caused by the fact that a child lives in the family during major part of his/her life. There is no other educational institute to compare with on the duration of its influence on the person.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье»

в; s х

ш

4

О

«

О с о

1-ч

W

В

2

<

н

о &

п о с в;

5 х

<с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш ¡3 х

-Q

£

н <

Л.И. Чикалова,

психолог 1категории, ГККП «Ясли-сад №12 акимата г. Костаная»

He?i)?i свздер: тэрбие институты, взара эрекет, кузырет-т\лт, педагогикалъщ oi.ii.M.

Ключевые слова: институт воспитания, взаимодействие, компетенция, педагогические знания.

Keywords: educational institute, interconnection, competence, pedagogic knowledge.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Ацдатпа

Такырыптыц езектшт отбасыньщ тэрбие беру-Д1 н басты дэстурл1 институты болуымен шартта-лады. Тэрбие беру институты ретшде отбасыньщ мацыздылыгы бала еьмршщ кеп бол1гш отбасында етклзетшдтмен, отбасыньщ балага ^зак; эсер eTyi жэне баска б1рде-б1р тэрбие беру институтыньщ отбасына тец келмейтшдтмен суреттеледг

Аннотация

Актуальность темы обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Annotation

Significance of the topic is based on the fact that family is traditionally the uppermost educational institute. The importance of family as an educational institute is caused by the fact that a child lives in the family during major part of his/her life. There is no other educational institute to compare with on the duration of its influence on the person.

Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солш{е, так в детях отражается нравственная чистота матери и omifa»

В .А.Сухомлинский

В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в

1(19)/2018

Ш

течение значительном части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Сегодня ни для кого не секрет, что семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), так и внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных детей, разводам, что, естественно, не способствует успешному воспитанию и развитию детей.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов [1 ,с.41].

Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства, с первых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значи-

тельной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Проблема духовно-нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей

— матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. «Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи» [2,с. 144].

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни

- основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.

Для полноценного развития личности детей необходимо создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей, а также педагогов. Для этого необходимо организовать работу с семьей так, чтобы предоставить

в; К К

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м

в

2

<

н

о £

«

о с в; К х <с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С

ш

Л

X -а

£ Н

ьс <

в; х х

ш

ч

О

«

О с о

1-ч

м

В

2

<

н

о «

о с в; К х

<с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С ш л X -а

£

Н <

детям и родителям возможность для дополнительного эмоционального общения в стенах ДО, научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса повысится, если члены семьи будут включены в деятельность ребенка в детском саду, а не останутся лишь объектом педагогического влияния. Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей, заинтересовать их совместным проведением мероприятий, досугов, которые не только повысят их психолого-педагогическую грамотность, но и будут способствовать укреплению детско-родительских отношений. В связи с этим возникает вопрос о поиске эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Необходимы новые, современные, нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов [3,с.49].

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении, поэтому родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

• установление единства в воспитании детей;

• педагогическое просвещение родителей;

• изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспе-

чивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии [4,с.316].

В последнее время у нас в стране все большую популярность приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями: семейные клубы, тренинги и другие, которые успешно применяемы в работе дошкольных учреждений в целом. С их помощью успешно преодолеваются многие проблемы, связанные с воспитанием детей.

В психологии существует постулат: в каждом человеке живет дитя с его естественными желаниями, родитель со знанием норм и правил и взрослый, который

Ш

может наити «золотую середину» между этими двумя полюсами. Если верить психологии, то «родитель» в каждом из нас должен знать, в том числе, и как правильно и в соответствии с какими нормами воспитывать собственного ребенка. Так ли это? Ведь профессия родителя едва ли не единственная, которой никто не учит. Азы профессии и секреты мастерства здесь постигаются на практике. Достаточно ли корректно это выглядит, когда «материалом» для профессионального становления родителей служит его собственный ребенок? Организация

взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Дошкольное учреждение входит в систему опосредованного, или формального окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вов-

лечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДО с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и Т.д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДО с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма [5,с.7].

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования /Ю. А. Гладкова // Ребёнок в детском саду. -2006. - №4. -С. 41-48.

2. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада./Л.Ф. Островская. -М.: «Просвещение», 1987. -144с.

3. Рогалева H.A. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. - 2007. - №7. -С. 49 - 53.

4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: «Академия», 2001. -325с.

5. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников/ Н.Султанова, Н.Цилько // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7- 14.

в; S К

ш

4

О

«

о с о

1-4

W

в

2

<

н

о £

п о с в;

5 х <с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш х

Н

ьс <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.