ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СВЯЗЬ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ С ПРАКТИКОЙ Давронова Д.С.
Давронова Дилдора Саидовна - доктор философии (PhD) по педагогическим наукам,
преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В статье анализируется связь развития системы воспитания общественного сознания несовершеннолетних в семье. Ключевые слова: семья, семейноё воспитание, несовершеннолетний ребёнок, общественное сознание.
В мире особое значение приобретают направленные на защиту прав и интересов детей в международных масштабах резолюция Организации Объединенных Наций «Международный день семьи», Конвенция ЮНЕСКО "О правах ребенка", Декларации "Тысячалетнего развития" и "О создании благоприятного мира для жизни детей" в обеспечении полноценной подготовки несовершеннолетнего ребенка к самостоятельной жизни в обществе, формировании международных стандартов в области прав ребенка, дальнейшем совершенствовании правовых основ защиты интересов детей в национальном законодательстве. В свою очередь, это служит важным фактором оздоровления социальной, моральной среды в семьях, укреплению идеологического иммунитета несовершеннолетних детей к нравственным угрозам.
В мире уделяется внимание научным исследованиям в области обеспечения равных прав в получении образования и воспитания детей во всем мире, достижения полноценного возложения на себя обветственности в рамках общества за их рост и развитие, социальной адаптации несовершеннолетних в условиях семьи. Основные направления деятельности организаций и научных центров, как ЮНИСЕФ, ЮНФПА, Консорциум (КБК), EFSC, "Гуманитарно-правовой центр" непосредственно связаны с данной проблематикой. Полученные же результаты важны для развития содержания, педагогических условий воспитания общественного сознания несовершеннолетних в семье, повышения эффективности сотрудничества семьи и образовательных учреждений в данном направлении.
Воспитание общественного сознания несовершеннолетних в семье - процесс сложный, и имеет следующие особенности, не всегда позволяющие достижение в полном объеме ожидаемых результатов: воспитание общественного сознания имеет целостную характеристику; в некоторых семьях недостаточен уровень педагогических знаний; педагогическое воздействие реализуется в качестве поэтапного формирования отдельных качеств. Через воспитание общественного сознания достигается самостоятельное мышление, здравый смыс, правовая культура, воспитание политического сознания и грамотности ребенка.
Образ реальной жизни, воспринимаемый ребенком в семье, в частности, правильное восприятие ребенком внешней среды зависит от его возможностей. Как
известно, воспитание общественного сознания несовершеннолетних, повышение правовой культуры, политической грамотности во все времена являлась важной и актуальной проблемой. В процессе исследования создана модель современной семьи, стандарт "Воспитания общественного сознания несовершеннолетних в семье", внедрение в практику научно-методического пособия "Сотрудничество "Семья-махалля-образовательное учреждение" в воспитании общественного сознания несовершеннолетних в семье" для сотрудников органов самоуправления граждан, образовательных учреждений, специалистов отрасли дало положительный эффект.
По мнению А. Мусурмановой «духовно-культурная молодежь, прежде всего, способна социально, духовно защитить себя, т. е. может контролировать свое мировоззренческое, поведенческое, социальное состояние, так как: во-первых, такая молодежь, даже нуждаясь в социальной защите, не стыдится своего положения, сама ищет эффективные пути его преодоления и лишь потом адекватно пользуется помощью других; во-вторых, она хорошо понимает психологию, внутренние переживания, состояние тех групп населения, которые нуждаются в социальной защите, поэтому стремится к поддержке своих сверстников из этих групп..." [3].
Воспитание молодого поколения на основе положительного примера родителей, сохранения семейных традиций, духовно-нравственных ценностей, формирование в его сознании чувства верности, любви и уважения играют важную роль в подготовке молодежи к будущей семейной жизни [2].
Для формирования общественного сознания несовершеннолетних, воспитанных в махалле, системе не имеющего аналогов в мире, имеются все возможности привлечения к этому делу всех слоев населения. Данная система имеет свою структуру в масштабах республики, административные кадры, своеобразные направления, методы и формы работы. в махалле действуют определенные правила, которые обязан соблюдать каждый, в общении основываются на ряд моральных принципов; формируется уважение и уверенность в обществе, действует сила личного примера, издревле сформировано уважительное отношение к старшим и забота о младших; моральное и общественное воспитание осуществляется через внедрение в практику; ценности общественного сознания передаются из махалли в семью и личности; основные этапы жизни отдельного лица находятся под наблюдением всех членов общества (общины).
В воспитании общественного сознания несовершеннолетних в семье приобретает особое значение уделения внимания: формированию навыков соблюдения родителями психологических и педагогических, условий, факторов, закономерностей; наблюдение в семье за чтением книг и системная организация чтения; опоре на передовые технологии, теоретические идеи, выдвинутые в мировой науке; учет в воспитании общественного сознания несовершеннолетних возрастных, личностных и гендерных особенностей; индивидуальному и дифференцированному подходу к несовершеннолетним при организации воспитательной работы; подготовке, издению и вхождения в каждую семью научно-популярной литературы по развитию системы воспитания общественного сознания несовершеннолетних; организации специальных рубрик в СМИ; организация и проведение общественной работы по обеспечению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;научно-теоретическому изучению исторического опыта, накопленого с сфере воспитания детей; внедрению выводов и рекомендаций в практику.
Результаты исследования показали, целесообразно осуществление родителями воспитания общественного сознания несовершеннолетних в семье через следующие четыре аспекта: нормативно-правовая, социально-педагогическая деятельность (воспитательнаяя технология), сотрудничество "семья-махалля-образовательное учсреждение" (технология сотрудничества), аспекты психологического подхода (мотивационная сфера, интеллектуальное познание, коммуникативное поведение, эмоционально-волевые аспекты национального характера).
75
В развитии системы воспитания общественного сознания несовершеннолетних в семье посредством данного аспекта ведение работ на основе специального стандарта способствует обеспечению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.
Значит, воспитание общественного сознания несовершеннолетних осуществляется, в основном, в трех направлениях:
1. Родителями - в семейной среде.
2. Воспитателями и учителями в образовательных учреждениях.
3. Махаллей, где проживает несовершеннолетний.
Развитие системы воспитания общественного сознания несовершеннолетних должно найти свое отражение в реальности, и не оставаться на бумаге. Методы воспитания общественного сознания состоят в беседе и рассказе, цель метода разъяснения состоит в раскрытии для ребенка духовного, эстетического содержания требований к тем или иным действиям, явлениям и событиям, формирование правильной оценки им поведения и человеческих взаимоотношений.
Семья является непосредственным и постоянным источником усвоения национальных моральных норм, приывикания к национально -культурной среде и её ценностям; она обеспечивает внедрение в сознание и психику несовершеннолетних аспектов психологии нации; оберегает, соблюдает и прививает национальные ценности; хранит на протяжении всей жизни человека национальное воспитательное значение, служа передачи национальные традиций и обычаев из поколения в поколение.
В заключение можем сказать определение приоритетных направлений воспитания общественного сознания несовершеннолетних в современных тревожных условиях глобализации и интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий служит формированию общественного сознания несовершеннолетних на основе духовно-нравственных, социально-экономических обновлений в жизни общества, жизненого опыта. Применение конкретных индикаторов в рамках исследования, опора на конкретную методику и анализ, обобщение и оценка результатов проведенной экспериментальной работы для определения эффективности развития системы воспитания общественного сознания несовершеннолетних - залог обеспечения достоверности и объективности результатов исследования.
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан. №УП-4947. О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 6. Ст. 70.
2. Бакиева Г.Х., Мусурманова А. Взаимодействие семьи, общественных организаций и учебных заведений по формированию гражданских качеств у детей-инвалидов //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2007. Т. 5.
3. Мусурманова А. Формирование духовных основ социальной защиты молодежи в процессе профессионального образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2011. № 9.