Научная статья на тему 'Формирование толерантных отношений в махалле'

Формирование толерантных отношений в махалле Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
467
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАХАЛЛЯ / ИНСТИТУТ МАХАЛЛИ / ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН / УЗБЕКИСТАН / ГЛАВА УЗБЕКСКОГО ГОСУДАРСТВА / ОБЩЕСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / MAHALLA / MAHALLA INSTITUTION / SELF-GOVERNMENT BODIES / UZBEKISTAN / THE HEAD OF UZBEKISTAN / SOCIETY / TOLERANCE / EDUCATION / DEVELOPMENT / FAMILY / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мирзахмедов Хуршид Абдирашидович

В статье рассматривается институт махалли, правовая основа деятельности которого в Узбекистане сформирована и укрепляется, статус закреплен в Конституции, задачи и функции четко определены в национальном законодательстве об органах самоуправления граждан. Подчеркивается роль главы узбекского государства, выдвинувшего ряд новых важных инициатив, направленных на дальнейшее повышение роли махалли в жизни общества. Особо выделена роль махалли и семьи в воспитании молодежи в духе толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOLERANT RELATIONS IN A MAHALLA

The article deals with the mahalla institution, the legal framework of which is established in Uzbekistan, its status is ratified in the Constitution, the tasks and functions are clearly defined in the national legislation concerning the self-government bodies. The author considers the contribution of the head of Uzbekistan, who put forward a number of important initiatives aimed at further enhancing of the mahalla''s role in the society. The importance of mahalla and family in the development of youth''s tolerance is emphasized.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантных отношений в махалле»

ОБЩЕСТВО: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА (2015, № 3)

УДК 740.1

Мирзахмедов Хуршид Абдирашидович

соискатель, преподаватель кафедры национальной идеи, основ духовности и права Наманганского государственного университета, Республика Узбекистан

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАХАЛЛЕ

Аннотация:

В статье рассматривается институт махалли, правовая основа деятельности которого в Узбекистане сформирована и укрепляется, статус закреплен в Конституции, задачи и функции четко определены в национальном законодательстве об органах самоуправления граждан. Подчеркивается роль главы узбекского государства, выдвинувшего ряд новых важных инициатив, направленных на дальнейшее повышение роли махалли в жизни общества. Особо выделена роль махалли и семьи в воспитании молодежи в духе толерантности.

Ключевые слова:

махалля, институт махалли, органы самоуправления граждан, Узбекистан, глава узбекского государства, общество, толерантность, воспитание, формирование, семья, молодежь.

Mirzakhmedov Khurshid Abdirashidovich

PhD applicant, Lecturer, Department of National Idea, Spirituality Foundations and Law, Namangan State University, Uzbekistan

DEVELOPMENT OF TOLERANT RELATIONS IN A MAHALLA

Summary:

The article deals with the mahalla institution, the legal framework of which is established in Uzbekistan, its status is ratified in the Constitution, the tasks and functions are clearly defined in the national legislation concerning the self-government bodies. The author considers the contribution of the head of Uzbekistan, who put forward a number of important initiatives aimed at further enhancing of the mahalla's role in the society. The importance of mahalla and family in the development of youth's tolerance is emphasized.

Keywords:

mahalla, mahalla institution, self-government bodies, Uzbekistan, the head of Uzbekistan, society, tolerance, education, development, family, youth.

Национально-культурное многообразие Узбекистана в тесном сочетании с ростом национального самосознания и духовного возрождения служит мощным импульсом обновления общества, его открытости и создает благоприятные условия для интеграции республики в мировое сообщество. Выбор собственного пути перехода к рынку в определяющей мере исходит из всестороннего учета национально-исторического уклада жизни населения, образа мышления, народных традиций и обычаев. Народу Узбекистана исторически присуща общинная форма социальной самоорганизации, корнями уходящая в традиционный уклад жизни. Он проявляется не только в приоритете интересов семьи, приверженности к общинному характеру жизнедеятельности населения, бережном сохранении и укреплении института махалли [1], но и накладывает отпечаток на всю социальную структуру нового общества [2, ж. 1, б. 64].

Наш институт махалли является примером для многих стран мира. В Узбекистане сформирована и укрепляется правовая основа его деятельности. Статус махалли закреплен в Конституции Узбекистана, задачи и функции четко определены в национальном законодательстве об органах самоуправления граждан. Глава государства И.А. Каримов создал новую систему институционального развития - восстановление национальных и семейных ценностей через реализацию функций махалли. В рамках планомерного осуществления принципа «От сильного государства - к сильному гражданскому обществу» президент Узбекистана в своей концепции выдвинул ряд новых важных инициатив, направленных на дальнейшее повышение роли махалли в жизни общества.

Самобытные традиции народного самоуправления, воплотившиеся в махаллинской структуре, приобретают в последнее время все большее значение и вес. Махалля принимает на себя ответственность за все дела в рамках своей компетенции. Потому что нет такого дела, которое было бы махаллям не по силам. Никакое предприятие, никакая государственная или общественная организация не может сравниться с махаллей, поскольку в махалле реализуется принцип справедливости. В махалле работают люди, умудренные опытом жизни, прочно стоящие на земле, знающие, умеющие, самоотверженные, способные все и вся оценить и расставить по своим местам. Есть и другая сторона. В махалле перевоспитывается нетолерантный человек, считающий себя сильнее, умнее и лучше других. Кем бы ни был этот человек, какой бы пост ни занимал, он вынужден принимать нормы и толерантное отношение, выработанные веками. Поэтому к мнению махалли прислушиваются и высокомерные нувориши, и даже те, кому горячая кровь бьет в голову и зовет на «подвиги». И они не могут не прислушаться. Поэтому необходимо строить будущее, опираясь на институт махалли. Огромное значение имеет то, что великие принципы и установки занимают все более значительное место в сознании и душах [3, ж. 2, б. 30].

Были возрождены и получили дальнейшее развитие такие традиции, связанные с жизнью махалли, как добрососедство и взаимное уважение, доброта и милосердие, забота о нуждающихся в

ФИЛОСОФИЯ

поддержке людях, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности и любви к Родине, глубокого осознания своего долга и ответственности перед обществом, на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Этот общественный институт, основанный на самоуправлении граждан, зародился в глубине веков и сегодня полностью отвечает высокому определению: «Махалля -совесть народа», служит надежной опорой в осуществлении реформ в нашем обществе, обеспечивает активное участие граждан в проводимых масштабных преобразованиях.

Либеральная махалля, в которой формируется толерантность во взаимоотношениях людей, имеющая хорошие национальная традиции, является основой, нейтрализующей отрицательное воздействие среды на молодежь. К примеру, отрицательное влияние и воздействие вредных идей и «массовой культуры» на психику молодежи, насилие, жестокость сеют зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва, то есть проблемная, конфликтная семья, или, наоборот, нейтрализоваться благонравной семейной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны махалли.

Толерантность - понятие духовное и многоаспектное. Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношений в махалле, в качестве одной из характеристик толерантных отношений можно выделить активное отношение между людьми на основе взаимного уважения и понимания. В махалле семейные конфликты, возникающие из-за нетерпимости между детьми и родителями, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития молодежи. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов, пытаясь исключить их из сферы своего внимания как некоторое неудобное обстоятельство, осложняющее жизнь взрослых членов семьи. При этом, естественно, не учитываются последствия действия конфликтов на формирующуюся личность молодежи. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семи [4, с. 43].

Махалля - институт толерантного воспитания, естественно, махалля имеет большой воспитательный потенциал, состоящий в том, что семья и индивидуальные особенности ребенка - это две основные детерминанты социального становления человека. Семья является первым и основным воспитателем детей и имеет возможность сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками и детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Махалля во многих аспектах может помочь семье.

В этой связи необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с ребенком и родителями, поскольку прежде всего личный пример взрослых воспитывает у детей национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители [5, с. 14].

Лучшим средством формирования толерантных отношений в махалле являются мероприятия, в которых принимают участие родители. Они служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребенка - семьи и махалли, объединивших свои усилия в толе-рантно-воспитательном процессе, направленном на формирование толерантной личности.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с махаллей.

Дальнейшее расширение органов самоуправления граждан служит важным фактором развития института махалли, воспитания гармонично развитого поколения, надежной защиты молодежи от воздействия вредных идей и «массовой культуры», ее профессиональной ориентации.

Ссылки и примечания:

1. Махалля (узб.) - в исламском мире часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала - махалли - является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва (намаз).

2. Каримов И.А. Узбекистон: миллий исти^лол, и^тисод, сиёсат, мафкура. 1-жилд. Тошкент, 1996. Б. 64.

3. Каримов И.А. Биздан озод ва обод Ватан флсин. 2-жилд. Тошкент, 1996. Б. 30.

4. Рожков М.И. Воспитание толерантности у школьников : учебно-методическое пособие. Ярославль, 2003. С. 43.

5. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.