Научная статья на тему 'Этнополитические и исторические предпосылки формирования демократического политического режима в современном Узбекистане'

Этнополитические и исторические предпосылки формирования демократического политического режима в современном Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
295
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / DEMOCRATIC POLITICAL REGIME / МАХАЛЛЯ / MAHALLA / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / DEMOCRATIC STATE / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / DEMOCRATIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Отакулов Шухрат Мурадуллаевич

В статье раскрываются основные этнополитические и исторические предпосылки формирования демократического политического режима в соответствии с требованиями международного права в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека в современном Узбекистане, а также рассматривается институт махалли как фундамент развития гражданского общества. Помимо этого раскрывается формирование демократических институтов как фактора повышения политической активности граждан и этапы становления демократического политического режима в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнополитические и исторические предпосылки формирования демократического политического режима в современном Узбекистане»

2. БартольдВ.В. Киргизы: Исторический очерк // Соч. М., 1963. Т. 2. Ч. 1. М., 1963.

3. Беленицкий А.М., Бентович И.Б. Из истории среднеазиатского шелкоткачества. (К идентификации средне-азиатского шелкоткачества) // Сов. археология, 1961. № 2.

4. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 1. М.; Л., 1950.

5. Грач А.Д. Древнекыргызские курганы у северной границы котловины Больших озер и находки тибетских надписей на бересте. // Страны и народы. Вып. XXII, 1980.

6. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.; Л., 1967.

7. Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960.

8. Киселев С.В. Из истории торговли енисейских кыргызов // Крат. сообщ. о докл. и полевых исслед. Ин-та истории матер. культуры АН СССР, 1947. Вып. 16.

9. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.

10. Киселев С.В. Краткий очерк древней истории хакасов. Абакан, 1951.

11. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.

12. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М., 1969.

13. Кюнер Н.В. Новые китайские материалы по этнографии кыргызов (хакасов) VH-VIII вв. н.э. // Учен. зап. Хакас. НИИ яз., лит. и истории, 1951. Вып. 2.

14. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961.

15. Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины. Новосибирск, 1975.

16. Лубо-Лесниченко Е.И. Дальневосточные монеты из Минусинской котловины (по материалам Минусинского музея). // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. (История и культура Востока Азии). Т. III. Новосибирск, 1975.

17. Лубо-Лесниченко Е. И. «Уйгурский» и «киргизский» пути в Центральной Азии // ТГЭ. Т. XXVII (Культура и искусство народов Востока. 9). Л., 1889.

18. Малявкин А.Г. Уйгурские государства в IX-XII вв. Новосибирск, 1983.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966.

20. Савинов Д.Г. Этническое окружение страны енисейских кыргызов. // Историческая этнография. Вып. 3: Малые этнические и этнографические группы. СПб., 2008.

21. Супруненко Г.П. Документы об отношениях Китая с енисейскими кыргызами в источнике IX века «Ли Вэй-гун хойчан ипинь цзи»(«Собрание сочинений Ли Вэй-гуна периода правления Хойчан, 841-846 гг.»). // Известия Академии наук Киргизской ССР, серия Общественных наук. Т. V. Вып. 1. (История). Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1963.

22. Худяков Ю.С. Кыргызы и Тибет // Эпоха камня и палеометалла Азиатской части СССР. Новосибирск, 1988.

23. Щербак А.М. Еще раз о монетах с руническими надписями из Минусинска // Вестн. древ. Истории, 1960. № 2.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ Отакулов Ш-M. Email: Otakulov1798@scientifictext.ru

Отакулов Шухрат Мурадуллаевич — преподаватель, кафедра теории и практики построения демократического общества в Узбекистане, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются основные этнополитические и исторические предпосылки формирования демократического политического режима в соответствии с требованиями международного права в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека в современном Узбекистане, а также рассматривается институт махалли как фундамент развития гражданского общества. Помимо этого раскрывается формирование демократических институтов как фактора повышения политической активности граждан и этапы становления демократического политического режима в Узбекистане.

Ключевые слова: демократический политический режим, махалля, гражданское общество, демократическое государство, демократизация.

ETHNOPOLITICAL AND HISTORICAL PRECONDITIONS FOR THE FORMATION OF A DEMOCRATIC POLITICAL REGIME IN MODERN UZBEKISTAN Otakulov Sh.M.

Otakulov Shukhrat Muradullaevich - Teacher,

DEPARTMENT THEORY AND PRACTICE OF BUILDING A DEMOCRATIC SOCIETY IN UZBEKISTAN, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the main ethnopolitical and historical preconditions for the formation of a democratic political regime in accordance with the requirements of international law in the field of ensuring and protecting human rights and freedoms in modern Uzbekistan, and the mahalla institution is considered as the foundation for the development of civil society. In addition, the formation of democratic institutions as a factor in increasing the political activity of citizens and the stages of the formation of a democratic political regime in Uzbekistan are revealed.

Keywords: democratic political regime, mahalla, civil society, democratic state, democratization.

УДК 61.4.(624+6).3

Крушение и распад советской империи открыли новую страницу в истории народов Центральной Азии - была получена возможность независимого экономического, политического и культурного развития.

Современный Узбекистан расположен в самом центре Средней Азии и является древнейшим очагом цивилизации. Как отмечает английский историк А. Тойнби: Двуречье между реками Окс и Яксарт (совр. Амударья и Сырдарья) развивалось как особая цивилизация [1, с. 22]. Свидетельством этого является уникальный письменный памятник народов Центральной Азии и Ирана Авеста - правовой, политический и культурный документ древности, насчитывающий более трех тысяч лет. Традиции государственности на территории современного Узбекистана имеют древние корни и тысячелетнюю историю [2, с. 24]. Такие города как Бухара, Самарканд, Хива, Шахрисабз, Термез упоминаются в древнейших исторических письменных источниках Древней Греции и Китая.

Современный Узбекистан - стремительно развивающаяся республика, опирающаяся на богатое и великое историческое и культурное наследие, исторические традиции и опыт государственности Турана, Маверауннахра, государства Амира Тимура, в сочетании с принципами справедливости, демократии, свободы и приоритета прав человека. Не случайно, один из современных столпов геополитической и геостратегической науки З. Бжезинский полагает, что фактически Узбекистан является главным кандидатом на роль регионального лидера в Средней Азии [3, с. 157]. Узбекистан в своей внешнеполитической доктрине не преследует такую цель и призывает к равноправному сотрудничеству стран региона. Центральная Азия и, особенно, Узбекистан, всегда притягивала и притягивает интересы ведущих игроков «большой политической игры» Китая, России, США. Но это -особая проблема.

Одним из важнейших этнополитических и исторических предпосылок современного Узбекистана, безусловно, является этнолингвистическая составляющая, которая несет в себе главную угрозу миру и стабильности в регионе. В тезисной, неразвернутой форме можно обозначить это как самую болевую точку в национальном развитии и сохранения национальной независимости.

Политический режим, который характеризуется поэтапной демократизацией и харизматической природой является гарантом против различных вызовов и угроз миру и стабильности не только в Узбекистане, но и во всем регионе.

Это особенность, была подмечена давно и вышеупомянутым аналитиком З. Бжезинским. Он 5 главу книги «Великая шахматная доска» (1997) прямо, открыто обозначает как «Евразийские Балканы» [3, с. 149]. И это не случайно. Без харизматического политического лидерства трудно сохранить мир и стабильность в стране и регионе. Однако стратегической задачей для Узбекистана является постепенная демократизация политического режима.

Этнолингвистическая историческая составляющая сформировалась в результате большевистской национальной политики, отрицающей право на национальную идентичность, развитие национального самосознания. Необдуманная, великодержавная политика территориального разделения этнических узбеков, казаков, киргизов и туркмен сегодня представляется как главный фактор формирования внутренней нестабильности в регионе, предпосылкой «цветных революций» с этнической составляющей. В независимых национальных государствах Центральной Азии наряду с титульными нациями проживают и представители титульных наций других стран региона. Например, в Южном Казахстане проживает определенное число этнических узбеков, а в то время в Самарканде и Бухаре проживает определенное число этнических таджиков. Напряженность в Ошской области Киргизии также объяснима этническими конфликтами, время от времени развязывающимися политическими силами. Поэтому, проведение параллели между «Балканами Центральной Азии» представляется весьма оправданным, так в свое время этнические конфликты, приведшие к образованию нескольких независимых государств на месте бывшей Югославии, имеют ту же предпосылку и в Центральной Азии». Формирование демократического политического режима, таким образом, зиждется на нескольких основаниях, в том числе на этнолингвистической составляющей. Демократический политический режим соприкасается, с одной стороны, с тюркоязычной общностью, а с другой, с этноконфессиональной общностью региона и мусульманского мира. В этом контексте на формирование демократического режима в современном Узбекистане влияет проблема политической ориентации населения. В Узбекистане с первых лет независимости избран путь светского, демократического развития, на конституционной основе формируется демократический политический режим, поэтапно осуществляется реформа государственного управления. Однако, среди населения еще есть социальные группы, лояльные к установлению исламской государственности. Такие организации как «Хизб ут-Тахрир», ваххабиты, сала фиты, акром иды нагнетают напряженность и, время от времени, организуют террористические акты при поддержке международных исламских террористических организаций. Фактом считается участие некоторых блудных граждан страны в движении ИГИЛ или ДАИШ по формированию исламской государственности не только на Востоке, но и в Центральной Азии и на Кавказе. Инфекция исламского радикализма, таким образом, представляет угрозу для формирования светской, демократической государственности в современном Узбекистане. Формирующийся демократический политический режим учитывает эти особенности жизни общества, проводит превентивные меры по локализации и предупреждению заразы исламского фанатизма, при этом зашившие права и свободы человека. В Преамбуле Конституции Республики Узбекистан (1992) отмечено: «Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая ответственность перед нынешним и будущим поколениями, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, признавая приоритет общепризнанных норм международного права, стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики, ставя задачей создание гуманного демократического правового государства, в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан» [4, с. 82]. Фундамент, на котором формируется национальная государственность Узбекистана - это исторические традиции и опыт государственности Турана, государства Амира Тимура, Шайбанидов.

Государственность Моверауннахра формировалась наряду с зарождением и развитием исламской цивилизации, она вобрала в себя опыт культуры восточного развития, в теории государства внесли большой вклад такие мыслители как Абу Наср Фараби, Беруни и другие. Принципы демократизма в течение длительного времени давали ростки в государственном управлении. Так, например, Амир Тимур для принятия определенных политических решений всегда создавал сход представителей различных сословий-машварат. За основу государственного управления была взята исламская идеология, законы шариата, учитывались мнения умы, т.е. единоверцев.

Важнейшей исторической предпосылкой демократизации общества в Узбекистане и демократизации политического режима выступает такой уникальный институт как махалля. Становление и развитие махалли как общественного института уходит вглубь веков. Институт махалли возник на территории Узбекистана, гораздо раньше, чем в Европе были созданы органы местного самоуправления, поэтому в эволюционном развитии махалля более исторична и утвердилась в народном сознании гораздо прочнее. При формировании гражданского

общества в Узбекистане махалля выступает как важнейший орган местного самоуправления, многие функции государственного управления передаются этому уникальному органу народовластия. Авторитет махалли несомненно растет в современном Узбекистане, и является барометром демократизации общества. Махалля на протяжении всей истории народа была с людьми в дни радости, оказывала поддержку в дни печали и скорби, протягивала руку помощи нуждающимся, хашаром, т.е. безвозмездной помощью, мобилизовала общие силы на благоустройство территории махалли.

Социальная функция махалли состояла и в упрочении жизни в молодых семьях, нередко слово аксакалов решало споры в семье, между соседями. По сути, в махаллях протекала вся социальная жизнь человека. Махалля несла ответственность за правильное воспитание подрастающего поколения наряду с родителями.

Махалля как фактор демократизации политического режима в Узбекистане характеризуется следующими признаками: во-первых, общественная форма управления, представительный характер, т.е. выборность всех должностей, самоуправленческая природа, территориальный принцип организации и деятельности. По мере демократизации политического режима сейчас на территории махалли появились предпринимательские структуры, общественные организации, органы инфраструктуры рыночных отношений. В демократизации политического режима в современном Узбекистане можно выделить ряд особенностей. Например, самой главной и характерной особенностью демократизации политического режима в Узбекистане является поэтапность и постепенность. Многие функции государственных институтов постепенно передаются органам самоуправления. Еще одна важная особенность-усиление статуса судебной власти. Например, многие функции института прокуратуры переданы судебной власти (санкция на арест), принят закон об отмене смертной казни и. т.д. Введение специализации судов, институтов примирения и залога, сокращение норм санкций и др. - яркое свидетельство постепенной демократизации политического режима в соответствии с требованиями международного права в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Демократизация политического режима в современном Узбекистане охватывает практически все сферы жизни общества и осуществляется на основе национальных исторических ценностей, добытыми многовековой историей народа.

Список литературы / References

1. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 22.

2. Адылходжаев С. Формирование демократических институтов как фактор повышения политической активности граждан. // Демократическое развитие: безопасность, права человека, сотрудничество во имя будушего. Материалы Международного «Круглого стола» (г, Ташкент, 15-16 ноября 2007 г). Ташкент, 2008. С. 24.

3. Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. М. «Международные отношения», 2006. С. 149-157.

4. Кушаев У. Геостратегические интерес и идеологические процессы. Ташкент. «Наука и технология», 2013. С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.