ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Юсупова Э.Ф. Email: [email protected]
Юсупова Элеонора Фердинандовна - старший преподаватель, кафедра теории и практики построения демократического общества в Узбекистане, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрываются понятия «гражданское общество», «правовое государство», «национальный менталитет», «политическое сознание». Поднимаются некоторые вопросы трансформации национального менталитета и политического сознания в соответствии с требованиями гражданского общества и демократии в контексте принятия Конституции Республики Узбекистан. Отмечается также, что обеспечение политической активности граждан невозможно без формирования высокого уровня политического сознания. Автор полагает, что для деятельности в условиях самоуправления необходимо также формировать менталитет и мировоззрение с тем, чтобы они отвечали требованиям гражданского общества.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, национальный менталитет, демократизация, Конституция, политическая активность, махалла.
NATIONAL MENTALITY AND POLITICAL CONSCIOUSNESS IN CONTEXT OF ADOPTION OF THE CONSTITUTION OF UZBEKISTAN Yusupova E.F.
Yusupova Eleonora Ferdinandovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT THEORY AND PRACTICE OF BUILDING A DEMOCRATIC SOCIETY IN
UZBEKISTAN,
TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article reveals the concepts of «civil society», «rule of law», «national mentality», «political consciousness». Some issues of transformation of the national mentality and political consciousness are raised in accordance with the requirements of civil society and democracy in the context of the adoption of the Constitution of the Republic of Uzbekistan. It is also noted that ensuring the political activity of citizens is impossible without the formation of a high level ofpolitical consciousness. The author believes that for self-government activities, it is also necessary to form a mentality and worldview so that they meet the requirements of civil society.
Keywords: civil society, rule of law, national mentality, democratization, Constitution, political activity, mahalla.
УДК 32.019.5
В Республике Узбекистан на сегодняшний день уделяется большое внимание всестороннему развитию гражданского общества, осуществлению судебно-правовых и других конституционных реформ, а также преобразованиям в экономической области. При формировании идентичности страной был учтён позитивный опыт зарубежных стран и многовековые культурные и исторические традиции узбекского
народа. Особое значение при принятии Конституции Республики Узбекистан, имело соответствие её не только общепринятым нормам демократии, но и ментальным особенностям узбекского народа. В частности, в статье 66 нашей Конституции говорится, что «совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях» [1, с. 22].
Понимание национального менталитета «демократизируется» (Ш. Мадаева и др.) лишь тогда, когда общество «самоорганизуется» без вмешательства государства, властных структур. Данное состояние или уровень достижимы лишь на определённой стадии социально-экономического и культурного развития общества. Этот уровень обусловлен реальной свободой личности, которая становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство господствует над обществом, а общество имеет приоритет по отношению к государству. Переход к такому обществу, как признают многие, исторически длительный процесс, связанный с формированием соответствующего политического менталитета и политического сознания.
«Гражданское общество» - категория социально-исторического характера, требующая наличия такого качественного состояния общества, которое, в свою очередь, требует существования развитых форм его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных) и частных интересов при определяющем значении последних, и при безусловном признании в качестве высшей ценности такового общества человека, его прав и свобод.
В Конституции Республики Узбекистан, принятой 8 декабря 1992 года, юридически объявляются высшими ценностями строящегося общества человек, его права и свободы. Особенно статья 24 Конституции характеризуется глубоким гуманизмом, где закрепляется право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека. Отмена смертной казни, мораторий на смертную казнь, который вступил в силу с 1 января 2008 года, является прямым доказательством гуманистической направленности строящегося в Узбекистане гражданского демократического общества с открытой рыночной экономикой. Это всё, как говорится, «де юре», а «де факто» же необходима трансформация менталитета узбекского общества и повышение уровня политического сознания в соответствии с требованиями гражданского общества и демократии. Как правильно отмечает по этому поводу профессор Ханкукского Университета зарубежных исследований (Корея) Джун-Мо Ву: «демократию нельзя построить за короткое время. Это довольно длительный процесс» [3, с. 145]. Почему длительный процесс? Потому, что простое декларирование демократии без соответствующего изменения старого мировоззрения, менталитета недостаточно.
Конституция Узбекистана, принятая 25 лет назад, соответствует всем основным международным стандартам, она вобрала в себя лучшее из передовой практики конституционного строительства многих демократических стран, содержит полный механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека, основанный на общепризнанных нормах Всеобщей декларации прав человека и других международных актах.
Её историческое значение заключается, прежде всего, в том, что она закрепляет приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, ставит задачей создание гуманного демократического правового государства.
Конституция Республики Узбекистан была порождена, главным образом, двумя факторами. Первый из них был курс общества на рыночные отношения, т.е. на вхождение Узбекистана в мировое сообщество в соответствии с общими закономерностями и тенденциями развития. При этом изначально рынок рассматривался не как самоцель, а как средство обеспечения быстрого развития общества. Новые намеченные контуры естественно требовали создания твёрдых конституционных основ рыночной экономики, пересмотра всего законодательства и Конституция должна была явиться «хребтом» этого законодательства. Только на
основе Конституции мог быть осуществлён переход к общественным отношениям, вытекающим из рыночной экономики. Конституция должна была свидетельствовать также о ясной, чёткой программе государства, о его готовности и решимости идти по точно намеченному курсу, о выверенности жизненных ориентиров.
Вторым фактором, обусловившим разработку и принятие Конституции Республики Узбекистан, было провозглашение государственной независимости. Все действующие в прошлом на территории Узбекистана Конституции не были Конституциями независимого государства.
С обретением суверенитета, естественно, во всю величину встала проблема конституционного закрепления состояния независимости государства. В Конституции закреплены природа нового государства, принципы его внутренней и внешней политики, его приверженность правам человека, принципам государственного суверенитета, идеалам демократии и социальной справедливости. Следует особо отметить неоценимую роль и значение Конституции в повышении правового сознания и правовой культуры, политической активности граждан [2].
Обеспечение политической активности граждан невозможно без формирования высокого уровня политического сознания. Не случайно, уловив данный момент, Первый Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов констатировал, что «новую жизнь нельзя построить старыми взглядами» [5, с. 382].
Развитие гражданского общества в Узбекистане на сегодняшний день является приоритетной задачей нашего благополучного процветания. Категория «гражданское общество» в научной литературе трактуется различным образом. Например, если некоторые авторы возражают против употребления данного понятия без конституционной юрисдикции, то другие считают, что гражданское общество существовало в Узбекистане всегда. Есть третья категория учёных, их большинство, которые за гражданское общество и его институтов признают только институт махалли. Считаем, что в философско-методологическом и историко-гносеологическом отношениях, все они страдают односторонностью, эклектическим подходом к такому жизненно важному феномену, как гражданское общество. На наш взгляд, наиболее точную формулировку понятия «гражданское общество» дал Первый Президент Узбекистана И.А. Каримов: «это социальное пространство, где верховенствует закон» [6, с. 166]. В этом весьма лаконичном и точном определении содержится главная идея - верховенство права. Считаем, что в гражданском обществе недостаточно верховенство закона, а необходимо верховенство права. Закон должен защищать права и свободы граждан, а не только верховенствовать. Верховенство закона диалектически предполагает равенство. Статья 18 Конституции гласит: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения».
«Хребтом» гражданского общества должна стать независимая судебная власть. Судебно-правовая реформа, проводимая поэтапно в Узбекистане, не случайно, направлена на обеспечение независимости статуса судебной власти. Эта концепция в качестве приоритета предусматривается и в Стратегии действий в 2017-2021 годах. Без достижения независимого положения судебной власти в обществе невозможно достичь состояния правового государства и гражданского общества. В свою очередь, «правовое государство» - это есть государство, где максимально обеспечиваются и гарантируются основные права и свободы человека. В методологическом отношении, правовое государство - это не только государственный институт, который обеспечивает верховенство закона, но и такой фактор, который защищает законные права и свободы граждан.
В узбекской Конституции нет определения формулировки «гражданское общество». Однако, требование создать в Узбекистане гражданское общество часто звучит и находит отклик среди населения Республики [4, с. 63]. Из этого следует, что
гражданское общество - это выражение логики социально-экономических реформ, движения в сторону демократии. То, что отсутствует специальная юридическая формулировка или особая статья, посвящённая самоуправлению общества, т.е. демократии, является несущественным, поскольку глава XIII Конституции посвящена полностью правовому обеспечению деятельности общественных организаций. Особенно статья 58 Конституции гласит: «Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создаёт им равные правовые возможности для участия в общественной жизни».
Гражданское общество - это общество, где гарантирована деятельность свободно созданных народом различных объединений, движения, политических институтов, негосударственных образований и т.д. Они в гражданском обществе выполняют функции «противовеса» власти.
Переход общества на новые общественные отношения во многом зависит от того, как и в какой мере будет стимулироваться развитие общественных образований, политических партий и движений. Ибо только нравственно здоровые и социально активные граждане могут обеспечить непрерывный процесс развития национального, научно-технического и экономического прогресса Узбекистана.
Гражданское общество, основанное на самоуправлении граждан, практически не имеет исторических традиций, хотя есть зачатки этого феномена в деятельности института махалли в Узбекистане.
Принцип самоуправления - один из наиболее древних и универсальных среди тех, что применяется в управлении обществом. Он отвечал потребностям человеческого общества, начиная с ранних стадий его развития. Упоминание об общинном самоуправлении мы встречаем уже в древнейших цивилизациях Египта, Шумера, Вавилона, а более поздний период - в государствах майя, инков, на Ближнем Востоке, Китае, Греции, Риме.
Теоретические обоснование местного самоуправления как политического института было отведено в работах западных (Б. Констана, Дж. Миля, А. де Токвиля, Ж-Ж. Руссо, Г. Пройсса, Л. фон Штейна и др.), и в годы независимости в работах отечественных учёных М. Гулямова, З. Исламова, Ш. Жалилова, О. Хусанова, М. Киргизбаева, И. Саифназарова, К. Назарова, А. Бегматова, Б. Туйчиева, А. Кадырова, Р. Жумаева, М. Бекмуратова, А. Умарова, М. Ганиевой и других.
Исторически между западным вариантом местного самоуправления, описанного Алексисом де Токвилем и другими, а также восточным вариантом (махалля) есть качественные различия подобно формам демократии. Поэтому логически полагаем, что для деятельности в условиях самоуправления необходимо также формировать традиционный менталитет и мировоззрение с тем, чтобы они отвечали требованиям поистине гражданского общества восточного типа.
Национальный менталитет народа открыт на восприятие жизненно важных изменений, происходящих в нашем обществе. Правовое государство - гарант существования механизма сдержек и противовесов, право выбора свободного изъявления воли людей. А это требует соответствующего изменения в национальном менталитете, освобождения от вредных духовных наслоений в сознании людей, унаследованных от прошлого тоталитарного, командно-бюрократического прошлого, духовного изменения в соответствии с требованиями демократии и модернизации современного узбекского общества.
Список литературы /References
1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан», 2014.
2. Мирзиёев Ш.М. Доклад Президента Республики Узбекистан на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. Т., 2016.
3. Демократическое развитие: безопасность, права человека, сотрудничество во имя будущего. Материалы Международного «Круглого стола» (Ташкент, 15-16 ноября, 2007 года).
4. Исламов З.М. Узбекистан на пути к модернизации. Т.: ТГЮИ, 2005.
5. Каримов И.А. Своё будущее мы строим своими руками. Соч. Т. 7. Т.: «Узбекистан», 1999.
6. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.: «Узбекистан», 1997.