Научная статья на тему 'Конституция и гражданское общество: достижение баланса интересов в Республике Узбекистан'

Конституция и гражданское общество: достижение баланса интересов в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
902
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / УЗБЕКСИТАН / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурмухамедов Азизджан Нигмаджанович

Исследуется место, значение и задачи Конституции в жизни современного общества. Выделяются различные аспекты взаимосвязи гражданского общества и Конституции государства. Анализируется роль Основного Закона в обеспечении баланса интересов на примере Республики Узбекистан. Рассматривается дальнейшее совершенствование и повышение эффективности конституционного законодательства как нормативной основы общественной и государственной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitution and Civil Society: Gaining the Optimal Balance of Interests in the Republic of Uzbekistan

The role, significance and the targets of the Constitution in the life of modern society are studied. Various aspects of the correlation between civil society and the constitution are highlighted. The role of the Principle Document in guaranteeing the balance of interests by the example of the Republic of Uzbekistan is analyzed. Further development and efficiency improvement of the constitutional legislature as the normative basis of the state and social life is considered.

Текст научной работы на тему «Конституция и гражданское общество: достижение баланса интересов в Республике Узбекистан»

A.N. Nurmukhamedov Constitution and Civil Society: Gaining the Optimal Balance of Interests in the Republic of Uzbekistan

The role, significance and the targets of the Constitution in the life of modern society are studied. Various aspects of the correlation between civil society and the constitution are highlighted. The role of the Principle Document in guaranteeing the balance of interests by the example of the Republic of Uzbekistan is analyzed. Further development and efficiency improvement of the constitutional legislature as the normative basis of the state and social life is considered.

Key words and word-combinations: Constitution, Uzbekistan, civil society, balance of interests.

Исследуется место, значение и задачи Конституции в жизни современного общества. Выделяются различные аспекты взаимосвязи гражданского общества и Конституции государства. Анализируется роль Основного Закона в обеспечении баланса интересов на примере Республики Узбекистан. Рассматривается дальнейшее совершенствование и повышение эффективности конституционного законодательства как нормативной основы общественной и государственной жизни.

Ключевые слова и словосочетания: Конституция, Узбекситан, гражданское общество, баланс интересов.

УДК 342(4/9) ББК 67.400.2(4/8)

А.Н. Нурмухамедов

КОНСТИТУЦИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:

ДОСТИЖЕНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

^С первых дней независимости Республика Узбекистан поставила перед собой цель войти в число развитых демократических государств, обеспечивающих гражданам достойные условия жизни, а также занять достойное место в мировом сообществе. При этом страна избрала собственную модель развития - реформы, базирующиеся на таких принципах, как обеспечение верховенства закона, а также поэтапность и постепенность реформ.

Одной из приоритетных задач руководства Республики Узбекистан в этом направлении стало развитие институтов гражданского общества, выступающих защитниками прав и свобод различных слоев населения, тем самым поддерживая оптимальный баланс интересов в социуме, а особая роль в данном процессе отведена Основному Закону - Конституции Республики Узбекистан. В соответствии с ней народ является единственным источником государственной власти, а государство, выражая волю народа, служит его интересам.

В конституциях большинства демократических государств не содержится норм о гражданском обществе. Но отсутствие в них этого собирательного понятия вовсе не означает, что отношения, складывающиеся при функционировании гражданского общества, не могут быть предметом конституционно-правового регулирования.

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 2 9

В структуру гражданского общества входят различные общественные объединения, в том числе партии, негосударственные институты собственности, труда, предпринимательства, воспитания, образования, культуры, средств массовой информации, семья и т.п. Негосударственный характер этих институтов означает, что они а) представляют собой в основном сферу частных интересов людей; б) основаны на горизонтальных связях, предполагающих юридическое равенство и договорные начала во взаимодействии формально независимых друг от друга людей; в) действуют на основе принципов свободы, самоуправления и координации.

Степень и характер правового регулирования этих отношений существенно отличаются от отношений в сфере государственного устройства. Если для системы государственных органов право является единственным нормативным регулятором, определяющим порядок их формирования и деятельности, то в регулировании организации и деятельности институтов гражданского общества право далеко не единственный, а порой и не основной источник.

Поскольку и государственные институты, и институты гражданского общества составляют единый организм, то есть совокупность исторически сложившейся на определенной территории формы деятельности людей, то отношения в гражданском обществе не могут быть полностью освобождены от правового регулирования. Данные институты не способны действовать изолированно друг от друга, и государство как организация политической власти всего общества в общих интересах должно направлять и координировать деятельность всех негосударственных социальных структур. В зависимости от степени и методов такого управления со стороны государства можно судить о характере сложившегося в обществе политического режима (демократического, либерального, авторитарного, тоталитарного, и т.д.).

Формирование зрелого гражданского общества является основным назначением коренной конституционной реформы, осуществляемой в ряде стран. Гражданское общество с известной условностью можно рассматривать как социальное пространство, в котором и реализуется конституционный строй. Именно в Конституции должны опосредоваться связи между личностью и государством в сфере таких отношений и институтов, которые по своему происхождению и социальной природе не являются политическими, публично-властными, не выступают производными от государства; именно в этих отношениях и институтах находят воплощение и с их помощью осуществляются права, свободы, обязанности личности.

Так, гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ социального существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни. В условиях гражданского общества создается реальная возможность для самореализации личности и групп и тем самым устанавливается оптимальная мера вовлеченности в экономический, социальный и духовный процесс. В рамках гражданского общества воплощается большая часть прав и свобод человека, поэтому его отношения и институты в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона.

Учитывая изложенное, можно выделить следующие аспекты взаимосвязи гражданского общества и Конституции: создание развитых правовых отношений институтов гражданского общества и государства; определение и нормативное закрепление обязанности государства служить интересам человека и

3 0 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

общества; обеспечение высокого правового статуса членов и институтов гражданского общества; содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное, то есть гражданское.

Формируют гражданское общество три начала: коллектив, индивид, власть, что созвучно Конституции, построенной на взаимодействии трех уровней: личность -гражданское общество - государство. Гражданское общество, таким образом, является микромоделью срединной части всей конституционной конструкции, повторяющей взаимодействие трех уровней. В Конституции Республики Узбекистан учтены все аспекты гражданского общества: социально-экономические отношения и институты, организация и деятельность общественных объединений, политических партий и т.п. Перечень этот не является исчерпывающим, но включает в себя наиболее значимые сферы жизнедеятельности гражданского общества.

Кроме того, одной из особенностей гражданского общества является его динамика, непрерывное движение. Конституция призвана обеспечивать эту динамику, почти по Руссо - как движение к гражданственности, разумности и цивилизованности, что в нашем случае означает формирование развитой личности, совершенных гражданских отношений, рациональной цивилизованной власти. Концепция гражданского общества из философской превращается в политико-правовую и даже прикладную. Конституция изначально задумывалась как документ баланса и равновесия на разных уровнях, включая указанные.

Осуществленная после обретения независимости, конституционно-правовая реформа в Узбекистане не только учла опыт развитых стран, но и способствовала проведению серьезных преобразований, имеющих большое значение для современности и будущего Узбекистана. Принятие Конституции создало правовой фундамент для эволюционной либерализации и демократизации общественной жизни страны, положило начало формированию основ правового государства.

Конституция Узбекистана ввела эффективные ограничения полномочий органов государственной власти, возложила на них обязательства по обеспечению и охране прав и свобод личности. Прямым следствием ее действия стало создание конституционного строя, когда реальные общественные отношения стали приводиться в соответствие с конституционными принципами и нормами.

В Узбекистане в политико-правовом контексте Конституция стала рассматриваться в качестве юридического, узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, которые обусловливают волю народа, лежащую в ее основе. Но Конституция не ограничивается фиксацией уже достигнутого, она содержит еще и программу, направленную в будущее. Программные положения Конституции имеют важное значение, поскольку определяют цели и указывают на ценности, служащие правовым ориентиром в развитии государства, определяют параметры дальнейшего продвижения вперед общества, ставящего перед собой все новые цели и требования. Поэтому в главном документе страны мы видим тот правовой идеал, к которому должны стремиться, который должны воплотить в реальные жизненные отношения - развитое гражданское общество, правовое государство.

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов справедливо отмечает, что обеспечение верховенства закона, усиление охраны прав и интересов личности, семьи, общества и государства, повышение правовой культуры и правосознания населения, воспитание законопослушных граждан - не только цель, но и сред-

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 3 1

ство, важнейшее условие построения подлинно демократического, правового государства и гражданского общества с развитой рыночной экономикой [1].

Текущий этап конституционно-правовых преобразований во многом связан с поиском наиболее эффективного варианта конституционной модели организации и деятельности институтов государственной власти и их согласованного функционирования и взаимодействия в рамках единой конституционной системы. Так, коренным образом изменилась система взаимосвязей и полномочий Президента, парламента и правительства. Осуществленные изменения и дополнения Конституции характеризовались эволюционным и в то же время серьезным совершенствованием конституционных институтов, вызванных социально-экономическими и политическими изменениями, модернизацией страны.

Кроме того, Основной Закон является актом учредительным, закрепляющим наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты. Конституция учреждает территориальные, организационные формы власти, очерчивает основы правового положения, определяет место страны в мире. Например, в Конституции Республики Узбекистан это находит свое непосредственное выражение как на территориальном, так и на функцио-нально-компетенционном уровне:

- в ст. 11 Конституции Республики Узбекистан закреплено, что система государственной власти основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- представительными органами власти в области, районах и городах являются Кенгаши народных депутатов, возглавляемые хокимами, которые, исходя из интересов государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компетенции (ст. 99 Конституции Республики Узбекистан);

- в ст. 105 устанавливается, что «органами самоуправления граждан в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан...» [2].

В законодательстве есть множество актов, более объемных, чем Конституция, однако ни один из них не имеет такого масштабного предмета регулирования, как Основной Закон. Отношения, учреждаемые названными актами, производны от отношений, учреждаемых Конституцией, поэтому Конституцию еще можно охарактеризовать как первичный учредительный акт.

Конституция не только учреждает общественные и государственные институты, но и регулирует их текущую деятельность с помощью закрепления прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов. Конституция обеспечивает как положительное, так и охранительное регулирование. В этой части она действует, как и другие нормативные правовые акты. Необычность регулятивной функции Конституции, в отличие от регулирующего действия иных актов, проявляется лишь в самом предмете регулирования: отношениях по отправлению верховной государственной власти, ограничению государственной власти и обеспечению статуса индивидов в обществе. Основной Закон имеет и ярко выраженное духовно-мировоззренческое назначение. Закрепляя общественно-государственное устройство, место в нем человека, Конституция зримо отражает определенное мировоззрение, делает тот или иной идеологический выбор.

Конституция призвана обеспечивать устойчивость и баланс в обществе, сопря-

3 2 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

гать воедино разные поколения, десятилетия, даже столетия. Конституция, пережившая несколько людских поколений, начинает восприниматься людьми как часть среды, которую им не дано менять и которая ценна сама по себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач. Конституция не может не решать проблему соотношения в обществе традиций и модернизации, культурно-исторической преемственности и введения в социально-экономическую, политическую, духовную жизнь общества новых элементов, ценностей иных народов, культур, что делает конституционный процесс внутренне противоречивым. Следовательно, необходим поиск путей, позволяющих обеспечить одновременно и историческое затвердение конституционного материала, и его непрерывное соответствие вечно изменяющейся общественно-политической практике.

Традиции и модернизация, как обеспечиваемые правом ценности, разводят Конституцию и текущее законодательство. Конституция должна быть направлена по преимуществу на сохранение сложившихся устоев общества, а обычное законодательство, наоборот, важно и нужно нацеливать на обеспечение необходимых изменений в допускаемых Конституцией пределах.

Можно отметить и такую функцию Конституции в обществе, как стратегическое целеполагание. Так, она закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует совершенствование законодательства, направляя последнее на детализацию собственного содержания применительно к конкретным общественным условиям. В Узбекистане в целях повышения правового сознания и культуры молодежи, обеспечения необходимых условий для глубокого изучения норм и положений Конституции Республики Узбекистан гражданами правительство страны в 2003 г. постановило издать текст Конституции Республики Узбекистан с учетом поправок и дополнений, внесенных в Основной Закон на XI сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва, общим тиражом 250 тыс. экземпляров (200 тыс. - на узбекском, 50 тыс. - на русском языках). Бесплатными изданиями Конституции Республики Узбекистан обеспечены библиотеки учебных заведений Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, публичные библиотеки Министерства по делам культуры и Республиканского совета профсоюзов [3].

Таким образом, Конституция - это особым образом выраженный план правотворческой деятельности всех управомоченных субъектов, основа систематизации национального права, предопределяющая его структуру. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для законодателя, правоприменителей, иных субъектов права. Конституция является своеобразным инструментом, с помощью которого выявляются и разрешаются внутриправовые противоречия, а значит, усиливается системность права.

Дальнейшее совершенствование конституционного законодательства как нормативной основы общественной и государственной жизни видится в его постоянном обновлении, своевременном принятии новых законов по его реализации, внесении в действующие нормативные акты необходимых изменений, дополнений и уточнений. Конституция, являясь мощным практическим средством регулятивного воздействия на общественные отношения, поведение людей, деятельность объединений, должна и далее быть юридическим ресурсом и инструментом поддержания баланса происходящих демократических преобразований в обществе.

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 3 3

Библиографический список

1. Каримов И.А. Справедливость - в приоритете закона: доклад на VI сессии Олий Мажлиса второго созыва, 29 августа 2001 г. // Веб-сайт пресс-службы Президента Республики Узбекистан. URL: www.press-service.uz

2. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 2012.

3. Об обеспечении библиотек учебных заведений и публичных библиотек новым изданием Конституции Республики Узбекистан: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 авг. 2003 г. URL: www.lex.uz

T.R. Aliev

Prospects of Application of House Arrest in the Criminal Law of Azerbaijan: the Experience of the Russian Legal System

Application of preventive measures in the form of house arrest as a novelty of modern criminal procedure legislation of Azerbaijan and Russia, which should provide additional safeguards for the rights and legitimate interests of citizens in the criminal justice system is analyzed. The problems and prospects of the development of the preventive measure of house arrest are considered. Certain amendments to the criminal procedure legislation of Azerbaijan and the Russian Federation are proposed.

Key words and word-combinations: house arrest, preventive measure, the Criminal Procedure Code of Azerbaijan, the court.

Анализируется применение меры пресечения в виде домашнего ареста, являющейся новеллой современного уголовно-процессуального законодательства Азербайджана и России и дающей дополнительные гарантии соблюдения прав и законных интересов граждан на стадии уголовного судопроизводства. Рассматриваются проблемы, перспективы и развитие меры пресечения «домашний арест». Автором предлагаются поправки в уголовно-процессуальное законодательство Азербайджана и Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: домашний арест, мера пресечения, УПК Азербайджана, суд.

УДК 343.13+34(4/9) ББК 67.410.20+67.99

Т.Р. Алиев

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОМАШНЕГО АРЕСТА В УГОЛОВНОМ ЗАКО Н ОДАТ ЕЛЬСТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

^Домашний арест как мера пресечения существовал в России еще со времен Устава уголовного судопроизводства 1864 г. УПК РСФСР 1923 г. также предусматривал домашний арест, который тогда достаточно широко применялся. Однако из УПК РСФСР 1960 г. данная мера пресечения была исключена. В 2002 г. ее вновь закрепила 107 ст. УПК РФ [1, с. 8-10]. Норма о применении домашнего ареста в качестве меры пресечения вступила в действие с 1 июля 2002 г. Законодательство засчитывает время домашнего ареста в срок содержания под стражей.

Основное ограничение, связанное с применением данной меры пресечения, заключается в том, что обвиняемый и подозревае-

3 4 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.