Научная статья на тему 'Негосударственные некоммерческие организации и демократизация жизни общества'

Негосударственные некоммерческие организации и демократизация жизни общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1156
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УЗБЕКСКАЯ МОДЕЛЬ / КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / CIVIL SOCIETY / CITIZENS'' RIGHTS AND FREEDOMS / POLITICAL PARTY / POLITICAL CULTURE / PUBLIC CONTROL / MODERNIZATION / UZBEK MODEL / CONCEPT / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Отакулов Шухрат Мурадуллаевич

В статье раскрыта роль негосударственных некоммерческих организаций в расширении прав и свобод человека, демократических ценностей, правовых интересов граждан, в росте потенциальных возможностей повышения социальной активности граждан, их правовой культуры, а также поддержки институтов государственных органов в сохранении стабильности и социального равновесия, повышении эффективности экономических, политических и социальных реформ, расширении гармонии между государственными органами и институтами гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негосударственные некоммерческие организации и демократизация жизни общества»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Отакулов Ш.М. Email: Otakulov17131@scientifictext.ru

Отакулов Шухрат Мурадуллаевич — кандидат политических наук, кафедра теории и практики построения демократического общества в Узбекистане, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыта роль негосударственных некоммерческих организаций в расширении прав и свобод человека, демократических ценностей, правовых интересов граждан, в росте потенциальных возможностей повышения социальной активности граждан, их правовой культуры, а также поддержки институтов государственных органов в сохранении стабильности и социального равновесия, повышении эффективности экономических, политических и социальных реформ, расширении гармонии между государственными органами и институтами гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, права и свободы граждан, политическая партия, политическая культура, общественный контроль, модернизация, узбекская модель, концепция, социальное партнёрство.

NON-STATE NON-PROFIT ORGANIZATION AND DEMOCRATIZATION OF THE LIFE OF THE COMPANY Otakulov ShM.

Otakulov Shukhrat Muradullaevich — Candidate of Political Sciences, DEPARTMENT THEORY AND PRACTICE OF BUILDING A DEMOCRATIC SOCIETY IN UZBEKISTAN, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the role of non-governmental non-profit organizations in the expansion of human rights and freedoms, democratic values, the legal interests of citizens, in the growth ofpotential opportunities for increasing social activity of citizens, their legal culture, as well as supporting the institutions of state bodies in maintaining stability and social balance, political and social reforms, expansion of harmony between state bodies and civil society institutions.

Keywords: civil society, citizens' rights and freedoms, political party, political culture, public control, modernization, Uzbek model, concept, social partnership.

УДК 32:001.12/18

Построение в Узбекистане демократического государства и гражданского общества основывается на принципе поэтапности, нашедшего свое отражение в «узбекской» модели развития. Данный принцип относится и к деятельности политической системы общества, которая охватывает систему не только государственных институтов, но и негосударственных организаций.

Создание системы негосударственных некоммерческих организаций, расширение таким образом деятельности институтов гражданского общества, обеспечение истинной альтернативы власти и достижение на этой основе общественнойной стабильности - свойство, присущее всякому современному государству, выбравшему демократический путь развития.

Негосударственные некоммерческие организации функционально связаны и с характером политической системы общества. В условиях тоталитарного или авторитарного политических режимов им не может быть места, так как они призваны обеспечивать принцип взаимосдержек между властями, служа зеркалом общества.

Негосударственные некоммерческие организации в практике именуют и как «третий сектор». Эти организации, не зависящие финансово от государства, осуществляющие деятельность за счет средств спонсоров, однако способствующие опосредованно развитию государства.

Демократический характер Конституции Республики Узбекистан более ярко проявляется именно через этот сектор. Политический порядок общества - это институт, регулирующий деятельность негосударственных некоммерческих организаций. Если ослабеваеть контроль со стороны политического режима, возникают угрозы для конституционных основ государства.

Кажется, что государственные некоммерческие организациине вмешиваются в дела государства и бизнеса, рынка, и являются благотворительными, доброжелательными организациями, на самом деле они могут создавать угрозу для всего общества, вызвать различные конфликты между населением и государством, подрывать общественную стабильность, и даже угрожать действующему конституционному строю под маской модернизации и демократизации жизни общества, обеспечения прав и свобод граждан.

Негосударственные некоммерческие организации, действуя относительно независимо от государства, борятся за претворение общей цели - включения страны в число развитых государств, вносят свой вклад в обеспечение социальной справедливости и верховенства закона.

В Конституции Республики Узбекистан эти институты именуются «Общественными объединениями».

В статье 56 главы XIII Основного закона Республики Узбекистан закреплено определение общественных организаций: «Общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке».

В статье 57 определен правовой статус данных организаций: «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод ее граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам. Запрещается создание тайных обществ и объединений» [1, с. 19].

Еще на начальном этапе демократизации политического порядка и политичекой системы в Основном законе было определено уделение большой роли и в то же время регламентирование деятельности общественных организаций.

В книге «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности условия и гарантии прогресса отмечается: на сегодняшний день имеют место новые задачи в реформировании самого важного субъекта демократической политической системы - государственности. Это объясняется, прежде всего, разнообразием на современном этапе политических институтов и негосударственных общественных объединений, укреплением их роли, а также важностью и актуальностью дальнейшей демократизации жизни общества на основе роста повышения политической активности населения» [2, с. 542].

Действительно, на начальном этапе реформ, начатых с 1991 года активная роль государства предполагало владение основными полномочиями государством, и прежде всего, исполнительной властью.

К 2010 году государство передало множество полномочий органам самоуправлени граждан, наиболее политизированным общественным организациям - политическим партиям. Данное право было закреплено в 2007 году конституционным законом. Данное право было закреплено в конституционным законом «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», вступившим в силу 1 января 2008 года, и явившемся важным этапом в демократизации политического порядка общества. Данный конституционный закон и закон «О политических партиях» предоставили определяющим характер парламента политическим партиям -движущей силе общества, являющимся по сути негосударственными некоммерческими организациями право реализации общественного контроля над местной исполнительной властью, политической оценки масштабов реформ. Фракции политических партий в парламенте, в свою очередь, получила возможность осуществления последовательной и близкой связи со своим электоратом.

Главная цель демократического развития, выбранного Узбекистаном - формирование и развитие справедливого гражданского общества. Это не просто, для этого нужно реформировать само государство. Сильная центральная государственная власть направляет все свои услия на основные, общенациональные задачи, в том числе на оборону, государственную безопасность, внешнюю политику, формирование валютно-финансовой и налоговой систем, создание системы государственного общественного строительства, направленного на принятие законов и другие стратегические задачи развития. Другие задачи поэтапно передаются местным органам самоуправления граждан, общественным организациям, тем самым достигается дальнейшая демократизация политического порядка.

Именно в передаче определенных функций управления государственной властью органам самоуправления граждан, негосударственным некоммерческим организациям и состоит стратегическая задача «узбекской модели» развития, выбранной в первые годы независимости Узбекистана.

Особое значение для Узбекистана, преследующего конечную цель построения ничем не уступающей политической системе и порядку развитых стран государственности и гражданского общества имеет изучение опыта передовых стран мира.

Начальные годы независимого развития Узбекистана были тревожны, поэтому роль государтва как главного реформатора заключалась в создании основ сильного государства, обеспечении безопасности граждан, и постепенном развитии институтов гражданского общества.

Внутренние и внешние угрозы диктовали необходимость, в первую очередь, повышению оборонной мощи страны, укрепления института Президента, передечи ему части полномочий исполнительной власти. Поэтому государство взяла на себя ответственность за обеспечение национальной безопасности.

В упомянутом выше труде «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности условия и гарантии прогресса» автор перечисляет семь форм угрозы национальности, и особо рассматривает такие, как «землячество», «кумовство», «великодержавный шовинизм» и «агрессивный национализм». Данные угрозы связаны с политическим экстремизмом и его последствиями в виде сепаратизма. В период особой актуализации понятий «нация», «национальное», усиления национально-этнических противоречий на разных уголках мира особое значение приобретало ответственность государства за национальную безопасность.

Узбекистан - многонациональная и многоконфессиональная страна. В республике проживают представители более 130 национальностей и 16 религиозных конфессий. В таких условиях местничество (замлячество) и кумовство могли подорвать основы государственной системы общества. Поэтому в 90-ые годы приоритетным явилось повышение ответственности центра, т.е. государственных институтов, в частности, силовых структур. Именно безопасноть и стабильность могли создать условия для развития негосударственных институтов. Как отмечают специалисты, в Узбекистане с первых дней независимости на уровень стратегической цели было воздвигнуто построение социально ориентированного правового государства на основе концепции «От сильного государства к сильному гражданскому обществу» [3, с. 114].

В период коренных преобразований в нашей стране роль государства как главного реформатора проявлялась, в основном, в формировании правовых основ гражданского общества.

Еще до обретения независимости (15 февраля 1991 года) в целях внедрения многопартийной системы, создания правовых основ для деятельности независимых отгосударства и власти общественных организаций, негосударственных не коммерческих организаций был принят закон Республики Узбекистан «Об общественных организациях», т.е. еще до обретения независимости имела место потребность общества в подобных общественных структурах.

Общественные организации - это институт, обеспечивающий общественное воспроизводство в прямом смысле этого слова. «Третий сектор» можно назвать подсистемой, комплексом, находящимся под государственным производством и бизнесом. Негосударственные некоммерческие организации, составляющие третий сектор, необходимый институт гражданского института. Об этом ярко свидетельствует совершенствование в годы независимого развития политической системы общества, формирование и совершенствование законодательной базы гражданского общества.

Институты гражданского общества, негосударственные некоммерческие организации сегодня становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав и свобод, законных интересов человека, создавая условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их экономической активности правовой культуры.

Отражением демократизации политической системы общества явилось принятие закона «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций». Сегодня своей деятельностью, свободным функционированием они обретают статус целостной правовой системы.

В последние годы был принят ряд законодательных актов, в частности, законы «Об общественных фондах», «О благотворительности», постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества в Узбекистане», которые служат важным фактором в усилении социальной активности институтов гражданского общества.

Еще одним важным событием в дальнейшей демократизации общества стало принятие совместного постановления Кенгаша Законодательной Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О мерах по

усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества».

На современном этапе развития страны актуальным остаются вопросы увеличения числа негосударственных некоммерческих организаций, и повышение тем самым не только материального, экономического, но и духовно-культурного уровня гражданского общства.

Гражданское общство - это общество людей с высокой культурой и духовностью. Важными признаками единства государства и общества являются верховенство закона, равенство всех перед законом, а также взаимная ответственность, доверие государства народу и народа государству. Невозможно представить демократизацию общества без учета данных особенностей политического порядка общества, точнее без формирования таких качеств членов общества.

Особую значимость для дальнейшего развития институтов гражданского общества, обеспечения прозрачности и эффективности осуществляемых преобразований приобрело принятие закона «О социальном партнерстве», предусатривающего реализацию программ социально-экономического развития, решения гуманитарных проблем, определения взаимотношений государственных структур и негосударственных некоммерческих организаций в защите прав, свобод и законных интересов различных слоев населения, совершенствование организационно-правовых механизмов сотрудничества. Институт социального партнерства основывается на взаимное сотрудничество государства, работодателя и субъекта нанимаемого работника.

Все это связано с открытостью и свободой в правовом аспекте негосударственных некоммерческих организаций, что не может оставаться вне поля зрения политического порядка в обществе. Сегодня в нашей стране, как и во всем мире, осуществляют деятельность множество благотворительных и гуманитарных организаций, поддеривающие демократию и права человека, и беспечность политического порядка в этих условиях не допустима. Также невозможна интеграция в мировое сообщество без соблюдения требований демократии.

Как подчеркнул Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев, в последовательной реализации демократических преобразований в стране особая роль принадлежит институтам гражданского общества, негосударственным некоммерческим организациям, средствам массовой информации. Поэтому необходимо принимать меры по развитию действенных механизмов общественного контроля. К приоритетным задачам в данном направлении относится последовательное продолжение реализации концепции «От сильного государства к сильному гражданскому обществу» [4, с. 58].

В XXI веке растут требования к политическому порядку общества, их ответственность нежели к политической системе общества. Ибо политический порядок в обществе есть институт, регулирующий текущую политику, повседневную общественную жизнь. Наиболее политизированные негосударственные некоммерческие организации - это политические партии. Необходимо укрепить многопартийную систему, и далее развивать роль партий в экономических и общественных процессах.

Лишь в условиях повышения активности политических партий, формирования здоровой конкуренции и дискуссий в рамках парламента будет эффективна деятельность органов представительной власти. Деятельность будет намного продуктивной если руководители исполнительной власти будут работать сообща с представителями народа. Именно поэтому необходимо повышать активность политических партий.

До сегодняшнего дня не разработаны четкие правовые механизмы реализации эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов. Это мешает объективной оценке негосударственными некоммерческими организациями деятельности государственных органов и должностных лиц. Исходя из этого, в целях внедрения действенных механизмов общественного контроля в управлении государством и обществом необходимо принять закон «Об общественном контроле» - отметил Президент Ш.М. Мирзиёев [5], и предложил создать общественные советы при всех государственных органах, которые будут призваны обеспечить открытость деятельности государственных органов, выполнить роль своеобразного моста, непосредствено связывающего их с населением.

Принятие закона «Об общественном контроле» повысит статус негосударственных некоммерческих организаций, расширит их участие в демократизации жизни общества. В соответствии данным законом политические партии, являющиеся негосударственными некоммерческими организациями наряду с осуществлением общественного контроля на местах за деятельностью исполнительной власти могут оказывать влияние на управление государством и обществом через сою фракцию в парламенте, выступать с различными инициативами, предложениями и даже жалобами.

Соответственно, данный конституционный закон способствует не тольео демократизации политического порядка общества, но и активизации политического участия граждан, что станет очередным шагом на пути к гражданскому обществу и правовому государству, к истинной власти народа.

Естественно, данный процесс не пройдет гладко, легко и без противоречий. Президент Ш.М. Мирзиёев в работе «Мы вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан» выражает уверенность в том, что в дальнейшем углублении демократических реформ в стране и реализации концепции развития гражданского общества как и прежде активное место будут занимать органы самоуправления граждан - махалли, а такде негосударственные некоммерческие организации, свободные и объективные средства массовойинформации. В реализации важного принципа «от сильного государства к сильному гражданскому обществу» мы, прежде всего, будем опираться на силы и вожможности этих общественных институтов [6, с. 11].

Для того, чтобы названные выше законы, концепции и приоритетные направления работали необходимо довести их до мест, в первую очередь, до негосударственных некоммерческих организаций, и это лишь одна сторона вопроса. Вторая и важная сторона вопроса заключается в развитии политического и правового сознания граждан на уровне, соответствующей данным демократическим законам. Говоря проще, на бумаге, в законе все может быть гладким и без проблемным. Но в действительности, на практике законы и другие правовые нормы, принимаемые, совершенствуемые обществом, они должны найти место в сознании и душе людей. Демократизация политического порядка общества зависит именно от этого и выражением демократизации жизни общества является единство слова и дела, гармония закона и жизни.

Список литературы / References

1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: Узбекистан, 2018. C. 19.

2. КаримовИ.А. Узбекистон буюк келажак сари. Т.: Узбекистан, 1998. С. 542.

3. Узбекистон: сиёсий исло^отлар стратегияси, эришилган натижалар ва истщболи. Т.: Академия, 2010. C. 114.

4. Мирзиёев Ш.М. Миллий таракдиёт йулимизни кдтъият билан давом эттириб, янги боскдчга кутарамиз. 1-жилд. Т.: Узбекистон, 2017. C. 58.

5. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису // Народное слово. 23 декабря 2017 года. № 258 (6952).

6. Мирзиёев Ш.М. Эркин ва фаровон, демократик Узбекистон давлатини биргаликда барпо этамиз. Т.: Узбекистон, 2016. C. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.