Проведение фокус-группы с членами семей, имеющих детей дошкольного возраста, с целью описания «словаря предпочтений» для развития детской активности и расширения познавательно-исследовательских возможностей.
Создание инструмента для изучения содержания и форм детско-взрослой включенности в современную мотивирующую и развивающую образовательную среду.
Результаты.
Выделены качественные индикаторы, отражающие культурную практику инициативного включения городской семьи в образовательную среду, через характеристику:
- интересов детей, поддержанных семьей;
- различных форм развивающей детской активности;
- территорий для содержательного общение взрослого с ребенком;
- используемых семьей источников информации для развития детей;
- набора услуг в институциях системы образования, востребованных семьей;
- затруднений, возникающих при организации детской активности. Заключение
Следующим шагом в исследовании должно стать качественное описание практик инициативного конструирования современной семьей вариативного образовательного пространства с использованием ресурсов формального, неформального и информального образования территории проживания.
Статья подготовлена по материалам научно-исследовательской работы, выполняемой ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ в рамках государственного задания в сфере научной деятельности (задание № 2.48.2016/НММинобрнауки России).
Список литературы:
1. Государственная программа Российской Федерации ''Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/2 (дата обращения - 01.03.2016).
2. Дополнительное образование как институт взросления / Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Приложение 1// Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - С. 87-94.
3. Ожидания и поведение семей в сфере дополнительного образования детей. Информационный бюллетень. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. - 72 с. - (Мониторинг экономики образования; № 4 (86)).
Основные факторы построения модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Анохина Наталья Владимировна
МДОУ - детский сад "Звездочка",
г. Качканар
Ключевые слова:
ребенок с ограниченными возможностями здоровья, сопровождение, факторы построения модели сопровождения.
Аннотация: В статье описаны основные факторы, которые были заложены при разработке модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемой в условиях внедрения инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов в систему образования актуальной проблемой становится психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Различные системы сопровождения описаны в работах О.С.Никольской, И.В.Дубровиной, Р.В.Овчаровой, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, Н.Н.Малофеева, М.Р.Битяновой, В.И.Слободчикова, Л.М.Шипицыной и других исследователей. Впервые термин «сопровождение» в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития» появился в работе Г. Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой [4, с. 11].
Сопровождение - поддержание функционирования ребенка в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала, при недопущении его дезадаптации [2, с. 35].
Без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, создать условия для полноценного развития детей, обеспечить их психическое и соматическое здоровье [5, с. 5]. В начале 1990-х гг. стали создаваться разные формы и уровни сопровождения: служба сопровождения или консилиум в образовательном учреждении, районные (независимые) ППМС-центры, городская или областная психолого-медико-педагогическая консультации.
Сопровождение в рамках детского сада организует психолого - медико - педагогический консилиум, позволяющий подобрать для воспитанника свой образовательный маршрут, на основе индивидуального подхода, с учетом характера его нарушений и особенностей развития. Наш детский сад работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья уже много лет и за эти годы сложилась комплексная модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Более подробно модель комплексного психолого-педагогического сопровождения (включающая в себя несколько уровней сопровождения: сопровождение детей, сопровождение родителей и сопровождение педагогов) ранее была описана в статье «Организационная модель инклюзивного образования, реализуемая в условиях детского сада» [1, с. 288-293].
При разработке модели сопровождения мы задали себе вопрос: какие факторы будут лежать в основе нашей модели? От чего же будет зависеть эта модель?
Во-первых, контингент детей, которые посещают детский сад, как правило, он очень многообразен. Ведь группа детей с ограниченными возможностями здоровья очень разнолика. В первую очередь, есть различные нарушения (задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость и другие), отмечается и различная степень этих нарушений (от незначительных нарушений, когда ребенок сможет освоить основную образовательную программу дошкольного образования с незначительной помощью специалистов до тяжелых нарушений, когда ребенок сможет освоить адаптированную именно под его нарушения образовательную программу, а помощь специалистов будет направлена в
первую очередь на социализацию ребенка, формирование жизненных компетенций (культурно-гигиенические навыки, навыки общения, самостоятельность и т.д.)). Также большое значение имеет семья, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья: многодетная или с одним ребенком, есть или нет опыт общения с другими детьми, характер взаимоотношений родителей с ребенком, готовы ли родители быть непосредственными участниками образовательного процесса, а иногда и присутствовать вместе с ним на занятиях и прогулках, и конечно, насколько родители понимают и принимают нарушения, которые отмечают у ребенка специалисты.
Во-вторых, специалисты, которые работают в нашем образовательном учреждении и осуществляют сопровождение. Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности [5, с. 28]. В нашем детском саду сопровождение осуществляют следующие специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра (по согласованию), врач (по согласованию), заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, воспитатели групп, которую посещает ребенок. Это специалисты, которые в первую очередь организуют процесс сопровождения, а в ходе сопровождения может участвовать любой сотрудник, с которым в первую очередь пошел на контакт ребенок (младший воспитатель, дворник, воспитатели других групп или повар), взрослый, который для ребенка стал значимым.
В-третьих, материально-технические условия, которые созданы в детском саду: наличие технических средств реабилитации, помещений, оборудования и материалов для проведения коррекционно-развивающих занятий со специалистами. В нашем детском саду функционируют кабинет педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, монтессори-класс, сенсорная комната, приобретено оборудование для ранней диагностики детей, «Дары Фребеля», интерактивная доска, программное обеспечение для проведения диагностики и коррекционно-развивающих занятий и другое.
Итак, мы выделили три фактора: контингент детей, перечень специалистов для осуществления сопровождения и материально-технические условия. И если перечень специалистов мы можем увеличить (ввести в штат новых, повышать квалификацию уже работающих), материально-технические условия улучшать (приобретать новое необходимое специальное оборудование, совершенствовать предметно-пространственную среду детского сада), то контингент детей постоянно меняется, поэтому и наша модель сопровождения может несколько видоизменяться. Кроме того, модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья будет реализоваться в различных комбинациях. В зависимости от того какие именно нарушения (их степень и время возникновения) имеет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как относятся родители ребенка к данным нарушениям, какие созданы условия в детском саду именно для этого ребенка и, наконец, какие специалисты будут работать с ребенком выбирается одна из форм инклюзивного образования, которое получает ребенок. Если созданы специальные условия для нахождения ребенка в детском саду, есть все специалисты, которые необходимы для сопровождения ребенка с данными нарушениями, ребенок имеет отдельные нарушения, не имеет сложного дефекта, может находиться в группе в течение дня без постоянного сопровождения или с помощью, которую можно оказывать силами сотрудников детского сада, то ребенок определяется на полную инклюзию - ребенок находится в группе комбинированной направленности совместно с нормально развивающимися сверстниками в течение дня. Если ребенок имеет отдельные тяжелые нарушения, сложный дефект или не может находиться в группе в течение дня без постоянного сопровождения, без специальной помощи и в детский сад ходит достаточное количество детей с аналогичными нарушениями (открыта группа компенсирующей направленности для детей с данными нарушениями), то ребенок определяется на частичную инклюзию - ребенок посещает группу компенсирующей направленности и систематически проходят совместные мероприятия с группами комбинированной и общеразвивающей направленности, а также совместные занятия по художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию (1-2 раза в месяц), совместные прогулки и экскурсии. Если не созданы специальные условия для нахождения ребенка в детском саду, нет необходимых специалистов, которые должны сопровождать ребенка с данными нарушениями, ребенок имеет сложный дефект или не может находиться в группе в