Научная статья на тему 'Трансформация родительских стратегий выбора дошкольного учреждения: на основе социологических исследований родителей детей дошкольного возраста 1997, 2007 и 2015 годов'

Трансформация родительских стратегий выбора дошкольного учреждения: на основе социологических исследований родителей детей дошкольного возраста 1997, 2007 и 2015 годов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
315
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РОДИТЕЛИ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Собкин В.С., Халутина Ю.А.

Период дошкольного детства этап стремительного развития взрослеющего ребенка. Первым институтом социализации, как правило, для ребенка является семья. По мере развития происходит включение ребенка во все более широкий круг взаимоотношений, расширяется спектр институтов социализации. В связи с этим выбор дошкольного учреждения фактор, который может оказать серьезное влияние на всю дальнейшую жизнь взрослеющего человека [1,2,3,5]. В основу данного доклада легли результаты трех крупных срезовых социологических исследований родителей детей дошкольного возраста, проведенные в 1997 (941 родитель), 2007 (957 родителей) и 2015 (488 родителей) годах сотрудниками Института социологии образования [4,6]. В рамках настоящего сообщения мы проанализируем 4 основных вопроса, касающихся стратегии выбора ДОУ родителями дошкольников: во-первых, мотивация выбора детского сада; во-вторых, факторы, повлиявшие на выбор этого ДОУ; в-третьих, уровень информированности о различных аспектах дошкольного учреждения перед устройством ребенка в ДОУ; в-четвертых, источники информации при выборе ДОУ. Мотивация выбора детского сада. Полученные данные указывают на то, что основным мотивом выбора детского сада для родителей дошкольников в 2015 году является не необходимость совмещения работы и воспитания ребенка, а стремление к полноценному развитию ребенка, которое основано на представлении о том, что именно в детском саду ребенку будет обеспечена возможность полноценного развития личности, что в частности включает вопросы общения со сверстниками, а также подготовки к последующему социальному институту-школе. Анализ исследований за последние 18 лет показал, что к 2015 году, возросла роль детского сада как фактора, интенсифицирующего умственноное и социальное развитие ребенка. Вместе с тем, увеличивается значимость информационных технологий (интернета, обучающих телевизионных программ и т.д.), а также центров дошкольного образования (40% родителей сообщают о том, что их дети посещают центры дошкольного образования). Что повлияло на выбор детского сада? При выборе детского сада наиболее значимыми для родителей дошкольников в 2015 году оказались факторы территориальной расположенности ДОУ (его близость к дому), профессиональный уровень воспитателей, возможность устроить ребенка в престижную школу и материально-техническая база ДОУ, при этом в меньшей степени родителей интересовали вопросы экспериментальной программы образования, дополнительных услуг, вида детского сада, его доступность и контингент в ДОУ. Фактор территориальной расположенности занимает лидирующее положение во всех трех исследованиях. Косвенно это свидетельствует о незаинтересованности родителей в укрупнении дошкольных учреждений и в развитии маршрутов общественного транспорта, подвозу ребенка в образовательные учреждения детский сад должен быть шагово доступным. Вторым по значимости во всех трех исследованиях фактором является профессиональный уровень воспитателей, который, в сочетании со снижением значимости нестандартных образовательных программ, указывает на то, что родители воспринимают ДОУ, как одно из учреждений, интенсифицирующих развитие ребенка, а также подготавливающих ребенка к последующим ступеням социализации и соответствия реализуемой воспитателями программы образовательным стандартам. В связи с этим вопросы важности подготовки высококвалифицированного преподавательского состава, а также развитие программ повышения квалификации находят яркое отражение в проведенном исследовании. Достаточность информированности о выбранном ДОУ перед устройством своего ребенка. В 2015 году родители дошкольников, выбирая для своего ребенка детский сад, оказались чаще, по сравнению в предыдущими опросами, в достаточной степени проинформированы о его программе обучения и воспитания, о профессиональной квалификации педагогических кадров, о материально-технической базе, о режиме работы д/сада. Информированность родителей о программе обучения и профессионализме воспитателей соотносится с мотивацией выбора ДОУ, что отражает восприятие дошкольного учреждения, как учреждения, предоставляющего возможность полноценного развития личности. Это, в частности, относимо с ответам на вопросы об общении со сверстниками, а подготовке ребенка к школе. Источники информации о детском саде. На протяжении всех трех исследований при выборе детского сада, при поиске информации о ДОУ родители в большей степени склонны ориентироваться на личный опыт ближайшего окружения, тех людей, которые имели контакт с данным ДОУ: мнение соседей, родственников, знакомых, дети которых ходили в этот детский сад и мнение педагогов этого детского сада. С появлением интернета родители стали использовать его для сбора информации о дошкольном учреждении, и если в 2007 году этот источник информации только отмечали сравнительно немногие, то в 2015 году интернет становится одним из основных источников информации о дошкольных учреждениях для родителей. Выводы: Подводя итоги, можно говорить о том, что в рамках данного исследования была выявлена мотивация выбора родителями детского сада, факторы, имеющие определяющее влияние на выбор ДОУ, были выявлены основные источники информации, которые используются родителями, а также выявлены основные факторы, о которых родители стремятся узнать при выборе ДОУ. Выделенные стратегии имеют важное прикладное значение как для самих родителей, так и для дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Собкин В.С., Халутина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация родительских стратегий выбора дошкольного учреждения: на основе социологических исследований родителей детей дошкольного возраста 1997, 2007 и 2015 годов»

Трансформация родительских стратегий выбора дошкольного учреждения: на основе социологических исследований родителей детей дошкольного возраста 1997,

2007 и 2015 годов.

Собкин В.С., Халутина Ю.А.

Период дошкольного детства - этап стремительного развития взрослеющего ребенка. Первым институтом социализации, как правило, для ребенка является семья. По мере развития происходит включение ребенка во все более широкий круг взаимоотношений, расширяется спектр институтов социализации. В связи с этим выбор дошкольного учреждения - фактор, который может оказать серьезное влияние на всю дальнейшую жизнь взрослеющего человека [1,2,3,5].

В основу данного доклада легли результаты трех крупных срезовых социологических исследований родителей детей дошкольного возраста, проведенные в 1997 (941 родитель), 2007 (957 родителей) и 2015 (488 родителей) годах сотрудниками Института социологии образования [4,6]. В рамках настоящего сообщения мы проанализируем 4 основных вопроса, касающихся стратегии выбора ДОУ родителями дошкольников: во-первых, мотивация выбора детского сада; во-вторых, факторы, повлиявшие на выбор этого ДОУ; в-третьих, уровень информированности о различных аспектах дошкольного учреждения перед устройством ребенка в ДОУ; в-четвертых, источники информации при выборе ДОУ.

Мотивация выбора детского сада. Полученные данные указывают на то, что основным мотивом выбора детского сада для родителей дошкольников в 2015 году является не необходимость совмещения работы и воспитания ребенка, а стремление к полноценному развитию ребенка, которое основано на представлении о том, что именно в детском саду ребенку будет обеспечена возможность полноценного развития личности, что в частности включает вопросы общения со сверстниками, а также подготовки к последующему социальному институту-школе.

Анализ исследований за последние 18 лет показал, что к 2015 году, возросла роль детского сада как фактора, интенсифицирующего умственноное и социальное развитие ребенка. Вместе с тем, увеличивается значимость информационных технологий (интернета, обучающих телевизионных программ и т.д.), а также центров дошкольного образования (40% родителей сообщают о том, что их дети посещают центры дошкольного образования).

Что повлияло на выбор детского сада? При выборе детского сада наиболее значимыми для родителей дошкольников в 2015 году оказались факторы территориальной расположенности ДОУ (его близость к дому), профессиональный уровень воспитателей, возможность устроить ребенка в престижную школу и материально-техническая база ДОУ, при этом в меньшей степени родителей интересовали вопросы экспериментальной программы образования, дополнительных услуг, вида детского сада, его доступность и контингент в ДОУ.

Фактор территориальной расположенности занимает лидирующее положение во всех трех исследованиях. Косвенно это свидетельствует о незаинтересованности родителей в укрупнении дошкольных учреждений и в развитии маршрутов общественного транспорта, подвозу ребенка в образовательные учреждения - детский сад должен быть шагово доступным. Вторым по значимости во всех трех исследованиях фактором является профессиональный уровень воспитателей, который, в сочетании со снижением значимости нестандартных образовательных программ, указывает на то, что родители воспринимают ДОУ, как одно из учреждений, интенсифицирующих развитие ребенка, а

также подготавливающих ребенка к последующим ступеням социализации и соответствия реализуемой воспитателями программы образовательным стандартам. В связи с этим вопросы важности подготовки высококвалифицированного преподавательского состава, а также развитие программ повышения квалификации находят яркое отражение в проведенном исследовании.

Достаточность информированности о выбранном ДОУ перед устройством своего ребенка. В 2015 году родители дошкольников, выбирая для своего ребенка детский сад, оказались чаще, по сравнению в предыдущими опросами, в достаточной степени проинформированы о его программе обучения и воспитания, о профессиональной квалификации педагогических кадров, о материально-технической базе, о режиме работы д/сада. Информированность родителей о программе обучения и профессионализме воспитателей соотносится с мотивацией выбора ДОУ, что отражает восприятие дошкольного учреждения, как учреждения, предоставляющего возможность полноценного развития личности. Это, в частности, относимо с ответам на вопросы об общении со сверстниками, а подготовке ребенка к школе.

Источники информации о детском саде. На протяжении всех трех исследований при выборе детского сада, при поиске информации о ДОУ родители в большей степени склонны ориентироваться на личный опыт ближайшего окружения, тех людей, которые имели контакт с данным ДОУ: мнение соседей, родственников, знакомых, дети которых ходили в этот детский сад и мнение педагогов этого детского сада.

С появлением интернета родители стали использовать его для сбора информации о дошкольном учреждении, и если в 2007 году этот источник информации только отмечали сравнительно немногие, то в 2015 году интернет становится одним из основных источников информации о дошкольных учреждениях для родителей.

Выводы:

Подводя итоги, можно говорить о том, что в рамках данного исследования была выявлена мотивация выбора родителями детского сада, факторы, имеющие определяющее влияние на выбор ДОУ, были выявлены основные источники информации, которые используются родителями, а также выявлены основные факторы, о которых родители стремятся узнать при выборе ДОУ. Выделенные стратегии имеют важное прикладное значение как для самих родителей, так и для дошкольных учреждений.

Литература:

1- Смирнова Е.О. 2006. Дошкольник в современном мире. М. 270с.

2- Собкин В.С., Иванова А.И., Казначеева К.Н. 2010 Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В С. Собкина. М. С. 65-83.

3- Собкин В.С., Иванова А.И. 2010 Детский сад глазами родителей // Образовательная политика. №5-6. С.15-23.

4- Собкин В.С., Марич Е.М. 2002 Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. // Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII / Под ред.

В С. Собкина М. 247 с.

5- Собкин В.С., Марич Е.М. 2006 Влияние социально-стратификационных факторов на отношение родителей к системе дошкольного воспитания // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. / -Под ред. В С. Собкина М. С. 7-32.

6- Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. 2013 Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. / Под ред. В.С. Собкина М. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.