Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГУОБДД МВД С УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ МИЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГУОБДД МВД С УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ МИЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА МИЛИЦИИ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ МИЛИЦИИ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайтходжаев Бахрам Хамитович

В статье раскрываются особенности взаимодействия сотрудников управления патрульной службы милиции с участковыми уполномоченными милиции органов внутренних дел Киргизской Республики в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сайтходжаев Бахрам Хамитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE PATROL SERVICE OF THE GUOBDD OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS WITH DISTRICT POLICE OFFICERS IN THE FIELD OF ENSURING PUBLIC ORDER AND ROAD SAFETY (BASED ON THE MATERIALS OF THE KYRGYZ REPUBLIC)

The article reveals the specifics of the interaction of the police patrol service management staff with the district police officers of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic in the field of public order protection and road safety.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГУОБДД МВД С УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ МИЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

Взаимодействие патрульной службы ГУОБДД МВД с участковыми уполномоченными милиции в сфере обеспечения охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения (по материалам Киргизской Республики)

САЙТХОДЖАЕВ БАХРАМ ХАМИТОВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: bahkram1984@mail.ru

Interaction of the Patrol Service of the GUOBDD of the Ministry of Internal Affairs with District Police Officers in the Field of Ensuring Public Order and Road Safety (based on the Materials of the Kyrgyz Republic)

SEITKHODZHAEV BAHRAM KHAMITOVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: bahkram1984@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности взаимодействия сотрудников управления патрульной службы милиции с участковыми уполномоченными милиции органов внутренних дел Киргизской Республики в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова и словосочетания: патрульная служба милиции; участковый уполномоченный милиции; охрана общественного порядка; безопасность дорожного движения.

УДК 351.75

Annotation. The article reveals the specifics of the interaction of the police patrol service management staff with the district police officers of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic in the field of public order protection and road safety.

Keywords and phrases: police patrol service; district police commissioner; protection of public order; road safety.

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой важное направление деятельности современного демократического государства, включенное в совокупность задач стратегического развития многих стран до 2030 года1.

Киргизская Республика не является исключением, так как обеспечение безопасности дорожного движения (далее — ОБДД) представляет собой важнейшую основу для реализации социально-экономических и демографических интересов государства2. Негативные последствия, вызванные аварийностью, оказывают негативное влияние как на государство и общество в целом, так и на отдельных граждан в частности. Граждане трудоспособного возраста из-за гибели или получения ранений фактически исключаются из производственной сферы [6, с. 47].

Реализуя положения Конституции Киргизской Республики, связанные с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, государство создает нормативно-правовые и организационные условия, позволяющие обеспечить охрану личности, общества и самого государства от совокупности внешних и внутренних угроз, одной из которых выступает аварийность [5, с. 9].

В Указе Президента Киргизстана от 7 декабря 2021 г. УП № 548 «О неотложных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Киргизской Республике» отмечается, что организация БДД является важной социально-экономической задачей, стоящей перед страной в современных условиях, эффективное решение которой позволит обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан3. Вышесказанное прямо предопределяет, что в улучшении нуждаются все элементы обеспечения БДД — нормативные правовые акты в сфере регулирования дорожного движения, процессы подготовки водительского состава и улучшения состояния дорожной инфраструктуры, а главное, система контроля и надзора за данными процессами.

1 Преобразование нашего мира: Повесткадня в области устойчивого развития на периоддо 2030 года : резолюция 70/1 ГенеральнойАссам-блеи ООН от 25 сентября 2015 г. // Организация Объединенных Наций : сайт. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ ru.pdf (дата обращения: 15.01.2023).

2 О Национальной стратегии развития Киргизской Республики на 2018-2040 годы : Указ Президента Киргизской Республики от 31 октября 2018 г. УП № 221 // ИПС ТОКТОМ. URL: https:// online.toktom.kg/LogOn (дата обращения: 15.01.2023).

3 О неотложных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Киргизской Республике : Указ Президента Киргизской

Республики от 7 декабря 2021 г. УП № 548 // ИПС ТОКТОМ. URL:

https://online.toktom.kg/LogOn (дата обращения: 15.01.2023).

Несмотря на огромный спектр вопросов и проблем в сфере обеспечения БДД, в основном полномочия по контролю (надзору) за соблюдением участниками дорожного движения обязательных требований нормативных правовых актов находятся в компетенции Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Киргизской Республики4 (далее — ГУОБДД МВД КР).

В соответствии с нормами Положения о ГУОБДД осуществление контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Киргизстана, в рассматриваемой сфере представляет собой одну из основных задач, стоящих перед данным подразделением.

В 2019 г. в рамках пилотного проекта произведена реорганизация подразделений МВД Киргизской Республики, в результате которой патрульная служба милиции была объединена совместно с нарядами обеспечения безопасности дорожного движения в одну единую службу (патрульную службу милиции)5 (далее — ПСМ). Обозначенные преобразования затронули город Бишкек, а в 2020 г. — второй по величине город Ош. В иных административно-территориальных образованиях Киргизстана продолжают функционировать самостоятельные строевые подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения (строевые подразделения ОБДД), подчиняющиеся по вертикали УВД областей, а также вышестоящему уровню — ГУОБДД МВД КР. Деятельность указанных подразделений сосредоточена исключительно на осуществлении контроля (надзора) в отношении участников дорожного движения.

Таким образом, основным субъектом, обеспечивающим реализацию контрольных (надзорных) полномочий в области безопасности дорожного движения, выступают сотрудники ГУОБДД МВД КР и подчиненные ему структуры, а в отношении участников дорожного движения — сотрудники подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения

4 О некоторых вопросах организации деятельности Министерства внутренних дел Киргизской Республики : постановление Правительства Киргизской Республики от 9 ноября 2017 г. № 734 : в ред. от 24 декабря 2021 г. // ИПС ТОКТОМ. URL: https://online. toktom.kg/LogOn (дата обращения: 15.01.2023).

5 О реализации пилотного проекта по обеспечению общественного порядка и безопасности дорожного движения на территории города Бишкек, а также о внесении изменений в постановление Правительства Киргизской Республики «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства внутренних дел Киргизской Республики» от 9 ноября 2017 г. № 734 : постановление Правительства Киргизской Республики от 29 апреля 2019 г. № 198 // ИПС «ТОКТОМ». URL: https://online.toktom.kg/LogOn (дата обращения: 15.01.2023).

территориальных органов внутренних дел Кир-гизстана [9].

С. В. Алешин, исследуя деятельность подразделений полиции по реагированию на происшествия, указывает на необходимость создания единой в Российской Федерации мобильной патрульной службы. Создание единой службы автор предлагает осуществить за счет перераспределения личного состава наружных служб, в первую очередь дорожно-патрульной (ДПС) и патрульно-постовой (ППС), что обусловлено в современных условиях единым комплексным использованием данных служб, значительным количеством унифицированных форм и методов в их деятельности, а также повышением управляемости нарядами [2, с. 45].

Кроме того, объединение нарядов наружных служб повысит, по мнению С. В. Алешина, эффективность реагирования на происшествия, оптимизирует расстановку сил и средств органов внутренних дел, что будет способствовать повышению взаимодействия между нарядами и, как следствие, управляемости нарядами.

Схожую авторскую позицию имеет авторский коллектив в составе В. В. Головко и М. В. Сергеева, которые, прогнозируя в процессе исследования дальнейшие направления совершенствования организационно-структурного построения органов внутренних дел, аргументируют необходимость и важность объединения, помимо ДПС и ППС, еще дополнительно и службы участковых уполномоченных полиции по единому началу дорожной полиции [3, с. 36]. Обоснование необходимости создания единой службы (дорожной полиции) обусловлено схожестью выполняемых задач и осуществлением контрольных (надзорных) полномочий в сфере охраны общественного порядка в целом.

Рассматривая вопрос организационно-структурных преобразований осуществления службы патрульными нарядами, необходимо отметить, что в науке административного права нет единства в отношении авторских позиций о необходимости объединения нарядов в единую службу. Так, С. Н. Дмитриевым вопрос порядка реализации контрольных (надзорных) полномочий ДПС и возможности использования их потенциала был исследован применительно к сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Автор констатировал необходимость функциональных изменений в системе органов внутренних дел и вовлечения в реализацию функций, связанных с обеспечением рассматриваемой безопасности, не только подразделений Госавтоинспекции, но и иных служб органов внутренних дел [4, с. 497].

Противоположной позиции в отношении объединения нарядов полиции и формирования единой патрульной службы придерживается Ю. Н. Калюжный, указывающий на то, что данное объединение нарядов характерно для выполнения общеполицейских задач и будет способствовать достижению целей обеспечения правопорядка в общественных местах в ущерб реализации контрольных (надзорных) полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения [7, с. 47].

Создание патрульной службы милиции в Киргизской Республике дало положительный эффект в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения.

К функциям данных подразделений в городах Бишкек и Ош относятся:

— обеспечение общественного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;

— обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений, правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;

— незамедлительное реагирование на заявления и сообщения о преступлениях, правонарушениях, принятие необходимых мер по их пресечению;

— пресечение противоправных деяний и задержание лиц, совершивших преступления, правонарушения по горячим следам;

— своевременное и качественное обслуживание вызовов, поступивших по линии 102, реагирование на заявления и сообщения граждан (в том числе по линии службы 112 Министерства чрезвычайных ситуаций Киргизской Республики);

— обеспечение безопасности иностранных туристов и гостей столицы, а также оказание правовой и доврачебной медицинской помощи туристам:

патрулирование зон, наиболее часто посещаемых туристами;

работа с уполномоченными государственными органами в сфере иностранных дел и туризма в целях получения информации о маршрутах и времени прибытия иностранных туристов и т. д.

Таким образом, ПСМ Киргизской Республики на современном этапе тесно взаимодействует со всеми службами органов внутренних дел по выявлению и пресечению правонарушений в сфере охраны общественного порядка.

Среди подразделений милиции ведущая роль в реализации профилактических мероприятий по недопущению правонарушений принадлежит участковым уполномоченным милиции, которые согласно действующему законодательству участвуют в обеспечении охраны общественного

порядка на обслуживаемой территории как самостоятельно, так и во взаимодействии с сотрудниками ПСМ. Руководство МВД Киргизской Республики считает, что обеспечение охраны общественного порядка возможно только при комплексном подходе и при участии всех заинтересованных сторон — учреждений и отдельных лиц.

В целом одним из важных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность участковых уполномоченных милиции Киргизской Республики, является приказ от 9 июня 2022 г. № 448 «О наставничестве по организации деятельности участковых уполномоченных милиции».

Указанная инструкция определяет правовое регулирование деятельности участковых уполномоченных милиции (старших участковых уполномоченных милиции), профорганизацию, права и обязанности. Участковые уполномоченные милиции на своем административном участке принимают меры по предупреждению и снижению преступности, административных правонарушений. Участковый уполномоченный милиции выполняет довольно широкий спектр задач, анализ отдельных положений, касающихся правового статуса так или иначе решаемых данной службой [1].

В то же время сотрудники ПСМ смогли стать реальной силой, способной оказать деятельное содействие участковым уполномоченным милиции в обеспечении общественного порядка.

Из-за отсутствия ПСМ в регионах участковый уполномоченный милиции осуществляет функции по обеспечению порядка, по профилактике преступности самостоятельно. В отдаленных (труднодоступных) горных местностях участковый уполномоченный милиции, по сути, является единственным представителем власти.

Реалии сегодняшнего дня и положительные результаты создания ПСМ, полученные за три года, указывают на необходимость распространения данной практики повсеместно, в рамках всей страны, так как ГУОБДД МВД Киргизской Республики на сегодняшний день имеет двойственную природу, в городах Бишкек и Ош, это подразделение обеспечивает наряду с безопасностью дорожного движения еще и общественный порядок [8], тогда как вне этих крупных городов указанное подразделение сосредоточено только лишь на выполнении задач обеспечения дорожного движения, что, в свою очередь, не способствует эффективному выполнению поставленных перед нею задач.

Список литературы:

1. Административный процесс / А. М. Воронов, А. Г. Николаев, Ю. Н. Носатов и др. М., 2022.

2. Алешин С. В. О принципе общего реагирования на сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 3 (81).

3. Головко В. В., Сергеев М. В. Административная реформа в системе МВД: проблемы и перспективы // Алтайский юридический вестник. 2019. № 1 (25).

4. Дмитриев С. Н. Правовые, организационные и тактические проблемы деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.

5. Елагин А. Г., Казаков А. Я. Управление деятельностью по обеспечению безопасности : научное издание. М., 2010.

6. Калюжный Ю. Н. Основные научные подходы к формированию новых форм обеспечения безопасности дорожного движения // Российская юстиция. 2020. № 4.

7. Калюжный Ю. Н. Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: концептуальные организационно-правовые основы : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021.

8. Планирование рабочего времени участкового уполномоченного полиции : методические рекомендации / А. Г. Бачурин и др. Барнаул, 2022.

9. Редкоус В. М.Современные проблемы административной ответственности в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. Рязань, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.