Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / МИЛИЦИЯ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайтходжаев Бахрам Хамытович

Актуальность: исследование перспективных направлений совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике в современных условиях является весьма актуальным в связи не только с реформой правоохранительной системы Республики, но и в общем контексте стратегических направлений развития страны, связанных с принятием Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на 2018-2040 гг., в которой обозначены основополагающие идеи и начала, а также дорожная карта по решению задач и достижению целей устойчивого развития во всех областях жизнедеятельности киргизского общества. Существенный аспект исследования указанных проблемных вопросов связан также с выработкой предложений по совершенствованию деятельности подразделений милиции Киргизской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения с учетом современного международного опыта правового и организационного регулирования безопасности дорожного движения. Безусловно, несмотря на имеющиеся научные разработки национальных авторов, широкому научному анализу и комплексному изучению проблемы совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике в современных условиях не подвергались. Многие вопросы в этой сфере остаются дискуссионными, правоприменительная практика нуждается в научных рекомендациях, в связи с чем полагаем, что исследование обозначенной проблематики является весьма востребованным и актуальным. Постановка проблемы: формирование и реализация государственной политики Киргизской Республики в сфере совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения, согласования стратегических целей, задач и ключевых мер по ее достижению, а также механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая представителей гражданского общества, позволяющих качественным образом повлиять на современное состояние обеспечения безопасности дорожного движения в контексте национальной общественной безопасности, обеспечивающих целостный (системный) подход к решению проблемы снижения дорожно-транспортного травматизма и смертности, комплексно не изучались и остаются не раскрытыми в силу происходящих сейчас социально-политических и правовых процессов в Киргизской Республике. Они дают обширный материал для переосмысления узловых вопросов правоохранительной деятельности, что создает определенный пробел в юридической сфере, для восполнения которого предназначена данная статья. Цель исследования: на основе анализа научных работ в области административного права и административной деятельности, а также практической деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Киргизской Республики предложить перспективные направления совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в современных условиях. Методы исследования: статистический, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, анализ, обобщение. Результаты и ключевые выводы: совершенствование системы обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике является одним из приоритетных направлений и важным фактором обеспечения устойчивого развития страны, так как большое количество дорожно-транспортных происшествий несет прямую угрозу и колоссальный ущерб государству, обществу и личности. Комплекс мер, направленных на приведение в должное соответствие дорожной инфраструктуры в городах и на ключевых автомобильных трассах, дальнейшее внедрение проектов «Безопасный город» и «Безопасная дорога» на всей территории страны, реформа правоохранительных органов, усиление мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, совершенствование теоретических знаний и практических навыков всех участников дорожного движения позволят качественно повысить безопасность и более чем в два раза сократить смертность и уровень травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Все вышеперечисленные проблемы, безусловно, влияют на дорожную безопасность и требуют незамедлительного решения, в связи с чем предлагаем выделить приоритетные направления, которые включают в себя: повышение эффективности системы управления дорожной безопасностью; улучшение безопасности дорожной инфраструктуры; повышение безопасности транспортных средств; обеспечение безопасности участников дорожного движения; повышение эффективности поставарийного реагирования; усиление контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Полагаем, что реализация государственной политики Киргизской Республики с учетом предложенных вышеуказанных приоритетных направлений в области безопасности дорожного движения, согласованных стратегических целей, задач и ключевых мер по ее достижению, а также механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая представителей гражданского общества, позволит качественным образом повлиять на современное состояние обеспечения безопасности дорожного движения в контексте национальной общественной безопасности и станет неотъемлемой частью модели устойчивого развития, тем самым обеспечив целостный (системный) подход к решению проблемы снижения дорожно-транспортного травматизма и смертности. В такой ситуации существует объективная необходимость разработки теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности милиции Киргизской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения. Изложенное актуализирует проблему, имеющую как теоретическое, так и практическое значение для повышения эффективности административно-правового регулирования деятельности милиции Киргизской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF IMPROVING ROAD SAFETY IN THE KYRGYZ REPUBLIC IN MODERN CONDITIONS

The relevance: the study of promising directions for improving road safety in the Kyrgyz Republic in modern conditions is very relevant in connection not only with the reform of the law enforcement system of Republic, but also in the general context of the strategic directions of the country’s development related to the adoption of the National Strategy for Sustainable Development of the Kyrgyz Republic for 2018-2040, which outlines the fundamental ideas and beginnings, as well as a roadmap for solving the tasks and achieving the goals of sustainable development in all areas of the Kyrgyz society. An essential aspect of the study of these problematic issues is also related to the development of proposals for improving the activities of the police units of the Kyrgyz Republic to ensure road safety, taking into account modern international experience in legal and organizational regulation of road safety. Of course, despite the available scientific developments of national authors, the problems of improving road safety in the Kyrgyz Republic have not been subjected to extensive scientific analysis and comprehensive study in modern conditions. Many issues in this area remain controversial, law enforcement practice needs scientific recommendations, and therefore we believe that the study of these issues is very popular and relevant. The problem statement: formation and implementation of the state policy of the Kyrgyz Republic in the field of improving road safety, coordination of strategic goals, objectives and key measures to achieve them, as well as mechanisms for interaction of all stakeholders, including representatives of civil society, allowing a qualitative impact on the current state of road safety in the context of national public security, providing a holistic (systematic) approach to solving the problem of reducing road traffic injuries and mortality, have not been comprehensively studied and remain undisclosed due to the ongoing socio-political and legal processes in the Kyrgyz Republic. They provide extensive material for rethinking the key issues of law enforcement, which creates a certain gap in the legal field, which this article is intended to fill. The purpose of the study: based on the analysis of scientific works in the field of administrative law and administrative activities, as well as the practical activities of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic to propose promising directions for improving road safety in modern conditions. The research methods: statistical, logical, formal legal, comparative legal, analysis, generalization. The results and key conclusions: improving the road safety system in the Kyrgyz Republic is one of the priorities and an important factor in ensuring the sustainable development of the country, since a large number of road accidents pose a direct threat and enormous damage to the state, society and the individual. A set of measures aimed at bringing the road infrastructure in cities and on key highways into proper compliance, further implementation of the «Safe City» and «Safe Road» projects throughout the country, reform of law enforcement agencies, strengthening measures for the prevention and prevention of offenses, improving theoretical knowledge and practical skills of all road users will allow for high-quality to increase safety and more than halve the mortality and injury rate as a result of road accidents. All of the above problems certainly affect road safety and require immediate solutions, in connection with which we propose to highlight priority areas that include: improving the efficiency of the road safety management system; improving the safety of road infrastructure; improving the safety of vehicles; ensuring the safety of road users; improving the efficiency of emergency response; strengthening control andsupervisory activities in the field of road safety. We believe that the implementation of the state policy of the Kyrgyz Republic, taking into account the above-mentioned priority directions in the field of road safety, agreed strategic goals, objectives and key measures to achieve it, as well as mechanisms for interaction of all stakeholders, including representatives of civil society, will allow a qualitative impact on the current state of road safety in the context of national public security and will become an integral part of the sustainable development model, thereby providing a holistic (systematic) approach to solving the problem of reducing road traffic injuries and mortality. In such a situation, there is an objective need to develop theoretical provisions and practical recommendations aimed at improving the control and supervisory activities of the police of the Kyrgyz Republic to ensure road safety. The above actualizes the problem that has both theoretical and practical significance for improving the efficiency of administrative and legal regulation of the activities of the police of the Kyrgyz Republic to ensure road safety in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

122

SAITKHODZHAEV BAHRAM KHAMYTOVICH,

Adjunct** of the Department of Management of the Activities of Units for Ensuring the Protection of Public Order of the Center for Command and Staff Exercises Academy of Management of Internal Ministry of Home Affairs of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi and Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]

Scientific speciality: 12.00.14 — Administrative Law; Administrative Process.

САИТХОДЖАЕВ БАХРАМ ХАМЫТОВИЧ,

адъюнкт* кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.14 — административное право;

административный процесс.

УДК 34

DOI 10.24412/2072-9391-2022-161-122-130

Дата поступления: 10 февраля 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 17 марта 2022 г.

Проблемы совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике в современных условиях

The Problems of Improving Road Safety in the Kyrgyz Republic in Modern Conditions

Аннотация

Актуальность: исследование перспективных направлений совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике в современных условиях является весьма актуальным в связи не только с реформой правоохранительной системы Республики, но и в общем контексте стратегических направлений развития страны, связанных с принятием Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на 2018-2040 гг., в которой обозначены основополагающие идеи и начала, а также дорожная карта по решению задач и достижению целей устойчивого развития во всех областях жизнедеятельности киргизского общества.

Существенный аспект исследования указанных проблемных вопросов связан также с выработкой предложений по совершенствованию деятельности подразделений милиции Киргизской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения с учетом современного международного опыта правового и организационного регулирования безопасности дорожного движения.

Abstract

The relevance: the study of promising directions for improving road safety in the Kyrgyz Republic in modern conditions is very relevant in connection not only with the reform of the law enforcement system of Republic, but also in the general context of the strategic directions of the country's development related to the adoption of the National Strategy for Sustainable Development of the Kyrgyz Republic for 2018-2040, which outlines the fundamental ideas and beginnings, as well as a roadmap for solving the tasks and achieving the goals of sustainable development in all areas of the Kyrgyz society.

An essential aspect of the study of these problematic issues is also related to the development of proposals for improving the activities of the police units of the Kyrgyz Republic to ensure road safety, taking into account modern international experience in legal and organizational regulation of road safety.

Of course, despite the available scientific developments of national authors, the problems of

* Ранее - старший инспектор-юрисконсульт УДПС и ПП ГУОБДД МВД Киргизской Республики.

** Previously, Senior Inspector ofLegal Counsel UDPS and PP GUOBDD ofthe Ministry of Internal Affairs Kyrgyz Republic.

Безусловно, несмотря на имеющиеся научные разработки национальных авторов, широкому научному анализу и комплексному изучению проблемы совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике в современных условиях не подвергались. Многие вопросы в этой сфере остаются дискуссионными, правоприменительная практика нуждается в научных рекомендациях, в связи с чем полагаем, что исследование обозначенной проблематики является весьма востребованным и актуальным.

Постановка проблемы: формирование и реализация государственной политики Киргизской Республики в сфере совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения, согласования стратегических целей, задач и ключевых мер по ее достижению, а также механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая представителей гражданского общества, позволяющих качественным образом повлиять на современное состояние обеспечения безопасности дорожного движения в контексте национальной общественной безопасности, обеспечивающих целостный (системный) подход к решению проблемы снижения дорожно-транспортного травматизма и смертности, комплексно не изучались и остаются не раскрытыми в силу происходящих сейчас социально-политических и правовых процессов в Киргизской Республике. Они дают обширный материал для переосмысления узловых вопросов правоохранительной деятельности, что создает определенный пробел в юридической сфере, для восполнения которого предназначена данная статья.

Цель исследования: на основе анализа научных работ в области административного права и административной деятельности, а также практической деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Киргизской Республики предложить перспективные направления совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в современных условиях.

Методы исследования: статистический, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, анализ, обобщение.

Результаты и ключевые выводы: совершенствование системы обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике является одним из приоритетных направлений и важным фактором обеспечения устойчивого развития страны, так как большое количество дорожно-транспортных происшествий несет прямую угрозу и колоссальный ущерб государству, обществу и личности. Комплекс мер, направленных на приведение в должное соответствие дорожной инфраструктуры в городах и на ключевых автомобильных трассах, дальнейшее внедрение

improving road safety in the Kyrgyz Republic have not been subjected to extensive scientific analysis and comprehensive study in modern conditions. Many issues in this area remain controversial, law enforcement practice needs scientific recommendations, and therefore we believe that the study of these issues is very popular and relevant.

The problem statement: formation and implementation of the state policy of the Kyrgyz Republic in the field of improving road safety, coordination of strategic goals, objectives and key measures to achieve them, as well as mechanisms for interaction of all stakeholders, including representatives of civil society, allowing a qualitative impact on the current state of road safety in the context of national public security, providing a holistic (systematic) approach to solving the problem of reducing road traffic injuries and mortality, have not been comprehensively studied and remain undisclosed due to the ongoing socio-political and legal processes in the Kyrgyz Republic. They provide extensive material for rethinking the key issues of law enforcement, which creates a certain gap in the legal field, which this article is intended to fill.

The purpose of the study: based on the analysis of scientific works in the field of administrative law and administrative activities, as well as the practical activities of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic to propose promising directions for improving road safety in modern conditions.

The research methods: statistical, logical, formal legal, comparative legal, analysis, generalization.

The results and key conclusions: improving the road safety system in the Kyrgyz Republic is one of the priorities and an important factor in ensuring the sustainable development of the country, since a large number of road accidents pose a direct threat and enormous damage to the state, society and the individual. A set of measures aimed at bringing the road infrastructure in cities and on key highways into proper compliance, further implementation of the «Safe City» and «Safe Road» projects throughout the country, reform of law enforcement agencies, strengthening measures for the prevention and prevention of offenses, improving theoretical knowledge and practical skills of all road users will allow for high-quality to increase safety and more than halve the mortality and injury rate as a result of road accidents.

All of the above problems certainly affect road safety and require immediate solutions, in connection with which we propose to highlight priority areas that include: improving the efficiency of the road safety management system; improving the safety of road infrastructure; improving the safety of vehicles; ensuring the safety of road users; improving the efficiency of emergency response;

124

проектов «Безопасный город» и «Безопасная дорога» на всей территории страны, реформа правоохранительных органов, усиление мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, совершенствование теоретических знаний и практических навыков всех участников дорожного движения позволят качественно повысить безопасность и более чем в два раза сократить смертность и уровень травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий.

Все вышеперечисленные проблемы, безусловно, влияют на дорожную безопасность и требуют незамедлительного решения, в связи с чем предлагаем выделить приоритетные направления, которые включают в себя: повышение эффективности системы управления дорожной безопасностью; улучшение безопасности дорожной инфраструктуры; повышение безопасности транспортных средств; обеспечение безопасности участников дорожного движения; повышение эффективности поставарийного реагирования; усиление контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Полагаем, что реализация государственной политики Киргизской Республики с учетом предложенных вышеуказанных приоритетных направлений в области безопасности дорожного движения, согласованных стратегических целей, задач и ключевых мер по ее достижению, а также механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая представителей гражданского общества, позволит качественным образом повлиять на современное состояние обеспечения безопасности дорожного движения в контексте национальной общественной безопасности и станет неотъемлемой частью модели устойчивого развития, тем самым обеспечив целостный (системный) подход к решению проблемы снижения дорожно-транспортного травматизма и смертности.

В такой ситуации существует объективная необходимость разработки теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности милиции Киргизской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения. Изложенное актуализирует проблему, имеющую как теоретическое, так и практическое значение для повышения эффективности административно-правового регулирования деятельности милиции Киргизской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения в современных условиях.

Ключевые слова: Киргизская Республика; милиция; контроль; надзор; совершенствование; безопасность; дорожное движение.

strengthening control andsupervisory activities in the field of road safety.

We believe that the implementation of the state policy of the Kyrgyz Republic, taking into account the above-mentioned priority directions in the field of road safety, agreed strategic goals, objectives and key measures to achieve it, as well as mechanisms for interaction of all stakeholders, including representatives of civil society, will allow a qualitative impact on the current state of road safety in the context of national public security and will become an integral part of the sustainable development model, thereby providing a holistic (systematic) approach to solving the problem of reducing road traffic injuries and mortality.

In such a situation, there is an objective need to develop theoretical provisions and practical recommendations aimed at improving the control and supervisory activities of the police of the Kyrgyz Republic to ensure road safety. The above actualizes the problem that has both theoretical and practical significance for improving the efficiency of administrative and legal regulation of the activities of the police of the Kyrgyz Republic to ensure road safety in modern conditions.

Keywords: Kyrgyz Republic; police; control; supervision; improvement; safety; traffic.

В современных условиях с принятием Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на 2018—2040 гг.1 (далее — Стратегия) определены стратегические направления развития страны на средне- и долгосрочные периоды, обозначены основополагающие идеи и начала, а также дорожная карта по решению задач и достижению целей устойчивого развития во всех областях жизнедеятельности киргизского общества.

Так, в качестве первоочередных шагов в сфере организации безопасности страны поставлены в том числе задачи по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — БДД), а в перспективе в рамках стратегического видения к 2023 г. — по успешной реализации проектов «Безопасный город» и «Безопасная дорога», что позволит качественно повысить безопасность участников дорожного движения (далее — ДД) и более чем в два раза сократить смертность и уровень травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (дале — ДТП). Также комплекс мер предусматривает приведение в должное соответствие дорожной инфраструктуры в городах и на ключевых автомобильных трассах, дальнейшее внедрение проекта «Безопасный город» на всей территории страны, реформу правоохранительных органов, усиление мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, совершенствование теоретических знаний и практических навыков всех участников ДД и многое др. Тем самым повышение БДД является одним из приоритетных направлений и важным фактором обеспечения устойчивого развития страны, так как большое количество ДТП несут прямую угрозу и колоссальный ущерб государству, обществу и личности.

Следует объективно признать, что в Киргизской Республике количество ДТП со смертельным исходом и увечьями намного больше, чем во многих других странах, и степень их тяжести очень высока (в среднем примерно 22 ДТП со смертельным исходом на 100 ДТП с увечьями, тогда как: в России — 13, в Германии этот показатель существенно ниже — 3, в Дании — 2). При этом существует вероятность, что официальная статистика по количеству ДТП в Киргизской Республике зачастую не отражает реальной картины, поскольку определенная часть происшествий, которые не влекут за собой смертельных исходов, может оказываться незарегистрированной по согласованию субъектов ДТП2.

1 О Национальной стратегии развития Киргизской Республики на 2018-2040 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента Киргизской Республики от 31 октября 2018 г. УП № 221. Доступ из информационно-правового портала «ТОКТОМ».

2 Материалы отчета деятельности ГУОБДД МВД Кир-

В целом, помимо вышеуказанной Стратегии, многое делается по изменению законодательства и ужесточению мер наказания виновных в совершении ДТП, а сам вопрос безопасности дорог постоянно отслеживается на самом высоком политическом уровне.

В частности, предпринимаемые меры и активная работа по борьбе с аварийностью на дорогах в течение последних лет позволили добиться повышения БДД и тем самым существенно изменить негативные тенденции развития ситуации с аварийностью и смертностью на дорогах. Однако достижения не удается сделать устойчивыми и продолжить снижение аварийности и смертности на дорогах, так как с увеличением количества автотранспорта вновь пошла тенденция нарастания случаев ДТП с травматизмом и смертельными исходами. Так, анализ ведомственной статистики показывает, что самыми уязвимыми участниками ДД — и среди раненых, и среди погибших — являются пешеходы и пассажиры (примерно 70 % пассажиров и пешеходов на 25 % водителей). Согласно данным Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Киргизской Республики (далее - ГУОБДД МВД КР), в 2020 г. было зарегистрировано 973 случая аварий с участием пешеходов, что на 33,9 % меньше по сравнению с предыдущим 2019 г.3

Вместе с тем нужно отметить, что снижение данных показателей 2020 г. было обусловлено введением режима чрезвычайного положения на территории города Бишкек с марта по июнь месяц, в связи с чем более полную картину состояния аварийности показывают данные 2019 г., которые свидетельствуют, что в 2019 г. в г. Бишкеке было зарегистрировано 1475 случаев аварий с участием пешеходов, что на 15 % больше по сравнению с предыдущим 2018 г. Более 38 % дорожных смертей приходится на пассажиров.

Особенно высоким остается травматизм среди детей на дорогах (17-19 % среди раненых в ДТП). Возрастная группа 10-16 лет является наиболее уязвимой. В среднем каждый четвертый случай ДТП с пешеходом — это авария с участием ребенка младше 16 лет. В общем количестве происшествий за 2013—2020 гг. на дорогах ДТП с участием детей до 16 лет составляет 11 751 случай (получили травмы 13 379 детей и погибло 853 ребенка).

С 2013 по 2020 г. в Киргизской Республике официально зарегистрировано 52 680 случаев ДТП, в которых погибло 7 377 человек

гизской Республики с 2013 по 2021 гг. // Официальный сайт ГУОБДД МВД Киргизской Республики. URL: http://www. guobdd.kg/ (дата обращения: 09.02.2022).

3 Там же.

126

и 78 801 человек был ранен; ДТП по вине водителей составляют 44 725 случаев, при этом порядка 70 % погибших в авариях — это активные трудоспособные граждане страны в возрасте 25-40 лет4.

В качестве ключевых причин ДТП при существующей практике идентификации определены следующие: превышение скоростного режима, нарушение правил маневрирования, а также управление автотранспортным средством (далее — АТС) в нетрезвом состоянии. Зачастую эксперты говорят, что доля ДТП растет с ростом народонаселения, приростом парка АТС и плохим качеством подготовки водителей, которые сочетаются с низкой культурой соблюдения правил дорожного движения (ПДД) в обществе в целом [см., например: 4; 2]. Так, анализ практической деятельности ГУОБДД МВД КР показывает, что большая часть смертельных аварий в основном происходит на 15 перекрестках г. Бишкека.

Основными причинами, влияющими на степень тяжести при авариях, по мнению практических работников милиции, являются проблемы низкого качества дорожных инфраструктур, связанные с национальными стандартами проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог, которые являются устаревшими с точки зрения принципов БДД, не в полной мере учитывающими интересы всех участников ДД (например, не позволяют обеспечить беспрепятственный проезд карет скорой помощи к пострадавшим в ДТП, не гарантируют беспрепятственный проезд общественного транспорта, а также безопасное движение для немоторизированных участников ДД и т. д.) [3].

Безусловно, в Республике в последние годы активно осуществляется ремонт и модернизация дорожного полотна в населенных пунктах и на стратегических трассах между ними, но модернизация не всегда сопровождается соблюдением международных стандартов обеспечения безопасности, все еще существует большой дефицит дорожных знаков, ограждений, светофоров и другого необходимого оборудования. В существующих технических регламентах по строительству, реконструкции и ремонту дорог отсутствуют стандартные методики оценки рисков и регламента по проведению аудита безопасности дорог, параметры безопасности по землепользованию, установке рекламных щитов, парковочных мест, ограждений между проезжей частью дорог и арыков, которые в конечном счете должны усилить контрольно-надзорные функции государства.

4 Материалы отчета деятельности ГУОБДД МВД Киргизской Республики с 2013 по 2021 гг. // Официальный сайт ГУОБДД МВД Киргизской Республики. URL: http://www.guobdd.kg/ (дата обращения: 09.02.2022).

Другим важным фактором повышения аварийности и травматизма на дорогах при неготовности дорожных инфраструктур является рост численности автомобильного парка Республики, техническое состояние которого слабо регулируется соответствующими государственными структурами. Так, на 2020 г. в Киргизской Республике зарегистрировано 1 млн 487 тыс. 174 единицы АТС, что по сравнению с 2013 г. составило 49,9 % прироста. Средний возраст популярных АТС в Республике составляет 10—14 лет, но немало используется и АТС с пределами установленного ресурса и низкой технической надежностью5. При этом контроль за ввозом и технической эксплуатацией прибывающих АТС не осуществляется на должном уровне. К сожалению, надо признать, что сегодня допускается ввоз в Киргизскую Республику автомобилей разных типов, марок, производителей, в Республике нет системы технических барьеров, ограничивающих ввоз колесных транспортных средств с низким уровнем безопасности.

Со вступлением Киргизской Республики в Таможенный союз остро встал вопрос о соответствии национального законодательства Техническим регламентам Таможенного союза. Примером может служить п. 72 ч. 3 гл. 5 Технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», в соответствии с которым проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, должна проводиться в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве — члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения. Однако нужно объективно признать, что действующая система технического осмотра транспортных средств в Киргизской Республике не приводит к снижению ДТП. Из всех совершенных ДТП по причинам технической неисправности за указанный период времени с 2013 г. по 2020 г. совершено 145 ДТП, при которых погибли 42 и получили ранения различной степени тяжести 124 человека.

Отмена обязательного прохождения государственного технического осмотра, кроме АТС, указанных в перечне ст. 16 Закона Киргизской Республики «О дорожном движении в Киргизской Республике», противоречит международным обязательствам, которые взяла на себя Киргизия в соответствии с Законом Киргизской Республики «О присоединении Киргизской Республики к Конвенции о дорожном дви-

5 Там же.

жении, подписанной 8 ноября 1968 года в городе Вена, включая поправки к Конвенции, вступившие в силу 3 сентября 1993 года». Данная норма противоречит и требованиям п. 72 ч. 3 гл. 5 Технического Регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»6, в соответствии с которым проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, должна проводиться в отношении каждого транс -портного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве — члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения.

Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов, перевозку пассажиров, а также грузоперевозки не оснащены устройствами регистрации режима труда и отдыха. Сегодня в соответствии с нормативами общественный транспорт, организованный частными перевозчиками, подлежит техническому осмотру структурами Ассоциации центров технического осмотра автотранспортных средств Киргизской Республики, но зачастую результаты осмотра недостоверны и не имеют механизмов выполнения предписаний технического осмотра. Таким образом, вторым ключевым направлением работы являются меры по обеспечению безопасности автотранспортных средств.

Особо следует отметить низкую культуру соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения, что во многом обусловлено тем, что уполномоченными государственными органами не проводится информационно-профилактическая работа и не существует специального обучения ПДД в рамках государственной системы образования, а также наблюдается слабый контроль за соблюдением ПДД со стороны соответствующих государственных органов, не привлекаются гражданские организации. Обязательное обучение ПДД предусмотрено только в системе подготовки водительского состава в автошколах, но многие эксперты подготовку водительского состава и обучение ПДД в автошколах Республики рассматривают как проблему. В частности, только в 2017 г. в ходе проверки деятельности учреждений по подготовке (переподготовке) водителей транспортных средств межведомственной государственной комиссией было установлено, что из 223 автошкол 79 (35,5 %) соответствуют лицензионным требованиям, а остальные 144 не соответствуют. Основными недостатками в автошколах являются ненадлежащее ка-

6 О безопасности колесных транспортных средств [Электронный ресурс]: технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011). Доступ из информационно-правового портала «ТОКТОМ».

чество материально-технической, учебно-методической базы подготовки и переподготовки водительского состава, в том числе отсутствие или неукомплектованность автодромов, учебно-методических классов, лабораторий по устройству и обслуживанию автомобилей, тренажеров по вождению и т. п.

Несмотря на разделение функций между системами подготовки водителей, оценки знаний и выдачи водительских прав, по нашему мнению, все еще остаются коррупционные риски и возможность размывания — снятия с себя ответственности за результат каждой из функциональных структур, участвующих в подготовке водителей. Пешеходы и другие участники ДД не получают систематической информации о ПДД. Соответствующие государственные органы не имеют четких задач по проведению информационно-разъяснительных, профилактических кампаний по продвижению ПДД среди всех участников дорожного движения, тогда как именно обучение и информирование в мировой практике являются ключевыми мерами обеспечения безопасности участников дорожного движения.

Так, одним из эффективных шагов преодоления обозначенной выше проблемы, по нашему мнению, является издание Указа Президента Киргизской Республики от 8 декабря 2021 г. «О неотложных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Киргизской Республике», согласно которому МВД Киргизской Республики были переданы не только функции по регистрации транспортных средств, водительского состава, выдаче водительских удостоверений, но и функции лицензирования деятельности автошкол в целях улучшения процесса обучения граждан теоретическим и практическим навыкам управления транспортными средствами в соответствии с ПДД Киргизской Республики.

Опыт других государств, которые достигли значимого снижения смертности на дорогах, показывает, что одной из важных сфер является организация комплексного эффективного поставарийного реагирования, способного предотвратить смерть пострадавшего [см. подробнее: 6; 10; 7; 9; 5]. В Киргизской Республике не существует достоверной разделенной статистики по смертности непосредственно сразу на месте происшествия и умершим в пути к медучреждению, а также смертности от ДТП в медицинских учреждениях [3], однако полагаем, что смертность пострадавших можно было бы снизить, если бы эффективно работала система поставарийного реагирования, включая организацию развития специальных навыков у участников дорожного движения в оказании неотложной медицинской помощи.

128

Предоставление поставарийной помощи затруднено из-за отсутствия на местном уровне специализированной медпомощи, особенно в сфере нейрохирургии, травматологии, кардиологии и пр. Слабая техническая оснащенность бригад скорой помощи и ограниченность технических средств, отсутствие доступной санитарной авиации усугубляют ситуацию по поставарийному реагированию. Вопросы эффективности поставарийного реагирования связаны и со слабой координацией и взаимодействием разных государственных структур, что и приводит к высокой поставарийной смертности и повышенному травматизму.

Основной причиной наличия проблем в обеспечении БДД является неэффективность сложившейся системы управления, которая, включая в себя разные структуры, до сих пор не сконцентрирована на достижении единой цели и выполнении задач, не руководствуется едиными сквозными индикаторами для всех вовлеченных лиц и объединений. В частности, в соответствии с п. 4 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Киргизской Республики от 9 августа 2004 г. № 578, такой учет ДТП и пострадавших лиц ведется органами внутренних дел; предприятиями и организациями, министерствами и ведомствами, имеющими транспортные средства; дорожными и коммунальными организациями; лечебно-профилактическими учреждениями.

Следует указать, что в организации БДД отсутствуют функциональные структуры, ответственные, прежде всего, за разработку и анализ политики, а также проведение мониторинга и оценки ее реализации. Полагаем, что в рамках исполнения вышеназванного Указа Президента Киргизской Республики данная проблема будет разрешена, так как предусматриваются меры по увеличению штатной численности ГУОБДД МВД КР с выделением дополнительных финансовых средств и улучшением материально-технической базы.

Отсутствует система информационного обмена между участниками БДД, что снижает возможности эффективного межведомственного взаимодействия с участием гражданского общества. В настоящий момент задачи и функции по обеспечению БДД раздроблены и распределены между разными государственными органами, но до сих пор не определен орган, который был бы ответственен за весь комплекс мер по БДД.

При существующем функциональном распределении между государственными ведомствами и учреждениями наблюдаются зоны, непокрытые управленческими полномочиями и задачами, даже несмотря на широкие право-

мочия ГУОБДД МВД КР в сфере обеспечения БДД, так как разработка целостной политики по БДД не вменена ни одному из государственных органов. Полагаем, функции, определенные в положении о ГУОБДД МВД КР, объективно превышают поставленную задачу и не определяют ответственность за разработку целостной государственной политики в сфере БДД7.

Наиболее сдерживающим фактором в достижении устойчивых результатов по повышению БДД являются межведомственная координация и взаимодействие [1; 8]. В частности, не разработаны сквозные индикаторы, включая целевые показатели по снижению смертности и травматизма на дорогах для всех государственных органов, а оценка эффективности реализации функций ведомств осуществляется преимущественно на ведомственных индикаторах. Сложившаяся система управления ДБ также не способна выполнять поставленные задачи и функции в силу неадекватности ресурсов для этого. Так, например, в настоящее время у ГУОБДД МВД КР существенно ограничены возможности осуществлять эффективный контроль и обслуживание дорог большой протяженности, в их ведении находится 6 тыс. км дорог, которые «покрываются» 1 тыс. 900 сотрудниками, из них более чем 1 тыс. 100 в Чуйской области и городе Бишкеке. При установленном нормативе (6 км на одного сотрудника) существующие штаты сотрудников могут охватить только 17 % дорог. Именно поэтому работа сотрудников ГУОБДД МВД КР фактически не нормирована, например, на трассе Бишкек — Торугарт у сотрудников вынужденно рабочий день длится не менее 12 часов8.

В каждом из вовлеченных в обеспечение БДД государственном органе недостаточно человеческих ресурсов для организации и проведения мониторинга и анализа данных для принятия решений на доказательной базе. Не сформирована до сих пор система постоянно обновляемого межведомственного информационного обмена (включающая ведомственную статистику и результаты исследований по БДД). Сбор и анализ данных — насущная потребность в процессе обеспечения БДД: например, существующая статистика ограничивает возможности эффективного проектирования и управления БДД (нет картирования

7 О безопасности колесных транспортных средств [Электронный ресурс]: технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011). Доступ из информационно-правового портала «ТОКТОМ».

8 Об утверждении Инструкции по совершенствованию и повышению эффективности надзора за дорожным движением и общественным порядком подразделениями ГУОБДД МВД Киргизской Республики [Электронный ресурс]: приказ ГУОБДД МВД Киргизской Республики от 31 декабря 2018 г. № 1284. Доступ из информационно-правового портала «ТОКТОМ».

опасных зон с точки зрения частоты ДТП, плохого качества инфраструктуры; временных режимов совершения ДТП), нет организации государственного заказа на развитие такого анализа, нет исполнителя такой задачи [3].

Все вышеперечисленные проблемы, безусловно, влияют на дорожную безопасность и требуют незамедлительного решения, в связи с чем предлагаем выделить приоритетные направления совершенствования обеспечения БДД, основанные на формуле «водитель — транспортное средство — дорога», которые включают в себя:

— улучшение качества подготовки водительского состава;

— обеспечение безопасности участников ДД;

— повышение безопасности АТС;

— улучшение безопасности дорожной инфраструктуры;

— повышение эффективности системы управления дорожной безопасностью;

— повышение эффективности поставарийного реагирования;

— совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения БДД.

Безусловно, совершенствование обеспечения БДД — это сложный многофакторный процесс, эффективность которого в современных условиях можно обеспечить путем:

— модернизации системы государственного управления и повышением качества предоставляемых государственных услуг по обеспечению дорожной безопасности;

— эффективного управления общественным здравоохранением по оказанию неотложной помощи;

— качества системы профессиональной подготовки водителей пассажирского и грузового транспорта и ее лицензирования;

— регулирования безопасности АТС;

— качества проектирования, строительства и обслуживания дорожных инфраструктур;

— усиления контрольно-надзорной функции в сфере обеспечения БДД;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— эффективного управления общественной безопасностью в сфере ДД.

Полагаем, что реализация вышеуказанных перспективных направлений совершенствования обеспечения безопасности в сфере дорожного движения, а также внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ГУОБДД МВД КР, в части соответствия деятельности современным ожиданиям общества, основанных на передовом зарубежном опыте и гуманистических принципах, — все это позволит повысить эффективность отечественной системы обеспечения БДД в современных условиях.

Убеждены, что в условиях развития Киргизской Республики как правового демократического социального государства сосредоточение деятельности не только ГУОБДД МВД КР, но и всех заинтересованных субъектов на предложенных перспективных направлениях совершенствования системы обеспечения БДД как многоуровневого комплекса взаимосогласованных организационных, правовых, социально-экономических, контрольных и иных мер, реализуемых уполномоченными государственными органами, общественными и неправительственными организациями и объединениями, позволят добиться повышения уровня защищенности участников дорожного движения, а также предотвратить количество ДТП и их неблагоприятные последствия.

Таким образом, реализация государственной политики Киргизской Республики с учетом предложенных вышеуказанных приоритетных направлений в области БДД, согласования стратегических целей, задач и ключевых мер по ее достижению, а также механизмов взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая представителей гражданского общества, позволят качественным образом повлиять на современное состояние обеспечения БДД в контексте национальной общественной безопасности и стать неотъемлемой частью модели устойчивого развития, тем самым обеспечив целостный (системный) подход к решению проблемы снижения дорожно-транспортного травматизма и смертности.

Список литературы:

References:

1. Административное право России: курс лекций / К. С. Бельский [и др.]; под ред. Н. Ю. Хаманевой. Москва, 2007.

2. Бахаев А. А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2009.

3. Борбиев Б. И. Административно-правовое регулирование контрольной и надзор-

1. Administrativnoe pravo Rossii: kurs lekcij / K. S. Bel'skij [i dr.]; pod red. N. Yu. Hama-nevoj. Moskva, 2007.

2. Bahaev A. A. Administrativno-pravovoe regu-lirovanie dorozhnogo dvizheniya: voprosy bez-opasnosti i otvetstvennosti: dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2009.

3. Borbiev B. I. Administrativno-pravovoe regu-lirovanie kontrol'noj i nadzornoj deyatel'nosti

ной деятельности Главного управления безопасности дорожного движения МВД Киргизской Республики и его территориальных подразделений: монография. Бишкек, 2011.

4. Босхамджиева Н. А. Общая характеристика безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. 2013. № 9.

5. Дмитриев С. Н. Организация деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции по предупреждению и раскрытию разбойных нападений на водителей и пассажиров автотранспортных средств. Орел, 1999.

6. Исмонзода С. М. Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения Республики Таджикистан: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2019.

7. Калюжный Ю. Н. Отдельные теоретические подходы к толкованию понятия «безопасность дорожного движения» // Транспортное право. 2016. № 2.

8. Кикоть В. Я. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. Москва, 2012.

9. Майоров В. И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения: дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997.

10. Сергеев С. А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007.

Glavnogo upravleniya bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya MVD Kirgizskoj Respubliki i ego territorial''nyh podrazdelenij: monografiya. Bishkek, 2011.

4. Boskhamdzhieva N. A. Obshchaya harakteristika bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Admi-nistrativnoe pravo i process. 2013. № 9.

5. Dmitriev S. N. Organizaciya deyatel'nosti podrazdelenij dorozhno-patrul'noj sluzh-by Gosavtoinspekcii po preduprezhdeniyu i raskrytiyu razbojnyh napadenij na voditelej i passazhirov avtotransportnyh sredstv. Orel, 1999.

6. Ismonzoda S. M. Administrativno-pravovoe re-gulirovanie kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Respubliki Tadzhikistan: dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2019.

7. Kalyuzhnyj Yu. N. Otdel'nye teoreticheskie pod-hody k tolkovaniyu ponyatiya «bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya» // Transportnoe pravo. 2016. № 2.

8. Kikot' V. Ya. Administrativnoe pravo Rossii: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayu-shchihsya po special'nosti «Yurisprudenci-ya» / pod red. V. Ya. Kikotya, P. I. Kononova, I. Sh. Kilyaskhanova. 5-e izd., pererab. i dop. Moskva, 2012.

9. Majorov V. I. Administrativno-pravovye prob-lemy upravleniya obespecheniem bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: dis. ... d-ra yurid. nauk. Ekaterinburg, 1997.

10. Sergeev S. A. Administrativno-pravovoj status GIBDD kak sub"ekta kontrol'no-nadzornyh pravootnoshenij: dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2007.

Для цитирования:

Сайтходжаев Бахрам Хамытович. Проблемы совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61). С. 122—130.

For citation:

Sajthodzhaev Bahram Hamytovich. The Problems of Improving Road Safety in the Kyrgyz Republic in Modern Conditions // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1 (61). P. 122-130.

1З0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.