Проблемы и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике
БАХРАМ ХАМЫТОВИЧ САЙТХОДЖАЕВ,
адъюнкт 3 факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Challenges and prospects for road safety in the Kyrgyz Republic
BAHRAM KHAMYTOVICH SAITKHODZHAEV,
Adjunct of the 3rd Faœlty (Training of Sdentifk and Pedagogiœl Staff) (Management Aœdemy of the Ministry of the Interior of Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 351.81
Annotation. The article considers the current problems and prospects of ensuring road safety in the Kyr-gyz Republic, as well as the role and competence of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic as the main subject of control and supervisory legal relations in the road safety system in the Kyrgyz Republic. The article considers the current problems and prospects of ensuring road safety in the Kyrgyz Republic, as well as the role and competence of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic as the main subject of control and supervisory legal relations in the road safety system in the Kyrgyz Republic.
Ключевые слова и словосочетания: система; компе- Keywords and phrases: system; competence; security; тенция; безопасность; дорожное движение. road traffic.
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике, а также роль и компетенция Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД Киргизской Республики как основного субъекта контрольно-надзорных правоотношений в системе обеспечения безопасности дорожного движения в Киргизской Республике.
В настоящее время в Киргизской Республике, как и во всех странах мира, происходят динамичные процессы интенсивной автомобилизации общества, которые неизбежно повлекли за собой проблемы организации безопасности дорожного движения (далее — БДД). Статистические данные показывают, что во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) ежедневно погибают более 3 тыс. человек, ежегодно — более 1 млн 200 тыс., получают ранения около 50 млн человек, в основном активные
трудоспособные молодые граждане в возрасте от 25 до 40 лет1.
В Киргизской Республике только за 2020 г. произошло 6 126 случаев ДТП, в которых погибли 754 и получили ранения 9 227 граждан, при этом 88,3 % всех дорожно-транспортных происшествий произошли по вине водителей2.
1 Доклад Всемирной организации здравоохранения о глобальной дорожной безопасности. URL: https://www.who.int/violence_ injury_prevention/road_safety_status/report/ru/.
2 Материалы отчета деятельности ГУОБДД МВД Киргизской Республики по итогам 2020 г. URL: http://kabar.kg/news/v-
Естественно, что в условиях, когда ежегодно тысячи человек гибнут на дорогах, а десятки тысяч получают увечья, обеспечение БДД рассматривается как важнейшая задача, напрямую связанная с экономической и социальной сферами жизни государства и общества, требующая от руководства республики и всего общества в целом совместных консолидированных усилий. В связи с чем, безусловно, на сегодняшний день каждая страна стремится обеспечить БДД посредством формирования устойчивой и эффективно функционирующей государственной системы, способной решать задачи по реализации контрольно-надзорных функций и правовому регулированию в данной сфере правоотношений.
Так, следует констатировать тот факт, что сложившаяся в настоящее время в Киргизской Республике система обеспечения БДД все еще на стадии формирования и поиска оптимальных путей совершенствования, укрепления нормативно-правовой и материально-технической базы, административно-правового статуса субъектов его обеспечения. При этом, объективно учитывая имеющиеся за последние годы тенденции в политике, экономике и социальной сфере Киргизии, связанной с выборными процессами (президентские, парламентские, референдум и т. д.), принятием новой конституции, изменением формы правления и структуры исполнительной власти, необходимо осторожно отнестись к реформированию системы обеспечения БДД.
Так, анализ юридической литературы показывает, что можно выделить комплекс основных факторов в области дорожного движения, имеющих прямое отношение к обеспечению его безопасности, в частности:
— качество нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере БДД, отвечающих критериям практической эффективности в конкретный период времени;
— уровень должной подготовки водительского состава и других участников дорожного движения, отвечающий требованиям квалифицированного участия в дорожном движении, а также повышение уровня их правовой культуры;
— комплексное улучшение состояния улиц, дорожно-транспортной сети;
— достаточная укомплектованность уполномоченных подразделений милиции (полиции) соответствующей материально -технической базой, позволяющей эффективно реализовать функции в сфере обеспечения БДД [1, 2, 3].
кущу781апе-коИсЬе81уо-Лр-у-2020^о(1и-па-8-теп-8Ье-сЬет-у-2019/.
Согласно действующему законодательству основным субъектом в системе обеспечения БДД в Киргизской Республике является Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Киргизской Республики (далее — ГУОБДД МВД КР), выполняющее функции контроля, надзора, организации и регулирования дорожного движения, техосмотра транс -портных средств, участия в мероприятиях по обеспечению общественного порядка и безопасности, и др.
ГУОБДД МВД КР является подведомственным подразделением Министерства внутренних дел Киргизской Республики, которое осуществляет специальные инспекционные, контрольные, надзорные, разрешительные функции в области обеспечения БДД3 и в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами и иными нормативными правовыми Киргизской Республики, а также ведомственными правовыми актами.
В частности, в законах Киргизской Республики «Об органах внутренних дел Киргизской Республики»4, «О дорожном движении в Киргизской Республике»5, а также других нормативных правовых актах6 определены основные функции, права и обязанности ГУОБДД МВД Киргизской Республики и его подразделений по наведению и поддержанию требуемого правопорядка в сфере обеспечения БДД в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства в целом, путем предупреждения и минимизации неблагоприятных последствий от ДТП. Вышеуказанные документы имеют существенное значение для определения административно-правового статуса подразделений ОВД КР, ответственных за обеспечение БДД, а в особенности реализации их компетенции в сфере контрольно-надзорных отношений.
3 Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Киргизской Республики: постановление Правительства Киргизской Республики от 9 ноября 2017 г. № 734. ИПС «ТОКТОМ».
4 Об органах внутренних дел Киргизской Республики: закон Киргизской Республики от 11 января 1994 г. № 1361-Х11 // Ведомости Жогорку Кенеша Киргизской Республики. 1994. № 3. Ст. 76.
5 О дорожном движении в Киргизской Республике: закон Киргизской Республики от 20 апреля 1998 г. № 52. ИПС «ТОКТОМ».
6 Например, постановлениях Правительства Киргизской Республики от 29 апреля 2019 г. № 198 «О реализации пилотного проекта по обеспечению общественного порядка и безопасности дорожного движения на территории города Бишкек, а также о внесении изменений в постановление Правительства Киргизской Республики «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства внутренних дел Киргизской Республики» от 9 ноября 2017 года № 734»; от 4 августа 1999 г. № 421. «Об утверждении Правил дорожного движения в Киргизской Республике».
Бесспорно, обеспечение БДД в Киргизской Республике зависит от эффективной деятельности различных субъектов, а не только от ГУОБДД МВД КР, поэтому качество их деятельности во многом зависит от места и роли в системе обеспечения БДД с учетом разграничения соответствующего правового статуса.
Так, следует согласиться с Б. И. Борбиевым, что совокупность закрепленных нормативными правовыми актами функций, полномочий, компетенции, ответственности, организационной структуры для обеспечения требуемого уровня безопасности общества от ДТП как раз и раскрывают правовое положение (статус) ГУОБДД МВД КР [2]. Полагаем, что указанное определение наиболее точно соответствует структуре административно-правового статуса ГУОБДД МВД КР как уполномоченного государственного органа исполнительной власти, ведающего вопросами обеспечения БДД.
Административно-правовой статус ГУОБДД МВД КР является весьма емкой юридической категорией, соответственно, не вдаваясь в глубокий теоретический анализ, постараемся рассмотреть практическую реализацию через два взаимосвязанных элемента его деятельности, из которых первый элемент выражает статику, второй — динамику интересующей ГУОБДД МВД КР сферы правоотношений, а именно безопасность дорожного движения и непосредственно деятельность по ее обеспечению.
В целом для полноты и всесторонности исследования административно-правового статуса ГУОБДД МВД Киргизской Республики необходимо рассмотреть общее содержание его компетенции, о чем ранее указывал в своей работе С. А. Сергеев [4] на примере ГИБДД МВД России, в которой раскрываются функциональная, предметная и территориальная компетенция.
В частности, контрольно-надзорные полномочия, исходя из административно-территориального устройства страны, формируют элемент функциональной компетенции как ГУОБДД МВД КР, так и его территориальных подразделений.
Предметная же компетенция ГУОБДД МВД КР согласно вышеуказанному Положению состоит в обеспечении соблюдения всеми физическими и юридическими лицами требований законодательства Киргизской Республики в сфере обеспечения БДД, проведения мероприятий по профилактике и снижению тяжести последствий от ДТП и т. д. Кроме того, по утверждению С. А. Сергеева, предметная компетенция позволяет также определить, какую информацию вправе запрашивать упол-
номоченный государственный орган по обеспечению БДД у поднадзорных и подконтрольных субъектов [4]. Например, ГУОБДД МВД КР имеет право направлять запросы и получать в установленном порядке от вышеуказанных субъектов сведения о соблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения БДД, а также иные связанные с ними документы (справки, объяснения и т. д.).
От уровня нахождения подразделений милиции, обеспечивающих БДД в системе МВД КР в рамках границ соответствующих территорий районов, областей и городов, зависит его территориальная компетенция, тогда как необходимо указать, что территориальная компетенция ГУОБДД МВД КР распространяется на всю территорию страны.
Важно подчеркнуть, что общественные отношения, возникающие в сфере дорожного движения гораздо шире, чем общественные отношения в сфере обеспечения БДД, соответственно, предлагаем рассмотреть вопрос закрепления полномочий ГУОБДД МВД КР по обеспечению БДД не в Правилах дорожного движения (далее — ПДД), которые в настоящее время утверждены подзаконным актом, а непосредственно в законе, исходя из примера большинства зарубежных стран, где ПДД являются публичным правом и, соответственно, закреплены законом [2].
Так, сложность и многогранность правового регулирования правоотношений в сфере дорожного движения с участием широкого круга субъектов этих отношений объективно требуют систематизации законодательства, фундаментальной основой которого могло бы стать принятие закона «О безопасности дорожного движения в Киргизской Республике».
Совершенно очевидно, что, исходя из требований новой Конституции Киргизской Ре-спублики7, необходимо полностью исключить узковедомственный субъективный фактор правоприменительной практики в сфере обеспечения БДД, учитывая, что в Киргизии президент и правительство на сегодняшний день стали единой государственной исполнительной властью, соответственно, закрепление ПДД законом, безусловно, только усилит прозрачность и легитимность правоотношений в данной сфере.
Мы далеки от мнения, что предлагаемый закон позволит мгновенно решить все имеющиеся проблемы в сфере обеспечения БДД,
7 О Конституции Киргизской Республики: закон Киргизской Республики от 5 мая 2021 г. № 59. ИПС «ТОКТОМ».
но вместе с тем предлагаем максимально детализировать административно-правовой статус и компетенцию ГУОБДД МВД КР как основного субъекта контроля и надзора в обозначенной сфере правоотношений.
Полагаем, что внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ГУОБДД МВД КР, в части соответствия деятельности современным ожиданиям общества, основанным на передовом зарубежном опыте и гуманистических принципах, позволит повысить эффективность системы обес-
печения БДД, уменьшить как количество ДТП, так и их неблагоприятные последствия.
Освобождение ГУОБДД МВД КР от излишних, не соответствующих его правоохранительной природе функций, передача их другим государственным органам, и наоборот, сосредоточение его деятельности на контрольной и надзорной правоохранительных функциях, напрямую вытекающих из административно -правового статуса, на наш взгляд, необходимо считать перспективными направлениями совершенствования системы обеспечения БДД.
Список литературы:
1. Бахаев А. А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2009.
2. Борбиев Б. И. Административно-правовое регулирование контрольной и надзорной деятельности Главного управления безопасности дорожного движения МВД Киргизской Республики и его территориальных подразделений: монография. Бишкек, 2011.
3. Исмонзода С. М. Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения Республики Таджикистан: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2019.
4. Сергеев С. А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007.