Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУОБДД МВД КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУОБДД МВД КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ФУНКЦИЯ / ПРОЦЕДУРЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайтходжаев Бахрам Хамытович

В статье на основе анализа научных работ в области административного права рассмотрены понятие административно-правовых процедур в контрольно-надзорной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Киргизской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения, а также актуальные проблемы их классификации, позволяющие внести ясность для развития теоретических конструкций и совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в административной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Киргизской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сайтходжаев Бахрам Хамытович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROCEDURES OF CONTROL AND SUPERVISION IN THE ACTIVITIES OF THE TRAFFIC POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE KYRGYZ REPUBLIC TO ENSURE ROAD SAFETY: THE CONCEPT AND PROBLEMS OF CLASSIFICATION

Based on the analysis of scientific works in the field of administrative law, the article examines the concept of administrative and legal procedures in the control and supervisory activities of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic to ensure road safety, as well as current problems of their classification, allowing to clarify the development of theoretical constructions and improve legislation in the field of road safety in the administrative activities of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУОБДД МВД КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ»

Административно-правовые процедуры контроля и надзора в деятельности ГУОБДД МВД Киргизской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения: понятие и проблемы классификации

БАХРАМ ХАМЫТОВИЧ САЙТХОДЖАЕВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]

Administrative and legal procedures of control and supervision in the activities of the Traffic Police of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic to ensure road safety: the concept

and problems of classification

BAHRAM KHAMITOVICH SAITKHODZHAEV,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]

УДК 351.B1

Аннотация. В статье на основе анализа научных работ в области административного права рассмотрены понятие административно-правовых процедур в контрольно-надзорной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Киргизской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения, а также актуальные проблемы их классификации, позволяющие внести ясность для развития теоретических конструкций и совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в административной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Киргизской Республики.

Ключевые слова и словосочетания: контроль; надзор; функция; процедуры; безопасность; дорожное движение.

Annotation. Based on the analysis of scientific works in the field of administrative law, the article examines the concept of administrative and legal procedures in the control and supervisory activities of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic to ensure road safety, as well as current problems of their classification, allowing to clarify the development of theoretical constructions and improve legislation in the field of road safety in the administrative activities of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic.

Keywords and phrases: control; supervision; function; procedures; safety; traffic.

Правоотношения, возникающие в административно-правовой деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Киргизской Республики (далее — ГУОБДД МВД КР) по контролю и надзору за соблюдением всеми участниками дорожного движения требований нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в юридической науке принято относить к управленческим, т. к . данные правоотношения возникают между лицами, наделенными государственно-властными полномочиями в правоприменительной деятельности, и непосредственно физическими и юридическими лицами, независимо от форм их собственности [1] .

Таким образом, правоприменительная деятельность должностных лиц ГУОБДД МВД КР должна строго соответствовать нормативным установлениям, направленным на обеспечение законности и не допущение злоупотребления властными полномочиями и действиями в отношении как граждан, так и организаций

Вместе с тем перед рассмотрением содержания административно-правовой регламентации правоприменительной деятельности должностных лиц ГУОБДД МВД КР в контрольно-надзорной сфере за обеспечением безопасности дорожного движения необходимо раскрыть такое понятие как «административная процедура» и его соотношение с другими понятиями в науке административного права

Так, статья 4 Закона Киргизской Республики от 31 июля 2015 г . № 210 «Об основах административной деятельности и административных процедурах» предусматривает, что административные процедуры — это действия административного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, инициативы административного органа по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению или прекращению прав и/или обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей административного акта (его принятием, согласованием, утверждением) либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и/или услуг за счет средств государственного бюджета, из имущества, находящегося в государственной или муниципальной соб-ственности1.

1 Об основах административной деятельности и административных процедурах [Электронный ресурс]: закон Киргизской Республики от 31 июля 2015 г. № 210. Доступ из инф. -правового портала «ТОКТОМ» .

Совершенно очевидно, что вышеуказанное определение перекликается с определением, данным в юридической энциклопедии: «официальное применение любой нормы материального права должно осуществляться в определенной процессуальной процедуре, выделяющей субъекта правоприменения, порядок его деятельности и взаимоотношений с обязываемой стороной» [9].

Так, в юридической литературе не вызывают сомнения научные утверждения, что деятельности по применению правовых норм присуща процессуальная форма, обеспечивающая процедуры реализации гипотез, диспозиций и санкций материальных норм [2—4]. Соответственно, процессуальные правовые нормы, выступающие регулятором общественных отношений, объективно являются надстройкой материально-правовых норм для достижения конкретных результатов в процессе их реализации [7].

В частности, Ю . А. Тихомирова совершенно справедливо указывает на важность в административной правовой науке наличия иных, так называемых позитивных процедур, с помощью которых организуется деятельность публичных субъектов принятия решений, юридических лиц и граждан, действующих в русле этих решений, способствуя положительной тенденции реализации правомочий в сфере принятия управленческих решений по принципу разрешено то, что разрешено [10] .

Полагаем, можно смело утверждать, что в юриспруденции реализация правовых норм представляет собой не что иное, как юридический правовой процесс Соответственно, административно-правовой процесс представляет собой реализацию уполномоченных властными полномочиями соответствующих государственных органов административно-правовых норм, в рамках которой юридические административно-правовые процедуры выступают в качестве формы непосредственно указанного юридического процесса . Исходя из чего можно утверждать, что закрепленные в нормативно-правовых актах административно-правовые процедуры, имеющие в своем содержании конкретные формы регулирования процесса, будут считаться процедурными [5] .

В этой связи нельзя не согласиться с И . М . Лазаревым, который указывает, что административно-правовой процесс включает в себя определенную совокупность процедур, предусмотренных административно-правовым законодательством При этом структуру административно-правового процесса составляет сумма определенных его произ-

водств, включающих в себя как управленческие по принятию решения, так и по реализации принудительных мер, вытекающих из требований административно-правовых норм [6] .

Исходя из вышеуказанного, постараемся раскрыть административно-правовые процедуры в контрольно-надзорной деятельности ГУ-ОБДД МВД КР по обеспечению безопасности дорожного движения .

В этой связи необходимо в обязательном порядке также указать, что в сфере соблюдения Правил дорожного движения между ГУОБДД и участниками дорожного движения возникают различные правоотношения, которые в общем виде можно классифицировать следующим образом .

1 . Административно-правовые:

— организационно-регулятивного характера, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения и его регулированием;

— административно-юрисдикционные, связанные с обеспечением административно-правовой ответственности;

— контрольно-надзорные, связанные с обеспечением профилактики административных нарушений

2 . Уголовно-правовые (процессуальные), связанные с выявлением факта преступления или проступка

Полагаем, разграничение вышеуказанных правоотношений вызвано объективной необходимостью вычленения конкретных контрольно-надзорных правоотношений и административно-правовых процедур в данной сфере . Однако следует признать, что это достаточно сложно осуществить ввиду не урегулирован-ности данной проблемы в Административном регламенте МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения1 .

Так, исходя из положений указанного Административного регламента, в юридической литературе многими авторами [3; 7] отмечается, что из всего перечня административно-правовых процедур (порядка 27) менее 13 относятся к данным административным процедурам, при этом некоторые из них вовсе являются пограничными

1 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог: приказ МВД России от 30 марта 2015 г. № 380.

между контрольно-надзорным и администра-тивно-юрисдикционным производствами

Так, на основе анализа нормативных правовых актов Киргизской Республики, регламентирующих сферу обеспечения безопасности дорожного движения2, необходимо сформировать перечень осуществляемых сотрудниками ГУОБДД МВД КР административных процедур на примере вышеназванного Административного регламента МВД России В связи с этим наиболее оптимальным вариантом представляется использование опыта административно-правового регулирования государственной функции контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации посредством реализации следующего комплекса административно-правовых процедур, а именно:

— во-первых, организация, проведение и оформление результатов проверок (плановых и внеплановых);

— во-вторых, систематическое наблюдение, анализ и прогнозирование состояния исполнения нормативно-правовых требований в области безопасности дорожного движения;

— в-третьих, контрольно-надзорная деятельность за обеспечением безопасности дорожного движения, в том числе с использованием специальных технических средств автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД;

— в-четвертых, выезды на место дорожно-транспортных происшествий и их процессуальное оформление

В целом надо признать, что уже на протяжении длительного времени при весьма остром дефиците новых научных подходов в административно-правовой науке Киргизстана имеется тенденция к заполнению пробелов в законодательстве путем заимствования наработанного и апробированного в том или ином государстве практического опыта при этом зачастую без уче-

2 О дорожном движении в Киргизской Республике [Электрон-

ный ресурс]: закон Киргизской Республики от 20 апреля 1998 г.

№ 52 . Доступ из инф . -правового портала «ТОКТОМ»; Об основах

административной деятельности и административных процедурах [Электронный ресурс]: закон Киргизской Республики от 31 июля 2015 г. № 210 . Доступ из инф . -правового портала «ТОКТОМ»;

Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Киргизской Республики [Электронный ресурс]: постановление Правительства Киргизской Республики от 9 ноября 2017 г. № 734. Доступ из инф. -правового портала «ТОКТОМ»; Об утверждении Правил дорожного движения в Киргизской Республике [Электронный ресурс]: постановление Правительства Киргизской Республики от 4 августа 1999 г. № 421. Доступ из инф. -правового портала «ТОКТОМ»; Об утверждении Инструкции по совершенствованию и повышению эффективности надзора за дорожным движением и общественным порядком подразделениями ГУОБДД МВД Киргизской Республики [Электронный ресурс]: приказ ГУОБДД МВД Киргизской Республики от 31 декабря 2018 г. № 1284. Доступ из инф . -правового портала «ТОКТОМ»

та специфики сложившихся социальных отношений в нашем государстве, чему есть как положительные, так и отрицательные примеры [1; 8].

Исходя из вышеизложенного, необходимо указать, что в Киргизской Республике административно-правовая регламентация классификации конкретных строго установленных административно-правовых процедур, реализуемых

в контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, срочно нуждается в совершенствовании с учетом конкретных современных требований социально-политической и экономической жизни общества, направленной на обеспечение законности в правоприменительной деятельности ГУОБДД МВД КР .

Список литературы:

1 . Борбиев Б. И. Административно-правовое

регулирование контрольной и надзорной деятельности Главного управления безопасности дорожного движения МВД Киргизской Республики и его территориальных подразделений: монография . Бишкек, 2011 .

2 . Бахрах Д. Н. Административное право Рос-

сии: учебник для вузов Москва, 2000

3 . Дмитриев А. Т. Правовые и организацион-

ные проблемы административного надзора ОВД: автореф дис канд юрид наук Москва, 1998 .

4 . Высоцкий С. А. О понятии и содержании за-

конности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД МВД России // Административное и муниципальное право . 2018 . № 10 .

5 . Исмонзода С. М. Административно-право-

вое регулирование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения Республики Таджикистан: дис канд юрид наук Москва, 2019 .

6 . Лазарев Б. М. Управленческие процедуры:

учебник Москва, 1988

7 . Сергеев С. А. Административно-правовой

статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: дис . ... канд . юрид наук Москва, 2007

8 . Шерипов Н. Т. Административное право

Киргизской Республики: учебник Бишкек, 2008

9 . Юридическая энциклопедия . Москва, 2001 .

10 . Якимов А. Ю. Административно-юрис-

дикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право 1999 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.