Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ФОРМА / МЕТОД / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайтходжаев Бахрам Хамытович

В данной статье на основе анализа научных работ в области административного права рассмотрены понятие, роль и значение совершенствования административно-правовых методов в контрольно-надзорной деятельности ГУОБДД МВД Кыргызской Республики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, с учетом имеющихся проблем в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сайтходжаев Бахрам Хамытович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF IMPROVING ADMINISTRATIVE AND LEGAL METHODS OF CONTROL AND SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY IN THE KYRGYZ REPUBLIC IN MODERN CONDITIONS

In this article, based on the analysis of scientific works in the field of administrative law, the concept, role and importance of improving administrative and legal methods in the control and supervision activities of the Main Traffic Safety Directorate of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic in the field of road safety are considered, taking into account the existing problems in modern conditions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_184

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF IMPROVING THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL METHODS OF IMPLEMENTING CONTROL AND SUPERVISION IN THE SPHERE OF ENSURING ROAD SAFETY IN THE KYRGYZ REPUBLIC IN CURRENT CONDITIONS

САЙТХОДЖАЕВ Бахрам Хамытович,

адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России). 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: bahkram1984@mail.ru;

SAITKHODZHAEV B.Kh.,

Adjunct of the Department of Management of the Activities of Units for Ensuring the Protection of Public Order of the Center for Command and Staff Exercises (Academy of Management of Internal Ministry of Home Affairs of Russia). 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: bahkram1984@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье на основе анализа научных работ в области административного права рассмотрены понятие, роль и значение совершенствования административно-правовых методов в контрольно-надзорной деятельности ГУОБДД МВД Кыргызской Республики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, с учетом имеющихся проблем в современных условиях.

Abstract: In this article, based on the analysis of scientific works in the field of administrative law, the concept, role and importance of improving administrative and legal methods in the control and supervision activities of the Main Traffic Safety Directorate of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic in the field of road safety are considered, taking into account the existing problems in modern conditions.

Ключевые слова: контроль, надзор, форма, метод, безопасность, дорожное движение.

Keywords: control, supervision, form, method, safety, traffic.

Дата направления статьи в редакцию: 02.12.2021

Дата публикации: 31.01.2022

В современных условиях Кыргызская Республика, начиная с 1 января 2015 года и по настоящее время, динамично идет по пути интеграции в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в состав которой также входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения. Тем самым, нельзя не отметить начавшийся естественный процесс унификации широкой сферы отраслей законодательства стран союза, затронувшее также административное и административно-процессуальное право, что подтверждается принятием в вышеназванных странах ряда кодифицированных нормативных правовых актов.

Так, например, в 2015 году в Республике Казахстан был принят новый Кодекс об административной ответственности, в Российской Федерации новый Кодекс административного судопроизводства, в Кыргызской Республике в 2017 году были приняты новые Кодекс о нарушениях и Административно-процессуальный кодекс, а уже в 2021 году был разработан и принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики новый Кодекс о правонарушениях, но еще не вступивший в юридическую силу.

В связи с чем, полагаем, что любые процессы реформирования административного и административно-процессуального законодательства, как и впрочем института административного судопроизводства, требуют тщательного комплексного изучения с учетом динамично изменяющихся общественных отношений, что позволит избежать ломки сложившейся правовой системы, негативного опыта слепого реформирования и создания устойчивой правовой системы республики, отвечающей не только духу и букве закона, но и интересам интеграционного объединения ЕАЭС, в рамках которой какие бы теоретические или практические разногласия не существовали бы, прежде всего, необходимо обеспечить полноценную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Так, принятые в Кыргызской Республике за последние годы нормативные правовые акты в области дорожного регулирования не в полной мере показали эффективность административно-правовых методов, осуществляемых в сфере обеспечения БДД, что негативно сказалось на статистике дорожно-транспортных происшествий, согласно которой только по итогам 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года на автодорогах и улицах республики количество дорожно-транспортных происшествий возросло на +11,1% (с 5995 до 6663), число раненных на +12,6% (с 9160 до 10315), и число погибших на +6,0% (с 716 до 759)[13].

Следует подчеркнуть, что административно-правовые формы и методы, осуществляемые со стороны уполномоченного властного государственного органа в сфере обеспечения БДД, наглядно демонстрируют о том, как в практической деятельности реали-

Административное право; административный процесс

зуются и достигаются конкретные цели и задачи в данной сфере правоотношений. Так, по справедливому замечанию С.Н. Чмырёва, теоретическое и практическое раскрытие содержания определений форм и методов в деятельности уполномоченного государственного органа по надзору за дорожным движением позволяет выбрать наиболее эффективные методы для решения стоящих перед ним задач, при этом без необходимости обязательного их разграничения, так как в общей совокупности формы и методы отражают содержание единой управленческой деятельности, в процессе которой происходит их взаимовлияние[6].

Изучение нормативной правовой основы деятельности ГУОБДД МВД Кыргызской Республики по обеспечению БДД, позволяет констатировать тот факт, что основные административно-правовые методы, осуществляемые в данной сфере, являются средствами принудительного характера, с помощью которых обеспечивается необходимое упорядочивающее воздействие на соответствующую область регулируемых правоотношений[9-11].

В частности, в практической деятельности ГУОБДД в соответствии с возложенными на него целями и задачами можно выделить комплекс реализуемых ими административно-правовых методов, перечень которых в той или ной мере, в юридической литературе является дискуссионным, оставаясь предметом широкого обсуждения[10].

В энциклопедическом словаре слово «метод» - означает «способ действовать, поступать каким-нибудь образом, прием»[4]. В юридической литературе под административно-правовыми методами понимаются способы или средства достижения поставленных целей, практической реализации задач и функций исполнительной власти, использующиеся его субъектами в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции и как способ воздействия на управляемые объекты и субъекты в определенной сфере правоотношений^, 7]. Тем самым, совершенно очевидно, что административно-правовые методы определяют качественную сторону государственного управления, наглядно демонстрируя, как и каким образом государство решает задачи в ходе осуществления управления в рамках границ его компетенции.

Так, совершенно справедливо отмечает А.П. Алехин, что административно-правовые методы - это «... способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности должностных лиц исполнительных органов на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах в соответствующей форме» [1].

С данным утверждением трудно поспорить, так как административно-правовые методы оказывают непосредственное воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон, посредством прямых и односторонних юридически властных предписаний органов государственного управления, невыполнение или несоблюдение которых влечет за собой соответствующую юридическую ответственность.

Безусловно, методы осуществления исполнительной власти весьма разнообразны и как правильно отмечает С.М. Исмонзода в каждом конкретном случае субъект власти должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути и средства решения задач, выполнения функций, для чего необходимо наличие комплекса методов, поскольку выбранный метод должен соответствовать конкретной ситуации и быть адекватным для ее административного разрешения, что, в конечном счете отразится на эффективности его управляющего воздействия[3].

В частности, административно-правовые методы, осуществляемые ГУОБДД играют ключевую роль в соблюдении законности в его деятельности по обеспечению БДД, так как их применение связано с вторжением в сферу личных прав и свобод граждан, юридических лиц, которое допустимо только на основаниях и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики, что прямо вытекает из требований статьи 23 Конституции Кыргызской Республики[8].

Так, используемые в правоприменительной практике ГУОБДД МВД КР для реализации соответствующей формы контрольно-надзорной деятельности административно-правовые методы государственного контроля и надзора в области обеспечения БДД включают в себя совокупность определенных регламентированных действий, приемов, способов и средств, предусмотренные как нормативными правовыми актами (например, Закон КР «Об ОВД КР», Положение о ГУОБДД МВД КР и т.д.), так и ведомственными актами (например, приказ МВД КР от 03.04.2019 года №287 «Об утверждении Инструкции об организации работы УПСМ по ГУВД г.Бишкек ГУОБДД МВД Кыргызской Республики по обеспечению общественного порядка и безопасности дорожного движения», приказ МВД КР от 04.04.2019 года №300 «Об утверждении Положения УПСМ по ГУВД г.Бишкек ГУОБДД МВД КР» и т.д.)[10-12].

Вместе с тем, необходимо признать, что в Кыргызстане в современных условиях уровень доверия граждан к правоохранительным органам, а в особенности отдельно к ГУОБДД, остается одним из самых низких среди государственных органов, исключением разве что является деятельность вновь созданной патрульной службы милиции, которая за короткий промежуток времени сумела заслужить положительные отзывы у граждан.

Следует отметить, что в большинстве своем общественная критика деятельности ГУОБДД касается именно неэффективности административно-правовых методов, используемых в сфере обеспечения БДД, к которым можно отнести:

- фиксацию отдельных нарушений ПДД сотрудниками ГУОБДД, стоящими за перекрестками или с радарами на дорогах;

- отсутствие работы по профилактике нарушений ПДД без применения штрафных санкций;

- оформление нарушений ПДД путем составления бумажных протоколов, изъятия водительских удостоверений и выписывание временных прав;

- недостаточное применение современных технологий фиксации нарушений ПДД, обеспечивающих твердую доказательную базу вины водителя;

- отсутствие единой базы транспортных средств и нарушений ПДД с постоянным онлайн доступом, позволяющее выявлять историю нарушений;

- недостаточный уровень образования, правосознания и правовой культуры сотрудников ГУОБДД, низкая психологическая устойчивость в конфликтных ситуациях.

- отсутствие принципиальности и высокий уровень коррупции в сфере обеспечения БДД;

- слабое взаимодействие ГУОБДД с сообществами и органами местного самоуправления на конкретной территории.

Безусловно, для удовлетворения общественного запроса на совершенствование деятельности правоохранительных органов

Кыргызской Республики наряду с негативными факторами на сегодня существует ряд позитивных предпосылок для проведения комплексной реформы всей правоохранительной системы, в частности, например, в рамках реализации проекта «Безопасный город», включающего не только установку камер фото-видео фиксации нарушений ПДД, но и в целом направленных на профилактику и снижения количества ДТП.

Таким образом, можно констатировать, что административные правовые методы осуществления ГУОБДД контрольно-надзорной функции должны способствовать соблюдению законности и повышению эффективности профилактической деятельности, стабилизации и улучшению организации БДД, снижения травматизма и количества ДТП, в связи с чем особо нуждаются в постоянном совершенствовании с учетом объективных потребностей граждан и общества в соблюдении их законных прав и свобод в условиях функционировании системы дозволений и запретов в сфере дорожного движения.

Библиография:

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов ЮМ. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2008.

2. Борбиев Б. И. Административно-правовое регулирование контрольной и надзорной деятельности Главного управления безопасности дорожного движения МВД Кыргызской Республики и его территориальных подразделений. Монография. Бишкек, 2011. 284 с.

3. Исмонзода С.М. Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения Республики Таджикистан. Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2019.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

5. Шерипов Н.Т Административное право Кыргызской Республики: Учебник. Бишкек, 2008. 510 с.

6. Чмырёв С.Н. Государственная инспекция безопасности дорожного движения как орган управления в сфере безопасности дорожного движения: Дисс. канд. юрид. наук. - М.: ЮИ МВД России, 2000.

7. Юридическая энциклопедия. М., 2001. С. 910.

8. Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года. Бишкек, ИПС «ТОКТОМ». 2021.

9. Закон Кыргызской Республики от 20 апреля 1998 года № 52 «О дорожном движении в Кыргызской Республике». Бишкек, ИПС «ТОКТОМ».

2021.

10. Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики» от 9 ноября 2017 года № 734. Бишкек, ИПС «ТОКТОМ». 2021.

11. Постановление Правительства КР «Об утверждении Правил дорожного движения в Кыргызской Республике» от 4 августа 1999 года № 421. Бишкек, ИПС «ТОКТОМ». 2021.

12. Приказ ГУОБДД МВД КР от 31 декабря 2018 года № 1284 «Об утверждении Инструкции по совершенствованию и повышению эффективности надзора за дорожным движением и общественным порядком подразделениями ГУОБДД МВД Кыргызской Республики». Бишкек, ИПС «ТОКТОМ». 2021.

13. Материалы отчета деятельности ГУОБДД МВД Кыргызской Республики по итогам 2020 года. Официальный сайт ГУОБДД МВД Кыргызской Республики http://www.guobdd.kg/

References (transliterated):

1. Alekhin A.P., Karmolickij A.A., Kozlov YUM. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik. - M., 2008.

2. Borbiev B.I. Administrativno-pravovoe regulirovanie kontrol'noj i nadzornoj deyatel'nosti Glavnogo upravleniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya MVD Kyrgyzskoj Respubliki i ego territorial'nyh podrazdelenij. Monografiya. Bishkek, 2011. 284 s.

3. Ismonzoda S.M. Administrativno-pravovoe regulirovanie kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Respubliki Tadzhikistan. Diss.... kand. yurid. nauk. M., 2019.

4. Ozhegov S.I., SHvedova N.YU. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka.

5. SHeripov N.T Administrativnoe pravo Kyrgyzskoj Respubliki: Uchebnik. Bishkek, 2008. 510 s.

6. CHmyryov S.N. Gosudarstvennaya inspekciya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya kak organ upravleniya v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: Diss. kand. yurid. nauk. - M.: YUI MVD Rossii, 2000.

7. YUridicheskaya enciklopediya. M., 2001. S. 910.

8. Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki ot 5 maya 2021 goda. Bishkek, IPS «TOKTOM». 2021.

9. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 20 aprelya 1998 goda № 52 «O dorozhnom dvizhenii v Kyrgyzskoj Respublike». Bishkek, IPS «TOKTOM». 2021.

10. Postanovlenie Pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki «Ob utverzhdenii Polozheniya o Glavnom upravlenii po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Ministerstva vnutrennih del Kyrgyzskoj Respubliki» ot 9 noyabrya 2017 goda № 734. Bishkek, IPS «TOKTOM». 2021.

11. Postanovlenie Pravitel'stva KR «Ob utverzhdenii Pravil dorozhnogo dvizheniya v Kyrgyzskoj Respublike» ot 4 avgusta 1999 goda № 421. Bishkek, IPS «TOKTOM». 2021.

12. Prikaz GUOBDD MVD KR ot 31 dekabrya 2018 goda № 1284 «Ob utverzhdenii Instrukcii po sovershenstvovaniyu i povysheniyu effektivnosti nadzora za dorozhnym dvizheniem i obshchestvennym poryadkom podrazdeleniyami GUOBDD MVD Kyrgyzskoj Respubliki». Bishkek, IPS «TOKTOM». 2021.

13. Materialy otcheta deyatel'nosti GUOBDD MVD Kyrgyzskoj Respubliki po itogam 2020 goda. Oficial'nyj sajt GUOBDD MVD Kyrgyzskoj Respubliki http://www. guobdd. kg/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.