Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОН / ФАКТОРЫ РИСКА / СКОРОСТЬ / АВАРИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / РИСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акматова Аманай Турсунбаевна

Аварийность на дорогах обуславливается низкой дисциплиной участников дорожного движения, что влечет за собой гибель и причинение увечий сотням людям. В работе сфокусированы основными факторами аварийности являются: низкая дисциплина участников дорожного движения; низкая квалификация водителей. Улучшению поведения пользователей дорог и уменьшению числа ДТП, травматизма и смертности способствуют законы в области безопасности дорожного движения, особенно законы в отношении пяти ключевых факторов риска для безопасности дорожного движения, таких как скорость, управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии и использование мотоциклетных шлемов, пристяжных ремней и детских удерживающих устройств. Мы приняли во внимание статистику, где рассмотрели причины, почему гибнут люди. Мы считаем, что надо бороться не со следствием аварий, а устранять причины. В статье отмечается, что наибольшие положительные изменения в поведении пользователей дорог происходят в том случае, если законы в области безопасности движения опираются на надежное и устойчивое обеспечение соблюдения и общественную осведомленность. Особо отмечаем, что необходимо доверительное и уважительное отношение всех участников дорожного движения, что является постулатом решения проблем безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF ROAD SAFETY IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Accidents on the roads are caused by the low discipline of road users, which leads to the death and injury of hundreds of people. The work focuses on the main factors of accidents are: low discipline of road users; low qualification of drivers. Road safety laws, especially those addressing five key road safety hazards such as speed, drunk driving and motorcycle helmets, seat belts, contribute to improving road user behavior and reducing crashes, injuries and deaths. and child restraints. We took into account the statistics, where we examined the reasons why people are dying. We believe that it is not necessary to fight the consequences of accidents, but to eliminate the causes. The article notes that the greatest positive changes in road user behavior occur when traffic safety laws are supported by robust and sustainable enforcement and public awareness. We especially note that a trusting and respectful attitude of all road users is necessary, which is the postulate of solving road safety problems.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Уголовный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2021_6_239

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ TOPICAL ISSUES OF ROAD SAFETY IN THE KYRGYZ REPUBLIC

АКМАТОВА Аманай Турсунбаевна,

кандидат исторических наук, и.о. профессор кафедры «Теории и истории государства и права» Ошский государственный юридический институт Кыргызская Республика, г. Ош. 714018, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Салиева, 40В. E-mail: oshgui-nauka@mail.ru;

Akmatova A.T.,

Candidate of Historical Sciences, Acting Professor of the Department of "Theory and History of State and Law" Osh State Law Institute Kyrgyz Republic, Osh. 714018, Kyrgyz Republic, Osh, Salieva str., 40B. E-mail: oshgui-nauka@mail.ru

Краткая аннотация: Аварийность на дорогах обуславливается низкой дисциплиной участников дорожного движения, что влечет за собой гибель и причинение увечий сотням людям. В работе сфокусированы основными факторами аварийности являются: низкая дисциплина участников дорожного движения; низкая квалификация водителей. Улучшению поведения пользователей дорог и уменьшению числа ДТП, травматизма и смертности способствуют законы в области безопасности дорожного движения, особенно законы в отношении пяти ключевых факторов риска для безопасности дорожного движения, таких как скорость, управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии и использование мотоциклетных шлемов, пристяжных ремней и детских удерживающих устройств. Мы приняли во внимание статистику, где рассмотрели причины, почему гибнут люди. Мы считаем, что надо бороться не со следствием аварий, а устранять причины. В статье отмечается, что наибольшие положительные изменения в поведении пользователей дорог происходят в том случае, если законы в области безопасности движения опираются на надежное и устойчивое обеспечение соблюдения и общественную осведомленность. Особо отмечаем, что необходимо доверительное и уважительное отношение всех участников дорожного движения, что является постулатом решения проблем безопасности дорожного движения.

Abstract: Accidents on the roads are caused by the low discipline of road users, which leads to the death and injury of hundreds of people. The work focuses on the main factors of accidents are: low discipline of road users; low qualification of drivers. Road safety laws, especially those addressing five key road safety hazards such as speed, drunk driving and motorcycle helmets, seat belts, contribute to improving road user behavior and reducing crashes, injuries and deaths. and child restraints. We took into account the statistics, where we examined the reasons why people are dying. We believe that it is not necessary to fight the consequences of accidents, but to eliminate the causes. The article notes that the greatest positive changes in road user behavior occur when traffic safety laws are supported by robust and sustainable enforcement and public awareness. We especially note that a trusting and respectful attitude of all road users is necessary, which is the postulate of solving road safety problems.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, безопасность, закон, факторы риска, скорость, авария, преступность,

риск.

Keywords: road traffic accident, safety, law, risk factors, speed, accident, crime, risk.

Дата направления статьи в редакцию: 10.04.2021

Дата публикации: 30.06.2021

В результате судебной и следственной практик причинами дорожно-транспортных происшествий является невнимательность водителей на дорогах, несоблюдение водителями и пешеходами Правил дорожного движения Кыргызской Республики. В последнее время участились ситуации когда водители банально игнорируют ПДД1.

Закон Кыргызской Республики от 21 февраля 2019 года № 29 «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Кыргызской Республики. Задачами настоящего Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В течение последних четырех или более десятилетий осуществлялось большое количество региональных и глобальных инициатив в области обеспечения безопасности дорожного движения. Специальная программа «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011 -2020гг.» была принятая ООН в 2010 году.

По данным доклада, ежегодно на дорогах мира погибает 1,25 миллиона человек, и с 2007 г. это число не меняется. На фоне быстро растущих уровней моторизации такая стабилизация вопреки прогнозируемому росту числа случаев смерти свидетельствует о достигнутом прогрессе. Однако для выполнения задач по обеспечению безопасности международного дорожного движения в рамках Целей в области устойчивого развития этих усилий по снижению смертности в результате ДТП явно недостаточно.

«В январе 2017 года Организация Объединенных Наций приняла внутреннюю общесистемную стратегию обеспечения безопасности дорожного движения, которая направлена на сокращение к 2020 году числа погибших и пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий на 50 процентов в соответствии с целями Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения»2.

Вопрос о необходимости разработок юридических документов, которые станут основой для разработок правил дорожного движения,

1 ППД введены в действие с 1 сентября 1999 года. Правила предназначены для всех участников дорожного движения. Основной документ, регламентирующий на территории Кыргызской Республики дорожное движение с учетом норм международных Конвенций о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах, требований государственных стандартов.

2 https://www.un.org/ru/roadsafety/

дополнительно некоторые юридические документы, которые установят нормы в отношении активной и пассивной безопасности транспортных средств.

При рассмотрении исторического ракурса юридических документов, особо можно отметить:

- Конвенцию о дорожном движении 1949 года, дополнения Протоколом о дорожных знаках и сигналах 1949 года. 94 Договаривающихся стороны во всем мире.

- Венская конвенция о дорожном движении 1968 года. 67 Договаривающихся сторон во всем мире.

- Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года. 56 Договаривающихся сторон во всем мире.

- Европейское соглашение 1971 года, дополняющее Конвенцию о дорожном движении 1968 года. 31 Договаривающаяся сторона.

- Европейское соглашение 1971 года, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1968 года. 29 Договаривающихся сторон.

- Дополнительный Протокол о разметке дорог 1973 года к Европейскому соглашению 1971 года, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1968 года. 24 Договаривающихся стороны.

Венские конвенции, имеющие глобальный охват, заменили для присоединившихся к ним стран Конвенцию 1949 года и Протокол к ней. Эти Конвенции, являющиеся более полными и более адаптированными к современным условиям дорожного движения, были дополнены Европейскими соглашениями, положения которых являются еще более развитыми и более строгими для ратифицировавших их европейских стран. В эти юридические документы были внесены в 1993 и 2006 годах существенные изменения.

2006 года и затрагивающих Венские конвенции, дополняющие их Европейские соглашения и Протокол о разметке дорог, предусматривает адаптацию существующих положений (в частности, в отношении национальных и международных водительских удостоверений, а также нанесения отличительного знака на регистрационные номера транспортных средств) и включение новых положений, касающихся, в частности, таких актуальных вопросов, как пользование мобильным телефоном при управлении транспортным средством, максимальный допустимый уровень алкоголя при управлении транспортным средством и безопасность в туннелях. С документами, содержащими эти изменения помимо юридических документов, в ведении WP.1 находятся также две Сводные резолюции - о дорожном движении (СР.1) и о дорожных знаках и сигналах (СР.2), которые дополняют и детализируют положения Венских конвенций и Европейских соглашений. Эти Сводные резолюции в настоящее время полностью пересматриваются. Публикация пересмотренной резолюции СР.1 запланирована на конец 2008 года. После этого потребуется как можно более широкое ее распространение по всему миру. С этой целью предполагается перевести Сводную резолюцию кроме английского, французского и русского еще на 3 официальных языка ООН (арабский, китайский и испанский). В марте 1958 года Федеративная Республика Германии предложила заключить под эгидой ЕЭК ООН соглашение в целях облегчения принятия единообразных условий официального утверждения и взаимного признания официального утверждения предметов оборудования, и частей механических транспортных средств. Такое Соглашение было заключено 20 марта 1958 года и вступило в силу 20 июня 1959 года. Рабочая группа WP.29, в ведении которой находится данное Соглашение с момента его разработки, расширила сферу своей деятельности с учетом технического прогресса и изменений в требованиях к дорожной безопасности. Кроме вопросов активной безопасности она начала заниматься вопросами снижения возможных последствий ДТП для человека (пассивная безопасность), вопросами охраны окружающей среды, такими, как качество воздуха (загрязнение от выхлопных газов) и ограничение уровня воздействия шума от механических транспортных средств.

Особо отмечаем, что необходимо доверительное и уважительное отношение всех участников дорожного движения, что является постулатом решения проблем безопасности дорожного движения.

Человеческий фактор оказывает доминирующее влияние на безопасность дорожного движения. В связи с этим, осуществление мер, способных эффективно повлиять на поведение участников дорожного движения, признается в качестве одной из основных целей деятельности по повышению безопасности дорожного движения.

В связи с этим, осуществление мер, способных эффективно повлиять на поведение участников дорожного движения, признается в качестве одной из основных целей деятельности по повышению безопасности дорожного движения.

Одно из средств для изменения поведения - это повышение уровня информированности участников дорожного движения об опасностях, которые возникают на дорогах, и рисках, с которыми они могут столкнуться в случае несоблюдения установленных правил.

Так, на основании данных о состоянии аварийности в Кыргызской Республике за 2019 год: «В городе Бишкек было зарегистрировано ДТП-1828, погибло - 60, ранено- 2280. В Чуйской области - 928, погибло- 121, ранено- 1614. В Иссык - Кульской области - 275, погибло- 89, ранено - 548. В Нарынской области - 124, погибло - 31, ранено - 232. В городе Ош - 383, погибло - 10, ранено - 514. В Ошской области - 383, погибло - 10, ранено - 514. В Ошской области - 478, погибло 78, ранено - 841. В Жалал - Абадской области - 409, погибло - 80, ранено - 758. В Таласской области - 88, погибло - 23, ранено - 152. В Баткенской области - 181, погибло - 37, ранено - 326. Всего по республике было зарегистрировано ДТП - 4694, погибло - 529, ранено - 7265»1

В настоящее время требуется механизм для обеспечения безопасности дорожного движения, речь идет о связи с общественностью, осуществляемой, в частности, которые во всех отношениях могут способствовать реализации компаний по безопасности дорожного в т.ч. пресса, радио и телевидение.

На телеканалах нашей страны были подготовлены 62 телепередач, 2 радио передач на кыргызском, русском и узбекском языках, на

1 Отчет ГУОБДД МВД КР за 2019 год.

Уголовный процесс

страницах республиканских газет были подготовлены 12 статей в рубликах «Безопасный город».

Одним из важных факторов, на который мы обращаем внимание это детский дорожно-транспортный травматизм на дорогах нашей страны. Проблема детского травматизма, связанная с автомобильным транспортом, в основном обусловлена крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения, влекущей гибель и причинение увечий детям.

По сведениям Ошского областного управления ГУОБДД МВД КР: «В Бишкеке было зарегистрировано 412 дорожно-транспортных происшествий, погибло- 10 детей, ранено - 480. В Чуйской области было зарегистрировано-236 ДТП, погибло 14, ранено- 321. В Таласской области 28 -ДТП, погибло -7, ранено -32. В Иссык-Кульской области - 85 ДТП, погибло 12, погибло -112. В Нарынской области 35 ДТП, погибло -3, ране-но-112. В городе Ош- 97 ДПТ, погибло - 1, ранено- 111. В Ошской области 151 ДТП, погибло 6, 182 ранено. В Баткенской области 55 ДПТ, погибло - 6, ранено- 61. В Жалал-Абдаской области - 111- ДТП, 9 погибло, 120 ранено. Всего по республике 1210 - ДТП, погибло - 68, ранено 1461»1.

Причинами дорожно-транспортных происшествий является невнимательность водителей, несоблюдение ими и пешеходами Правил дорожного движения Кыргызской Республики либо банальное их игнорирование.

«В городе Бишкек ДТП, совершенные по вине водителей со стажем до 1 года ДТП было зарегистрировано- 153, погибло -9, ранено-230. В Чуйской области -71, погибло -3, ранено- 123. В Иссык- Кульской области 18 ДТП, погибло 2, ранено - 35. В Нарынской области 15 ДПТ, погибло - 1, ранено- 35. В городе Ош -57 ДТП, погибло- 0, ранено - 74. В Ошской области 65- ДТП, погибло- 8, ранено- 102. В Жалал - Абадской области 57 ДТП, погибло - 9, ранено- 113. В Таласской области 10 ДТП, погибло - нет, ранено- 14. В Баткенской области 13 ДТП, погибло -1, ранено 24. Всего по республике 459 ДТП, погибло - 33, ранено - 750»2.

Во избежание дорожно - транспортного происшествия и причинения вреда каждый участник дорожного движения, не важно - водитель, пассажир или пешеход должны знать и соблюдать Правила дорожного движения Кыргызской Республики (далее ПДД3). Следует отметить, что данный документ непосредственно затрагивает права и обязанности водителей и регламентирует тот порядок поведения, который он должен осуществлять в условиях дорожного движения.

К основным факторам аварийности, выявленным в результате анализа статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях, можно отнести следующие:

-низкая дисциплина участников дорожного движения. Так, в соответствии с Правилами дорожного движения водитель должен выбирать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований, установленных правилами безопасности.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам, пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Нетрезвый пешеход - беда автомобилистов. Пассажирам запрещается: отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения; при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов; открывать двери транспортного средства во время его движения;

-низкая квалификация водителей. Не секрет, что существует высокая опасность совершения ДТП именно водителями с малым стажем управления автомобилем. Наряду с широко распространенными случаями сознательного нарушения ПДД отмечается незнание и неумение водителей, особенно водителей с малым водительским стажем, прогнозировать возникновение критических дорожно-транспортных ситуаций и грамотно действовать в них.

Немаловажным является повышение культуры вождения на дорогах, снижение зависимости поведения на дороге от стрессовых ситуаций.

Отчеты профилактики, статистические данные, следственная и судебная практика свидетельствуют о том, что в Кыргызской Республики, за период с 2009 по 20019 год, количество аварий возросло в 1,5 раза. Количество жертв в ДТП в среднем держалось на уровне 1037 человек в год. Травматизм на дорогах повысился почти в два раза. В целом, за 10 лет в Кыргызстане в результате ДТП погибло 11 553 человек, из них 958 - дети4. ГУОБДД МВД Кыргызской Республики разработала концепцию перспективного развития и оптимизации практической деятельности своего ведомства на 2020 -2025 год. В которой отражены факты того, что «Оперативная обстановка по обеспечению безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта на дорогах республики не стабильна и остается сложной.

Больше всего аварий происходят на дорогах Бишкека и Чуйской области. Последний регион показывает и самый высокий коэффициент смертности в ДТП. В Ошской области за три последних года количество ДТП возросло на 12%, при этом количество смертей сократилось на 9%, но число пострадавших увеличилось на 6%. Изученная автором статистика о дорожно-транспортных происшествиях в Кыргызстане за 9 месяцев 2019 года, свидетельствует о следующих фактах:

1 Отчет ГУОБДД МВД КР за 2019 год.

2 Отчет ГУОБДД МВД КР за 2019 год.

3 ППД введены в действие с 1 сентября 1999 года) (В редакции постановлений Правительства КР от 3 марта 2009 года № 136, 28 мая 2012 года № 329, 27 сентября 2012 года № 656, 20 октября 2015 года № 714, 16 января 2016 года № 9, 25 декабря 2017 года № 833, 7 октября 2019 года № 522, 31 октября 2019 года № 588, 5 февраля 2020 года № 62)

4 Статистика ИЦ МВД Кыргызской Республики 2018г.

1) Количество ДТП - 4691 случаев.

2) Погибших граждан при ДТП - 529 чел.

3) Количество раненных - 7265 чел.

Из представленных цифр видно, что наиболее распространенные причины смертельных ДТП являются:

1) нарушение правил проезда перекрёстков и пешеходных переходов

2) превышение скорости и несоблюдение дистанции

3) выезд на полосу встречного движения

Как следствие, количество жертв дорожно - транспортных происшествий во много раз больше количества пострадавших от иных видов транспорта. Представленная статистика приводит к ситуационному анализу причин происшествий и необходимости принятия, соответствующих мер.

В настоящее время в Кыргызской Республики, количество эксплуатируемого автомобильного транспорта превышает миллион единиц. Ежегодный прирост ввозимого легкового и грузового транспорта на территорию Кыргызстана составляет более 2500 единиц. Среднестатистические цифры показывают тот факт, что на одного совершеннолетнего гражданина Кыргызстана приходится по 2,3 единиц легкового автотранспорта, при этом на 2019 год суммарная протяжённость автомобильных дорог составляет не более 20 тыс. км. Современная мировая практика подтверждает вывод о том, что Кыргызстан в своем развитии находится на втором этапе экономическом роста и социальной обеспеченности граждан. Основным техническим показателем этого этапа является насыщение потребности населения в автотранспорте до 500 единиц автотранспорта на 1000 человек. Данный этап представляет собой часть неизбежного процесса охвата населения автотранспортом и как следствие обострением ситуации с профилактикой, и обеспечением безопасности дорожного движения, предупреждения травматизма. При этом необходимо отметить, что существующая транспортная сеть изношена, уже давно перегружена и не удовлетворяет реально существующей потребности для безопасной эксплуатации транспорта. Коэффициент интенсивности эксплуатации практически всех городских дорог превышает допустимые показатели на 200 - 300%. Все это в совокупности с постоянным увеличением автомобильного транспорта, крайне слабой подготовкой будущих водителей открытым пренебрежением правил эксплуатации автомобильного транспорта и дорожного движения, послужило стимуляцией для резкого скачка ДТП и количества их жертв.

Профилактические мероприятия реализуемые ГУОБДД МВД Кыргызской Республики в настоящий момент не способны в силу объективных факторов коренным образом изменить сложившуюся ситуацию. Нигилизм и безответственность водителей приводит к случаям ДТП когда водитель скрывается с места происшествия при этом, даже не оказывая помощь пострадавшим. Как следствие достаточно большой процент преступлений повлекших смерть потерпевших, остаются нераскрытыми. В основном это следствие слабого организационного взаимодействия ГУОБДД, оперативных подразделений, следствия, а самое главное полное отсутствие современного научно - технического сопровождения расследования данных преступлений и обоснованных методик построенных на передовых достижениях прикладных наук.

В южных регионах Кыргызстана (Ошская, Джалал - Абадская области) основными причинами ДТП являются водители транспортных средств с правым рулем управления, произведенных в Японии, отсутствие надлежащих технических условий эксплуатации этого транспорта их непригодность к условиям эксплуатации на дорогах с левосторонним движением. При эксплуатации очень часто водители не учитывают, а порою и злоупотребляют высокими техническими возможностями этого транспорта, их манёвренностью и скоростными возможностями. В южных регионах Кыргызстана на данный момент времени присутствует в эксплуатации более сорока тысяч единиц такого транспорта, что в совокупности с перечисленными выше обстоятельствами приводит к ДТП и жертвам, захлестнувшим трассы юга Кыргызстана.

Так же необходимо отметить недостаточную компетентность сотрудников ГУОБДД, следователей занимающихся раскрытием и расследованием преступлений данной категории, недостаточное наличие современной справочной и научно - технической литературы по теме расследования дорожно - транспортных происшествий и преступлений, совершенных с использованием автотранспорта. Огромный общественный резонанс, вызываемый проблемами дорожного движения и эксплуатацией автомобильного транспорта, а так же всеми связанными с ним происшествиями, послужил первопричиной исследования данного вопроса в научной и правовой литературе.

Но, по мнению автора в большинстве случаев имеющиеся источники безнадежно отстают от реальной действительности. Это связано с последними достижениями криминалистической науки, и других наук сопровождающих имеющиеся методики расследования преступлений. А так же действием новых, уголовного, уголовно - процессуального кодекса, и кодекса о нарушениях Кыргызской Республики с 2019 г. Обеспечение безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспорта является задачей государства и системы государственных специализированных служб. Так как автотранспорт уже давно стал элементом социальной обустроенности общества и показателем достатка населения, соответственно обеспечение безопасности на дорогах государства находится в прямой зависимости от слаженного функционирования всех структурных элементов системы.

Библиогра фия:

1. Закон Кыргызской Республики от 21 февраля 2019 года № 29 «О безопасности дорожного движения».

2. https://www.un.org/ru/roadsafety/

3. ППД введены в действие с 1 сентября 1999 года) (В редакции постановлений Правительства КР от 3 марта 2009 года № 136, 28 мая 2012 года № 329, 27 сентября 2012 года № 656, 20 октября 2015 года № 714, 16 января 2016 года № 9, 25 декабря 2017 года № 833, 7 октября 2019 года № 522, 31 октября 2019 года № 588, 5 февраля 2020 года № 62)

References (transliterated):

1. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 21 fevralya 2019 goda № 29 «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya».

2. https://www.un.org/ru/roadsafety/

3. PPD vvedeny v dejstvie s 1 sentyabrya 1999 goda) (V redakcii postanovlenij Pravitel'stva KR ot 3 marta 2009 goda № 136, 28 maya 2012 goda № 329, 27 sentyabrya 2012 goda № 656, 20 oktyabrya 2015 goda № 714, 16 yanvarya 2016 goda № 9, 25 dekabrya 2017 goda № 833, 7 oktyabrya 2019 goda № 522, 31 oktyabrya 2019 goda № 588, 5 fevralya 2020 goda № 62)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.