ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 23 2011
УДК 947.088
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНЗЕНСКОЙ МИЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В 1953 1964 гг.
© Е. В. КУРИЦЫНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра истории и права e-mail: [email protected]
Курицына Е. В. - Деятельность пензенской милиции по охране общественного порядка в 1953-1964 гг. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 484-490. - В данной статье на основе архивных источников анализируется деятельность милиции в сфере обеспечения правопорядка на территории Пензенской области в годы хрущевских преобразований (1953-1964 гг.). Особое внимание уделяется проблемам борьбы органов внутренних дел с хулиганством, пьянством, беспризорностью и безнадзорностью, тунеядством, бродяжничеством и иными асоциальными явлениями. Наряду с этим рассматриваются и некоторые аспекты деятельности пензенской милиции по поддержанию и соблюдению паспортного режима, по обеспечению безопасности дорожного движения. Ключевыеслова: милиция, общественныйпорядок, асоциальноеявление,хулиганство,пьянство,беспризорность, безнадзорность,бродяжничество,хрушевская«оттепель»,патрульно-постоваяслужба,участковыйуполномочен-ный, паспортная служба, госавтоинспекция.
Kuritsyna E. V. - Activity of the Penza militia on protection of public order in 1953-1964 // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. Р. 484-490. - In this article on the basis of archival sources we analyze the activity of the militia in the sphere of enforcement of the law on the territory of the Penza region in the years of Khrushchev’s transformations (1953-1964). The special attention is given to problems of struggle of the militia with rowdyism, drunkenness, homelessness, child neglect, parasitism, vagrancy and others asocial phenomenons. Along with it we consider some aspects of the activity of the Penza militia on passport system observance, on traffic safety.
Keywords: militia, public order, asocial phenomenon, rowdyism, drunkenness, homelessness, child neglect, vagrancy, Khruschev’s “thaw”, patrol-guard service of the police, district police officer, passport service, state automobile inspectorate.
Охрана общественного порядка являлась одним из важнейших направлений деятельности пензенской милиции в годы хрущевских преобразований. Существенную роль в обеспечении правопорядка на территории области играла наружная служба милиции, в которую входили служебные наряды постовых и патрульных милиционеров, дежурные оперативных групп и инспекторский состав, выделявшийся для контроля за несением патрульно-постовой службы. Намилицейскуюслужбу былавозложенаобязанность по обеспечению порядка в общественных местах, пресечению преступлений и иных антисоциальных действий. Основными методами работы наружной службы милиции являлись несение постовой службы, осуществление систематических проверок и патрулирование [23].
Правовой основой деятельности милиции по охране общественного порядка в период хрущевской «оттепели» был Устав патрульной и постовой службы, введенный в действие в 1952 г. В нем уточнялись
организация и порядок несения службы постовыми и патрульными милиционерами, по-новому определялись обязанности и права нарядов, предусматривалось создание офицерских постов милиции, устанавливались категории постов, порядок закрепления за ними милиционеров, уточнялись правила составления дислокации [2, с. 65]. В целом данный Устав был направлен на укрепление наружной службы милиции и повышение эффективности ее деятельности. Позднее, 1 августа 1963 г., приказом министра охраны общественного порядка РСФСР был утвержден и введен в действие новый Устав патрульно-постовой службы милиции [1, с. 129].
Проведенный анализ архивных материалов свидетельствует о высокой результативности, за редким исключением, деятельности наружной службы милиции в исследуемый период. Например, в 1954 г. ею было задержано 4826 человек, из них привлечено к административной ответственности 3091 [41]. В 1960 г. работниками милицейской службы было пресечено
297 преступлений, из них 8 разбойных нападений, 10 изнасилований и 273 случая хулиганства [13].
Важную роль наружная служба милиции сыграла в ликвидации последствий амнистии, реализованной в рамках Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. В условиях сложной оперативной обстановки перед отделом милицейской службы была поставлена задача - усилить работу по изъятию с улиц пьяниц, нарушителей общественного порядка и безнадзорных детей путем пересмотра дислокации милицейских постов в гг. Пензе и Кузнецке и маршрутов патрулирования во всех городах и райцентрах области. Кроме этого, от сотрудников отдела милицейской службы требовалось активизировать работу по борьбе с бродягами и нищими, организовать их систематическое изъятие с городских улиц и завести в отделе службы персональный учет лиц, занимавшихся нищенством. В целях обеспечения общественного порядка на наружную службу милиции была возложена обязанность по проведению систематических проверок общественных мест (садов, парков, клубов, кинотеатров, пивных, закусочных и др.) во время патрулирования и по организации в областном центре дополнительных постов за счет офицерского состава [38].
В соответствии с приказом Министра внутренних дел СССР С. Н. Круглова от 13 августа 1953 г. начальники отделов управления милиции и всех городских и районных отделений были обязаны ввести с 19 августа патрулирование по специальным графикам из расчета не менее 3-х патрулирований на каждого работника; выставлять вечерне-ночные посты на 1 час раньше, то есть с 19 до 3 часов ночи; усилить патрулирование в выходные дни [37]. Однако, предпринятые меры не принесли ощутимых результатов.
Активизация преступных элементов повлекла за собой принятие Советом Министров СССР 27 августа 1953 г. специального постановления, в соответствии с которым Министерством внутренних дел СССР был утвержден план мероприятий по усилению охраны общественного порядка и борьбе с преступностью. Была изменена тактика действий патрульно-постовой службы: прекращалась концентрация постов в центре городов, сокращалось количество неподвижных постов (они сохранялись только на больших площадях, главных улицах и рынках), увеличивалось число односменных постов. В практику постовой службы было введено передвижение постов с передислокацией их в зависимости от изменения оперативной обстановки в течение смены [52, 53].
В целях обеспечения общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью в г. Пензе с 15 октября 1953 г. было организовано патрулирование по городским улицам и систематические ночные обходы предполагаемых мест концентрации преступных элементов (парков, садов, клубов, кинотеатров, закусочных) с широким привлечением личного состава милиции и бригадмильцев [39]. Следует отметить, что для патрулирования и оперативно-уличной работы выделялось максимальное количество сотрудников [40]. Все это не замедлило сказаться на результатах борьбы с пре-
ступностью: к концу осени 1953 г. пензенской милиции удалось добиться снижения уровня криминальной активности в областном центре и на территории области.
Для повышения оперативности в деятельности органов милиции в 1954 г. была организована служба дежурных. Благодаря этому улучшилось руководство патрульно-постовой службой, а население получило возможность в любое время суток обращаться за помощью в милицию [56, с. 46]. В 1956 г. в целях повышения мобильности наружной службы милиции был создан оперативно-мотоциклетный взвод, насчитывавший 11 единиц техники [19].
Широкий круг обязанностей по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью выполняли участковые уполномоченные. Они занимались выявлением уголовных элементов, лиц, ведущих подозрительный образ жизни, нарушителей паспортного режима [55], осуществляли надзор за безопасностью движения транспорта, обеспечивали соблюдение правил разрешительной системы, проводили оперативно-розыскные мероприятия с целью своевременного выявления, предупреждения и пресечения преступлений, осуществляли деятельность по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью и т. д. [60, с. 70] Все это и определяло первостепенную роль института участковых уполномоченных в практическом решении возложенных на органы милиции задач. Так, в 1963 г. только участковыми уполномоченными было выявлено более 1200 преступлений и фактов нарушения общественного порядка [33]. Кроме этого, следует отметить, что именно они выявляли практически все случаи самогоноварения, хищения хлеба и нарушения паспортного режима [54].
На протяжении исследуемого периода в целях повышения эффективности деятельности участковых уполномоченных изыскивались новые формы ее организации. Например, в начале 1960 г. в порядке эксперимента во втором отделении милиции г. Пензы было произведено объединение участков. Данная практика получила широкое распространение. В результате в областном центре было создано 12 объединенных участков (по числу домоуправлений), каждый из которых имел «свою резиденцию», где принимались граждане по вопросам, касающимся работы органов милиции. В связи с переходом на спаренное обслуживание участков участковые уполномоченные в г. Пензе были объединены в группы по 3-4 человека. Такая организацияработыпозволиланемногоразгрузитьру-ководящий и оперативный состав Горотдела и предоставила им возможность заниматься непосредственно агентурно-оперативной работой [13].
Одним из основных направлений деятельности пензенской милиции по обеспечению правопорядка была борьба с хулиганством, случаи совершения которого получили широкое распространение на территории области. Хулиганские проявления составляли более 30 % от общего количества зарегистрированных преступлений [46].
В динамике хулиганства отмечалась тенденция к росту. Это вызывало большую обеспокоенность у ор-
ганов внутренних дел. Например, если в 1954 г. против хулиганов было возбуждено 542 уголовных дела, то в 1955 г. - 740 [50]. Особой проблемой для пензенской милиции были факты дерзкого хулиганства и многочисленные случаи совершения хулиганских действий с применением холодного оружия [17, 18, 20].
В целях активизации борьбы с данным видом преступления 19 декабря 1956 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР был принят У каз «Об ответственности за мелкое хулиганство» [1, с. 121], во исполнение которого перед сотрудниками милиции была поставлена задача - усилить борьбу с хулиганскими проявлениями, пресекатьслучаиихсовершения,привлекатьхулиганов к ответственности. Так, в 1956 г. за хулиганские действия к уголовной ответственности было привлечено 1828 человек, в 1960 г. - 1204, в 1961 г. - 1519 [6, 15].
В исследуемый период широкий масштаб приобрела борьба с таким асоциальным явлением как пьянство, которое являлось реальной причиной значительного числа правонарушений. Судебная практика свидетельствовала, что свыше 90 % проявлений хулиганства, 70 % убийств, нанесения тяжких телесных повреждений, изнасилований и более 30 % краж совершались в нетрезвом состоянии [7, 12, 42].
Пьянство получило широкое распространение среди жителей области. Об этом, к примеру, свидетельствовали стремительно растущие темпы продажи спиртных напитков населению. Так, по данным Пензенского областного Управления торговли, только по городскому фонду (26 городам области) в 1950 г. было реализовано 146188 декалитров водки и ликероводочных изделий, в 1951 г. - 177392, в 1952 г. -195335, в 1953 г. - 260102, в 1954 г. - 334239 [44].
Сложившаяся ситуация требовала оперативного разрешения. Неоднократно руководством органов милиции Пензенской области разрабатывались мероприятия, направленные на борьбу с алкоголизмом. Например, 21 августа 1955 г. в докладной записке начальника Управления милиции УМВД Пензенской области в адрес начальника Главного Управления милиции МВД СССР на основании указаний ГУМ МВД СССР № 10/У - 666 от 25 июня 1955 г. предлагалось запретить продажу спиртных напитков в столовых и буфетах, в общественных местах (в парках культуры и отдыха, на стадионах и т. д.), во время массовых гуляний, ограничить выпуск водки с целью ее дальнейшей реализации населению за счет увеличения производства красных вин, ввести запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах (на улицах, около магазинов, в скверах и т. д.) с предоставлением органам пензенской милиции права применения штрафных санкций, установить административную ответственность работников торговых предприятий и организаций общественного питания за продажу спиртных напитков несовершеннолетним подросткам, а также лицам в нетрезвом состоянии [45].
В целях активизации борьбы с пьянством 15 декабря 1958 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление «Об усилении борьбы с пьянством и наведении порядка в торговле крепкими
спиртными напитками», которое обязывало соответствующие органы усилить пропаганду здорового образа жизни, принять меры к принудительному лечению лиц, страдавших алкогольной зависимостью, запретить продажу водки в розлив, а также во всех столовых, кафе, закусочных и буфетах [65, с. 404]. В системе мер поборьбеспьянствомособое значение придавалосьоб-щественному воздействию на лиц, злоупотреблявших алкогольными напитками: пьяниц бичевали на партийных, комсомольских и профсоюзных собраниях.
Однако потребление алкоголя не уменьшалось. Так, в целом по области в 1958 г. было реализовано спиртных напитков на 459 млн. рублей, а в 1959 г. - на 491 млн. рублей [12]. Увеличение темпов продажи ал-коголянаселениюобластиможнообъяснитьзаинтере-сованностью местных органов власти, которые видели в этом надежный источник пополнения бюджета.
Пьянство прочно вошло в повседневную жизнь многих пензенцев и жителей области. Так, 17 декабря 1959 г. на заседании Пленума Пензенского обкома КПССотмечалось,что«ввечерниечасымагазиныпре-вращаются в заправочные пункты, куда собираются большими группами граждане, организованно разбиваются на тройки, распивают поллитры, затем расползаются по городу (г. Пенза) и творят безобразия» [9], «вотдельные дни,такназываемыхпрестольныхпразд-ников, люди целыми сёлами и бригадами по нескольку дней не выходят на работу, пьянствуют, допускают многие нарушения общественного порядка» [7], «пьянство настолько прочно вошло в быт, что некоторые коммунисты для поклонения богу Бахусу просят специального времени на эти цели» [8].
Основными методами деятельности пензенской милиции по борьбе с алкоголизмом были задержание граждан, привлечение их к административной ответственности и помещение в вытрезвитель. Например, горрайорганами милиции области (без города Пензы) в первом полугодии 1955 г. было задержано в нетрезвом состоянии за нарушение общественного порядка 1357 человек, 827 из них были привлечены к административной ответственности, 180 направлены в отделения милиции. За этот же период в г. Пензе было задержано за нарушение общественного порядка 5974 человека, в том числе 3318 были привлечены к административной ответственности и 1500 помещены в вытрезвитель [43, 49].
Одним из основных направлений деятельности органов милиции Пензенской области была борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью, являвшиеся потенциальной питательной средой для роста подростковой преступности. Однако необходимо отметить, что применительно к периоду хрущевской «оттепели»целесообразнееговоритьтолькооборьбес безнадзорностью, так как согласно официальной версии к середине 1950-х гг. в СССР детская беспризорность прекратила своесуществование [3, 57,58,59,64]. На деле же, как отмечают некоторые исследователи, произошла простая подмена понятий: беспризорность упрятали под «детскую безнадзорность» и «преступность несовершеннолетних» [61].
В связи с упразднением в 1953 г. подразделений по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в аппаратах наружной службы основная тяжесть работысбезнадзорнымиподросткамибылавозложена на сотрудников детских комнат милиции. Они были обязаны заниматься выявлением и изъятием безнадзорных детей с улиц с последующим направлением их в приемники-распределители и принимать меры к розыску родителей и возвращению им детей. Так, за 9 месяцев 1962 г. в пензенский детский приемник У правления охраны общественного порядка было доставлено по неполным данным 625 безнадзорных [28]. Следует отметить, что наибольшее количество доставленных в детские комнаты милиции были учащимися 5-7-х классов [29]. Наряду с этим в обязанности органов внутренних дел входило привлечение к ответственности лиц, не выполнявших возложенные на них функции по воспитанию подрастающего поколения. Например, за 9 месяцев 1962 г. в Пензенской области к административной ответственности были привлечены 374 родителя, из которых 286 человек получили предупреждение и 88 подверглись штрафным санкциям [29].
Правовой основой деятельности пензенской милиции по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью являлись постановление Совета Министров СССР от 8 апреля 1952 г. «О мерах ликвидации детской беспризорности» и решение коллегии Министерства охраны общественного порядка РСФСР и Министерства просвещения от 22 мая 1963 г. «О мерах усиления борьбы с детской беспризорностью и преступностью несовершеннолетних». Не менее важную роль играла Инструкция 1953 г. (приказ МВД СССР от 31 декабря 1953 г. № 265) о работе органов милиции по ликвидации детской безнадзорности и беспризорности. В соответствии с данной Инструкцией перед сотрудниками органов внутренних дел был поставлен целый ряд задач: 1) своевременно выявлять и изымать беспризорных и безнадзорных детей и подростков с улиц, направлять их в приемники-распределители; 2) пресекать случаи нарушений общественного порядка несовершеннолетними; 3) привлекать к ответственности лиц, которые не смогли обеспечить должный надзор за детьми и подростками. В этом документе впервые определялось, что работой по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности обязаны были заниматься все сотрудники органов внутренних дел и в первую очередь работники детских комнат милиции, участковые уполномоченные, постовые милиционеры и патрули [66, с. 166].
В целях профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних 9 августа 1956 г. Советом Министров СССР было принято постановление «О мерах улучшения воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», во исполнение которого на органы милициивозлагаласьобязанностьпооказанию им помощи в трудоустройстве и проведению работы по правовому воспитанию [1, с. 120]. 4 октября 1957 г. Совет Министров РСФСР принял постановление «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и
предупреждения детской безнадзорности», в соответствии с которым предусматривалась необходимость устранения недостатков в работе групп продленного дня в школах, создание при учебных учреждениях и домоуправленияхдетскихспортивныхплощадок,про-ведение экскурсий, создание родительских комитетов и комиссий содействия при всех домоуправлениях и ряд других мер [69]. Данные нормативно-правовые актыимели важноезначение для деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы хрущевской «оттепели».
В исследуемый период, особенно в 1960-е гг., в системе мер по обеспечению общественного порядка важное место отводилось кампании по борьбе с тунеядством и паразитическим образом жизни. 4 мая
1961 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР был принят указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» [67], во исполнение которого перед органами милиции была поставлена задача - активизировать деятельность по выявлению граждан, не занимавшихся трудовой деятельностью, или работавших для видимости и фактически живших на нетрудовые доходы. Так, только за первый месяц с момента вступления данного указа в действие органами внутренних дел Пензенской области был выявлен 1781 человек, уклонявшийся от общественно-полезного труда, а за июнь 1961 г. - 3855 [14, 62]. Следует отметить, что к гражданам, которые не занимались трудовой деятельностью и вели паразитический образ жизни, применялись преимущественно меры общественного воздействия (например, предупреждение с установлением срока, в течение которого нужно было трудоустроиться). Если же данные лица продолжали вести прежний образ жизни, то в отношении них мог быть вынесен приговор о высылке на срок от двух до пяти лет с обязательным привлечением к трудовой деятельности по месту ссылки. Так, в 1963 г. из 692 выявленных тунеядцев 28 подверглись выселению [63]. Значительное число выселенных направлялось на работу в Чаисский каменный карьер Николо-Пестровского района [16].
Особое внимание органы внутренних дел Пензенской области уделяли кочующим цыганским таборам. Это было связано с тем, что передвижение цыган очень часто сопровождалось многочисленными случаями нарушения общественного порядка и совершения преступлений (убийств, грабежей, краж государственного, общественного и личного имущества, в том числе краж скота) [51]. Органы милиции должны были отслеживать маршруты их передвижения, вести учет количества цыганских семей, числа трудоспособных лиц и детей [56, с. 47]. Кроме этого, в целях профилактики и борьбы с криминальной активностью цыганпензенскиевласти,руководствуясьуказомПре-зидиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» [68], были обязаны принять меры к их трудоустройству и расселению на постоянное место жительство. А в 1957 г. перед пензенской милицией
была поставлена задача - не допустить въезда цыганских таборов на территорию области [56, с. 47].
В рамках деятельности пензенской милиции по охране общественного порядка особое значение придавалось обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов. До начала 1960-х гг. этим занимались два подразделения - Государственная автомобильная инспекция и отделы регулирования уличного движения (ОРУД).
В 1950 - первой половине 1960-х гг. в связи с увеличением количества автотранспорта интенсивность движения на дорогах Пензенской области заметно возросла. Так, если в начале 1950-х гг. в области насчитывалось 12,5 тысяч машин [27], то в 1963 г. по результатам технического осмотра их количество увеличилось до 21723. Следует отметить, что наиболее высокие темпы роста автопарка наблюдались в начале 1960-х гг. и составляли в среднем около 10 % ежегодно. Так, в 1963 г. по сравнению с предыдущим годом количество автомобилей в области увеличилось на 2021 (на 9,3 %) [35].
Закономерным следствием роста численности автопарка и интенсивности движения стало увеличение аварийности на дорогах Пензенской области. Так, в 1959 г. Госавтоинспекцией было зарегистрировано 256дорожно-транспортныхпроисшествий,врезульта-те которых 107 человек погибли и 199 получили ранения. В 1961 г. было совершено 344 ДТП (120 погибших и 273 раненых) [26], в 1963 г. количество ДТП увеличилось до 380, возросло число умерших и получивших ранения - до 128 и 305 соответственно [34, 36].
Наиболее высокий уровень аварийности в исследуемый период наблюдался в областном центре. В г. Пензе в среднем совершалось около 40 % ДТП. Например, в 1960 г. в областном центре было зарегистрировано 159 аварий [10], что составило 42,5 % к общему количеству дорожно-транспортных происшествий. В 1963 г. в г. Пензе было совершено 140 ДТП или 37 % [4].
Высокий уровень аварийности на территории Пензенской области, помимо увеличения количества транспортных средств, был обусловлен и иными причинами. В качестве одной из них можно назвать плохое состояние дорожного полотна и неудовлетворительную организацию движения транспорта. Неоднократно в отчетности сотрудников ГАИ указывалось на узостьпроезжейчасти,нередкоеотсутствиедорожных знаковиуказателейпешеходныхпереходов,неблагоу-строенностьтротуаров,низкоекачестводорожногопо-крытия, недостаточную освещенность улиц в ночное время и т. д. [4, 11] Кроме этого, большое количество дорожно-транспортных происшествий на территории Пензенской области было связано с неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств, слихачествомводителейнадорогах, несоблю-дениемимиправилдорожногодвижения,управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. Например, в
1962 г. по причине алкогольного опьянения было совершено 138 ДТП (40,8 % к общему количеству дорожных происшествий), в 1963 г. - 133 или 37,7 % [30]. В этом же году из-за технической неисправности
транспортных средств произошло 15 аварий (4,4 %), а в 1963 г. - 18 (5,1 %) [31].
В условиях роста аварийности перед сотрудниками Госавтоинспекции Пензенской области была поставлена задача - активизировать работу по выявлению случаев нарушения правил дорожного движения и по разработке мер их предупреждения. К нарушителям дорожного движения сотрудники ГАИ применяли штрафные санкции, вынесение предупреждений, лишение водительских прав. Так, за 9 месяцев 1953 г. в г. Пензе и на трассах, прилегавших к областному центру, госавтоинспекторамибыло проверено8987 автомашин. В результате данных проверок было выявлено 4401 нарушение, в числе которых 259 случаев управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения, 280 - превышение скорости, 434 - езда на технически неисправных автомашинах. К нарушителям были приняты следующие меры: 234 человека были лишены водительских прав, 934 - оштрафованы в административном порядке с составлением протоколов на общую сумму 55630 рублей, 2484 - оштрафованы на месте штрафными талонами на сумму 19290 рублей, 119 - сделаны письменные предупреждения в талонах к шоферским удостоверениям [5].
Как было сказано выше, значительное число дорожно-транспортных происшествий в Пензенской области происходило вследствие технической неисправности транспортных средств. В связи с этим сотрудники ГАИ были обязаны следить за соблюдением автохозяйствами и водителями правил эксплуатации автомашин, за ихтехническим состоянием. Кроме этого, в 1959 г. почти во всех крупных пензенских автохозяйствах были созданы комиссии общественного кон-тролязатехническим состояниемавтотранспорта [22].
Для профилактики ДТП большое значение имела систематическая разъяснительная работа среди населения области. Например, выполняя постановление Бюро цК КПСС по РСФСР от 4 августа 1960 г., решение Пензенского облисполкома от 24 января 1961 г. «Омероприятияхпопредупреждениюдорожно-транс-портных происшествий» и постановление Бюро обкома КПСС от 1 июля 1961 г. «Об авариях в области и мерах по усилению борьбы с дорожно-транспортными происшествиями», Госавтоинспекцией было подготовлено и распространено среди пензенцев 103 тысячи экземпляровлистовок,организовано3904киносеанса, издана брошюра для пензенских детей «Будь внимателен на улице!» тиражом в 1000 экземпляров и программа для учащихся школ по изучению правил дорожного движения [25].
Вцеляхпредупреждениядорожно-транспортных происшествий в 1961 г. в г. Пензе были проведены работы по установке ограждений и светофоров [25]. В 1963 г. при горисполкоме была организована комиссия, в обязанности которой входила разработка и осуществление мероприятий по расширению проезжей части улиц, улучшению покрытий, строительству тротуа-ров,посадочныхплощадок, освещению улицит.д.[32].
Не менее важное место в деятельности пензенской милиции по обеспечению правопорядка отводи-
лось паспортной работе, учету и регистрации населения. Неоднократно на собраниях УВД Пензенского облисполкома подчеркивалось, что «слабый паспортный режим - это почва для преступников» [24]. Особое внимание сотрудники паспортных отделов уделяли контролю за соблюдением принятого 21 октября 1953 г. Советом Министров СССР «Положения о паспортах», которым был введен единый для страны образец паспорта, определен порядок выдачи паспортов и прописки граждан по месту жительства, установлена ответственность граждан за нарушение паспортного режима [59, с. 144], а также за своевременной пропиской и выпиской граждан. Кроме этого работники паспортной службы были обязаны проводить систематические проверки общественных мест, бараков и общежитий с целью выявления граждан, не занимав-шихсятрудовой деятельностью, осуществлять розыск лиц, потерявших связь с родственниками или скрывавшихся от властных структур. Например, в 1958 г. паспортными столами Пензенской области дважды была проведена проверка домовладений в городах и рабочих поселках области путем сличения данных домовых книг с фактически проживающим населением. В результате этих проверок к ответственности за нарушение «Положения о паспортах» были привлечены 2770 человек, 2288 подвергнуты штрафным санкциям на общую сумму 114500 рублей [21]. В этом же году работниками паспортной службы при выдаче и обмене паспортов, прописке и выписке был выявлен 71 человек, скрывавшийся от органов власти [21]. При проверке паспортного режима лица, не работавшие свыше 3-х месяцев, ставились на учет. В обязанности сотрудников органов пензенской милиции, в том числе и паспортной службы, входило оказаниеданной категории граждан помощи в трудоустройстве. В случае нежелания заниматься трудовой деятельностью эти лица подвергались выселению.
В целом, в исследуемый период паспортной службе милиции Пензенской области удавалось успешно решать задачи по поддержанию и соблюдению паспортного режима, учету и регистрации граждан, а также оказывать неоценимую помощь в борьбе с уголовной преступностью и охране общественного порядка.
Особую тревогу у сотрудников пензенской милиции вызывало наличие у населения большого количества огнестрельного и холодного оружия. Это было закономерным следствием военной эпохи, которая, по сути, сделала боеприпасы и оружие общедоступными, увеличила возможности их приобретения уголовными элементами. Преступники нередко были вооружены револьверами, карабинами,ружьями, ножами,кинжа-лами [48]. Это придавало криминальным проявлениям повышенную опасность, требовало от сотрудников органов милиции высокого оперативно-служебного мастерства при задержании преступников.
В целях укрепления правопорядка и общественной безопасности, предупреждения преступных проявлений перед органами милиции Пензенской области была поставлена задача - усилить работу по изъятию
оружия у населения. Так, в феврале 1955 г. у рабочего завода п/я 71 г. Пензы был изъят пистолет «ТТ». В июне 1955 г. у одного из студентов машиностроительного техникума были обнаружены 2 пистолета иностранной марки и боевые патроны к ним [47].
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что наряду с оперативно-розыскной работой важное место в деятельности пензенской милиции в годы хрущевских преобразований отводилось охране общественного порядка. Решающую роль в обеспечении правопорядка на территории области играли наружная служба милиции и участковые уполномоченные. Именно благодаря их усилиям выявлялась и пресекалась большая часть хулиганских действий. Сотрудники милицейской службы и участковые уполномоченные вели борьбу с пьянством, беспризорностью и безнадзорностью, тунеядством и паразитическим образом жизни, бродяжничеством, пресекали иные асоциальные проявления. Неоценимую помощь в сфере борьбы с уголовной преступностью и охраны общественного порядка оказывали сотрудники госавтоинспекции, выполнявшие задачи по обеспечению безопасности дорожного движения, и паспортная служба, на которую были возложены обязанности по поддержанию и соблюдению паспортного режима, учету и регистрации граждан.
В целом, можно отметим, что пензенская милиция успешно справлялась с поставленными перед ней задачами по охране общественного порядка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев А. В., Галкин Ю. В. Российская милиция. Краткая хроника (октябрь 1917-2000 г.). Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2001. 288 с.
2. Безрядин Н. М. Использование исторического опыта в совершенствовании деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы советской милиции // Труды Академии МВД СССР: исторический опыт и современность / Под ред. Т. И. Желудковой,
B. В. Лазарева, Ф. Е. Колонтаевского, Р. С. Мулукае-ва, Г. А. Туманова. М.: Академия МВД СССР, 1990.
C. 62-67.
3. Герман Р. Б. Деятельность российской милиции в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1960 гг.). Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000. 164 с.
4. Государственныйархив Пензенскойобласти ( ГАПО). Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3034. Л. 109.
5. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3034. Л. 111.
6. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3514. Л. 105.
7. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3705. Л. 44.
8. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3705. Л. 45.
9. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3705. Л. 139.
10. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3788. Л. 46.
11. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3788. Л. 50.
12. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3810. Л. 39.
13. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3976. Л. 50.
14. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 3976. Л. 115.
15. ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 4125. Л. 6.
16
17
18
19
20 21 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50 51.
52
53
54
55
56
ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1. Д. 4125. Л. 61.
ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 1152. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф.П. 5527. Оп. 1 ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп. ГАПО. Ф. П. 5527. Оп.
. Д. 169. Л. 46.
. Д. 182. Л. 21.
. Д. 274. Л. 27.
. Д. 278. Л. 73.
. Д. 340. Л. 14.
. Д. 372. Л. 10.
. Д. 384. Л. 42.
. Д. 390. Л. 8.
. Д. 392. Л. 128.
. Д. 392. Л. 129.
. Д. 392. Л. 133.
. Д. 438. Л. 75.
. Д. 438. Л. 75 об.
. Д. 452. Л. 111.
. Д. 452. Л. 112.
. Д. 452. Л. 114.
. Д. 497. Л. 46.
. Д. 499. Л. 15.
. Д. 513. Л. 3 об.
. Д. 513. Л. 4.
. Д. 46. Л. 45-46.
. Д. 51. Л. 43.
. Д. 51. Л. 81.
. Д. 51. Л. 82.
Д. 58. Л. 81.
. Д. 64. Л. 46 об.
. Д. 64. Л. 47 об.
. Д. 64. Л. 50 об.
. Д. 64. Лл. 51-51 об. . Д. 68. Л. 122.
. Д. 68. Л. 123.
. Д. 68. Л. 125.
. Д. 68. Л. 137.
. Д. 76. Л. 29.
ГосударственныйархивРоссийскойФедерации(ГАРФ). Ф. Р. 9401. Оп. 2. Д. 451. Л. 310.
ГАРФ. Ф. Р. 9415. Оп. 3. Д. 789. Л. 208.
ГАРФ. Ф. Р. 9415. Оп. 3. Д. 792. Л. 110.
ГАРФ. Ф. Р. 9415. Оп. 3. Д. 1073. Л. 111-112. ГАРФ. Ф. Р. 9415. Оп. 5. Д. 98. Л. 8.
Гуляков А. Д., Баранова Н. Б., Куличенко А. Н., Ко-лемасов В. Н., Шахназаров И. Я. На страже закона и порядка. Страницы истории пензенской милиции. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2003. 112 с.
57. Жаркой М.Э.Организационно-правовые основы деятельности наружной службы милиции Ленинграда в послевоенные годы (1945-1957 гг.) // История государства и права. 1998. № 1. С. 11-19.
58. Индриков З. Я, Литвинов Л. Ф. Деятельность органов внутренних дел по искоренению беспризорности и безнадзорности, предупреждению и пресечению преступности несовершеннолетних. М.: Академия МВД СССР, 1979. 36 с.
59. Историясоветскоймилиции:В2-хт./Подред.Н.А.Ще-локова. М.: Академия МВД СССР, 1977. Т. 2. 338 с.
60. Малыгин А. Я., Маручек А. А., Мулукаев Р. С., Яковлева Е. И. Становление и развитие аппаратов советского уголовного розыска (1917-1985 гг.). М.: Академия МВД СССР, 1991. 84 с.
61. Рожков А. Беспризорники // Родина. 1997. № 9.
С. 70-76.
62. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 556. Оп. 23. Д. 119. Л. 79.
63. РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 23. Д. 159. Л. 97-98.
64. Советская милиция: история и современность. 19171987 / Под ред. А. В. Власова. М.: Юридическая литература, 1987. 335 с.
65. Справочник партийного работника/Ред. кол. В.Н. Малин, В. П. Московский, Д. А. Поликарпов, М. А. Сиво-лобов, Я. В. Сторожев, В. М. Чураев. М.: Госполитиз-дат, 1959. Вып. 2. 840 с.
66. Тропинин Д. Н. Создание подразделений по делам несовершеннолетних: исторический аспект // История органов внутренних дел России: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2002. Вып. 5. С. 163-167.
67. УказПрезидиумаВерховногоСоветаРСФСР«Обуси-лении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» от 4 мая 1961 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. №. 18. Ст. 273.
68. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» от 5 октября 1956 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 24. Ст. 450.
69. Хронологическоесобраниезаконов,указовПрезидиу-ма Верховного Совета СССР и постановлений правительства РСФСР/ Сост. М. И. Юмашев, Б. А. Жалей-ко. М.: Госюриздат, 1959. Т. 6. 736 с.