Научная статья на тему 'Взаимодействие отдела образования и методической службы как фактор повышения эффективности системы образования района'

Взаимодействие отдела образования и методической службы как фактор повышения эффективности системы образования района Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуштакина Ольга Иоганесовна

The indispensable condition for the effective control of the regional educational system is the interaction between the education department and methodology office, which is based on the union of the resource, administrative support and the information-methodological maintenance of the activity aimed at raising the quality of education. Moreover, productive joint work of the education department and methodology office facilitates the realization of long-term large-scale educational projects involving the majority of the educational institutions in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуштакина Ольга Иоганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the education department and the methods office as a factor raising the efficiency of the system of education

The indispensable condition for the effective control of the regional educational system is the interaction between the education department and methodology office, which is based on the union of the resource, administrative support and the information-methodological maintenance of the activity aimed at raising the quality of education. Moreover, productive joint work of the education department and methodology office facilitates the realization of long-term large-scale educational projects involving the majority of the educational institutions in the region.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие отдела образования и методической службы как фактор повышения эффективности системы образования района»

О.И. Нуштакина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

Уже третий год деятельность всех органов управления образованием связана с претворением в жизнь основных положений приоритетного национального проекта «Образование». Для нас реализация данного проекта стала закономерным продолжением проводимой ранее работы по выявлению и поддержке лучших педагогов и учащихся, оптимизации управленческих и финансовых механизмов, усилению роли общественного управления в образовании. Каждое из указанных направлений деятельности требует эффективного ресурсного, нормативного и информационно-методического сопровождения. И если первых два условия в той или иной степени относятся к непосредственной компетенции муниципальных органов управления образованием, то последнее - невозможно без взаимодействия с районными методическими службами, функции которых давно вышли за пределы ограниченного круга проблем повышения квалификации педагогов.

Мы убеждены, что успешное управление муниципальной системой образования, начиная от обеспечения выполнения образовательных программ и заканчивая административно-хозяйственной деятельностью, невозможно без глубокой аналитической работы, стабильного информационного обмена со всеми заинтересованными организациями и общественностью. Методическая служба имеет необходимый кадровый и ресурсный потенциал для выполнения этих задач. В то же время, эффективное выполнение методической службой своих функций невозможно без привлечения всех других подразделений отдела образования, без поддержки администрации района и руководителей учреждений. В этой связи можно говорить о

том, что методическая служба является неотъемлемым элементом районной системы образования.

В 2000 году отдел образования, приступая к реорганизации целого ряда направлений своей работы, столкнулся с проблемами, связанными с недостаточной эффективностью деятельности методической службы по сопровождению осуществляемых инноваций. Было очевидно, что, с одной стороны, может быть, как никогда ранее методическая помощь была наиболее востребована, с другой стороны, методическая служба в той ее форме, в какой она существовала, не может оказать реальной поддержки школе, педагогам. Решением указанной проблемы могла стать реорганизация районной методической службы. В основу ее дальнейшего развития были положены следующие идеи:

• Цель методической службы как школы педагогического профессионализма может быть определена как содействие учителю в его деятельности по формированию собственной личности посредством создания соответствующих условий.

• Вектор развития методической службы лежит в формировании готовности к изменению себя в изменяющихся условиях, а значит, цель обновления применительно к методической службе - построение гибкой, динамичной, ориентированной на перспективу, самоуправляемой системы.

• Сегодня востребована адаптивная методическая служба, реализующаяся в разнообразии, многоплановости услуг (по содержанию, форме, каналу, методу предоставления), технологичности их разработки и предоставления. Ее характер предполагает перевод основной части деятельности на консультационную основу, что позволяет индивидуализировать оказываемую методическую помощь, создавая условия для творчества (развития) педагога или руководителя и способствуя адаптивности учебно-воспитательного процесса.

Основываясь на этих положениях, мы начали обновление с организационной структуры методического кабинета, так как именно организация является ресурсом повышения эффективности деятельности службы. Функциональные обязанности методистов были распределены в соответствии с основными направлениями деятельности, то есть по целевому признаку:

^ Диагностика потребностей кадров, качества образования.

^ Учебно-методическое обеспечение реализации целевых программ («Одаренные дети», «Информатизация образования»).

^ Обеспечение выполнения регионального компонента образования.

^ Методическое сопровождение деятельности ДОУ.

^ Повышение уровня профессионализма кадров (Школа методического мастерства).

^ Издательская деятельность.

^ Информационное обеспечение деятельности системы образования района.

^ Методическое сопровождение спортивно-массовой работы.

^ Методическое сопровождение военно-патриотического воспитания в ОУ района.

Позже, в связи с началом реализации целого ряда республиканских и федеральных образовательных проектов, добавились новые направления:

^ Методическое обеспечение введения в ОУ предпрофильного и профильного обучения.

^ Методическое сопровождение реализации ПНП «Образование».

^ Методическое обеспечение организации воспитательной работы в ОУ района.

Подобное перераспределение обязанностей методистов, на наш взгляд, в определенной мере позволило упорядочить информационные потоки, систематизировать поступающую информацию и заложить основы для ее анализа, для выявления тенденций и перспектив. Большое внимание уделялось самообразованию методистов в рамках созданной творческой лаборатории методической службы.

В качестве совещательного общественного органа при районном методическом кабинете с 2002 года начал действовать экспертно-методический совет, основными задачами которого являются принятие решений по вопросам методического обеспечения различных направлений деятельности учреждений образования района, а также экспертиза исследовательских и методических материалов, подготовленных педагогами и методистами. Тогда же началась работа по технологизации отдельных направлений деятельности службы. Первыми были созданы универсальные карты экспертизы методической работы в образовательном учреждении, позволяющие выделить и проанализировать конкретные результаты деятельности школы по данному направлению, выявить трудности, определить пути их преодоления. На сегодняшний день разработан и используется целый пакет подобных карт:

• анализ работы ОУ по реализации программы «Информатизация образования»;

• анализ реализации комплексно-целевой программы «Одаренные дети»;

• анализ работы ОУ по компенсирующему и коррекционному обучению;

• анализ работы ОУ по реализации городской целевой программы «Образование и здоровье»;

• анализ спортивно-массовой работы в ОУ;

• анализ деятельности библиотеки ОУ;

• анализ организации питания учащихся ОУ;

• анализ воспитательной работы в ОУ;

• анализ эффективности использования компьютерного оборудования и ресурсов Интернета в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

• анализ состояния преподавания обществоведческих дисциплин;

• анализ состояния преподавания физической культуры в ОУ в целом, а также по отдельным разделам программы (гимнастика, лыжная подготовка);

• анализ состояния преподавания технического труда;

• анализ состояния развивающего обучения в начальной школе в ОУ.

С одной стороны, эти карты позволяют получить конкретную информацию о деятельности каждого учреждения по тому или иному направлению, с другой, - полученные сведения достаточно просто обобщить и систематизировать, применив при необходимости статистические методы обработки данных. Полученный в результате всесторонний анализ, как правило, заслушивается и обсуждается на совете отдела образования, а принятые советом решения определяют содержание дальнейшей деятельности отдела и учреждений образования по данным направлениям. В случае повторного рассмотрения того или иного вопроса через некоторое время, использование карты позволяет проследить динамику, выявить наметившиеся тенденции, а значит сделать более глубокие выводы по изучаемым проблемам. Некоторые карты были специально разработаны для организации инспекторского контроля. Все это позволило существенно повысить уровень аналитической работы не только методической службы, но и всего отдела образования в целом.

Всесторонний анализ отдельных аспектов деятельности образовательного учреждения имеет большое значение для планирования работы методической службы по основному направлению ее деятельности - методическому сопровождению становления и развития профессионализма педагогических и руководящих работников учреждений образования района.

В этой связи представляется необходимым отметить, что происходящие в настоящий момент процессы модернизации значительно повысили уровень требований к организации деятельности отдела образования по выполнению одной из основных функций -обеспечению соблюдения государственных стандартов. Но за строгими формулировками нормативных документов, регулирующих образовательную деятельность школы, стоит большая работа учителей, ежедневно решающих вопросы совершенствования технологий и организационных форм обучения, воспитания подрастающего поколения. И значит, в первую очередь мы должны создать условия для эффективной работы педагогов, мотивировать их к дальнейшей профессиональной самореализации. За прошедшие годы администрацией района, отделом образования, руководителями учреждений было много сделано для создания механизмов социальной поддержки педагогов и улучшения материально-технической базы учебного процесса. Сегодня практически в каждой школе учителя имеют возможность использовать в работе компьютерную технику, мультимедийные средства обучения, ресурсы Интернета, но мы понимаем, что наличие современного оборудования, являясь значимым фактором, стимулирующим творческую инициативу учителей, само по себе не обеспечивает повышения качества образования. Не менее важна готовность и способность педагога к профессиональному самосовершенствованию. Здесь необходимо отметить большую роль профессорско-преподавательского состава Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, представители которого активно вели инновационную работу в школах района в годы, предшествующие развернувшейся реформе образования (доктор педагогических наук Р.М. Асадуллин, кандидат педагогических наук Н.С. Сытина, доктор педагогических наук А.З. Рахимов, доктор филосовских наук В.С. Хазиев, доктор педагогических наук В.Э. Штейнберг и др.), вооружая педагогов широко признанными научными новациями и инициируя тем самым, сегодняшние успехи школ района.

Рис. 1. Профессиональное акме педагога

К 2

Основная деятельность педагога Интерактивная

Преобразование индивидуального опыта

Индивидуально-личностное развитие учащегося

Формирование ЗУН

К 4

Преобладающие педагогические действия

Презентативная

Формирование индивидуального опыта, пристройка к модельному

ч Адаптивная

Освоение общепринятого способа действий принятие модельного опыта

Нет цели обучения адаптация

К 5

реобладающие методы обучения

Продуктивные

Эвристические

Дисциплинирующие

Репродуктивные

Интерактивная К 6

Фронтальные Дифференцированные образовательная среда

Преобладающие формы обучения

Соответствие требованиям администрации

одобрение коллег, принадлежность к коллективу Осуществление ' действий

Признание

педагогическом коллективе

Осознание сущности педагогической деятельности

Стремление реализовать себя в профессии

Тспользование оптимальных средств

(технологичность) '^Социальные

мотивы К 7

Познавательные мотивы К8

иишолюэи ионнэмэииоэ тмэиооии

С целью определения уровня профессионализма учителей методической службой была разработана логико-смысловая модель профессионального акме педагога (рис. 1), которая позволяет увидеть имеющиеся затруднения и определить вектор дальнейшей работы педагога по повышению своей компетентности.

Примером оказания адресной методической помощи могут служить разработка и проведение для заместителей директоров школ района семинара-практикума по целеполаганию. Изучение планов и анализов учебно-методической работы учреждений показало, что определение и постановка целей своей деятельности является «слабым звеном» большинства администраторов наших школ. Те из них, кто осознали существование этой проблемы и захотели повысить свою квалификацию, стали активными и заинтересованными участниками данного семинара-практикума.

Наиболее авторитетные учителя имеют возможность представить свой опыт, проводя занятия с небольшими группами педагогов в рамках авторских творческих мастерских. Данная форма является на сегодняшний день одной из наиболее эффективных и востребованных, так как она ориентирована на овладение участниками мастерской конкретными приемами, разрешение актуальных методических проблем, с которыми педагоги сталкиваются в ходе повседневной практики. Так, например, большой интерес слушателей вызвали творческие мастерские заместителя директора гимназии № 93 А.П. Яковлевой - «Организация системы научно-методической работы в образовательном учреждении»; учителя школы № 97 Н.А. Закреевой - «Анализ художественного произведения на уроках культуры Башкортостана»; учителя школы № 114 Е.Н. Приходько -«Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»; педагога Центра детского творчества «Созвездие» О.А. Герасимовой - «Методы обучения учащихся навыкам выбора профессии»; учителя школы № 155 Г.К. Черновой - «Инновационные методы учебно-воспитательной работы на уроках информатики в начальной школе» и другие. По окончании работы издаются методические сборники, в которые входят разработки авторов творческих мастерских и их участников.

Не отказываясь от таких традиционных форм, как курсовая подготовка педагогов, проведение семинаров и круглых столов, профессиональных конкурсов и т.д., районная методическая служба придает большое значение организации районных научнопрактических конференций. При этом принципиальная позиция сотрудников методического кабинета заключатся в отказе от формальных подходов к подобным мероприятиям. Каждый новый про-

ект начинается с изучения затруднений педагогов, осознания существующих проблем, поиска реальных, востребованных повседневной педагогической практикой путей их решения. Так, одна из первых НПК педагогов района была посвящена проблемам коррекционно-развивающего обучения. Поднятые на той конференции вопросы и принятые решения определили содержание работы методической службы по данному направлению на несколько следующих лет.

Но, конечно, ведущим направлением работы методического отдела остается подготовка и организация районных профессиональных конкурсов. При этом сотрудники отдела видят свою задачу не только в создании благоприятных условий для выявления наиболее талантливых педагогов, но и оказывают им необходимую методическую помощь. Так, например, все участники районных смотров «Учитель года», «Самый классный классный» получают исчерпывающие консультации по критериям оценки конкурсных этапов, имеют возможность ознакомиться с видеоматериалами конкурсов прошлых лет, поработать с фондом методической литературы. Как результат, только за последние два года победители районного этапа И.В. Бажина, учитель информатики школы №141 и Н.Х. Валеева, учитель башкирского языка башкирского лицея №136 подтвердили свой высокий профессиональный уровень, став лауреатами региональных конкурсов «Учитель года».

Кроме указанных выше, ежегодно в районе проводится конкурс методических проектов, и каждый раз в качестве номинаций выбираются наиболее актуальные и востребованные практикой проблемы. Так, например, в текущем учебном году на данный конкурс будут представлены разработки учителей района по следующим номинациям: «Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива», «Формирование коммуникативной культуры учащихся в учебном процессе», «Организация работы учащихся по использованию Интернет-ресурсов в учебном процессе», «Использование активных форм и методов воспитания для формирования гражданской позиции учащихся», «Формы характеристики учащегося как составляющая портфолио школьника». По итогам конкурса ежегодно выпускается сборник лучших проектов, в 2007 году он впервые был издан на компакт-диске.

Среди всех направлений деятельности методической службы можно выделить ряд примеров того, как из нескольких разрозненных мероприятий в течение непродолжительного периода времени выросла гибкая, саморазвивающаяся система работы, в которую вовлечены большинство учреждений образования района. Таким примером может служить реализация районной программы «Одаренные дети».

Еще в 90-х годах в системе образования Октябрьского района сложилась небольшая группа школ, учащиеся которых из года в год занимали призовые места на олимпиадах различных уровней. Но сегодня даже признанные лидеры вынуждены постоянно подтверждать свой статус, потому что в десятку лучших по результатам олимпиадно-конкурсного движения ежегодно входят все новые и новые школы. И они намерены задержаться в группе сильнейших, так как уверены, что залогом их стабильных достижений является выстроенная на уровне учреждения и всего района система работы с детьми, проявляющими незаурядные академические способности.

С самого начала основной целью работы с данной категорией учащихся было формирование условий для их выявления и всесторонней поддержки. С одной стороны, мы понимали, что создание здоровой конкуренции между учреждениями района будет стимулировать педагогические коллективы, администрацию школ в активизации работы с одаренными детьми. С другой стороны, перед нами стояла задача выстроить четкий, универсальный механизм, позволяющий упорядочить все основные направления этой работы в районе и легко воспроизводящийся на уровне отдельных учреждений.

Одним из первых шагов стало выстраивание информационноаналитического обеспечения данного направления работы. Для повышения уровня организации районных олимпиад, а также для того, чтобы сделать подведение их итогов максимально оперативным, открытым и объективным, были разработаны унифицированные формы протоколов, отчетов о проведении олимпиад, ускорена процедура подготовки приказов и грамот по их итогам. Данные о призерах олимпиад и НПК заносятся в автоматизированную базу данных «Одаренные дети», которая на сегодня содержит информацию о достижениях учащихся с 2000 по 2007 годы. Ежегодный всесторонний анализ результатов олимпиад всех уровней позволяет проследить их динамику в течение нескольких лет по отдельным предметам или учреждениям, увидеть возможные проблемы и поставить задачи по их разрешению.

В то же время нам не менее важно было создать единую среду для общения, развития и даже в какой-то мере социализации способных учащихся. В рамках программы «Одаренные дети» в районе

разработан и в течение шести лет реализуется интерактивный проект «Перспектива», включающий:

^ ежегодный слет «Паруса надежды», на котором подводятся итоги олимпиадно-конкурсного движения, награждаются победители олимпиад, учителя, подготовившие призеров, и директора ОУ, имеющих наибольший рейтинг по итогам олимпиад и нПк.

^ профильную смену «Попутный ветер» в районном лагере труда и отдыха «Юность», в которой занятия с одаренными детьми по химии, математике, психологии, журналистике по специально разработанным образовательным программам проводят преподаватели БГУ и УНГТУ.

^ виртуальный клуб «Гавань», в рамках которого ежегодно проводится турнир, интеллектуальная игра, издается газета «Попутный ветер», запущен и работает сайт.

Основой существования проекта является добровольное сотрудничество творческих педагогов и наиболее активных учащихся, внесение ими предложений, разработка новых идей. Показательно, что символика и атрибутика проекта воплощают такие ценности, как творчество, саморазвитие, стремление к успеху (рис. 2) Так, слет имеет название «Паруса надежды», девиз - слова Сенеки: «Кто не знает в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра». Разработан сценарий проведения слета, издается буклет, пятерым участникам слета ежегодно предоставляется право записать пожелания в Книгу Почета.

Лауреат республиканского конкурса «Учитель года» И.В. Бажина

Летом участники проекта встречаются во время профильной смены на базе районного лагеря труда и отдыха «Юность», где созданы все необходимые условия для полноценного отдыха, укрепления здоровья и повышения уровня знаний. Но главное, смена предоставляет им возможность общения со сверстниками из других школ района, разделяющими их интересы и увлечения. Воспитатели и педагоги смены с гордостью рассказывают истории замкнутых и необщительных ребят, которые находили в лагере новых друзей, раскрывались как яркие творческие личности. И, конечно, нас радует, что за годы существования смены сложился стабильный состав преподавателей, причем многие из них, как, например, доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой аналитической химии БГУ Ф.Х. Кудашева и кандидат химических наук, доцент А.В. Сидельников, продолжают заниматься с наиболее способными учащимися и в течение учебного года. Продолжительность смены - 14 дней, в первой половине дня проводятся предметные занятия с преподавателями вузов, во второй половине дня отряды организуют культурную и спортивную программу. По мнению ребят, именно возможность самим организовывать свой досуг и способствует тому, что они так быстро находят контакт друг с другом. «Мы все поняли, что нет другой смены, способной сблизить людей за две недели до такой степени, как сблизила нас смена «Попутный ветер»! Поначалу всем было немного неловко, мы стеснялись друг друга, но сейчас наше единство проявляется во всем, и это делает общение таким интересным!» - пишут дети в книге воспоминаний «Острова памяти». Проявив себя настоящими генераторами идей, ребята заложили традиции смены: придумали название, девиз, эмблему и флаг, начали книгу воспоминаний «Острова памяти». Именно желание детей общаться вне смены послужило толчком к созданию виртуального клуба «Гавань».

Виртуальный клуб подразумевает групповое участие в его мероприятиях, причем разновозрастные группы формируются каждый раз заново. В учебном году проводится как минимум три мероприятия, каждое из которых позволяет ребятам проявить их гражданскую позицию, чувство социальной ответственности, прививает ценности коллективизма и сотрудничества.

Благодаря выстроенной системе работы с одаренными детьми образовательные учреждения района занимают лидирующее положение по данному направлению в республике. Только за последние два года наши ученики 146 раз становились призерами городских, 89 - республиканских, 5 - окружных и 6 - всероссийских олимпиад. А в прошлом учебном году ученик школы № 130 Тимур Мансуров стал победителем международной олимпиады по химии.

В 2006/2007 учебном году в реализации комплексно-целевой программы «Одаренные дети» акцент был смещен на организацию научно-исследовательской деятельности школьников. С целью выявления существующих проблем в данном направлении работы методической службой проведен районный семинар для заместителей директоров по научно-методической работе, был подготовлен, издан и распространен сборник методических рекомендаций по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Среди новых направлений деятельности методической службы района следует назвать методическое сопровождение реализации приоритетного национального проекта «Образование». Второй год подряд проводятся семинары с учителями - претендентами на премию ПНПО с целью разъяснения процедуры и основных положений конкурса, критериев оценки содержания конкурсных материалов, организуются индивидуальные консультации с конкурсантами. По отдельному плану проводится работа по обобщению опыта победителей 2006 и 2007 годов, они привлекаются к проведению семинаров, открытых дней в рамках РМО, работают в экспертных группах, жюри профессиональных конкурсов, принимают участие в педагогических научно-практических конференциях.

Отчасти с началом реализации ПНП «Образование» связано выделение методического сопровождения воспитательной работы в образовательных учреждениях в отдельное направление деятельности методической службы района. В последние годы стало очевидным, что, несмотря на положительную динамику, статистических показателей (число правонарушений, преступлений, общее количество проведенных воспитательных мероприятий и др.) уже давно недостаточно, чтобы оценить реальные результаты воспитательной работы. В определенный момент мы задали себе вопрос: «Как часто в вашей практике были случаи, когда совершенно успешный и благополучный ребенок проявлял циничность, грубость, неуважение к человеческому достоинству? Он не состоит на учете в Кдн, не совершает правонарушений и, возможно, принимает активное участие в культурно-массовой работе школы. Но можем ли мы в этом случае считать нашу воспитательную миссию выполненной?» Увы, но ответ известен любому учителю. А значит перед нами стоит задача создания системы эффективной воспитательной работы и определение как можно более конкретных критериев оценки ее результатов. В 2006/2007 учебном году методическим отделом систематизированы существующие методики выявления уровня воспитанности учащихся, на их основе совместно с районным экспертно-методическим

советом разработана и предложена для апробации образовательными учреждениями адаптированная диагностика выявления уровня воспитанности учащихся. Также для апробации образовательным учреждениям представлена карта выявления уровней развития коллектива и карта анализа воспитательного потенциала урока, разработанные участниками районной НПК «Духовно-нравственное воспитание учащихся. Проблемы. Результаты. Эффективность» (октябрь 2006 года). Районным методическим объединением педаго-гов-психологов подготовлен к изданию сборник диагностических материалов для оценки уровня развития коллектива и уровня развития личности. Итогом деятельности экспертно-методического совета стало создание карты анализа воспитательной работы в образовательном учреждении, и уже проведена индивидуальная работа с заместителями директоров по ознакомлению с данной картой. При сдаче отчетов по итогам воспитательной работы за год для заместителей директоров были организованы индивидуальные консультации. Подготовлена для внедрения в практику образовательных учреждений программа оценки эффективности воспитательной работы. В прошлом учебном году методическим отделом был организован семинар-практикум «Целеполагание в воспитательной работе» для заместителей директоров, курирующих данное направление деятельности школ. В феврале 2007 года самые активные представители ученических коллективов школ приняли участие в фестивале социально значимых дел «Моя школа. Мой город. Моя республика», а в марте в районе впервые прошел конкурс педагогического мастерства классных руководителей «Самый классный классный», в котором приняли участие 12 педагогов.

Создание единой общерайонной системы эффективной воспитательной работы - это новый масштабный проект методической службы, реализация которого только началась. В текущем учебном году предстоит продолжить эту работу, по-прежнему уделяя первоочередное внимание повышению квалификации педагогов, прежде всего в части анализа и планирования их деятельности.

Важно отметить, что районная методическая служба всегда работала в тесном взаимодействии с другими подразделениями отдела образования, роль которых, прежде всего, заключалась в создании системы социальной и профессиональной защищенности педагогов, организационной и финансовой поддержке самых смелых и масштабных проектов. В первые же годы реорганизации было создано соответствующее ресурсное обеспечение деятельности методического кабинета: рабочие места оборудованы персональными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компьютерами, установлена вся необходимая оргтехника, приобретено оборудование для издательской деятельности. Районная методическая служба выполняет функции координатора при проведении масштабных районных мероприятий, таких как августовское совещание работников образования, районные родительские собрания, но все же наиболее показательным примером взаимодействия со всеми элементами районной системы образования является ее информационно-аналитическая деятельность.

При участии методической службы выстроена система оценки эффективности деятельности учреждений образования и информирования руководителей о результатах работы учреждений по итогам полугодия и года. Ежегодно к районному августовскому совещанию издается сборник, включающий в себя таблицы, обобщающие итоги деятельности всех школ, центров дополнительного образования и детских садов района более чем по 15 направлениям. Как результат, каждое учреждение видит свое место в системе образования района и перспективы своего развития. Мы уверены, что распространение конкретной информации о том, что происходит в районе и городе, какие задачи и ориентиры развития ставятся сегодня перед всеми участниками образовательного процесса, каковы проблемы и достижения учреждений образования района способствуют повышению мотивации даже у тех школ, которые привыкли считать себя «аутсайдерами». Сегодня можно утверждать, что мы добились массового участия всех ОУ района в реализуемых нами проектах, олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях и многие из «обычных» общеобразовательных школ по целому ряду показателей успешно конкурируют с инновационными учреждениями.

Можно было бы привести примеры высоких и стабильных результатов работы методической службы и по другим направлениям. Но, подводя итог сказанному, хочется отметить, что залогом позитивных результатов деятельности отдела образования и методической службы района является стабильный, высококвалифицированный кадровый состав, отличающейся заинтересованным, ответственным отношением к делу. И, безусловно, один из важных факторов эффективной работы - благоприятный психологический климат, уникальная атмосфера сотрудничества и взаимной поддержки. Ежегодно коллектив методической службы района ставит перед собой новые задачи, разрабатывает целый ряд перспективных проектов. Позитивный опыт методической службы Октябрьского района города Уфы был представлен на городском, республиканском и всероссийском уровнях. В феврале 2007 года по итогам проверки деятельности районных методических служб комиссией Управления обра-

зования Администрации г. Уфы методическая служба Октябрьского района была признана одной из лучших в городе.

Рис. 2. Эмблема слета «Паруса Надежды»

С января 2006 года районные методические кабинеты г. Уфы вошли в состав научно-информационно-методического центра при Управлении образования Администрации городского округа г. Уфа, но методическая служба по-прежнему остается значимым элементом системы образования района, продолжает тесно взаимодействовать с отделом образования, что, на наш взгляд, является залогом сохранения высокой эффективности ее деятельности.

ABSTRACT

The indispensable condition for the effective control of the regional educational system is the interaction between the education department and methodology office, which is based on the union of the resource, administrative support and the information-methodological maintenance of the activity aimed at raising the quality of education. Moreover, productive joint work of the education department and methodology office facilitates the realization of long-term large-scale educational projects involving the majority of the educational institutions in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.