Научная статья на тему 'Опыт системных изменений и иновационные прорывы образования республики Башкортостан'

Опыт системных изменений и иновационные прорывы образования республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАТИКА / ПЛОЩАДКА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютин Игорь Павлович

The paper concentrates on the perspectives of the national project Education that laid the foundation to the system-defined, consistent and timely changes in the sphere, and facilitated the formation of the carcass of the modern model of the republican education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF SYSTEM-DEFINED CHANGES AND INNOVATION BREAKTHROUGH IN THE EDUCATION OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The paper concentrates on the perspectives of the national project Education that laid the foundation to the system-defined, consistent and timely changes in the sphere, and facilitated the formation of the carcass of the modern model of the republican education.

Текст научной работы на тему «Опыт системных изменений и иновационные прорывы образования республики Башкортостан»

И.П. Малютин

ОПЫТ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ИНОВАЦИОННЫЕ ПРОРЫВЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в ежегодном Послании Федеральному Собранию обозначил необходимость подготовки Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», включающей пять базовых компонентов:

- внедрение нового поколения образовательных стандартов;

- создание и развитие системы поиска и поддержки талантливых детей;

- пополнение школ новым поколением учителей;

- усиление ресурсной обеспеченности образования - введение новых норм проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов с использованием эффектов и достижений приоритетного национального проекта «Образование»;

- внедрение здоровьесберегающих технологий и минимизация рисков для здоровья в процессе обучения.

Новая государственная образовательная политика, призванная продолжить линию реализации национальных проектов, более конкретно сформулирована в виде проекта государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».

Сегодня все образовательные структуры, органы управления образованием, учреждения профессионального образования республики вовлечены в процесс выстраивания принципиально иной

системы образования, которая должна отвечать потребностям современного общества. Ожидаемые системные изменения получили в Программе развития образования в Республике Башкортостан на 2009-2013 годы. Настоящая программа предполагает учет предстоящих системных изменений в функционировании отрасли:

- принятие мер по обеспечению доступности качественного образования;

- развитие современной системы непрерывного образования;

- развитие республиканской системы оценки качества образования;

- внедрение новых финансово-экономических механизмов;

- расширение общественного участия в управлении образованием;

- внедрение индикативного, ориентированного на результат, управления республиканской системой образования.

Реализация данных приоритетов находится в русле государственной образовательной политики.

Завершается третий год реализации приоритетного национального проекта «Образование». Реализация данного проекта в 20062008 годах дала опыт системного развития отрасли в республике. Одна из главных задач приоритетного национального проекта «Образование» - переход отечественной образовательной системы на инновационный путь развития, в том числе, в общем и профессиональном образовательных сегментах. Национальный проект направлен на формирование принципиально новой практики образования. Главный критерий конкурса - наличие у образовательного учреждения инновационного «продукта». Не случайно в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 года на саммите G8 принят совместный документ «Образование для инновационных обществ в XXI веке».

Реализация национальных проектов - свидетельство реального возвращения государства в социальную сферу. Заявленные Президентом социальные инициативы - продолжение курса на инвестиции в человека и одновременно своеобразный «открытый урок» рыночной экономики.

Затруднительно, да и невозможно проводить эффективную образовательную политику при отсутствии стратегии. Национальный проект «Образование» во многом предопределил стратегические начала. К моменту его реализации уже были достигнуты серьезные заделы. Так, по данным мониторинга, проведенного в 2005 году, по индексам образования и развития человеческого потенциала Башкортостан входит в первую десятку, по показателю «региональная

образовательная политика» занимает 1-е место, по качеству образования - 5-е, доступности образования - 16-е, состоянию общего образования - 18-е, кадрового потенциала - 21-е, здоровья детей и подростков - 25-е место в стране.

Инновационную направленность национального проекта «Образование» усиливают действующие в системе образования нашей республики 19 целевых программ по различным направлениям. Национальный проект «Образование» во многом является подтверждением наших подходов к развитию системы образования Республики Башкортостан, критерием оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, классных руководителей, всего профессионально-педагогического корпуса республики.

Справедливо утверждение члена Общественной палаты Российской Федерации Л.Н. Духаниной, что «от соискателей грантов требуется победа в конкурсе инноваций по факту существования образовательного учреждения, а не формального получения дотаций, как это было прежде. От исполнителей инновационных разработок государство и общество ждут напряженной интеллектуальной работы, креативности, долговременного экономического эффекта»1.

На Всероссийском форуме «Образовательная среда - 2008» по итогам конкурсов научно-педагогических разработок и инновационных решений система образования Республики Башкортостан признана победителем конкурса региональных систем и перспективных моделей образования, созданных в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Ряд инновационных школ (г. Уфа, Учалинский, Благоварский, Кармаскалинский, Мечетлинский районы) награждены почетными дипломами и «золотыми» медалями ВДНХ.

Высокие результаты республики в реализации приоритетного национального проекта «Образование» отмечены и во Всероссийском конкурсе по инноватике в образовании. Из 28 крупных федеральных наград 6 завоевали наши проекты. Получено более 40 дипломов и сертификатов на внедрение инноваций. Годом раньше, на XI Российском образовательном форуме в г.Москве мы получили Диплом за лучшее представление результатов приоритетного национального проекта «Образование».

Высокие результаты республики в области национального образования и реализации региональной образовательной политики

1 Духанина Л.Н. Национальная политика перемен // Национальные проекты. - №3. - 2006. -С. 58.

отмечены на Международной презентации «450 лет вместе с Россией» в штаб-квартире ЮНЕСКО в г. Париже в марте 2008 года.

По определению европейских ведущих экспертов МсК^еу, фаворит современных образовательных моделей - зона с необычным названием - периферия. В ее среде зарождаются новейшие технологии, обладающие «прорывным» потенциалом. Так, оставаться системе образования Республики Башкортостан на гребне инновационной волны и лидировать среди других субъектов Российской Федерации позволяют ведущие ученые-педагоги. Наши талантливые соотечественники-башкортостанцы - известные педагоги С.Т. Сатбалдина, В.П. Сухов, Л.Г. Саяхова - авторы учебников федерального комплекта содержания образования. Педагогические технологии, разработанные А.З. Рахимовым и В.Э. Штейнбергом, пройдя сложные этапы внедрения отдельными экспериментальными площадками, давно вышли за границы локального распространения и сегодня прочно утвердились не только в региональной, но и общероссийской образовательной практике.

Именно инноватика сегодня оказывает решающее влияние на изменение как образовательной практики, так и практики управления образовательным комплексом республики. Лучшие педагоги республики и преподаватели Башкирского государственного педагогического университета им. Мифтахетдина Акмуллы, других педагогических вузов республики, Башкирского института развития образования постоянно представляют современные образовательные технологии в рамках мастер-классов, лекций, презентаций и семинаров-практикумов.

Совершенствуется система научно-методической поддержки сетевой опытно-экспериментальной площадки. Экспериментальная работа ведется в 157 образовательных учреждениях. Башкортостан занимает ведущее место в Приволжском федеральном округе по количеству гимназий и лицеев и обучающихся в них, и по этому показателю входит в первую десятку регионов России. В настоящее время в инновационном режиме работают 79 гимназий, 50 лицеев, 2 кадетских учреждения, ряд общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. Перспективное направление развития всеобщего и обязательного общего образования в республике предполагает увеличение количества образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Профильное обучение ведется в 314 общеобразовательных учреждениях, функционируют 980 классов, внедряющих программы профильного обучения. «Фестиваль» педагогических идей и образовательных инноваций способствует изучению

лучшего республиканского опыта учительства Башкортостана, формированию настоящей коллекции инновационных разработок, имеющих серьезное значение для совершенствования образовательной практики.

Республика Башкортостан принимает активное участие в следующих направлениях приоритетного национального проекта «Образование»:

1. Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

По итогам конкурса 2007 года Уфимский государственный авиационный технический университет вошел в число 40 вузов - победителей.

В 2008 году конкурс не проводился.

2. Стимулирование учреждений начального и среднего специального профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

В 2007 году победителями конкурса стали Нефтекамский машиностроительный техникум и Салаватский индустриальный колледж.

В 2008 году стали победителями и получат государственную поддержку из федерального бюджета на осуществление подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств 3 учреждения СПО и 8 профессиональных училищ и лицеев;

Уфимский топливно-энергетический колледж;

Стерлитамакский педагогический колледж;

Салаватский педагогический колледж;

Профессиональное училище №52 им. М.А. Ферина;

Профессиональное училище № 157 Дюртюлинского района;

Профессиональный лицей № 1 г. Уфы;

Профессиональный лицей №82 с. Толбазы Аургазинского района;

Профессиональный лицей №116 с. Исянгулово Зианчуринского района;

профессиональное училище № 83 с. Михайловка Уфимского района;

профессиональный лицей № 56 г.Октябрьского;

Профессиональный лицей № 64 г.Уфа.

Объем господдержки из федерального бюджета составит 272 млн. руб., из бюджета республики 52 млн. руб., из бюджетов муниципальных образований - 23,5 млн. руб. и средств работодателей -175, 5 млн. руб.

Уверены, что столь существенная поддержка даст возможность не только укрепить учебно-материальную базу, но и даст толчок новому развитию этих учреждений и системе профессионального образования республики.

3. Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

В 2006-2007 годы государственную поддержку в размере 1 млн. рублей получили 218 (в том числе 115 городских, 103 сельских) общеобразовательных школ республики. В 2008 году еще 109 школ (в том числе 53 сельских, 56 городских).

На поддержку школ из консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2006-2007 году выделено 2 738,9 млн. рублей, в 2008 году - 1370 млн. рублей.

Средства государственной поддержки направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников.

По состоянию на 27 октября 2008 года, из поступивших 109 млн. рублей освоено 65,5 млн. рублей или 60,10%. До конца года все средства будут освоены.

Конкурс ПНПО позволил обобщить и выделить следующие составляющие инновационных программ развития:

- внедрение современных подходов к содержанию и организации образовательного процесса, использование современных методов обучения;

- развитие воспитательной системы;

- повышение качества образования, включая углубленное изучение отдельных предметов;

- развитие поликультурной составляющей образовательного процесса;

- информатизация образовательного процесса;

- профильное обучение и подготовка к нему;

- здоровьесбережение и развитие дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;

- деятельность школы как социокультурного центра села.

В Башкортостане очень глубокие корни национальной культуры, нравственности, религии, и поэтому эти факторы должны быть учтены в формировании нового нравственного порядка повышения гражданской ответственности каждого за результаты своей дея-

тельности. Поэтому, неслучайно, что каждая четвертая школа - победитель конкурса ПНПО - национальная.

4. Государственная поддержка талантливой молодежи.

В 2006-2007 годы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» премии по 30 тыс. рублей и по 60 тыс. рублей получили 237 представителей Республики Башкортостан. Количество обладателей премий 2008 года на сегодняшний день составляет 112 человек.

Главным критерием отбора кандидатов от региона для присуждения премии является победа в конкурсном мероприятии, включенном в утвержденный Координационным советом по реализации приоритетных национальных проектов Перечень. В него входят региональные мероприятия (олимпиады, фестивали, конкурсы, соревнования и др.), а также межрегиональные мероприятия, проводимые на территории республики.

Если в 2007 году квота, выделенная на республику, составила 37 человек, то в 2008 году она увеличена до 46.

Победители международных, всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований и др. определяются Министерством образования и науки Российской Федерации согласно другому - федеральному - перечню мероприятий.

Фактором, способствующим росту достижений, является создание республиканской системы поддержки талантливой молодежи. Реализуется Президентская программа «Дети Республики Башкортостан». Действует комплекс мер поощрения творчески одаренной молодежи. Ежегодно 100 одаренных школьников, 335 студентов, аспирантов и докторантов получают стипендии Президента республики. Присуждаются также именные стипендии в честь видных общественных деятелей, представителей науки и культуры (М. Акмуллы, З. Валиди, И. Муксинова, М. Карима). В прошлом году учреждены 50 ежегодных грантов для талантливых молодых ученых.

Башкортостан ежегодно избирается местом проведения заключительных этапов всероссийских олимпиад школьников. Если в 2006 году в республике проходила только одна олимпиада - по химии, то в 2008 году - по трем предметам: химии, биологии и праву. К сожалению, Башкортостан не входит в число 12 лучших регионов Российской Федерации по количеству победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, но занимает 15 место в рейтинге субъектов Российской Федерации. В сравнении с прошлым, 2007, годом общее количество призеров несколько мень-

ше; однако показатели «качества» выступления - выше: 2 золотых и 8 серебряных медалей. Одаренные школьники Республики Башкортостан ежегодно выступают в составе сборных команд Российской Федерации на международных олимпиадах и занимают призовые места.

Вступил в действие Указ Президента Республики Башкортостан от 10 октября 2008 года №УП-558 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых ученых и молодежных научных коллективов в Республике Башкортостан». В соответствии с Указом с 1 января 2009 года размер одного гранта, выделяемого для поддержки научных исследований молодых ученых и молодежных научных коллективов, увеличится с 50 тысяч рублей до 60 тысяч рублей.

На оказание государственной поддержки талантливой молодежи из республиканского бюджета за три года было выделено более 21 млн. рублей, в том числе в 2008 году - более 8,0 млн. рублей.

5. Поощрение лучших учителей.

Денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования в 2006-2007 году получили 726 учителей, в том числе 291 городских, 435 сельских. 363 учителя республики, в том числе 146 городских, 217 сельских, были поощрены и в текущем году.

За 3 года из федерального бюджета на поощрение лучших учителей выделено по 36,3 млн. рублей, всего 108,9 млн. рублей.

В рамках республиканской системы поддержки лучших учителей, по сравнению с 2006 годом, более чем в 6 раз увеличился общий объем финансовой поддержки победителей ежегодных республиканских конкурсов профессионального мастерства: если на эти цели в 2006 году выделялось 0,34 млн. рублей, в 2007 году - 1,84 млн. рублей, то в 2008 году - 2,18 млн. рублей.

В этом году впервые в рамках республиканского конкурса «Учитель года» состоялись конкурсы учителей русского языка и литературы, татарского языка и литературы. По инициативе Президента Республики Башкортостан впервые присуждено почетное звание «Народный учитель Республики Башкортостан» четырем известным учителям.

Реализуется программа «Педагогические кадры Республики Башкортостан» на 2007-2009 годы, в соответствии с которой молодые специалисты республиканских учреждений получают единовременное пособие в размере 14 328 тыс. руб. В районах за счет местных бюджетов единовременное пособие выплачено более 600

молодым педагогам. Предусмотрены также средства и на ежегодное санаторно-курортное лечение педагогов.

6. Выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения.

Третий год педагогические работники республики, выполняющие функции классного руководителя, получают ежемесячное вознаграждение в размере 1 тыс. рублей, в зависимости от нормативной наполняемости класса.

Всего в 2006-2007 годы на доплаты за классное руководство израсходовано 837,9 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 386,9 млн. рублей - за счет средств республиканского бюджета. За 9 месяцев 2008 года из федерального бюджета направлено 295,529 млн.рублей, из республиканского бюджета - 151,2

млн.рублей. Вознаграждение получили 30553 человека.

7. Подключение школ к сети Интернет.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» за три года к электронным образовательным ресурсам доступ получили 2432 общеобразовательных учреждения республики (98%). Это позволило обеспечить равный доступ к современным образовательным ресурсам учащихся из сельских удаленных, труднодоступных мест и поставить их в равные условия с учащимися городских школ.

В связи с завершением финансирования Интернет-трафика общеобразовательных учреждений за счет средств федерального бюджета в рамках национального проекта «Образование», наша республика взяла на себя обязательство оплаты доступа образовательных учреждений республики к ресурсам сети Интернет. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2008 года №1190-р в 2008-2009 годы, республика на эти цели планирует затратить 22 млн. 46 тыс. рублей.

В текущем году за счёт республики приобретена компьютерная техника для 21 учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сумму 2,3 млн. рублей. До конца года 6 коррекционных школ-интернатов республики будут оснащены компьютерными классами. На реализацию данного проекта Башкортостан выделил 3,3 млн. рублей.

8. Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

В 2006-2007 годы для школ республики приобретено 1094 комплекта учебного оборудования на сумму 324,9 млн. рублей (из них 576 комплектов на сумму 169,8 млн. рублей за счет средств

бюджета Республики Башкортостан). В 2008 году в общеобразовательные учреждения республики поставлено 295 комплектов для кабинетов физики, химии, биологии, географии и интерактивные доски за счет средств федерального бюджета. Продолжаются работы по поставке учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств республиканского бюджета. Будет приобретено 449 комплектов на сумму 84,84 млн. рублей. В настоящее время поставлено 232 комплекта.

9. «Сельский школьный автобус».

В целях обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей из сельских малочисленных и отдаленных от крупных населенных пунктов школ за три года реализации национального проекта «Образование» обладателями автобусов стала 431 школа. В 2006 году - 173, 2007 году - 138, 2008 - 140.

Реализация нацпроекта продолжится и в следующем году: поощрение лучших учителей, выплаты за классное руководство, конкурс учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров.

Отличительной особенностью реализации приоритетного национального проекта «Образование» в последующие годы станет переход от принятия его как формы исключительно финансовой поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальный проект «Образование» обеспечил создание необходимых элементов новой модели образования. Первостепенную важность приобретает создание современных экономических механизмов управления качеством образования. Это связано, прежде всего, с введением нормативного финансирования общеобразовательных учреждений, предстоящим внедрением новой системы оплаты труда работников, независимой системы оценки качества образования, дальнейшим развитием республиканской системы поддержки лидеров образования.

Одновременно возрастает цена ошибок, которые с неизбежностью приводят к потере конкурентных преимуществ, социальноэкономическому и технологическому отставанию, социальным издержкам и т.д.

Как считает Л.М. Гохберг, «в условиях стабилизации и даже улучшения ситуации как у государства, так и научных организаций, образовательных учреждений, да и у населения - возрастает потребность и, что немаловажно, появляется реальная возможность

проектирования будущего и построения стратегий достижения намечаемых целей» .

Как уже было отмечено выше, новая государственная образовательная политика сформулирована в виде проекта государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 20092012 годы».

В целом национальный проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели республиканского образования. Совместные усилия по развитию системы образования Республики Башкортостан можно с полным правом назвать инвестициями в будущее. От того, насколько качественно будут решены задачи национального проекта, во многом будет зависеть стабильность и процветание республики в ближайшее десятилетие.

Ключевые слова: развитие образования, национальный проект, инноватика, площадка, стимулирование, поощрение, модель образования.

ABSTRACT

The paper concentrates on the perspectives of the national project “Education” that laid the foundation to the system-defined, consistent and timely changes in the sphere, and facilitated the formation of the carcass of the modern model of the republican education.

2 Гохберг Л.М. Будущее как стратегическая задача// Форсайт. - №1 (1). - 2007. - С. 4.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.