Научная статья на тему 'Основные параметры, тенденции и прогнозные оценки развития системы образования республики Башкортостан'

Основные параметры, тенденции и прогнозные оценки развития системы образования республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ / DEVELOPMENT / AN EDUCATION SYSTEM / TENDENCIES / FORECAST ESTIMATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютин Игорь Павлович

Аннотация: Автор статьи считает, что повышение квалификации педагогических работников необходимо построить в форме многообразных и преемственных образовательных программ с предоставлением возможности непрерывного и опережающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY PARAMETERS, TENDENCIES AND ESTIMATIONS OF THE FORECAST OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM OF REPUBLIC BASHKORTOSTAN

Аbstract: The author of article considers, that improvement of professional skill of pedagogical workers is necessary for constructing in the form of diverse and successive educational programs with granting of possibility of continuous and advancing formation.

Текст научной работы на тему «Основные параметры, тенденции и прогнозные оценки развития системы образования республики Башкортостан»

И.П. Малютин

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ключевые слова: развитие, система образования, тенденции, прогнозные оценки.

Keywords: development, an education system, tendencies, forecast estimations.

Аннотация: Автор статьи считает, что повышение квалификации педагогических работников необходимо построить в форме многообразных и преемственных образовательных программ с предоставлением возможности непрерывного и опережающего образования.

Аbstract: The author of article considers, that improvement of professional skill of pedagogical workers is necessary for constructing in the form of diverse and successive educational programs with granting of possibility of continuous and advancing formation.

В настоящее время стратегической целью социальноэкономического развития страны является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Как обозначено в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требова-

ниям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Для этого необходим переход к стратегии инновационного развития страны, опирающейся на одно из главных конкурентных преимуществ России - человеческий капитал, а также на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Общепризнано, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования как основа динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Как обозначено в разделе «Общее образование для всех и для каждого» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «... навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?» Далее следует визуализация образа современного школьного образования на старшей ступени: «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Появление и распространение в ведущих странах мира новой образовательной стратегии, получившей название «Live Long Learning» («обучение в течение всей жизни») обусловлено гендерными изменениями, демографическим спадом, необходимостью преодоления инерционности традиционного базового образования, отстающего от стремительных изменений в мире знаний. Рассматривая сущность процесса преемственности профессиональной подготовки кадров на примере Республики Башкортостан, следует отметить, что в современных условиях система образования становится более адекватной по отношению к экономике. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Не случайно одной из важнейших задач государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: вне-

дрение современной модели образования в 2009-2012 годы» обозначено «Обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования».

Система образования Республики Башкортостан - одна из крупнейших в Российской Федерации. В настоящее время в республике функционируют 4,4 тыс. образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются свыше 865 тыс. человек, работают 179,6 тыс. педагогических работников и обслуживающего персонала.

Действуют 1810 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 158,7 тыс. детей (59,2 % от общего числа детей дошкольного возраста), функционируют 1990 государственных и муниципальных дневных общеобразовательных школ, школ-интернатов всех типов и видов, в которых обучаются и воспитываются 442,9 тыс. детей.

Успешно выполняются 13 республиканских целевых программ, финансируемых из бюджета Республики Башкортостан. Принята и реализуется Республиканская программа развития образования на 2009-2013 годы, обозначившая приоритетные тенденции и задачи развития отрасли.

По республике в 2009 году построено в двадцати пяти районах и одном городе 33 объекта образования, в том числе 17 школ, рассчитанных в общей сложности на 2 453 ученических места, и 4 дошкольных образовательных учреждения (на 95 мест).

За последний год Правительством республики было принято немало целенаправленных решений по повышению объемов капитального строительства, ремонту аварийных школ, укреплению материально-технической базы, обеспечению комплексной безопасности, включая пожарную, всех государственных образовательных учреждений с круглосуточным проживанием детей.

В рейтинге Высшей школы экономики по общему образованию Республика Башкортостан занимает 3-е место в Российской Федерации (для сравнения: 1-е место - г. Москва, 2-е место - Брянская область, 4-е место - Тюменская область, 5-е место - Пензенская область, 6-е место - Республика Татарстан), консолидированным показателям по всем уровням образования - 9-е.

Успешно реализуется республиканская политика, направленная на дальнейшее развитие современной системы образования, обеспечение его доступности, эффективности, высокого качества подготовки специалистов.

С 2009 года в Российской Федерации единый государственный экзамен проводится в штатном режиме по четырнадцати общеобразовательным предметам: русскому языку, математике, физике, химии, биологии, литературе, информатике и информационнокоммуникационным технологиям (ИКТ), географии, истории, обще-ствознанию, английскому языку, немецкому языку, французскому языку, испанскому языку. В 2009 году в Республике Башкортостан проводился единый государственный экзамен по тринадцати общеобразовательным предметам (кроме испанского языка) с охватом более 33,0 тыс. человек. Также был проведен единый региональный экзамен по башкирскому языку на добровольной основе, который с 2010 года будет проводиться ежегодно.

В 2009 году дневные общеобразовательные учреждения окончили 26,2 тыс. выпускников 11-х классов. В вузы поступили 20,4 тыс. человек, в государственные учреждения среднего профессионального образования - 6,8 тыс. человек, в учреждения начального профессионального образования - 2,6 тыс. человек.

В инновационном режиме работают 79 гимназий, 51 лицей, 2 кадетских учреждения, 17 общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. Республика по количеству гимназий и лицеев и обучающихся в них входит в первую десятку регионов страны. В прошедшем учебном году профильное обучение велось по тринадцати направлениям в 468 общеобразовательных учреждениях с охватом 26,8 тыс. учащихся.

Организовано обучение на шести родных языках в 768 общеобразовательных учреждениях из 1990, в том числе в 414 филиалах. 22,5 % учащихся нерусской национальности обучаются на родном языке. В 2009 году Указом Президента Республики Башкортостан утверждена Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан, основной целью которой является создание благоприятных условий для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на родном языке, изучения культурно-исторического наследия народов Башкортостана. 73 % учащихся нерусской национальности обучаются на родном языке и изучают его как предмет, сформировалась целостная система подготовки педагогических кадров для национального образования. В высших и средних профессиональных образовательных учреждениях готовятся учителя родных языков по семи специальностям.

Ведущие вузы республики занимают высшие строчки рейтингов учреждений высшего профессионального образования и приобрели статус признанных научно-образовательных центров страны - университетов и академий, - вносящих значительный вклад в развитие

экономики и социальной сферы республики и страны. Во многом благодаря их активной инновационной деятельности в 2009 году возросло до пятнадцати число победителей конкурса инновационных программ учебных заведений профессионального образования в рамках национального проекта «Образование», что позволило направить на их развитие из бюджетов всех уровней и средств работодателей 1 млрд. 443 млн. рублей.

Перспективные подходы реструктуризации учреждений высшего профессионального образования предусмотрены приоритетным национальным проектом «Образование». В масштабах страны происходят крупные процессы обновления структуры и сети учреждений системы высшего образования - создаются федеральные и национальные исследовательские университеты, базовые центры подготовки кадров, бизнес-школы. Поэтому вузы, расположенные на территории республики, активизировали свое участие в формировании современной системы непрерывного образования, определяют на долгосрочную перспективу свое место в условиях современной инновационной экономики.

В 2009 году была продолжена работа по изданию учебников и учебных пособий по родным языкам, по истории, культуре, географии Башкортостана, учебных словарей. Разработана лингвокультурологическая концепция преподавания башкирского языка. В серии «Школьная библиотека» вышли избранные произведения М. Карима, Р. Гарипова. Б. Бикбая, З. Биишевой (на рус. языке), Р. Нигмати, Г. Саляма, Н. Наджми). Продолжается издание пособий по изучению шежере (родословной). Переиздана книга Р.Г. Кузеева «Историческая этнография башкирского народа. Выпущены три видеопособия в помощь изучающим шежере.

Принята республиканская программа «Обеспечение школьных библиотек художественной литературой на 2009-2013 годы», в ходе выполнения которой фонды библиотек общеобразовательных учреждений пополнились на 145 тыс. экземпляров художественной литературы. Второй год проводятся конкурсы «Лучший библиотекарь» и «Лучшая библиотека».

За последние три года одаренные дети по всем направлениям деятельности занимают призовые места. В текущем учебном году во всероссийском этапе экологической олимпиады один победитель и пять призеров - выходцы из Республики Башкортостан. В течение последних пяти лет спортсмены-школьники, юные краеведы и техники считаются лучшими в России. Определилась динамика увеличения числа победителей Всероссийской олимпиады школьников по

годам: если в 2005 году их было пятнадцать, то в 2009 году этот показатель возрос до двадцати восьми.

В 2009 году Республика Башкортостан занимает 11-е место среди субъектов Российской Федерации по количеству победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Осуществлен практический переход системы общего образования на нормативное финансирование, в ней внедрена новая отраслевая система оплаты труда. В целях повышения эффективности расходов в сфере образования проводится поэтапная оптимизация сети образовательных учреждений республики. В 2009 году, по сравнению с прошлым годом, произошел рост среднемесячной заработной платы работников учреждений образования с 7,1 тыс. рублей до 9,3 тыс. рублей, или на 31 %.

К 1 сентября 2009 года показатель средней наполняемости классов-комплектов увеличился до 15,49 учащихся по сравнению с 14,86 в сентябре 2008 года; на 16,4 % по сравнению с прошлым годом - количество обучающихся в профильных Х-Х1 классах; уменьшилось с 17,7 % до 16,2 % число школьников, обучающихся во вторую смену.

Последние два года в тесном взаимодействии с администрациями муниципальных районов и городских округов проводится последовательная работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Оптимизация численности работников по штатным единицам по сравнению с прошлым годом составила 18,5 тысяч единиц, численности работников - 16 тысяч (4,9 тысяч учителей и 11,2 тысяч прочих работников).

Особое внимание уделяется кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы республики, совершенствованию порядка целевого приема студентов в вузы и ссузы, развитию непрерывного профессионального образования, укреплению материальной базы учебных заведений.

Подготовка квалифицированных рабочих и служащих по основным видам экономической деятельности осуществлялась в девяноста восьми учреждениях начального профессионального образования с общим контингентом обучающихся 31,1 тыс. человек. Выпуск специалистов из государственных учреждений начального профессионального образования составил 12,6 тыс. человек.

Республиканская система среднего профессионального образования включает 75 государственных ссузов, из них 3 колледжа, являются структурными подразделениями вузов, готовящих специали-

стов по 147 специальностям с общим контингентом 74,6 тыс. человек. В 16 негосударственных ссузах обучается 11,1 тыс. человек.

В 2009 году в государственные ссузы на все формы обучения принято 21,8 тыс. человек, в том числе на дневную форму обучения

- 17,1 тыс. человек, из них на коммерческой основе 6 тыс. человек. В негосударственные ссузы поступило 3,4 тыс. человек.

Выпуск специалистов из государственных ссузов по всем формам обучения составил 21,1 тыс. человек, из негосударственных -4,3 тыс. человек.

В Республике Башкортостан осуществляют образовательную деятельность 12 государственных высших учебных заведений, 17 филиалов государственных вузов, 4 негосударственных вуза и 8 филиалов негосударственных вузов. Общий контингент обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования составил 175,6 человек. Обучение ведется по 63 направлениям и 233 специальностям.

Развитие высшего профессионального образования в Республике Башкортостан идет с учетом общих направлений Болонского процесса: вводится двухуровневая система подготовки специалистов «бакалавриат - магистратура», применяется система зачетных единиц, в вузах действует система обеспечения качества обучения, широко используются различные формы международного сотрудничества, практикуется выдача выпускникам Европейских приложений к диплому.

В рамках межправительственных соглашений из субъектов Российской Федерации (Оренбургской, Челябинской, Саратовской областей, Пермского края. Республики Татарстан, Тюменской области и Республики Саха (Якутия)) принято на обучение в вузы 92 человека, в ссузы - 117.

В республике активно развивается социальное партнерство учреждений профессионального образования и предприятий, организаций. Заключено более 800 договоров и генеральных соглашений с работодателями о подготовке кадров.

Увеличилось с 3 до 20 учреждений профессионального образования, внедряющих международные стандарты качества подготовки специалистов.

В 2009 году на информатизацию образования из бюджета Республики Башкортостан было выделено более 44 млн. рублей. Все школы республики имеют доступ к сети Интернет, многие из них активно используют электронные образовательные ресурсы. В конце

2009 года Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы реализуется очень важный проект - Инфор-

мационно-образовательный портал Республики Башкортостан, цель которого - формирование системы обеспечения участников проекта информационно-цифровыми ресурсами учебно-методического назначения и управления. В настоящее время 57 % учителей, владеют информационно-коммуникационными технологиями.

Ежегодно около 80 % учащихся охватываются различными формами отдыха и оздоровления. В этом году охват составил 385 тысяч человек, в том числе 325 тысяч человек по системе образования. При оценке эффективности работы по летнему отдыху и оздоровлению детей выраженный оздоровительный эффект отмечен у 80 % детей.

В целях развития профессионально-педагогического потенциала учительства многие годы проводятся республиканский конкурс «Учитель года Башкортостана», включающий «Учитель года русского языка и литературы» и «Учитель года татарского языка и литературы» и межрегиональный конкурс «Учитель года башкирского языка и литературы». Всем лауреатам данных конкурсов присуждаются премии Президента республики и почетное звание «Заслуженный учитель Республики Башкортостан». Ежегодно денежно поощряются 50 лучших учителей башкирского, русского и татарского языков.

В настоящее время принимается новая программа «Педагогические кадры Республики Башкортостан» на 2010-2012 годы, направленная на социальную поддержку педагогических кадров. Благодаря предыдущей программе, около 1,5 тысяч учителей и преподавателей смогли поправить свое здоровье в лучших санаториях республики. Молодые учителя, впервые приступая к работе, получают денежное поощрение в размере нескольких окладов.

За последние два года по данным органов управления образованием более 1 025 педагогических работников получили жилищные субсидии на приобретение готового жилого помещения, на строительство жилья, а также приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.

С начала 2009 года действует Управление по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования Республики Башкортостан, которым в прошедшем году проведено более сорока проверок образовательных учреждений районов и городов республики по исполнению действующего законодательства, соблюдению лицензионных условий и обеспечения качества образования, были даны рекомендации по их устранению.

2010 год объявлен в России Годом учителя. И это ко многому обязывает всех нас. В этом году в республике должна быть реали-

зована система комплексных мер, направленных на повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.

Необходимо продолжать развивать конкурсное движение среди учителей, проводить конференции и форумы, направленные на развитие профессиональных педагогических сообществ. В марте будущего года планируется проведение Съезда учителей Республики Башкортостан, на котором мы должны быть готовы к обсуждению комплексного плана качественного развития всей образовательной отрасли до 2020 года. Съезд позволит публично обсудить формирующиеся тенденции, выделить узловые проблемы и наметить перспективные направления в развитии системы образования. Проведение съезда можно также рассматривать как форму генерирования и распространения инновационных идей.

Проведение Х Съезда учителей Республики Башкортостан имеет ряд принципиальных особенностей:

- во-первых, данный съезд проводится в год 65-летия Великой Победы. Именно система образования, главной целью которой является формирование личности и воспитание гражданина, обеспечивает в любом обществе преемственность поколений, развитие традиций и культуры;

- во-вторых, символичным является проведение Х Съезда учителей в год, объявленный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым Годом учителя в Российской Федерации, и будет способствовать повышению престижа и статуса педагогической профессии;

- в-третьих, необходимо подвести итоги реализации задач предыдущего, IX Съезда учителей, проходившего в январе 2001 года.

Ключевыми задачами съезда являются:

- анализ состояния системы образования республики, выявление основных ее проблем и определение приоритетных направлений современной образовательной политики;

- формирование инновационных образовательных моделей развития образования республики;

- повышение социального статуса профессии учителя, роли и авторитета учителя в обществе;

- выработка концептуальных, законодательных, экономических, организационно-управленческих, кадровых оснований дальнейшего развития образования республики.

На муниципальном уровне с широким участием общественности избираются наиболее достойные делегаты на Съезд учителей республики - это учителя, руководители образовательных учреждений, представители педагогической общественности, председатели ро-

дительских комитетов, председатели и члены попечительских советов, социальных партнеров, депутатов различных уровней и др.

Важнейшую роль выполняет и моральное стимулирование учительства, включая создание фильмов об известных педагогах, династиях учителей, проведение благотворительных акций в поддержку учителей-ветеранов, конкурсов музеев образования, называние улиц городов, сельских районов в честь знаменитых учителей.

В системе общего образования серьезная работа предстоит в связи с вводом в действие с 1 января 2010 года нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не только школьникам, учителям, руководителям общеобразовательных учреждений, но в не меньшей степени органам власти всех уровней. Новый стандарт определяет требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и что очень важно, условия обучения (материально-технические, кадровые, финансовые и т.д.). И теперь наша общая задача - делать все возможное для выполнения обозначенных требований: разрабатывать новые образовательные программы, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Разумный подход требуется при составлении той части программы, которая формируется участниками образовательного процесса, в начальной школе на нее отводится 20 % учебного времени. При этом необходимо в полной мере учесть региональные, национальные и этнокультурные потребности народов, проживающих в нашей республике, обеспечить сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия нашего многонационального народа, права на изучение родного языка, возможности получения образования на родном языке.

Одно из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» - развитие учительского потенциала, в том числе переход к новым моделям повышения квалификации учителя. В первую очередь речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок. В условиях необходимости кадрового обеспечения процессов комплексной модернизации образования, важно создать и запустить в действие персонифицированную систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включая дистанционные формы, чтобы каждый педагогический работник получал и добывал знания для решения профессиональных задач с учетом требований времени.

Повышение квалификации педагогических работников необходимо построить в форме многообразных и преемственных образовательных программ с предоставлением возможности непрерывного и опережающего образования с учетом конкретных условий, в которых работает педагог, его функций, определяемых программой развития образовательного учреждения.

В настоящее время система образования Республики Башкортостан, как и в прошлые годы, устойчиво занимает ведущие позиции в стране по объемам строительства учреждений образования, программно-целевому управлению отраслью, количеству инновационных образовательных учреждений и обучающихся в них, высокому уровню поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.