Научная статья на тему 'Инновационные стимулы образования - главный вектор развития человеческого капитала'

Инновационные стимулы образования - главный вектор развития человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / FORMATION / INNOVATIVE STIMULUS / A DEVELOPMENT VECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютин Игорь Павлович

В статье рассматривается необходимость обеспечения открытости комплекса мероприятий, посвященных Году учителя, и формирования новых устойчивых ценностных установок в общественном сознании в отношении образа Учителя, а также роль образования в становлении успешной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STIMULUS OF FORMATION - THE MAIN VECTOR OF DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL

In article necessity of maintenance of an openness of a complex of the actions devoted to Year of the teacher, and formation of new steady valuable installations for public consciousness concerning an image of the Teacher, and also a formation role in formation of the successful person is considered.

Текст научной работы на тему «Инновационные стимулы образования - главный вектор развития человеческого капитала»

ИННОВАЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ -ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Ключевые слова: образование, инновационные стимулы, вектор развития.

Keywords: formation, innovative stimulus, a development vector.

Аннотация: В статье рассматривается необходимость обеспечения открытости комплекса мероприятий, посвященных Году учителя, и формирования новых устойчивых ценностных установок в общественном сознании в отношении образа Учителя, а также роль образования в становлении успешной личности.

Аbstract: In article necessity of maintenance of an openness of a complex of the actions devoted to Year of the teacher, and formation of new steady valuable installations for public consciousness concerning an image of the Teacher, and also a formation role in formation of the successful person is considered.

Очевидно, что образование как никакой другой социальногражданский институт несёт ответственность за качество человеческих ресурсов. На современном этапе формируются потребности в будущем профессиональном успехе, образовательных и вне-учебных достижениях как социальной зрелости, общественном признании и необходимые для этого компетенции

В проекте Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы обозначено: «Для достижения и решения стратегической цели и задач необходим переход к стра-

тегии инновационного развития. Эта стратегия опирается на одно из главных конкурентных преимуществ России - человеческий капитал, а также на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом».

Частично на решение данной масштабной задачи направлена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Эта образовательная стратегия прошла широкое обсуждение в кругах научно-педагогической общественности, включая Республиканское августовское совещание по образованию, состоявшееся 7 августа 2009 года в Баймакском, Зилаирском и Хайбуллинском районах, а также на муниципальных совещаниях работников образования.

В республике активно внедряется модель инновационного развития, на основе которой разработана и реализуется общая Республиканская программа развития образования на 2009-2013 годы, включающая около двадцати республиканских целевых программ в области образования, в том числе Президентскую - «Дети Республики Башкортостан».

Сегодня четко устанавливается прямая взаимосвязь между экономическими успехами, инвестиционной привлекательностью и качеством и уровнем образования в Республике Башкортостан.

Государственным Университетом - Высшей школой экономики в рамках Федеральной целевой программы развития образования - был реализован проект «Информационно-аналитическая система рейтингования регионов по показателям развития образования», базирующийся на существующей системе статистической отчетности в сфере образования. В рамках данного проекта подготовлен рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования как основа для оценки реализуемости региональных программ развития системы образования. В данном рейтинге по состоянию общего образования среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан занимает третье место. Для сравнения: первое место - г. Москва, второе место -Брянская область, четвертое место - Тюменская область, пятое место - Пензенская область, шестое место - Республика Татарстан.

Суммированная оценка в форме рейтинга представлена в виде комплекса показателей: доступ к образованию; организация учебного процесса; состояние здоровья учащихся; материальные ресурсы; кадры; результаты обучения.

В интегральном рейтинге состояния системы образования по субъектам Российской Федерации, определяемом путем суммирования сводных рейтингов по отдельным уровням образования, Республика Башкортостан на девятом месте.

В 2009 году Республика Башкортостан занимает одиннадцатое место среди субъектов Российской Федерации по количеству победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, десятое - по количеству награжденных премиями для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Подготовлен План мероприятий по реализации системы мер по развитию Всероссийской олимпиады школьников в Республике Башкортостан на 2010-2012 гг.

Следует отметить, что в настоящее время система образования Республики Башкортостан, как и в прошлые годы, устойчиво занимает ведущие позиции в стране по объемам строительства учреждений образования, программно-целевому управлению отраслью, количеству инновационных образовательных учреждений и обучающихся в них, высокому уровню поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Большинство достигнутых позитивных показателей в отрасли, тесно связаны достижениями в области реализации приоритетного национального проекта «Образование»:

15 учреждений профессионального образования стали обладателями грантов на реализацию их инновационных образовательных программ (УГАТУ, 5 ссузов, 9 профессиональных училищ и лицеев);

327 лучших общеобразовательных учреждений стали обладателями грантов на реализацию их инновационных образовательных программ;

1466 лучших учителей за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования получили денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей;

27,8 тыс. учителей получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере 1 тыс. рублей;

433 представителя талантливой молодежи получили премии по 30 тыс. рублей и по 60 тыс. рублей (2006-2009 гг.), в том числе в 2009 году - 79 человек;

2432 общеобразовательных учреждения подключены к сети Интернет;

1962 комплекта учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии, башкирского языка, интерактивные доски были поставлены в школы республики (2006-2008 гг.).

486 автобусов поступили в отдаленные сельские школы республики для организации подвоза обучающихся (2006-2009 гг.).

Город Уфа участвует в реализации одного из новых направлений приоритетного национального проекта - «Совершенствование организации школьного питания», что позволило значительно укрепить соответствующую материальную базу в столице республики.

Создается республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому, на базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №13 VI вида.

Все вышеуказанные достижения способствуют реализации современной модели опережающего, инновационного развития системы образования Республики Башкортостан и ее дальнейшим прогрессивным системным изменениям. Следует отметить, что при оказании государственной поддержки в форме дотаций и субсидий субъектам Российской Федерации, начиная с 2010 года приходится учитывать результаты оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как подчеркнул Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин на заседании Правительственной комиссии по вопросам регионального развития: «...Когда, как не сейчас, нужно переходить от неэффективных расходов к более рациональным? Повышать качество работы бюджетных учреждений, внедрять современные методы финансирования, ликвидировать избыточные административные барьеры, другими словами, учиться развиваться за счет поиска внутренних ресурсов и возможностей, внедрения новых современных технологий».

В целях реализации Плана мероприятий по реструктуризации бюджетной сети учреждений образования ведется работа по апробации нового для республики типа государственных учреждений. Первыми обладателями статуса автономных учреждений стали Башкирский строительный, Стерлитамакский и Туймазинский медицинские колледжи, что приведет к оптимизации субвенций и субсидий бюджета Республики Башкортостан, повышению качества услуг, предоставляемых самими учреждениями и эффективности управления бюджетными ресурсами. В реструктуризацию бюджетной сети сегодня вовлечен еще целый ряд учреждений средне-

го профессионального образования технического и медицинского профилей.

На муниципальном уровне ведется работа по переводу части дошкольных образовательных учреждений на автономную форму функционирования. В настоящее время их насчитывается тридцать три, в том числе двадцать пять детских садов в г. Уфе. Планируется перевод в автономные: с 1 октября 2009 года - тридцати семи дошкольных учреждений республики, с 2010 года - сорока девяти дошкольных учреждений.

Для всего образовательного сообщества, а это обучающиеся, родители и учителя, в Республике Башкортостан создан собственный канал коммуникации - информационно-образовательный портал. Его цель - формирование системы обеспечения участников проекта информационно-цифровыми ресурсами учебнометодического назначения и управления.

Уникальность портала состоит в том, что на нем аккумулирован инновационный педагогический опыт в едином образовательном пространстве. Благодаря этому, обеспечивается возможность предоставления электронных образовательных услуг всему учительству республики. Использование портала приводит к увеличению количества учителей, владеющих информационнокоммуникационными технологиями. По результатам мониторинга, таких учителей сегодня 57 %, что, в свою очередь, способствует повышению профессионального уровня педагогических работников.

Портал предназначен для решения задач управления образованием, так как на нем реализована возможность разработки и предоставления каждому участнику образовательного процесса индивидуального инструмента для создания личного информационного пространства. Каждая школа является частью района или города, а район - республики, таким образом, формируется единая республиканская информационно-образовательная система.

Полномасштабность действия портала была достигнута благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» и республиканской программе «Электронный Башкортостан», в рамках реализации которых все школы республики подключены к сети Интернет.

Несмотря на сложности в современном образовании, фактическую экспансию информационно-коммуникационных технологий на образовательном пространстве и сокращение монополии педагогического сообщества как единственного источника знаний, учитель по-прежнему уважаем в обществе. В новых условиях задача

педагога - организовать должным образом работу с информационными потоками, обеспечить социализацию класса, который он ведёт.

Предстоящий 2010 год в Российской Федерации - Год учителя. Это уникальный для России прецедент, когда весь год пройдёт под знаком государственной поддержки представителей конкретного профессионального сообщества.

В марте 2010 года в республике состоится крупномасштабное мероприятие - съезд учителей Башкортостана. И этот очередной педагогический форум станет торжеством яркого педагогического творчества, содружества педагогов, для которых их благородный труд не рутинная работа, а непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства. Съезд станет одним из базовых элементов повышения статуса учителя. Для достижения подобного продуктивного результата нам необходимо, во-первых, обеспечить открытость и публичность комплекса мероприятий, посвященных Году учителя; во-вторых, формировать новые устойчивые ценностные установки в общественном сознании в отношении образа Учителя, роли образования в становлении успешной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.