Научная статья на тему 'Актуальные задачи современной модели образования Республики Башкортостан'

Актуальные задачи современной модели образования Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллаяров Зиннат Абдуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи современной модели образования Республики Башкортостан»

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Система образования республики - одна из крупнейших и развитых в стране. Она включает в себя более 4800 разнопрофильных образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются около 900 тысяч учащихся и студентов, работают свыше 196 тысяч педагогических работников и обслуживающего персонала. В рейтинге субъектов Российской Федерации мы занимаем первое место по уровню региональной образовательной политики и пятое - по качеству образования. Данная система обеспечивает непрерывность, многоуровневость и разнообразие в удовлетворении насущных и перспективных образовательных потребностей и запросов жителей республики.

По ряду показателей республиканская система образования в последние годы занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе: по объемам инвестиций, направленных на развитие образования; числу дошкольных и общеобразовательных учреждений и численности детей в них; численности выпускников школ; числу учреждений начального и среднего профессионального образования и численности учащихся в них; приему учащихся и выпуску квалифицированных рабочих и служащих учреждениями начального профессионального образования; выпуску специалистов учреждениями среднего профессионального образования республика и т.д.

Несмотря на значительный позитивный отрыв системы образования Башкортостана по рейтингам, индексам и другим индикативным показателям в масштабах страны, республиканская система образования должна учитывать предстоящие системные изменения:

• нормативное подушевое финансирование;

• внедрение новой отраслевой системы оплаты труда;

• обеспечение доступности качественного образования;

• развитие современной системы непрерывного образования;

• развитие республиканской системы оценки качества образования;

• расширение общественного участия в управлении образованием;

• внедрение индикативного, ориентированного на результат, управления республиканской системой образования.

Их реализация находится в русле государственной образовательной политики. Проект данной программы носит стратегическую направленность и разработан с учетом основных федеральных и республиканских тенденций развития системы образования.

Республика Башкортостан занимает второе место по стране в реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Образование». В 2006-2008 годах признаны победителями 1089 учителей-новаторов, 327 лучших общеобразовательных учреждений, 4 учреждения профессионального образования, 237 представителей талантливой молодежи (2006-2007), к сети Интернет подключены 2432 школы, обеспеченные в 2008 году лицензионными программными продуктами. Информационно-образовательный канал «Башкортостан», предназначенный для осуществления доступа к образовательным ресурсам школьников Республики Башкортостан, при поддержке Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы все активнее продвигается в отдаленные сельские районы.

За два года осуществлены поставки учебно-наглядного оборудования в 1109 школ, автобусов - в 311 школ. Всего непосредственно вовлечено в орбиту ПНПО более 60 тысяч учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений, более 500 тысяч учеников и студентов республики.

Показательно, что в рамках национального проекта объемы софи-нансирования образовательных программ со стороны республики превысили объем федерального финансирования. За время реализации национального проекта в Республике Башкортостан в 2006-2007 годах общий объем бюджетного и внебюджетного финансирования составил около 5,4 млрд. рублей (из них 3,6 млрд. рублей - из консолидированного бюджета Республики Башкортостан).

Уже многие годы в республике успешно действует и своя система поддержки образования: поощрения лучших учителей, талантливой молодежи, классных руководителей, укрепления учебной базы образовательных учреждений. Так, например, РБ остается одним из немногих субъектов Российской Федерации, где в соответствии с региональным законодательством общеобразовательные учреждения обеспечиваются бесплатными учебниками. В 2008 году на издание и приобретение учебной литературы из бюджета республики

выделено 173 млн. рублей, что позволило еще более повысить уровень обеспеченности школ учебной литературой.

Башкортостан ежегодно избирается местом проведения заключительных этапов всероссийских олимпиад школьников. Если в 2006 году в республике проходила только одна олимпиада по химии, то в 2008 году - по трем предметам: химии, биологии и праву.

Одаренные дети республики успешно участвуют во всероссийских творческих проектах - «Интеллект будущего», «Национальное достояние России», в форуме «Одаренные дети» и других широкомасштабных мероприятиях, становятся стипендиатами Президента Республики Башкортостан.

В целях поддержки лучшего инновационного опыта учителей и преподавателей, библиотекарей проводятся пять республиканских конкурсов профессионального мастерства «Учитель года башкирского языка и литературы», «Учитель года Башкортостана», включающий «Учитель года русского языка и литературы», «Учитель года татарского языка и литературы», «Преподаватель года», «Методист года». В июне этого года впервые состоялся республиканский конкурс «Лучший библиотекарь общеобразовательного учреждения Республики Башкортостан». В 2007 году учреждено звание «Народный учитель Башкортостана», первыми обладателями которого в этом году стали два учителя - Л.К. Агадуллина и Р.Г. Хазанкин.

Национальный проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели республиканского образования. Основным в управлении системой образования является программно-целевой метод. Выполняются 5 федеральных и 19 республиканских программ по различным направлениям ее развития. В прошедшем учебном году существующий перечень республиканских целевых программ расширился за счет трех новых: по русскому языку, развитию системы дошкольного образования, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров за рубежом. Если названные программы определяют основные тенденции развития системы образования по конкретным направлениям, то разрабатываемая в настоящее время Программа развития системы образования в Республике Башкортостан на 20092013 годы направлена на обеспечение инновационного прорыва по системообразующим направлениям развития. Наиболее важные среди них - внедрение нормативного финансирования и отраслевой системы оплаты труда, оптимизация сети образовательных учреждений, создание государственнообщественной системы управления образованием и независимой оценки качества образования на основе ЕГЭ, диагностики и мониторинга, модернизация материально-технической и ресурсной базы и т.д.

Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года включает задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Наши общие усилия направлены на стимулирование инноваций за счет стремления школы к поддержанию и постоянному росту качества и конкурентоспособности, обеспечения роста возможно-

стей образовательного выбора для учащихся, повышения автономии школы и оптимизации бюджетных расходов. Комплекс действий по данным направлениям обозначен в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан «К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)».

В рамках реализации Президентского послания принят закон «О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для реализации основных общеобразовательных программ». С 1 сентября 2008 года в Башкортостане начнет работать новый механизм финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений. Он предполагает финансирование этих учреждений по нормативам, определяемым в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории учреждения. В целях дальнейшей модернизации образования ведется подготовительная работа по внедрению отраслевой системы оплаты труда с 1 сентября 2008 года в «пилотных» учреждениях, а с 1 января 2009 года - по всей отрасли.

Этот процесс связан с оптимизацией сети образовательных учреждений, созданием базовых (опорных) школ, развитием их филиалов. В республике из числа функционирующих школ 85 % - сельские (по России - 70 %). В них обучается 46 % от всего количества учащихся (по России - 30 %). 63 % от общей численности учителей работают в сельских школах (по России - 40 %).

В настоящее время в системе образования функционируют 3050 общеобразовательных учреждений, в том числе 574 филиала, из них 2619 (85,9 %, по России - 70 %) расположены в сельской местности. Средняя наполняемость городских школ составляет 573 учащихся, в сельских школах в среднем учатся по 83 ребенка, малокомплектных школах - 24. Суммарная мощность школ по республике составляет 672 тысячи ученических мест. В настоящее время в них обучаются 463 тысячи школьников, т.е. имеющиеся мощности используются всего на 69 %, в 8 сельских районах - до 50 %. В 165 классах школ республики обучаются по одному ученику. С экономической точки зрения эти школы являются затратными и неэффективными, поэтому требуются комплексные преобразования.

Основным путем решения поставленной руководством республики задачи доведения к 2010 году численности детей, получающих образование в современных условиях, до 70 %, является создание сети базовых школ и организация транспортного подвоза детей в эти школы из близлежащих населенных пунктов. Создание базовых (опорных) школ, ресурсных центров позволяет сохранить имеющиеся начальные и основные школы. Они становятся филиалами базовой школы, получают возможность пользоваться ее ресурсами. Происходящая оптимизация предполагает не закрытие общеобразовательных учреждений, а системные изменения, направленные на решение проблемы качества и доступности в наиболее короткие сроки и с меньшими затратами.

Поэтому совместно с муниципальными образованиями ведется работа по определению будущей сети базовых школ, которая будет охватывать в наступающем 2008/2009 учебном году более 600 школ. Следует отметить, что в системе общего образования недостаточно эффективно используется инновационный потенциал гимназий и лицеев, большинство из которых не являются ресурсными центрами развития, практически отсутствуют образовательные кластеры. В связи с этим при формировании школьных округов на основе кластерного подхода роль инновационных образовательных учреждений существенно возрастает. Актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам, создание специальных школ для младших и старших школьников. При их формировании будет использован инновационный педагогический потенциал 78 гимназий, 50 лицеев, 2 кадетских учреждения, 220 общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов.

Примером реализации кластерного подхода в системе непрерывного образования могут служить Ассоциация «Башкирский государственный университетский комплекс», включающая три вуза и тринадцать педагогических колледжей, систему опытно-экспериментальных площадок - ресурсных центров Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы; Башкирский государственный нефтяной технический университет

- лицей №83 - детский сад; Башкирский государственный аграрный университет, сформировавший на основе интегративных связей единую республиканскую систему подготовки высокопрофессиональных специалистов аграрного профиля и т.д.

В рамках сотрудничества с муниципальными и государственными образовательными учреждениями учеными разрабатываются и внедряются авторские и модификационные педагогические технологии: дидактическая многомерная технология и дидактический дизайн; интегративно-модульная технология подготовки учителя как субъекта педагогической деятельности; многомерно-деятельностная технология когнитивно-визуальных образовательных систем и процессов цифрового типа; проектная технология; а также технологии развивающего обучения, компьютерного тестирования, дистанционного обучения, поликультурного воспитания, использования современных информационных технологий в изучении государственных языков Республики Башкортостан, здоровьесберегающей организации учебновоспитательного процесса, формирования исследовательской культуры учителей и обучающихся и т.д.

Многие из этих технологий отмечены на федеральном уровне. В частности, в рамках Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании», было представлено 8 инновационных образовательных проектов от Башкортостана, второй год подряд удостоенного главного приза - «Жемчужины российского образования». Из 10 крупных федеральных наград 6 получили проекты из Республики Башкортостан, более 40 дипломов и сертификатов на внедрение инноваций, прошедших экспертную оценку, займут достой-

ное место в реестре педагогических инноваций Башкортостана. Министерство образования Республики Башкортостан награждено специальными дипломом и медалью почетного участника XII Российского образовательного форума. Годом раньше, на XI Российском образовательном форуме в г. Москве Министерство образования Республики Башкортостан было награждено Дипломом за лучшее представление результатов приоритетного национального проекта «Образование».

Один из участников и победителей конкурса общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы, - Уразовский аграрный лицей муниципального района Учалинский район - вошел в десятку победителей конкурса «Лучшие школы России - 2007».

Высокие результаты республики в области национального образования, реализации региональной образовательной политики, приоритетного национального проекта «Образование» отмечены на Международной презентации 450 лет вместе с Россией» в штаб-квартире ЮНЕСКО в г. Париже в марте 2008 года. Готовится крупная презентация Башкортостана на X Юбилейном Всероссийском форуме «Образовательная среда» в сентябре 2008 года.

В свете дальнейшего совершенствования образования приоритетным направлением является более широкое использование компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Это связано с тем, что в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, важную роль играет как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на результаты.

2008 год для нашей республики, как и для всей страны, стал переходным для штатного введения единого государственного экзамена с 2009 года. Из восьми сдаваемых в форме ЕГЭ предметов, два - математика и русский язык были обязательными; шесть - физика, химия, биология, география, английский язык и башкирский язык - по выбору учащегося. В нем приняли участие 33500 человек. Данный перечень предметов был утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 января 2008 года №188 и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 февраля 2008 года № 49 (с изменениями от 20 мая 2008 года).

Из общего числа участников ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007/2008 учебном году, физику выбрали 11,64 % учащихся, химию - 4,32 %, биологию - 4,93 %, географию - 1,32 %, английский язык - 0,9 %, башкирский язык - 2,24 %.

В сравнении со среднероссийскими показателями средний балл ЕГЭ по республике незначительно ниже только по русскому и английскому языкам - на 2,05 и 3,01 балла соответственно по 100-бальной шкале. Это следует считать вполне приемлемым, тем более учитывая, что по этим предметам в республике экзамен проводился в форме ЕГЭ впервые. По химии

среднереспубликанские показатели превышают общероссийские на 7 баллов, физике - на 5 баллов, географии - на 2,5 балла, биологии - на 3 балла, математике - на 1 балл.

В перспективе - создание единой добровольной цифровой системы учета образовательных достижений школьников. Наряду с единым государственным экзаменом, получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования школьников.

Потребности новой экономики, основанной на знаниях и новейших технологиях, требуют подготовки специалистов, обладающих междисциплинарными знаниями, компетенциями, умеющих быстро перепрофилироваться, принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях, работать в поликультурной среде и т.д. Реализация стратегии инновационного развития Республики Башкортостан предполагает соответствующее кадровое обеспечение отраслей экономики.

Подготовка к введению новых стандартов, отвечающих потребностям новой экономики, инновационного производства, ведется в направлении развертывания работы по прогнозированию потребностей отраслей экономики и социальной сферы в рабочих кадрах и специалистах и развитию в системе начального и среднего профессионального образования государственно-частного партнерства. В рамках деятельности Межведомственного координационного совета Министерством экономического развития и промышленности Республики Башкортостан разработан Сводный прогноз потребности отраслей промышленности, строительства, транспорта, АПК в рабочих кадрах и специалистах на 2007-2010 годы с учетом запросов предприятий и организаций.

Осуществляется оптимизация профильной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Формируются многоуровневые образовательные учреждения. Так, например, в 2007 году в состав Уфимского топливно-энергетического колледжа включено профессиональное училище № 61 г. Уфы. Профессиональный лицей № 137 г. Уфы преобразован в учреждение среднего профессионального образования -Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна с подготовкой специалистов по образовательным программам начального и среднего профессионального образования.

На базе училищ, колледжей, техникумов должны реализовываться не только образовательные программы для получающих профессиональное образование впервые, но и программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда. В среднесрочной перспективе некоторые колледжи, реализующие базовые программы профессионального образования, войдут в состав университетов или крупных образовательных комплексов.

Все эти направления работы министерства нашли отражение в Плане межведомственных мероприятий по развитию профессионального образования Республики Башкортостан на период до 2012 года.

Предстоит также разработать персонифицированные системы повышения квалификации, которые позволят работникам образования более гибко ориентироваться в отношении многообразия потребностей обучающихся. Ввиду постоянно растущего спроса на повышение квалификации в новых видах образовательных услуг как в бюджетном, так и во внебюджетном секторах, Башкирскому институту развития образования и Республиканскому учебнонаучному методическому центру необходимо разработать и внедрить конкурентные подходы в этой сфере.

В настоящее время ведется формирование самостоятельной республиканской политики на основе индикативного электронно-цифрового управления, предполагающего не только анализ состояния системы образования по конкретным индикаторам, но и определение перспектив развития многоукладного комплекса образовательных систем на основе кластерного подхода, позволяющего превратить систему образования в важнейший фактор социальноэкономического развития Республики Башкортостан.

Таким образом, в системе Республики Башкортостан происходят значительные сдвиги под влиянием инновационных процессов, которые качественно меняют содержание и характер деятельности всех образовательных учреждений.

В сфере введения новых финансово-экономических механизмов:

- введение нормативного финансирования общеобразовательных учреждений и новой системы оплаты труда работников общего образования для общеобразовательных учреждений;

- распространение нормативного финансирования на все уровни образования (обеспечение дальнейшего перевода дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений начального и среднего профессионального образования на нормативное финансирование);

- разработка финансовых условий по формированию конкурентной среды в системе образования за счет стремления образовательных учреждений к поддержанию и постоянному повышению своей конкурентоспособности.

В сфере развития современной системы непрерывного образования:

- формирование гибкой сети дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов, удовлетворяющих современным потребностям общества, родителям, детям;

- обеспечение доступности качественного среднего (полного) общего образования;

- обеспечение непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и гендерных особенностей;

- формирование современных образовательных компетентностей у обучающихся;

- внедрение новых стандартов общего и профессионального образования, основанных на компетентностном подходе;

- обеспечение доступности населению качественного профессионального образования на основе создания профильных кластерных образовательных структур;

- создание системы кластеров аграрного, педагогического, технического, топливно-энергетического, медицинского и культурно-эстетического профилей на базе ведущих университетов и академий;

- развитие и ресурсное обеспечение функционирования сети базовых (опорных) школ в качестве образовательных, информационных, научнометодических центров развития общего образования;

- разработка системы мониторинга и прогнозирования реальных потребностей республиканского рынка труда в высококвалифицированных кадрах, развитие основных и дополнительных образовательных программ, а также системы целевого приема в вузы, введение практики подготовки кадров по заявкам работодателей - заказчиков кадров;

- создание системы образовательного, научно-методического и информационного сопровождения профессиональной деятельности высококвалифицированных специалистов, стимулирования и удовлетворения их потребностей в самообразовании.

В сфере региональной системы оценки качества образования:

- создание системы общественной экспертизы качества образования;

- введение единого государственного экзамена в штатном режиме проведения как системы независимой оценки качества образования;

- создание и поддержка открытой информационной системы, позволяющей проводить мониторинг качества образования на основе диагностики.

В сфере общественного участия в управлении образованием:

- внедрение в практику работы республиканской модели государственнообщественного управления образованием на республиканском и муниципальном уровнях и в общеобразовательных учреждениях;

- обеспечение нормативного регулирования полномочий, компетенций, механизмов и форм общественно-гражданского участия в управлении образованием;

- обеспечение взаимодействия органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений с органами общественногражданского управления образованием;

- обеспечение комплексной подготовки представителей участников образовательного процесса к их включению в процессы управления образованием;

- разработка унифицированной республиканской модели государственнообщественного управления образованием, обеспечивающей усиление роли всех субъектов образовательной политики (семья и родительская общественность, педагогическое сообщество, институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные и культурные общественные институты и т.д.) и их взаимодействие.

В сфере формирования информационной образовательной среды:

- разработка дидактически выстроенных электронных учебнометодических комплексов и обеспечение эффективного использования цифровых образовательных ресурсов;

- создание единого образовательного пространства республиканской системы образования в форме официальных взаимосвязанных электронных образовательно-информационных средств: Интернет-портала и канала «Башкортостан», а также «Педагогического журнала Башкортостана» и журнала «Учитель Башкортостана»;

- формирование непрерывного образования «школа-колледж-вуз» в условиях интеграции информатизации, науки и образования;

- создание системы информационно-аналитической поддержки управления качеством обучения.

В основу современной республиканской модели образования должны быть положены такие принципы деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов и кейс-технологий, логика «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Резервы дальнейшего развития сферы образования республики располагаются в области интеграции науки и производства, привлечения частных инвестиций, формирования новых стандартов образования, удовлетворяющих потребности реального сектора экономики, совершенствования учебных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.