Научная статья на тему 'О приоритетных направлениях, задачах и перспективах развития системы начального и среднего профессионального образования республики Башкортостан'

О приоритетных направлениях, задачах и перспективах развития системы начального и среднего профессионального образования республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллаяров Зиннат Абдуллович

14 сентября 2007 года в городе Ишимбае состоялось республиканское совещание по начальному и среднему профессиональному образованию. Предлагаем Вашему вниманию материалы выступления министра образования Республики Башкортостан З.А. Аллаярова, заместителя министра промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан Р.Ф. Вагапова, председателя Государственного комитета по молодежной политике Республики Башкортостан Ю.Т.Ильясова. Р.Я. Ахметшина, директора ГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный техникум», кандидата педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллаяров Зиннат Абдуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О приоритетных направлениях, задачах и перспективах развития системы начального и среднего профессионального образования республики Башкортостан»

<Ж 40^ттиш '(башкирского государственного педагогического университета им. сЛ€ Лкту/ум

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Ак-муллы переживает новый этап в своем развитии. И не только потому, что на дворе XXI век и мы вступили в новое тысячелетие, а прежде всего потому, что практически за четыре десятилетия накоплен - без ложной скромности - немалый опыт подготовки квалифицированных кадров.

Начав свой путь с трех факультетов, шести кафедр, семи специальностей, одного учебного корпуса и двухсот восьмидесяти студентов, сегодня БГПУ насчитывает в своем составе девять факультетов, четыре института, пятьдесят семь кафедр, сорок восемь специальностей, семь учебных корпусов и более тринадцати тысяч студентов! И в настоящее время по рейтингу Федерального агентства по образованию наш университет входит в число лучших двадцати педагогических и приравненных к ним гуманитарных вузов России.

Признанием заслуг университета явилось присвоение ему имени выдающегося просветителя и мыслителя тюркских народов Мифтахетдина Акмуллы. Мы уверены в том, что высокая честь, оказанная нашему вузу в год празднования 175-летия со дня рождения Мифтахетдина Акмуллы, является результатом многолетнего труда всего коллектива и всех выпускников Башкирского государственного педагогического университета. Нашей главной задачей всегда была и будет подготовка квалифицированных педагогических кадров. Можно с полной уверенностью утверждать, что в Башкортостане

практически нет ни одной школы, нет ни одного города, где бы ни работали наши выпускники. Свыше сорока тысяч выпускников достойно выполняют высокую миссию - сеять разумное, доброе, вечное!

Великая социальная миссия образования, возложенная на систему образования, отягощенная бременем вынужденных реформ и нововведений, падает на нынешнее поколение педагогов. Но я убежден, что с таким сильным, сплоченным коллективом, имеющим свое видение и концепцию развития, даже в этих непростых социально-экономических условиях мы сможем пойти далеко вперед и работать, опережая время!

Дорогие коллеги! Желаю вам упорства в достижении поставленных целей, праздничного, юбилейного настроения. И пусть всепобеждающий дух творчества сопутствует вам всегда. Счастья, здоровья и благополучия!

Ректор БГПУ, профессор

Р.М. Асадуллин

14 сентября 2007 года в городе Ишимбае состоялось республиканское совещание по начальному и среднему профессиональному образованию. Предлагаем Вашему вниманию материалы выступления министра образования Республики Башкортостан З.А. Аллаярова, заместителя министра промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан Р.Ф. Вагапова, председателя Государственного комитета по молодежной политике Республики Башкортостан Ю.Т.Ильясова. Р.Я. Ахметшина, директора ГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный техникум», кандидата педагогических наук.

а

З.А. Аллаяров

О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ, ЗАДАЧАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Как отметил на августовском республиканском совещании Президент нашей республики Муртаза Губайдуллович Рахимов, образованность населения становится важнейшим условием экономического роста и успешного социального развития, повышения национальной безопасности страны. Действительно, система образования в последние годы активно включается в процесс инновационного развития, стимулом для которого стала необходимость построения как в стране в целом, так и в республике «умной экономики», экономики знаний.

Образовательная сфера Башкортостана находится в центре постоянного внимания руководства республики. С 2004 года объём её финансирования из консолидированного бюджета увеличился почти в 2 раза. По сравнению с 2005 годом, когда учреждения начального и среднего профессионального образования были переданы на республиканский бюджет, объем их финансирования также удвоился. Предусмотрены ассигнования на повышение с 1 сентября текущего года оплаты труда работников на 15%, стипендий учащимся и студентам на 50%. Вдвое больше по сравнению с прошлым годом выделено средств на организацию летнего отдыха детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, обучающихся в профессиональных училищах и колледжах.

По объему инвестиций, направленных на развитие системы образования, Башкортостан занимает шестое место по стране. К новому учебному году открылся учебный корпус Белорецкого металлургического колледжа, на реконструкцию которого из республиканской адресной инвестиционной программы за 2 года было направлено 9,5 млн. рублей.

Республика находится на третьем месте в Приволжском федеральном округе по численности студентов средних специальных учебных заведений на 10 тысяч населения. Однако мы отстаем по данному показателю в области начального профессионального образования.

Выполняются 18 федеральных и республиканских целевых программ, в том числе целевая программа укрепления и модернизации материально-технической, учебно-производственной базы учреждений начального профессионального образования Республики Башкортостан на 2007-2011 годы. С 2008 года она будет финансироваться за счет средств республиканского бюджета. Задача - обеспечить достаточное софинансирование за счет внебюджетных средств.

Решением Правительства республики в этом году учреждениям начального и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля было передано 175 единиц импортной сельскохозяйственной техники. Наша, согласованная с Министерством сельского хозяйства, позиция такова: эту технику необходимо использовать для учебных целей.

Важным достижением прошедшего учебного года мы считаем введение изучения башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан в 95 учреждениях начального и 69 -среднего профессионального образования, реализующих программы среднего (полного) общего образования. В соответствии с госу-

дарственными базисными учебными планами объем изучения языка в ссузах был доведен до 140 часов. Не изучался башкирский язык в трех техникумах, ведущих прием только на базе среднего (полного) общего образования. В ссузах федерального подчинения - Уфимском государственном колледже радиоэлектроники, Белебеевском машиностроительном, Октябрьском коммунально-строительном, Башкирском кооперативном техникумах, Октябрьском нефтяном колледже - изучение башкирского языка введено с 1 января 2007 года после выделения средств на эти цели из республиканского бюджета.

В начавшемся учебном году изучение башкирского языка должно быть организовано во всех учреждениях начального и среднего профессионального образования, осуществляющих прием на базе как основного, так и среднего общего образования. Необходимо усилить работу по укреплению учебно-материальной базы преподавания, оснащению кабинетов башкирского языка и литературы, библиотек. Всем учреждениям нужно привести в соответствие с требованиями закона «О языках народов Республики Башкортостан» оформление вывесок, стендов, фирменных бланков. Несмотря на полную укомплектованность кадрами, в учреждениях начального профобразования 20% преподавателей не имеют базового филологического образования. Необходимо обратить на это внимание.

Второй год в республике идет реализация приоритетного национального проекта «Образование». Высокие результаты республики в реализации приоритетного национального проекта «Образование» отмечены в апреле 2007 года на XI Российском образовательном форуме в г. Москве, в числе активных участников которого

- Уфимский топливно-энергетический колледж, Октябрьский и Нефтекамский нефтяные колледжи, Аксеновский сельскохозяйственный техникум, Стерлитамакский педагогический колледж, профессиональный лицей №137 г.Уфы.

Победителями российских конкурсов стали 218 школ и 726 учителей республики. Развивается и республиканская система поддержки педагогических кадров. Отрадно, что в Год 450-летия единства Башкортостана с Россией и Год русского языка в число 50 победителей республиканского конкурса на денежное поощрение лучших учителей и преподавателей башкирского и русского языков вошли преподаватели ссузов:

Вилия Салиховна Султанова - Уфимский педколледж №2;

Ринат Галимьянович Ягафаров- Стерлитамакский педколледж;

Фирдаус Хуснулловна Аглиуллина- Ишимбайский нефтяной колледж;

Роза Махмутовна Гайнутдинова- Уфимский государственный колледж технологии и дизайна;

Зифа Шамилевна Зубайдуллина- Стерлитамакский химикотехнологический техникум;

Ольга Петровна Несветаева- Благовещенский педагогический колледж.

Три учреждения профессионального образования одержали в этом году победу в конкурсе инновационных образовательных программ: Уфимский государственный авиационный технический университет (размер господдержки - 583 млн. рублей), Нефтекамский машиностроительный техникум и Салаватский индустриальный колледж (размер господдержки - по 29,3 млн. рублей каждому). Нужно уже сейчас начинать подготовку к следующему конкурсу, учитывая опыт прошлого года. Сложность в разработке и даже в формулировании самой проблематики проектов программ испытали все пожелавшие участвовать 16 учреждений среднего и начального профессионального образования. Для многих непреодолимым препятствием оказалось найти ресурсную поддержку со стороны работодателей. В итоге число участников конкурса сократилось до 7.

Мы считаем, что опыт участия в конкурсе является стимулом развития учреждений, основой для реализации ими системного подхода в модернизации процесса подготовки кадров. В рамках мероприятий по созданию многоуровневого учреждения и участия в конкурсе была подготовлена, например, модульная программа профессионального обучения на базе Уфимского топливно-энергетического колледжа. Однако внедряется она пока только в одном образовательном учреждении. Актуальность распространения данной технологии подтверждается тем, что готовится третье поколение стандартов, которые объединят профессиональные и образовательные стандарты, основанные на компетенциях.

По национальному проекту за два года премии Президента Российской Федерации присуждены более чем двумстам одаренным школьникам и студентам республики, в числе которых в этом году победители и призеры Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования:

Альбина Ишмуратова и Земфира Галимова - Стерлитамакский химико-технологический техникум;

Линар Садыков- Уфимский авиационный техникум;

Михаил Салимов- Нефтекамский машиностроительный техникум;

Алия Гайнетдинова- Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники.

Всего же студенты ссузов республики приняли участие в 13 Всероссийских олимпиадах из 15, учащиеся профессиональных лицеев и училищ участвовали в 6 олимпиадах из 7. Они стали победителями четырех, призерами трех олимпиад. Хотелось бы выразить благодарность руководителям и инженерно-педагогическим коллективам Стерлитамакского химико-технологического техникума, Уфимского авиационного техникума, Нефтекамского машиностроительного техникума, Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, профессионального училища №94 Буз-дякского района, профессионального лицея №129 г.Уфы за вклад в развитие олимпиадного движения и подготовку участников.

С учетом стратегии вхождения начального и среднего профессионального образования в европейское образовательное пространство, в Болонский и Копенгагенский процессы, для подготовки перехода на образовательные стандарты и содержание обучения, основанные на профессиональных компетенциях, то есть требованиях работодателей, в июне заключено Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Оно предусматривает разработку национальной системы квалификаций, независимой системы оценки качества образования и сертификации квалификаций. Подготовлены проекты новых перечней профессий начального профессионального и специальностей среднего профессионального образования с позиций их интеграции и укрупнения по профилям непрерывной подготовки рабочих и специалистов.

В условиях сокращения абсолютной численности выпускников общеобразовательной школы, в целях эффективного использования республиканской собственности, существующей учебноматериальной базы, кадрового состава учреждений, концентрации ресурсов и укрепления связей с ведущими отраслевыми заказчиками кадров укрупнены учреждения начального профессионального образования в городах Салавате, Ишимбае, Октябрьском; Альше-евском районе. В настоящее время объединяются учреждения в Мелеузе и Туймазах.

Осуществлена реорганизация разноуровневых профессиональных учебных заведений: профессиональное училище № 61 г.Уфы вошло в состав самого крупного в республике учреждения среднего профессионального образования - Уфимского топливно-

энергетического колледжа.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2007г. № 403-р Уфимский техникум железнодорожного транспорта наряду с другими отраслевыми техникумами Росжелдора вошел в состав Самарской государственной академии путей сообщения.

Совместным приказом Министерства образования и Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан сформирован Координационный совет учреждений высшего и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, функционирующих на территории республики. Его цель - выработка рекомендаций по разработке единой региональной политики и стратегии подготовки кадров для агропромышленного комплекса республики, развитие региональной системы целевой непрерывной подготовки.

Ситуация с целевым приемом в государственные ссузы из сельских районов республики по сравнению с предыдущими годами несколько улучшилась. План выполнен на 95% (в 2006 году - 78%), принято 1069 человек. Выполнение плана целевого приема обеспечили ссузы, подведомственные Министерству образования, Министерству здравоохранения. В ссузах федерального подчинения план выполнен на 88,6%.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2007 года впервые осуществлен целевой прием абитуриентов из субъектов Российской Федерации, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Из Челябинской, Оренбургской, Курганской областей, Пермского края и ряда других регионов принято 90 человек. Хотелось бы отметить большую профориентационную работу, проведенную в регионах ссузами г. Кумертау, Стерлитамака, Уфы.

Необходимо отметить, что план приема в подведомственные нашему министерству 97 учреждений начального и 33 учреждения среднего профессионального образования впервые был сформирован на основании Сводного республиканского кадрового прогноза, подготовленного Министерством экономического развития Республики Башкортостан. При сохранении общего объема контрольных цифр приема в целом на уровне 2006 года, предполагалось увеличить прием по направлениям подготовки для высокотехнологичного производства (сварочное производство, металлообработка и машиностроение, энергетика, новые технологии в строительстве), транспортное обслуживание, подготовка рабочих кадров для сельского хозяйства. По системе начального профессионального образования запланировано увеличение в приеме доли отраслей металлообра-

ботки, подготовки по специальности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», уменьшение доли профессий групп торговли, общепита, легкой промышленности, должностей служащих, по которым подготовка ведется вне основного профиля учреждений.

В итоге на сегодня в девяти ссузах открыто десять новых для учебных заведений специальностей, из них три - новые для республиканского рынка труда: в Туймазинском педколледже - «Математика», Салаватском педколледже «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», в Уфимском государственном колледже радиоэлектроники - «Информационная безопасность». Только одно учреждение начального профессионального образования - профессиональный лицей №27 г.Нефтекамска - осуществило прием по новой для структуры учебного заведения профессии «Мастер сухого строительства».

В ссузах, как и в прошлом году, большой поток абитуриентов наблюдался только в системе медицинских колледжей (3,1 заявления на место). Снизился, по сравнению с прошлым годом, конкурс на специальности машиностроения, массовые специальности по технической эксплуатации промышленного и электрического оборудования, востребованные в предыдущие годы населением «Экономику и бухучет», «Правоведение» (менее двух заявлений).

В системе начального профессионального образования ниже запланированного был произведен набор на остро востребованные производством специальности «Станочник» (небольшой конкурс был только в Ишимбае и Октябрьском), «Токарь», «Наладчик станочного оборудования». В то же время, как и в прошлом году, самыми популярными были специальности сервисного профиля. К примеру, конкурс на профессии продавец, парикмахер, пекарь, повар, коммерсант в торговле в г. Уфе составил от 1,4 до 1,6 человека на место.

Не может не беспокоить устойчивое снижение конкурса в учреждения аграрного профиля. Республиканские сельхозтехникумы были вынуждены продлить сроки вступительных испытаний и практически принимали всех желающих. Максимальный конкурс на специальности агарного профиля составил всего 1,2. Сельские профессиональные училища и лицеи испытывали трудности при наборе на ведущие отраслевые специальности «Тракторист-машинист», «Мастер сельскохозяйственного производства», незначительный конкурс отмечен только на профессии сварщик (1,3), автомеханик, повар-кондитер, мастер по обслуживанию машинотракторного парка (1,1).

Выпускники школ не пожелали поступить ни в техникумы, ни в училища на подготовку по специальностям животноводческого профиля. Не выполнен план по специальности «Ветеринарный фельдшер» профессиональными училищами №№ 96,100, по специальности «Зоотехния» - Баймакским сельхозтехникумом. Не была набрана группа по вновь открываемой и необходимой для аграрного сектора специальности «Мастер животноводства» в профессиональном училище № 93. Между тем, реализация республиканской программы развития животноводства, разрабатываемой в соответствии с задачей, поставленной в Послании Президента, потребует серьезного кадрового обеспечения.

Назрела необходимость и в заключении в рамках реализации республиканской программы «Педагогические кадры Республики Башкортостан» на 2007-2009 годы договоров о социальном партнерстве между педагогическими колледжами и муниципальными органами управления образованием по вопросам маркетинга рынка педагогического труда.

В сфере профессиональной ориентации сегодня слабо объединены усилия отделов образования и профессиональных учебных заведений, учреждениями начального и среднего профессионального образования практически не используются возможности вводимого в общеобразовательной школе профильного обучения и предпрофильной подготовки для формирования «своего» абитуриента.

В ближайшей перспективе прогнозируется обострение конкуренции на рынке услуг профессионального образования. В 2008 году ожидается по республике, с одной стороны, резкое снижение количества выпускников средней школы (на 6 тыс. чел.), с другой, усиление стремления школ к сохранению ученических мест за счет максимального комплектования 10-11 классов.

«Отвоевать» позиции и быть инвестиционно привлекательными для внешнего заказа невозможно без устойчивого инновационного развития. Иначе в ближайшие годы наши учебные заведения не смогут конкурировать на рынке образовательных услуг. Решение этой комплексной задачи требует формирования инновационного мышления самих руководителей учреждений и инновационной культуры всего преподавательского состава, что, в свою очередь, обеспечит «инновационный климат» в учреждении.

К сожалению, можно привести только единичные примеры инновационной активности в региональной системе, особенно в области управления качеством, хотя есть и чем гордиться. Октябрьский нефтяной колледж стал первым учебным заведением в России,

сертифицированным германским органом по сертификации на соответствие требованиям международного стандарта качества ИСО 9001: 2000.

Летом получили сертификаты по менеджменту качества российских органов сертификации Башкирский строительный колледж и Уфимское командное речное училище-филиал Московской государственной академии водного транспорта. Эти сертификаты, несомненно, являются самой прочной гарантией качества подготовки.

Развитие инновационных процессов в экономике остро ставит проблему качества труда в условиях высокотехнологичного производства. Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационного разряда с полным средним образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих социальными компетенциями (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и др.). Данные требования выходят за пределы уровня профессионального образования, реализуемого сегодня в системе начального и среднего профессионального образования. В 2007 году из профессиональных училищ и лицеев выпущено с повышенными разрядами 34% выпускников, и хотя наблюдается положительная динамика (с 2004 года рост на 4%), для новой экономики этого уже недостаточно.

Конечно, большую роль играет отставание учебной материально-технической базы от уровня техники и технологии на производстве, особенно в системе начального профессионального образования. Только для оснащения одной мастерской в училище металлообрабатывающего профиля требуется 6,0 млн. рублей, или 90 млн. рублей по республике. Если говорить об обеспечении электронными средствами обучения, то из 2215 персональных компьютеров только 290 (из них 171 используемых в учебных целях) в республиканских учреждениях начального профессионального образования подключены к сети Интернет; 76 учреждений из 97 имеют по одному кабинету информатики, 3 профессиональных училища - №№91, 151, 153

- вообще не имеют их.

Остро стоит проблема сетевого взаимодействия и формирования опорных центров с модернизированной учебно-технологической базой для распространения в региональной системе инновационного содержания и новых технологий, для прохождения практики обучающихся из однопрофильных учреждений, организации на их базе стажировки и повышения квалификации педагогических кадров.

В современных условиях модернизации производства возрастает потребность в использовании выпускников ссузов на особо сложных рабочих профессиях. Имеются модульные программы под-

готовки высококвалифицированных рабочих, особенно по технологии машиностроения. Учреждениям следует активнее использовать эти инновационные наработки в области модернизации содержания профессионального образования.

Важнейшее значение в определении программ развития профессиональных учебных заведений, особенностей образовательного процесса на ближайшую и среднесрочную перспективу имеют принятые накануне нового учебного года изменения в республиканском законе «Об образовании», связанные со всеобщим обязательным средним (полным) общим образованием, надзором в области качества образования, обеспечением доступности начального профессионального образования.

Тем учреждениям, в которых имеются группы обучающихся, не получающих общего образования, необходимо содействовать учащимся в его получении в наиболее приемлемых формах - очнозаочной (вечерней), заочной, экстерната, семейного образования, самообразования.

В настоящее время вопросы лицензирования, аккредитации образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования независимо от ведомственного подчинения находятся в компетенции Министерства образования Республики Башкортостан. С будущего года в республике будет определен орган исполнительной власти, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по надзору и контролю в сфере образования. Наряду с функциями лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений и организаций, этот орган будет осуществлять контроль и оценку качества образования, начиная от организации питания и досуга обучающихся, до учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса.

Конечно, все эти вопросы требуют квалифицированных инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения, финансовых средств.

К новому учебному году из бюджета республики было выделено почти 66 млн. рублей. Однако отдельные руководители затягивают с решением вопросов благоустройства и подготовки к работе в осенне-зимний период. Считаю необходимым организовать по аналогии со школами приемку готовности учреждений профессионального образования к новому учебному году. Необходимость данной процедуры подтверждает и тот факт, что в установленные сроки отчеты о состоянии безопасности объектов образования к началу нового учебного года сдали только 16 ссузов и 62 учреждения началь-

ного профессионального образования. Более половины учреждений получили предписания Госпожарнадзора.

Есть проблемы с освоением денежных средств, выделенных на капитальный ремонт. Так, профессиональным училищем № 93 выделенные в начале мая средства израсходованы только в сентябре, а с Белебеевского педколледжа эти средства были сняты из-за несвоевременного освоения.

Факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств выявлены контрольными органами в профессиональных лицеях №№ 38, 68, 90, профессиональном училище №109, Бе-лорецком и Белебеевском педагогических колледжах, Благовещенском промышленно-гуманитарном техникуме, Акъярском горном колледже.

В Туймазинском педагогическом колледже, профессиональных училищах №№ 96, 101 выявлены серьезные недостатки в организации питания учащихся, в содержании пищеблоков, производственных и жилых помещений.

Между тем, задача организации качественного и сбалансированного питания учащихся профтехучилищ отмечена в Послании Президента как наиболее актуальная на данный момент. В прошедшем учебном году питанием было охвачено 85% обучающихся в республиканских учреждениях начального профессионального образования. Основным источником питания учащихся являются родительские средства, размер которых колеблется от 2,5 до 15 рублей в день. Единичны случаи оказания помощи со стороны базовых предприятий. К примеру, объединением «Сода» для учащихся лицея № 15 г.Стерлитамака выделены средства из расчета 15 рублей в день на учащегося; в наступившем учебном году Уфимское моторостроительное объединение выделяет по 23,5 рубля в день на питание учащихся профессиональных училищ №№2, 52.

Из 30-тысячного контингента учреждений начального профессионального образования 4% приходится на долю детей-сирот (более 1,5 тыс. человек), которые обеспечены питанием из расчета 78 рублей в день. Около 3,5 тыс. - дети из многодетных семей, доход которых ниже прожиточного минимума (9,5% от общего количества учащихся). Последней категории предоставляется бесплатное питание за счет средств Республики Башкортостан из расчета 16 рублей 82 копейки в день на одного учащегося. 14 июня 2007 года утверждено соответствующее республиканское Положение о порядке предоставления бесплатного питания для данной категории обучающихся, наряду со школьниками. Таким образом, руководителям учреждений необходимо в новом учебном году приложить все уси-

лия и организовать качественное и сбалансированное питание за счет различных источников для 25 тысяч обучающихся профучилищ и лицеев, также как и для обучающихся дневных отделений ссузов.

Вместе с тем, лишь около 40% учреждений используют доходы от внебюджетной деятельности на организацию питания. Это при том, что с момента перехода с федерального на региональный уровень доходы от внебюджетной деятельности увеличились со 112 до 177 млн. рублей. В то же время доля внебюджетных поступлений по сравнению с 2005 годом уменьшилась в общем объеме поступлений с 20% до 15%. По результатам проверки целевого и эффективного использования государственной собственности и бюджетных средств, проведенной Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан, отмечено, что в период с 2004 года по I полугодие

2006 года из 10 проверенных учреждений начального профессионального образования только профессиональный лицей № 137 осуществил значительные капитальные вложения за счет внебюджетной деятельности, приобрел компьютерное и учебное оборудование на сумму 670 тыс. рублей.

Еще одной актуальной задачей является введение нормативноподушевого финансирования, что давно предусмотрено законодательством. Этот механизм стимулирует создание конкурентной среды, объективно воздействует на повышение качества образования и эффективность использования ресурсов. Совместная с Министерством финансов республики подготовительная работа по этому проекту ведется пока по системе общего образования. Возможен перевод республиканской системы начального и среднего профессионального образования на нормативное финансирование в 2008 году.

Серьезную обеспокоенность вызвал у нас вывод о криминализации контингента обучающихся в училищах и лицеях, сделанный комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве республики при рассмотрении вопроса о воспитательной работе в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В прошлом учебном году было изучено состояние общежитий, проведены республиканские смотры-конкурсы, в которых участвовали 59 общежитий учреждений среднего и 89 -начального профессионального образования. Общие проблемы:

- старение материально-технической базы, оборудования, особенно мебели;

- нарушение санитарных норм проживания;

- нехватка комнат для культурного досуга и спортивных занятий;

- отсутствие комнат для учебных занятий с обеспечением компьютерной техникой, литературой для самостоятельной работы;

- проблемы обеспечения кадрами воспитателей и повышения их квалификации;

- слабое использование инновационных форм и методов воспитательной работы;

- недостаточное взаимодействие между классными руководителями (кураторами) и воспитателями общежитий, особенно по вопросам правового воспитания; между структурными подразделениями учебного заведения, отвечающими за организацию воспитательной работы и работниками общежития.

Во многих общежитиях учреждений начального профессионального образования проверяющими не было обнаружено ни одной книги, учебника. Руководителям учреждений следует выделять внебюджетные средства на ремонт, оборудование общежитий, приобретение художественной литературы, создавать условия для полной занятости - внеучебной, самостоятельной работы, творческой самореализации учащихся.

2007 год объявлен в республике Годом 450-летия единства Башкортостана с Россией. Этот праздник, воспитательный потенциал которого трудно переоценить, явится убедительной демонстрацией дружбы, братства и сотрудничества народов, огромным стимулом для новых добрых дел.

Сохранение и приумножение лучших традиций, достижения прошлых лет, решение новых стратегических задач позволят нам выйти на еще более высокие рубежи образования, существенно расширят его доступность, повысят качество, обеспечат поступательное инновационное развитие всех ступеней и всех компонентов образовательной системы республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.