Научная статья на тему 'Функциональная дистрибуция языков в области образования Республики Башкортостан'

Функциональная дистрибуция языков в области образования Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Язык / Образование / родной язык / двуязычие / культура / Средства массовой информации / Школа / Высшее образование / личность / языковое законодательство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Искужина Н. Г.

Важнейшая задача образовательной политики Республики Башкортостан достижение нового качества воспитания и обучения, которое соответствовало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, содействовало бы диалогу национальных языков и культур. Особую роль в формировании культурной и образовательной среды функционирования языков должна играть система образования в целом, которая включает все уровни образования. В РБ создана и успешно функционирует многоуровневая система образования, в полной мере отвечающая самым актуальным запросам динамично развивающихся социально-экономической, общественно-политической, культурно-духовной сфер жизни республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная дистрибуция языков в области образования Республики Башкортостан»

УДК 81(075.8)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСТРИБУЦИЯ ЯЗЫКОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

© Н. Г. Искужина

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 453837 г. Сибай, ул. Белова, 21.

Тел.: +7 (34 7) 5 1 5 70.

E-mail: [email protected]

Важнейшая задача образовательной политики Республики Башкортостан — достижение нового качества воспитания и обучения, которое соответствовало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, содействовало бы диалогу национальных языков и культур. Особую роль в формировании культурной и образовательной среды функционирования языков должна играть система образования в целом, которая включает все уровни образования. В РБ создана и успешно функционирует многоуровневая система образования, в полной мере отвечающая самым актуальным запросам динамично развивающихся социально-экономической, общественно-политической, культурно-духовной сфер жизни республики.

Ключевые слова: язык, образование, родной язык, двуязычие, культура, средства массовой информации, школа, высшее образование, личность, языковое законодательство.

Важнейшая задача образовательной политики Республики Башкортостан - достижение нового качества воспитания и обучения, которое соответствовало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, содействовало бы диалогу национальных языков и культур. Каждое учебное заведение вне зависимости от профиля обучения призвано не только формировать у учащихся первичную систему гуманитарных, естественнонаучных и математических знаний, но и воспитывать в них позитивное отношение к языку, культуре, истории, традициям и обычаям народов.

В становлении каждой личности язык играет первостепенную, основополагающую роль, ибо языковое общение представляет собой способ существования человека в обществе, без языка просто невозможно существование и развитие человеческого общества. Как писал К. Д. Ушинский: «Он (язык. - Н. Г.) не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!.. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» [1, с. 542]. Поэтому язык изучается: 1) для совершенствования его, как основного орудия общения; т.к. язык является главным орудием общения, причем самым совершенным, самым доступным, понятным всем членам общества; 2) для передачи накопленных знаний о языке подрастающему поколению, чтобы оно быстро овладело ими. Эти задачи в основном ложатся на образовательные учреждения. Особую роль в формировании культурной и образовательной среды функционирования языков должна играть система образования в целом, которая включает все уровни образования, от дошкольного до высшего, где как в учебном процессе, так и в организации внеурочного, досугового времени необходимо делать акцент на мероприятия культурно-образовательного характера.

Для ведения работы в этом направлении в РБ сформирована серьезная законодательная база. Среди наиболее важных документов - законы «Об образовании», «О языках народов Республики Баш-

кортостан», «О культуре», «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений», «О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров» и др. Приняты и реализуются государственные программы «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов на 2000-2005 гг.», «Народы Башкортостана», «Сохранение, изучение и развитие языков народов на 2006-2010 гг.». Например, п. 4 закона «О языках народов Республики Башкортостан» (1999 г.) гласит: «Республика Башкортостан гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания» [2, п. 4].

Республика Башкортостан в соответствии с Конституцией РБ, договором Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РБ» имеет республиканскую систему образования и воспитания. Внесены изменения и дополнения в закон Республики Башкортостан «Об образовании». Порядок выбора языка (языков) обучения определяется ст. 7 закона «Об образовании» Республики Башкортостан. С 2005/06 учебного года башкирский язык как государственный изучается в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования в рамках республиканского компонента содержания образования в объемах, предусмотренных государственными базисными учебными планами [3, ст. 1, ч. 3]; во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях изучение башкирского, русского как государственных языков Республики Башкортостан регламентируется учебными программами, утверждаемыми органом управления образованием Респуб-

лики Башкортостан и (или) государственными образовательными стандартами [3, ст. 1, ч. 6]. В законе также конкретизированы положения Конституции РБ о языках обучения.

Система образования РБ, включающая в себя около 6 тыс. учреждений, где обучаются и воспитываются более 1.1 млн детей и работают более 150 тыс. педагогических кадров и обслуживающего персонала, превратилась в одну из крупнейших и развитых в России [4, с. 3].

Охарактеризуем вкратце основные количественные показатели республиканской системы образования.

Система общего, дополнительного и специального образования Республики Башкорстан включает в себя более 5690 разнопрофильных учреждений, из которых 1986 дошкольных, 3235 общеобразовательных школ, школ-интернатов, лицеев, гимназий, 31 вечерняя (сменная) и заочная школа, 271 учреждение дополнительного образования, 68 специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских садов.

Система начального, среднего и высшего профессионального образования республики включает 122 профессиональных училища и лицея, 13 педагогических училищ и колледжей, 77 государственных и 20 негосударственных ссузов. Государственный сектор высшей школы включает 10 самостоятельных вузов и 8 филиалов российских вузов. В его государственном секторе осуществляется подготовка кадров по 33 направлениям и специальностям высшего и 10 специальностям среднего профессионального образования. По сравнению с 2000 г. контингент студентов негосударственных вузов и ссу-зов увеличился на 4.3 тыс. и составил 49.2 тыс. человек.

Послевузовское образование включает 17 аспирантур при вузах и научно-исследовательских институтах, 6 докторантур. Республиканская система дополнительного профессионального образования включает в себя, как самостоятельные учреждения, Башкирский институт развития образования, Башкирскую Академию государственной службы и управления при Президенте РБ. Кроме того, в республике работают Уфимский научный центр Российской академии наук с 12 институтами, Академия наук Республики Башкортостан с 9 институтами и Опытной станцией пчеловодства, 32 отраслевых НИИ, 11 конструкторских бюро и проектных институтов, где занято более 10 тыс. научных кадров [4, с. 4].

Таким образом, в РБ создана и успешно функционирует многоуровневая система образования, в полной мере отвечающая самым актуальным запросам динамично развивающихся социальноэкономической, общественно-политической, культурно-духовной сфер жизни республики.

Придание башкирскому языку статуса одного из государственных языков республики поставило, в первую очередь, перед учреждениями образования ряд неотложных задач: дошкольные и общеоб-

разовательные учебные заведения должны были приступить к изучению государственных языков в равных объемах, а учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования - к подготовке кадров, способных работать в условиях двуязычия.

Воспитание и обучение ребенка на родном языке должно начинаться с самого раннего возраста, т.к. родной язык является основой формирования полноценной личности. Поэтому в детских садах республики уделяется серьезное внимание созданию условий для удовлетворения запросов и пожеланий родителей в организации воспитания и обучения детей на родном языке. Данная образовательная деятельность определяется нормативноправовой базой, а именно закладывается в уставную деятельность образовательного учреждения. Воспитательная работа в РБ ведется на башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском языках [5, с. 22].

На сегодняшний день дошкольным образованием охвачено 56,6% от общего числа детей дошкольного возраста РБ (в 1999 г. - 53%, 2000 г. -54.3%, 2001 г. - 56%), причем дошкольным образованием в городах РБ - 67.1% детей дошкольного возраста, на селе - 41.7%. В детских образовательных учреждениях (ДОУ) РБ обучение и воспитание ведутся на 7 языках: русском, башкирском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском и мордовском.

Результатом правильной языковой политики в области дошкольного воспитания и образования является введение предшкольного изучения родного языка, которое способствует более эффективному раннему овладению языком. Овладение несколькими языками при правильном управлении этим процессом способствует активизации мыслительной деятельности ребенка, а различающие языковые элементы - лучшему пониманию каждого языка в отдельности. Однако эту работу нужно вести с учетом конкретных условий, психологических и физиологических (возрастных) закономерностей развития ребенка, изменяющихся на каждой возрастной ступени.

В то же время следует помнить, что многоязычное человечество не может обойтись только родным языком. Родной язык лишь часть общей культуры человека, поэтому необходимо включаться в систему общекультурных и мировых ценностей [6, с. 101].

Общее среднее образование относится к основному звену непрерывного образования РБ. Эта сфера является наиболее развитой и многочисленной.

В настоящее время полное среднее образование осуществляется в Башкортостане на 6 национальных языках: русском, башкирском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском. На этих языках организовано обучение. В качестве предмета изучаются языки: мордовский, немецкий, латыш-

ский, украинский, белорусский, польский (в школах), греческий, еврейский, армянский (в воскресных школах). Таким образом, в школах республики изучаются 14 языков.

В условиях новой языковой ситуации в стране в целом и в национальных регионах в отдельности встала задача формирования нового типа двуязычия - активного билингвизма, который предполагает не только умение свободно пользоваться обоими языками (выбор их в каждом конкретном случае определяется ситуацией общения), но и правильное определение общественной функции каждого из языков и роли каждого из них в образовательном и воспитательном пространстве. Известный ученый-филолог республики К. З. Закирьянов указывает на ряд проблем, связанных с обучением языкам в образовательных учреждениях в условиях многонациональной Республики Башкортостан:

1) обучение родному языку, не являющемуся государственным языком (независимо от степени распространенности его и числа говорящих на нем в данном регионе);

2) обучение башкирскому языку как родному и как государственному языку республики;

3) обучение русскому языку как родному и как государственному языку страны;

4) обучение хотя бы одному иностранному языку.

Первостепенной является проблема билингвально-

го образования, включающая такие вопросы, как: содержание и этапы обучения русскому языку как государственному и языку-посреднику - средству межнационального общения, пути совершенствования национально-русского и формирования русско-национального двуязычия [6, с. 101].

Сегодня в школах республики обучаются 169 тыс. детей башкирской национальности. Из них в 854 школах получают образование на родном языке более 69 тыс. (41.1%). Кроме того, родной язык как предмет изучают в 1132 школах 68 тыс. учащихся (40.3%). Таким образом, более 80% учащихся башкирской национальности изучают свой родной язык.

В школах республики изучают башкирский язык как государственный 115.5 тыс. учащихся небашкирской национальности (24.2%). Если взять всех учащихся образовательных учреждений, то этот показатель равен 39%.

По сравнению с 1995 г. количество школ, где башкирский язык изучается как предмет, возросло почти в два раза. Численность учащихся, изучающих башкирский язык в той или иной форме, возросла с 87 тыс. до 137.5 тыс. Родной язык изучают 84.3% детей башкирской национальности, 58.4 -татарской, 50.3 - чувашской, 61.4 - марийской, 66.3 - удмуртской, 16.2 - мордовской, 2.4 - белорусской, 6 - украинской, 44.4 - немецкой, 27.7 - латышской, 19.6% - польской национальности. Башкирский язык как государственный изучают 28.3% детей небашкирской национальности. Увеличивается количество учащихся небашкирской нацио-

нальности, изучающих башкирский язык как государственный. Если в 1998 г. таковых было 15% от общего их количества, то в 2003 г. стало 28.3% [7].

Таким образом, в настоящее время 68.5% учащихся нерусской национальности изучают свой родной язык, что на 14.5% больше, чем в 1994-1995 гг., когда этот показатель равнялся 54%. В 2004/05 учебном году 89% детей башкирской, 52% чувашской, 58% марийской, 65% удмуртской национальностей было охвачено изучением родного языка.

За последние годы, выполняя указ Президента Башкортостана «О республиканских программах национально-культурного развития народов Башкортостана», проводится значительная работа по подготовке учителей родных языков. В Республике Башкортостан 4 вуза и 11 средних педагогических учебных заведений готовят учителей родных языков по 9 специальностям (русскому, башкирскому, татарскому, чувашскому, марийскому, немецкому с высшим образованием, удмуртскому, украинскому, мордовскому со среднеспециальным образованием).

Система среднего профессионального образования является составной частью единой системы образования.

Подготовку специалистов по среднепрофессиональному образованию в РБ осуществляют 77 государственных средних учебных заведений (далее ссуз). Среди них 38 колледжей, 25 техникумов, 14 училищ, общее количество студентов 87668 человек (в 1996 г. учебных заведений было 76, в т.ч. техникумов 28, училищ - 26, колледжей - 22, получали образование 63497 человек), а также функционируют 20 негосударственных ссузов, где обучаются 15.7 тыс. человек.

Функциональная дистрибуция языков в этом звене народного образования показывает, что русский язык преобладает как язык обучения в ПТУ, а в средних специальных учебных заведениях (техникумах, колледжах) наряду с русским функционируют башкирский, татарский, чувашский, марийский в качестве обучения, обеспечивая непрерывность дошкольного, начального и среднего образования как по параметру подготовки специалистов, так и по углубленному изучению избранного языка или языков Башкортостана [8, с. 97].

Подготовку специалистов с высшим образованием в Республике Башкортостан осуществляют 12 государственных самостоятельных высших учебных заведений (включая Уфимский юридический институт МВД РФ) и 15 филиалов государственных вузов России по 34 направлениям и 185 специальностям. Общая численность студентов в 2002/03 учебном году составила 124.1 тыс. человек. Наряду с государственными вузами функционируют 4 самостоятельных негосударственных высших учебных заведения и 8 филиалов негосударственных вузов численностью обучающихся 26.6 тыс. человек [5, с. 68-83].

Количество высших учебных заведений в

Башкортостане имеет тенденцию роста:______________

1960 г. | 1990 г. | 1995 ‘ г. | 2005 г.

7 9 11 12

В сфере высшего образования уместно говорить о функциональной дистрибуции русского, башкирского и татарского языков. Обучение, например, в технических вузах полностью ведется на русском языке, в гуманитарных - частично на башкирском, татарском, чувашском, марийском языках (где имеются филологические специальности).

Несколько слов о Сибайском институте (филиале) Башгосуниверситета, который известен как образовательный центр Зауральского региона РБ. Согласно закону Республики Башкортостан «О языках народов Башкортостана» и решению Ученого совета СИ БашГУ (протокол №1 от 2 сентября 2000 г.), обучение студентов ведется на двух государственных языках РБ - башкирском и русском. Отдельные дисциплины специальностей 021700 «Башкирский язык и литература», 031200 «Педагогика и методика начального образования» (башкирская группа) такие, как башкирский язык, история башкирской литературы, введение в тюркологию, культура Башкортостана, история Башкортостана и т.д., ведутся на башкирском языке.

В сентябре 2004 г. по решению Ученого совета БашГУ в Сибайском институте (филиале) была открыта межфакультетская кафедра «Башкирский язык и культура речи», целью которой является усовершенствование методики преподавания башкирского языка, подготовки кадров, общения на башкирском языке и использования башкирского языка в образовательном процессе.

На вступительных экзаменах абитуриенты имеют право отвечать как на русском, так и на башкирском языке. В учебные планы всех специальностей в рамках национально-регионального компонента введено изучение башкирского языка с учетом уровня его владения студентами; для невладеющих башкирским языком; для башкир, изучавших в школе родной язык, и для башкир, слабо (или на бытовом уровне) владеющих родным языком. Для каждой группы преподавателями инсти-

тута разработаны программы и пособия. Таким образом, изучением башкирского языка в объеме 108 часов в течение 3-х семестров охвачено 100% студентов дневной и заочной форм обучения. Как федеральный компонент, на всех специальностях изучается дисциплина «Русский язык и культура речи».

Подводя итоги языковой ситуации в общеобразовательных учреждениях республики, следует отметить:

1. Особую роль в формировании культурной и образовательной среды функционирования языков должна играть система образования в целом, которая включает все уровни образования, от дошкольного до высшего, где как в учебном процессе, так и в организации внеурочного, досугового времени необходимо делать акцент на мероприятиях культурно-образовательного характера, т.е. посвященных истории народов, культуре, истории края, национальным героям и историческим деятелям, прикладному народному искусству и ремеслам.

2. Необходима серьезная разработка концепции и модели языковой подготовки в области образования, постоянно адаптирующейся к реальным условиям.

3. Для организации воспитания и обучения учащихся в образовательных учреждениях в РБ созданы все условия. Однако о сохранении языка любого народа каждый человек должен позаботиться сам, т. к. язык народа живет, пока на на нем говорят и используют его в различной сфере деятельности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М., 1954. С. 542.

2. Закон «О языках народов Республики Башкортостан». Уфа, 1999.

3. Закон «Об образовании» Республики Башкортостан. Уфа, 2005.

4. Кидрасов Ф. Г. // Учитель Башкортостана. 2002. №8. С. 5-8.

5. Статистический сборник Госкомстата РБ. Образование, наука и культура Башкортостана. Уфа, 2003. 125 с.

6. Закирьянов К. З. Двуязычие и национальная школа: учебное пособие. Уфа, 1991. 122 с.

7. Япарова З. Ш. Древо жизни питают корни // Республика Башкортостан. 2003. 16 октября. С. 18.

8. Аюпова Л. Л. Языковая ситуация: социолингвистический аспект. Уфа: Восточный университет, 2000. 156 с.

Поступила в редакцию 19.09.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.