Научная статья на тему 'Формирование современной модели образования - важное условие инновационного развития республики'

Формирование современной модели образования - важное условие инновационного развития республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / КЛАСТЕРНЫЙ ТИП / FORMATION MODEL / INNOVATIVE DEVELOPMENT / UNIFORM GRADUATION EXAMINATION / SYSTEM CHANGES / CLASTER-TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллаяров Зиннат Абдуллович

В статье раскрываются необходимые условия формирования современной модели образования в рамках инновационного развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллаяров Зиннат Абдуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MODERN MODEL OF FORMATION - THE IMPORTANT CONDITION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REPUBLIC

In article necessary conditions of formation of modern model of formation within the limits of innovative development of republic reveal.

Текст научной работы на тему «Формирование современной модели образования - важное условие инновационного развития республики»

З.А. Аллаяров

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ1

Ключевые слова: модель образования, инновационное развитие, единый государственный экзамен, системные изменения, кластерный тип.

Keywords: formation model, innovative development, uniform graduation examination, system changes, claster-type.

Аннотация: В статье раскрываются необходимые условия формирования современной модели образования в рамках инновационного развития республики.

Аbstract: In article necessary conditions of formation of modern model of formation within the limits of innovative development of republic reveal.

Прошедший учебный год стал годом масштабного внедрения в образование республики системных изменений, подведения основных итогов: завершена реализация Программы развития системы образования Республики Башкортостан на 2004-2008 годы; с начала 2008/2009 учебного года финансирование муниципальных школ производится по нормативно-подушевому принципу; с 1 января 2009 года во всех учреждениях образования внедрена новая система оплаты труда; начался перевод учреждений с бюджетного на автономную форму. Итоговую аттестацию выпускники школ этого года сдали в форме ЕГЭ, действующего в штатном режиме. В системе дошкольного образования внедряются альтернативные формы, такие как

1 Из выступления министра образования Республики Башкортостан З.А. Аллаярова на республиканском совещании по образованию (Баймакский район, с.Ургаза, 7 августа 2009 г.).

группы семейного воспитания, гувернерская служба в Уфе, Стерлитамаке, Давлекановском, Мелеузовском, Уфимском районах. Эти и другие системные нововведения приводят к тому, что обстановка, в которой предстоит работать республиканской системе образования в новом учебном году, кардинальным образом будет отличаться от прежней. Нельзя не отметить, что благодаря государственной финансовой поддержке системы образования Башкортостана создан мощный задел прочности. Кризисные явления в экономике не оказали сильного воздействия на государственную поддержку республиканской системы образования, расходы на функционирование которой за последний год не только не уменьшились, а по некоторым направлениям даже возросли. В качестве важного результата этого процесса отметим рост заработной платы работников образовательных учреждений в 2009 году на 24,8 % по сравнению с прошлым годом.

Свидетельством внимания и заботы руководства республики о будущем, личной действенной поддержки Президента Башкортостана М.Г. Рахимова является открытие 1000-й новой школы. За последние два десятилетия более двухсот тысяч школьников получили возможность обучаться в современных здоровьесберегающих условиях. За последний год Правительством республики было принято немало целенаправленных решений по повышению объемов капитального строительства, ремонту аварийных школ, укреплению материально-технической базы, обеспечению комплексной безопасности, включая пожарную, всех государственных образовательных учреждений с круглосуточным проживанием детей. Несмотря на завершение в прошлом году на федеральном уровне поставок автобусов для сельских школ в рамках нацпроекта, республика самостоятельно продолжила реализацию этого направления, и до базовых школ уже в этом году дойдут более шестидесяти новых автобусов.

Улучшены экономические показатели образования. При сокращении общей численности учащихся, показатель средней наполняемости классов-комплектов к 1 сентября этого года увеличится до 15,49 учащихся по сравнению с 14,86 в сентябре 2008 года. Уменьшилось с 17,7 % до 16,2 % число школьников, обучающихся во вторую смену. Увеличилось на 16,4 % по сравнению с прошлым годом количество обучающихся в профильных Х-Х1 классах. Улучшились собственно образовательные показатели. Определилась динамика роста числа победителей всероссийской олимпиады школьников по годам: если в 2005 году их было всего

пятнадцать, то в 2009 году этот показатель возрос до двадцати девяти. По количеству учителей - победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году Республика Башкортостан занимает третье место в стране. Увеличилось число победителей нацпроекта среди учреждений профессионального образования - с двух в 2007 году до одиннадцати в 2008/2009 учебном году, что позволило привлечь в республику из федерального бюджета и средств работодателей почти 500 млн. рублей. Большинство обучающихся (99,3 %) изучают башкирский язык как государственный; увеличился охват детей дополнительным образованием с 69,1 % до 72,2 %; как положительный фактор воспитательной деятельности педагогов следует отметить сокращение на 30,1 % по итогам первого полугодия 2009 года количества школьников, совершивших правонарушения.

Дальнейшие перспективы развития системы образования широко обсуждаются общественностью и связываются с развитием инновационной экономики. В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года формируется современная модель образования. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Прошел этап общественного обсуждения и идет процесс принятия федеральных государственных стандартов общего образования нового поколения. Основные идеи этих документов нашли отражение в принятой Республиканской программе развития образования на 2009-2013 годы.

В перспективе должна быть создана современная республиканская модель образования с оптимальной структурой сети учреждений. В ближайшие годы необходимо довести численность детей, получающих образование в современных условиях, до 70 %; обеспечить охват 63 % детей разными формами дошкольного образования; увеличить до 40 % долю обучающихся, участвующих в конкурсном и олимпиадном движении; внедрить эффективные механизмы оценки качества образования; модернизировать профессиональное образование в соответствии с потребностями развивающейся экономики; перевести все образовательные учреждения на нормативный принцип финансирования и новую систему оплаты труда.

Достижение поставленной цели предполагает, прежде всего, продолжение начатых системных изменений. Ключевыми понятиями современной модели образования являются высокое качество предоставляемых образовательных услуг и их

доступность для всех детей. Сегодня в республике формируется многофункциональная система дошкольного образования, призванная обеспечить полноценное развитие дошкольников с учетом потребностей каждой семьи. В данной системе, прежде всего, нас волнуют две проблемы: охват дошкольным образованием всех желающих и обеспечение равных стартовых возможностей всем детям, приходящим в первый класс.

В настоящее время охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет составляет 59,2 %. В Стерлитамаке, Кумер-тау, Нефтекамске, Давлекановском, Дуванском, Ишимбайском и Туймазинском районах данный показатель значительно превышает средний республиканский. Вместе с тем, отмечается низкий охват дошкольным образованием в Архангельском, Калтасинском, Миш-кинском районах. Наша республика стала одним из семи пилотных регионов Российской Федерации для проведения апробации вариативных организационных моделей и форм дошкольного образования. В плане развития модели дошкольного образования стоит задача по полному охвату детей 5,5-6,5 лет предшкольной подготовкой, причем на базе не только дошкольных учреждений, но и школ, учреждений дополнительного образования детей. Особенно это актуально для сельской местности.

В системе общего образования начата масштабная работа по оптимизации структуры и созданию сети базовых школ. В течение учебного года разработаны соответствующие муниципальные программы, определена перспектива каждой школы. За истекший год в различных формах реорганизованы 335 школ, до начала учебного года планируется реорганизация еще 132 школ, что составит 21 % от их общей численности. Позитивные результаты оптимизации сети образовательных учреждений достигнуты в Альшеевском, Балта-чевском, Ишимбайском, Мечетлинском, Чекмагушевском районах; недостаточное внимание этому процессу уделяется в Иглинском, Кигинском, Салаватском районах.

Вокруг проблемы оптимизации сети школ, определения будущего сельской школы разворачивается немало бурных дискуссий. С одной стороны, приводятся объективные доводы о том, что функционирование и развитие малокомплектных сельских школ влекут за собой неоправданные материальные затраты, не гарантируют высокого качества образования, не соответствуют условиям внедрения нового поколения государственных образовательных стандартов и др. С другой стороны, выдвигается тезис о неоспоримой роли сельской школы в воспитании сельского труженика, решении демографической проблемы, ее существовании как базовой соци-

альной категории. Верно и то, и другое. Однако детальный анализ ситуации, проведенный с учетом современных тенденций развития образования в русле идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», региональных и местных условий, диктует необходимость изменения положения сельской школы. Поэтому формирование в республике сети базовых школ с организацией транспортного подвоза детей в них из близлежащих населенных пунктов остается актуальной задачей, исходя из современной модели образования.

Оптимизация сети осуществляется и на других уровнях образовательных учреждений: закрыты сорок одно представительство и два филиала вузов, что снизило вероятность получения некачественного профессионального образования; за последние два года путем присоединения реорганизованы четыре учреждения начального профессионального образования; планируется обновление педагогического, аграрного, технического образования путем создания кластеров на базе профильных университетов.

Необходимо отметить, что в ходе мероприятий по переходу на новые финансово-экономические механизмы общая численность работников школ в 2008-2009 годах сократилась более чем на пятнадцать с половиной тысяч человек, из них пять тысяч педагогов. Перевод учреждений начального и среднего профессионального образования республики на нормативное финансирование также приведет к существенному повышению заработной платы работников, в том числе за счет оптимизации расходования бюджетных средств и сверхнормативной штатной численности работников.

Принимаются меры по достижению оптимальных экономических показателей. Высокие показатели по средней наполняемости классов, численности обучающихся, приходящихся на одного учителя, отмечаются в г.г. Уфе, Стерлитамаке, Октябрьском, Салавате, Сибае, в Белебеевском, Дюртюлинском, Ишимбайском, Туймазинском, Уфимском районах; низкие - в Аскинском, Бураевском, Зилаирском, Стерлибашевском, Федоровском районах. В целом, принимаемые поэтапные меры должны привести к повышению количества учащихся, приходящихся на одного учителя с 9,3 до 10,1 и довести показатель средней наполняемости классов-комплектов до 15,7 учащихся.

Министерством образования совместно с Министерством финансов ведется мониторинг финансово-экономической деятельности систем образования районов и городов, практически каждого образовательного учреждения в условиях нормативно-подушевого финансирования и перехода на новую систему оплаты труда. Как и

предполагалось, не все муниципальные образовательные системы оказались готовы к нововведениям. В начале года в тридцати восьми муниципальных образованиях рассчитанные по нормативному методу объемы субвенций на заработную плату работников были ниже объемов на имеющуюся сеть учреждений и штатные расписания. К настоящему времени, даже с учетом проведенных оптимизационных мероприятий, двадцать восемь муниципалитетов пока не укладываются в нормативные объемы субвенций. Проверки в двадцати четырех районах и городах показали, что резервы снижения неэффективных расходов в них не исчерпаны. Так, в плане оптимизации сети общеобразовательных школ Иглинского района не предусматриваются мероприятия по их реструктуризации, что привело к увеличению количества малокомплектных школ с шестнадцати в 2008 году до восемнадцати в 2009 году. Из сорока семи школ только в десяти достигается нормативная средняя наполняемость классов-комплектов. Ожидаемый объем неэффективных расходов в сфере общего образования по этому району за 2009 год составит 83,7 млн. рублей. Такая ситуация сегодня просто недопустима. Значительные резервы по снижению неэффективных расходов Иглинскому району нужно использовать уже в этом году.

Для проведения качественного анализа имеющихся проблем районами и городами, Министерство образования разработало и внедрило систему индикативной оценки эффективности деятельности образования. Она включает шестьдесят два показателя, представленных в форме рейтингов и объединенных в девять основных групп. Содержание образования является существенной составляющей его современной модели. Новые федеральные государственные стандарты решают задачу приведения его в соответствие с требованиями времени, их внедрение планируется начать с 2010 года. Изучение родных языков и башкирского как государственного, несмотря на отмену понятия «национально-региональный компонент», будет продолжено, законные права детей обучаться на родном языке будут соблюдены, для чего имеются все законодательные и правовые основания. Достижение нового качества - ключевая идея развития современного образования, многопрофильного, многофункционального и непрерывно совершенствующегося в соответствии с требованиями времени. Министерство образования совместно с Управлением по контролю и надзору в сфере образования приступило к созданию республиканской системы оценки качества образования, охватывающей все его уровни - от дошкольного до профессионального. В создаваемой системе основным инструмен-

том внешней оценки знаний обучающихся с этого года стал единый государственный экзамен.

В 2009 году в Республике Башкортостан ЕГЭ проводился по тринадцати общеобразовательным предметам с охватом 32,7 тыс. человек. Полученные результаты в целом сопоставимы со среднестатистическими показателями по Российской Федерации. Средний балл по русскому, немецкому и французскому языкам чуть ниже, чем по России, по другим предметам результаты несколько выше. С этого года изменились правила учета результатов ЕГЭ при окончании школы. Пятьсот восемьдесят пять выпускников (2 %), которые не смогли сдать экзамены по обязательным предметам, т.е. по русскому языку и математике, не получили аттестаты. Более глубокий анализ результатов ЕГЭ еще предстоит выполнить, но первые выводы уже можно сделать. Сравнение результатов обучения в различных муниципальных образованиях показывает 100%-й результат по всем предметам в Бурзянском, Гафурийском, Ермекеевском, Ку-гарчинском, Куюргазинском, Чекмагушевском районах. Данная картина представляется аномальной: даже в районах города Уфы удельный вес сдавших ЕГЭ варьируется от 94,3 до 99,3, а в среднем по городам этот показатель составил 98,4 %.

Серьезное беспокойство вызывают пятьдесят два выпускника, получивших по отдельным предметам максимальную (100-балльную) оценку. Сомнителен сиюминутный успех отдельных школьников из Аургазинского, Баймакского, Кугарчин-ского, Кушнаренковского, Татышлинского, Хайбуллинского районов, г.г. Уфы, Кумертау, которые, не являясь призерами олимпиад и не имея высоких текущих оценок, не претендуя на медаль, все же смогли набрать 100 баллов, чего в отдельных случаях не достигли даже победители всероссийских олимпиад. Причинно-следственные связи этих явлений анализируются, и одна из них в том, что результаты ЕГЭ входят в число показателей оценки эффективности деятельности муниципальных районов и городских округов, по которым формируется рейтинг муниципалитетов. Некоторые руководители местных органов власти рискнули их «улучшить» следуя девизу: «цель оправдывает средства». Это недопустимо, нельзя становиться «заложниками» ситуации, опасно у молодых людей, приступающих к самостоятельной жизни, подрывать доверие к власти. Необоснованно высокие рейтинги негативно сказываются на имидже республики в масштабах страны. Более того, благодаря современным электронным коммуникациям факты подобных нарушений моментально становятся общеизвестными, они представ-

ляют серьезный повод для размышлений на районных и городских августовских совещаниях.

В условиях введения ЕГЭ особое значение приобрело развитие олимпиадного движения, важным показателем которого стало увеличение более чем в два раза по сравнению с 2004 годом количества медалей разного достоинства, завоеванных школьниками республики на всероссийских олимпиадах. География призовых мест включает Уфу, Стерлитамак, Нефтекамск, Сибай, Салават, Октябрьский, также Аскинский, Аурга-зинский, Белорецкий, Давлекановский, Мелеузовский, Туймазин-ский, Куюргазинский, Чишминский, Янаульский районы.

Эффективная реализация современной модели образования тесно связана с повышением активности и конструктивности общественного участия в управлении образованием. Однако многие созданные советы носят формальный характер, и их функции зачастую исчерпываются сбором внебюджетных средств. В связи с этим Министерством образования республики готовится проект соответствующей программы, включающей создание собственных регулярно обновляемых сайтов в сети Интернет, систематическую публикацию всеми учреждениями отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.

Одним из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является усиление на межведомственной основе мер по обеспечению здоровьесбере-жения обучающихся: более широкое использование возможностей спортивных сооружений, оздоровительных центров, особенно с круглогодичными условиями работы; формирование культуры здорового образа жизни; полноценное развитие личности обучающегося. Свободное от уроков время - ценнейший ресурс самообразования и дополнительного образования детей, расширения пространства для творчества и проявления инициативных действий. К 2012 году каждый школьник за счет бюджетных средств получит в среднем не менее двух часов в неделю на факультативную образовательную деятельность. Базовое общее и дополнительное образование - равноправные партнеры в процессе становления личности. Подобная практика успешно осуществляется в городах Стерлитамак, Салават, Октябрьский, Сибай, Уфа, Альшеевском, Благовещенском, Гафу-рийском, Дюртюлинском, Мелеузовском, Миякинском, Стерлита-макском, Чекмагушевском районах.

Существенные перемены ожидают нас и в профессиональном образовании. Подготовка кадров будет вестись на основе Сводного

прогноза потребности экономики в рабочих кадрах и специалистах, сформированного Министерством экономического развития Республики Башкортостан. В этом учебном году количество бюджетных мест в учреждениях профессионального образования сохранено на уровне прошлого года. В рамках национального проекта, благодаря привлечению средств из федерального бюджета и средств работодателей, осуществляется модернизация материально-технической базы, создаются условия для подготовки кадров для современного производства. В итоге улучшается трудоустройство выпускников и возрастает интерес предприятий к этим учреждениям. Предлагается использовать учреждения, переоснащенные за счет средств национального проекта, для переподготовки, повышения квалификации и опережающего обучения высвобождаемых работников и лиц, находящихся под угрозой увольнения. Учреждения профессионального образования имеют возможность переподготовить до 104 тыс. человек в год.

Под особый контроль поставлено трудоустройство выпускников учреждений профобразования. По данным на 1 августа, нетрудоустроенными могут остаться 6 % выпускников (по РФ -более 11 %). Об этом извещены республиканское управление занятости и администрации районов, городов. Для стажировки двух тысяч восьмисот выпускников предложены двести шестьдесят три предприятия, администрациям районов и городов необходимо обратить самое серьезное внимание на проблему трудоустройства данной категории молодежи. В этом году для республиканских МТС была организована переподготовка кадров для работы на импортной технике на базе агроуниверситета и тринадцати училищ. Следует отметить, что в области аграрного профессионального образования сложился эффективно действующий кластер, включающий профильное министерство, образовательные учреждения различного уровня, сельхозпроизводителей. Благодаря этому, принят Указ Президента Республики Башкортостан о поддержке выпускников сельских училищ; четыре из них победили в нацпроекте «Образование», им передаются сельскохозяйственная техника и оборудование. Подобную кластерную систему должны создать и другие отраслевые ведомства.

Наряду с существующими направлениями национального проекта «Образование», появляются новые, в которых Республика Башкортостан начинает принимать активное участие: шестьдесят детей-инвалидов уже в этом году будут иметь возможность получать образование в дистанционной форме; по-

бедителем нацпроекта по развитию школьного питания стал проект нашей столицы - г. Уфы.

В Год молодежи в Российской Федерации, Год поддержки и развития молодежных инициатив в Республике Башкортостан во всех образовательных учреждениях должна вестись подготовка к празднованию шестьдесят пятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, двухсотлетия победы России в Отечественной войне 1812 года. В качестве гуманитарной инновации в ряде школ предстоит экспериментальное освоение с марта 2010 года учебного курса «Духовно-нравственное воспитание», способствующего гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

Мы поддерживаем предложение Президента республики М.Г. Рахимова о проведении в будущем году Х Съезда учителей Республики Башкортостан, посвященного Году учителя в Российской Федерации, что послужит повышением социального статуса и престижа педагогической профессии, мастерства и формирования позитивного образа нашего учителя, обладающего профессиональным потенциалом для эффективного решения стоящих перед системой образования проблем и обеспечения ее дальнейшего прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.