Научная статья на тему 'Прогноз реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»'

Прогноз реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / THE NATIONAL EDUCATIONAL INITIATIVE / QUALITY OF FORMATION / PROFESSIONALISM OF THE TEACHER / FORMATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютин Игорь Павлович

Разработана и принята республиканская программа развития образования на 2009-2013 годы, которая определяет ключевые задачи и предполагает формирование модели образования, соответствующей требованиям инновационного развития экономики Республики Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORECAST OF REALIZATION OF THE NATIONAL EDUCATIONAL INITIATIVE «OUR NEW SCHOOL»

The republican program of a development of education for 2009-2013 which defines key problems Is developed and accepted and assumes formation of model of the formation corresponding to requirements of innovative development of economy of Republic Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Прогноз реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»

ПРОГНОЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Ключевые слова: национальная образовательная инициатива, качество образования, профессионализм педагога, модель образования.

Keywords: the national educational initiative, quality of formation, professionalism of the teacher, formation model.

Аннотация: Разработана и принята республиканская программа развития образования на 2009-2013 годы, которая определяет ключевые задачи и предполагает формирование модели образования, соответствующей требованиям инновационного развития экономики Республики Башкортостан.

Abstract: The republican program of a development of education for 2009-2013 which defines key problems Is developed and accepted and assumes formation of model of the formation corresponding to requirements of innovative development of economy of Republic Bashkortostan.

Нацеленность усилий государства и его граждан на обеспечение поступательного развития экономики и социальной сферы предполагает формирование мощного фундамента как основы инновационной экономики знаний, благодаря которому подрастающее поколение сможет найти свое призвание и занять достойное место в обществе.

Общеизвестно, что для живых организмов характерны адаптивность и изменчивость, а образование именно такой жизнедеятельный организм. Поэтому модернизация образования направлена на поддержание его жизнедеятельности. Непрерывная модернизация -естественный, эволюционный процесс. На первый план выходит уско-

рение преобразований содержания, для приведения его в соответствие с потребностями современной экономики, науки, общества.

Как отметил Президент России Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию, уже в 2010 году, объявленном Годом учителя, будут разработаны и введены новые требования к качеству образования. «Кроме того, мы введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности». Реализация этих положений уже получила практическое воплощение в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В течение всего 2009 года шло масштабное общественное и профессиональное обсуждение ее концепции с широким участием десятков тысяч учителей, родителей, учеников, представителей общественности Республики Башкортостан. В начале 2010 года данная инициатива была утверждена Указом Президента Российской Федерации. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

Система образования Республики Башкортостан по своим основным параметрам и масштабам представляет собой одну из крупнейших образовательных систем Российской Федерации и характеризуется многообразием типов и видов учреждений, удовлетворяющих растущие образовательные и воспитательные потребности обучающихся.

В настоящее время в республике функционируют более 4500 образовательных учреждений, в том числе: 1810 дошкольных образовательных учреждений, 1990 дневных общеобразовательных школ, школ-интернатов, лицеев, гимназий, 26 вечерних (сменных) общеобразовательных школ; 28 детских домов; 98 профессиональных училищ и лицеев, 302 учреждения дополнительного образования, 75 учреждений среднего и 12 учреждений высшего профессионального образования.

В образовательных учреждениях всех типов и видов обучаются и воспитываются свыше 870,2 тыс. человек, работают около 190 тыс. педагогов и обслуживающего персонала.

В рамках реализации стратегии модернизации образования республики происходят системные изменения:

♦ введение нового федерального государственного образовательного стандарта;

♦ аттестация педагогических и руководящих кадров;

♦ введение отраслевой системы оплаты труда;

♦ «нормативно-подушевое» финансирование учреждений образования;

♦ расширение участия общественности в управлении образовательным учреждением;

♦ публичная отчетность образовательных учреждений.

По сути дела, эти направления на региональном уровне - основные регуляторы развития образовательных учреждений. Очевидно, что они являются ключевыми для реализации национальной инициативы «Наша новая школа», по всем направлениям которой в системе образования Республики Башкортостан имеются значительные заделы.

В рамках инициативы «Наша новая школа» с 2011 года планируется новое мероприятие «Современная школа» в рамках осуществления приоритетного национального проекта «Образование». Здесь будут поддержаны региональные программы, те субъекты и школы, вложение средств, в которые обеспечит соответствующую отдачу в виде качественных условий обучения и качественного результата. Кроме того, ежегодно будет проводиться мониторинг создания в каждой школе современных условий получения образования, в том числе требований к безопасности, к санитарно-бытовым условиям, оснащенности учебным оборудованием. Это будет содействовать развитию индустрии школьного оборудования, школьной архитектуры, школьного строительства.

Здесь следует отметить, что в настоящее время система образования Республики Башкортостан, как и в прошлые годы, устойчиво занимает ведущие позиции в стране по объемам строительства учреждений образования, программно-целевому управлению отраслью, количеству инновационных образовательных учреждений и обучающихся в них, высокому уровню поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

По объемам строительства учреждений образования Республика Башкортостан входит в число пяти ведущих регионов страны в этой области. Полагаю, ни один из нас не станет отрицать реальности самого главного достижения системы образования республики -создана и получила дальнейшее развитие современная инфраструктура образования с достойными условиями для творческой работы и успешной учебы. Ежегодно в районах и городах республики вводится в эксплуатацию 30-40 объектов образования. За последние двадцать лет введены в эксплуатацию 1067, за период с 2010 года построено 350 объектов образования. И, как результат, инфраструктуру образования сегодня в основном представляют современные школьные здания.

Правительством республики принято решение о проведении республиканской акции «Теплая школа» в рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа». В ближайшее время

будут отремонтированы 140 школ, где обучаются более 45 тысяч детей. Каждая школа получит не менее 6-7 млн. рублей на улучшение условий обучения и здоровьесбережения учащихся. На эти цели будут направлены 700 млн. рублей.

Важнейшим инструментом повышения эффективности расходования средств является развитие сети образовательных учреждений, обеспечивающих предоставление качественного образования каждому ребенку независимо от места жительства.

На всех уровнях образования будут внедрены образовательные стандарты, обеспечивающие компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений. Одним из результатов предшествующих лет являются начавшиеся изменения по обновлению содержания. Разработаны и будут внедряться с 2011 года федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и новые стандарты по профессиям всех уровней профессионального образования.

В целях обеспечения качественного перехода к новым стандартам в шестнадцати школах республики ведется экспериментальная апробация. Эта работа будет продолжена. Предстоит в течение ближайших трех-четырех лет всех учителей подготовить к работе с новым содержанием образования и умению применять новые педагогические технологии.

На основе новых стандартов предстоит обновить систему аттестации работников образования:

- расширить возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;

- стимулировать изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений;

- внедрить в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями;

- внедрить независимую систему оценки качества образования на всех уровнях и обеспечить публичную доступность ее результатов;

- обеспечить участие потребителей образовательных услуг и общественных институтов контроля и оценки качества образования.

Одной из ключевых проблем, влияющих на качество предоставления услуг, в том числе образовательных, является неэффективность системы обратной связи с потребителями. Приоритетная задача, определенная в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года: «Формирование механизмов оценки качества и востребованности

образовательных услуг с участием потребителей, в том числе через создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновлении и достоверность информации».

И 30-е, и 50-е, и даже 70-е годы XX века школа работала в режиме, когда она могла отбирать учеников. Но сегодня у школы совсем другая ситуация: она учит всех, а значит, учит каждого. Поэтому должны работать иные дидактические принципы, которые в педагогической науке пока разработаны слабо. Учёные признают, что многие качества ребёнка периода 10-х годов XXI века очень значимо отличаются от качеств, присущих ребенку 50-60 лет назад. Методики же в основном ориентированы на ребёнка упомянутого периода, и это очень большая и сложная задача для педагогической науки, но в национальной инициативе она чётко поставлена.

Ещё одно обстоятельство, которое нельзя не отметить: отсутствие унифицированной специфической системы отбора в учителя. Учитель, как и многие другие социальные профессии, - массовая профессия, поэтому, на наш взгляд, всем участникам педагогического движения и широкой общественности нужно отказаться от мифа наделения личности учителя некими магическими свойствами и качествами. Педагог - это обыкновенный человек, такой же, как специалист любой другой профессии, с очень высоким уровнем ответственности.

Актуальна задача обеспечения учителя всеми инструментами для эффективной деятельности. Важно уравнять шансы людей, работающих в школе, посредством обеспечения их знанием предмета, знанием места этого предмета вообще в системе научных знаний (потому что иначе невозможно добиться целостного результата), и, конечно, знанием и умением применять самые эффективные образовательные технологии. То есть, задача новейших дидактических технологий - уравнять шансы всех учителей. Соответственно наши педагогические вузы, научно-методические усилия ученых-теоретиков должны ориентироваться на то, что люди, выбравшие профессию учителя, могут за счёт коллективных действий, за счёт кейс-портфелей, инновационных образовательных технологий очень эффективно обучать всех и каждого, и это совершенно новая задача, зафиксированная в инициативе.

Имеется еще одно условие, которое мы обязаны учитывать, -объём компетенций, нужных учителю, очень стремительно растёт, потому что стремительно изменяется мир. Поэтому важнейшей задачей становится постоянно действующая эффективная система переподготовки и повышения квалификации. Получив образование

в 90-м году, невозможно быть эффективным учителем в 2010 и в 2015 году.

Всем известно, что система образования, ориентированная на вчерашнюю страну, не может готовить завтрашние кадры. Поэтому перспективное развитие получат базовые центры педагогического образования - современные педагогические университеты, обладающие колоссальным исследовательским и научно-методическим потенциалом, такие как Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

В силу этого выдвигаются основные задачи развития профессионализма педагога:

1) непрерывное методическое сопровождение развития профессионализма педагога через создание многоуровневой системы методической работы с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога;

2) организация повышения квалификации педагога по индивидуальной образовательной траектории на основе модульной, кредитно-зачетной системы организации учебного процесса и рейтинговой системы комплексной оценки знаний.

В условиях образования будет внедряться сертификация квалификаций как стимул самостоятельно учиться и повышать квалификацию. Задача всех органов управления и всей системы повышения квалификации - помочь школьным учителям, желающим стать активными «элементами» инновационной образовательной среды.

В 2010/2011 году будет активизирована работа по привлечению выпускников высших учебных заведений для работы в школах, что позволит устранить излишнюю феминизацию и существенно «омолодить» кадровый состав. Идея проекта состоит в том, что в масштабах страны 1000 талантливых выпускников вузов в течение двух лет будут получать 500 тыс. руб. за работу в школе. Отбор выпускников будет публичным, осуществляемым в формате «реалити-шоу». Выпускникам будет предоставлена работа в школах, где хорошая нагрузка и достаточно учащихся, имеется жилье и осуществляется социальная поддержка. Именно на них возлагается ответственная миссия выявления и развития одаренных детей. С этой целью в республике создана уникальная региональная система грантовой поддержки лучших учителей, стипендиального обеспечения талантливой молодежи.

В 2009 году Республика Башкортостан заняла 11-е место среди субъектов Российской Федерации по количеству победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Определилась динамика роста числа победителей всероссийской олим-

пиады школьников, по годам: если в 2005 году их было всего 13, в 2007 году - 26, то в 2009 году этот показатель увеличился до 29.

Школьники Республики Башкортостан достаточно успешно выступают и на международных олимпиадах. В составе сборных команд Российской Федерации, победителями международных олимпиад стали четыре школьника из Башкортостана: Вера Ефремова, СОШ №12 г. Стерлитамак, география, 2005 г., серебряная медаль; Тимур Мансуров, СОШ №130 г. Уфа, химия, 2006 г., серебряная медаль; Андрей Банников, гимназия №1 г. Салават, информатика, 2006 г., бронзовая медаль; Дмитрий Лисицкий, Белорецкая средняя общеобразовательная компьютерная школа, естественнонаучная олимпиада юниоров, 2007 г., серебряная медаль. В 2007 году на Всероссийской олимпиаде по программированию диплом первой степени получила студентка Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники Алия Гайнетдинова.

Победителями Всероссийской олимпиады «1Т - планета 2009» среди студентов высших и средних профессиональных учебных заведений стали шестнадцать студентов вузов и ссузов Республики Башкортостан.

Обеспечить условия для реализации инновационного потенциала молодёжи призвано направление приоритетного национального проекта «Образование» по государственной поддержке талантливой молодёжи. Лучшие представители талантливой молодежи удостаиваются высшей награды - премий национального проекта «Образование». Только в 2009 году их обладателями стали 135 человек, что на 18 больше, чем в 2008 году. Всего в 2006-2009 годы 489 лучших представителей талантливой молодежи Республики Башкортостан удостоились премий национального проекта «Образование» в размере 30 и 60 тыс. рублей.

Ведущее место в Приволжском федеральном округе по количеству инновационных учреждений образования и обучающихся в них также принадлежит Республике Башкортостан. В сфере образования в настоящее время работают 79 гимназий, 51 лицей 2 кадетских учреждения (6,63 % общеобразовательных учреждений), в которых обучаются 81 тыс. учащихся (18,29 % от общего контингента). Это дает возможность талантливым, способным детям в многопрофильных, с различной предметной и профессиональной ориентацией общеобразовательных учреждениях реализовывать свои возможности в учебе и творчестве.

Качественно изменится реализация программ повышения квалификации учителей, которая будет включать сочетание образовательной, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих; овладение интерактивными методиками обучения и воспи-

тания, применение ИКТ, освоение инновационных технологий, освоение принципов разработки КИМов для оценки качества образования.

Адресное использование механизма субсидий позволит оказать поддержку тем, кто динамично развивается, опирается на сетевые сообщества и реализует в образовании авангардные проекты «2020».

Федеральные и региональные субсидии в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы будут выделяться на реализацию следующих задач:

- диверсифицированную организацию обучения на начальной, основной и старшей ступенях;

- модернизацию школьной инфраструктуры и оснащение новейшим учебным оборудованием современных зданий учреждений общего образования;

- совершенствование аттестации педагогических и управленческих кадров как периодического подтверждения квалификации педагога, ее соответствия задачам, стоящим перед школой;

- предоставление коллективам школ на основе принципов подушевого финансирования средств на повышение квалификации;

- организацию рационального свободного досуга обучающихся

- школы будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники станут местом семейного отдыха;

- придание самостоятельности школам, ставшим победителями конкурсов приоритетного национального проекта, и школам, преобразованным в автономные учреждения.

Дальнейшая реализация приоритетного национального проекта «Образование» предполагает усиление поддержки физических лиц-получателей. Во-первых, будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации; во-вторых, будет внедрена система материальной поддержки - создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы; в-третьих, создание системы выявления и поддержки талантливой молодежи.

Профессиональное образование на основе реализации кластерного подхода должно учитывать широкий спектр факторов и особенностей: демографический тренд - вызов к иному построению сети; кооперация ради усиления друг друга; развитие связи с рынком труда, создание структур, взаимодействующих с производственным сектором.

Система оценки качества образования предполагает внедрение различных моделей независимой проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. При этом механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Так, например 12 мая 2010 года в Республике Башкортостан учреждено региональное отделение Педагогического Собрания России. Важную роль приобретают мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей, отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

В ближайшее время планируется ужесточение лицензионных требований к учреждениям для обеспечения гарантии современного качества образования. Важное направление - обеспечение участия общественности в обсуждении и влиянии на процессы и результаты модернизации образования. Одновременно продолжится содействие развитию советов самоуправления в образовательных учреждениях. Следует отметить, что сегодня в большинстве школ республики действуют управляющие советы, которые активно участвуют в распределении бюджета школы, в составлении штатного расписания, учебных планов, в стимулировании труда учителей.

Все вышеуказанные достижения способствуют реализации современной модели опережающего, инновационного развития системы образования Республики Башкортостан и ее дальнейшим прогрессивным системным изменениям.

Рассчитанный на долгосрочную перспективу национальный проект «Образование» через конкурсы образовательных учреждений, поддержку лучших учителей и талантливой молодежи, классных руководителей, ресурсное обеспечение условий обучения и воспитания оказал значительное влияние на инновационное развитие системы образования, привел к новым конкретным результатам.

В 2006-2008 годы гранты из федерального бюджета по 1 млн. рублей получили 327 школ республики, в том числе 171 городская, 156 сельских. Всего государственную поддержку на выполнение инновационных образовательных программ получили 15 % школ республики.

Несмотря на то, что на федеральном уровне завершена грантовая поддержка лучших школ еще в 2008 году в Республике Башкортостан планомерно создаются благоприятные условия для эффективного развития системы общего образования. Обеспечение достойного качества образования осуществляется через создание базовых школ. Наряду с этим решаются вопросы адресной поддержки материального развития.

В 2006-2008 годах для школ республики в рамках нацпроекта приобретено около двух тысяч комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии, башкирского языка на общую сумму свыше 700 млн. рублей. Все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет и обеспечены лицензионными программными продуктами. В 2009 году осуществлен перевод оплаты Интернет-трафика с федерального на региональный уровень.

Для организации подвоза обучающихся приобретено свыше 450 автобусов, которые поступили в отдаленные сельские школы республики. В настоящее время организован подвоз около 19 тыс. детей почти из 1,5 тыс. населенных пунктов. Несмотря на то, что в 2008 году поставки учебного, учебно-наглядного оборудования и автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, за счет средств из федерального бюджета планово завершились, в 2009 для сельских базовых общеобразовательных учреждений поставлены 65 автобусов.

Победителями конкурса инновационных образовательных программ стали пятнадцать учреждений профессионального образования. Ими были аккумулированы 1,45 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 939,3 млн. рублей, из бюджета РБ - 62 млн. рублей и средств работодателей - 448,4 млн. рублей. Данные средства были направлены на приобретение производственного и учебно-лабораторного оборудования.

В рамках нацпроекта развернута подготовка специалистов высокотехнологичного машиностроительного, нефтехимического, полиграфического и деревообрабатывающего производств; обучение рабочим профессиям с учетом развития современных ресурсосберегающих технологий производства и переработки продукции растениеводства, животноводства и пчеловодства. Реализация нацпроекта была бы невозможна без участия социальных партнеров.

Поддержка учреждений-лидеров обеспечила распространение их инновационного опыта в системе профессионального образования, побудила остальные учебные заведения повысить планку своей деятельности.

За время реализации национального проекта в Республике Башкортостан 1466 учителей получили гранты и признаны лучшими учителями, из них 377 - в 2009 году. По количеству учителей - победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году Республика Башкортостан заняла третье место в стране.

Всего денежного поощрения по 100 тыс. рублей в 2006-2009 гг. удостоились 572 городских, 894 - сельских учителя.

В связи с предстоящим переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт особенно важны требования к кадрам. Для повышения качества педагогических кадров в нашей республике делается немало. В настоящее время принимается новая программа «Педагогические кадры Республики Башкортостан» на 2010-2012 годы, направленная на социальную поддержку педагогических кадров.

Мы неуклонно стремимся к реальному достижению престижности учительского труда. Действует республиканская программа «Педагогические кадры Республики Башкортостан». За последние два года выплачены единовременные пособия 1000 молодых учителей, впервые начавших свою трудовую деятельность в школе; обладателями собственного жилья стали 1185 педагогов; укрепили свое здоровье в санаториях республики около 1400 педагогов.

Молодые учителя, впервые приступая к работе, получают денежное поощрение в размере нескольких окладов. Такая социальноориентированная политика позволила стабилизировать материальное положение работников образовательной сферы. В 2009 году, по сравнению с предыдущим годом, произошел рост среднемесячной заработной платы работников учреждений образования на 31 %.

2010 год объявлен в России Годом учителя. В связи с этим в республике реализуется система комплексных мер, направленных на повышение социального статуса и престижа педагогической профессии. В марте текущего года состоялся Съезд учителей Республики Башкортостан, который позволил публично обсудить формирующиеся тенденции, выделить узловые проблемы и наметить перспективные направления в развитии системы образования. На нем были выработаны концептуальные, организационноуправленческие, кадровые основания дальнейшего развития образования республики; повышение престижа и общественного статуса профессии учителя.

Пятый год педагогические работники республики, выполняющие функции классного руководителя, получают ежемесячное вознаграждение в размере одной тысячи рублей в зависимости от нормативной наполняемости класса.

Современный учитель - творческий, целеустремленный, грамотный и высококвалифицированный специалист. Кроме того, каждый учитель современной школы - это учитель-исследователь, учитель-психолог, учитель-технолог. А потому, в прямой зависимости от современных потребностей педагогов, должны меняться и программы повышения их квалификации.

Нормативное закрепление статуса классного руководителя, включение данного вида деятельности в структуру заработной пла-

ты учителя позволило значительно повысить мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитывающей деятельности.

Благодаря возросшей эффективности работы классных руководителей произошло снижение преступности среди несовершеннолетних на 30,1 %.

Примером успешного начала участия муниципалитетов в действующих и перспективных направлениях национального проекта служит победа экспериментального проекта города Уфы по реорганизации школьного питания. На эти цели в 2009 году было выделено более 120 млн. рублей бюджетных средств, которые направлены на реконструкцию школьных пищеблоков, оснащение их современным технологическим оборудованием, приобретение мебели и др. Всего участие в эксперименте приняли двадцать четыре общеобразовательных учреждения г. Уфы.

Действует городская целевая программа «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2009-2011 годы».

В рамках реализации мероприятия приоритетного национального проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в республике осуществляется подготовка к открытию первого центра дистанционного обучения детей-инвалидов на дому в Республике Башкортостан на базе государственного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида. На него возложены функции обеспечения доступа к электронным образовательным ресурсам учителей, организации дистанционного обучения детей-инвалидов, информационно-методической поддержки, создания условий для организации инклюзивного обучения детей-инвалидов.

Постоянно функционирующая система дистанционного образования детей-инвалидов позволит обеспечить доступ всех ее участников к образовательным и иным информационным ресурсам. Проект окажет поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, будет способствовать получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости и, как следствие, - полноценной интеграции в общество.

С учетом системных изменений, возникших в ходе реализации национального проекта «Образование», разработана и принята республиканская программа развития образования на 2009-2013 годы. Она определяет ключевые задачи для всех его уровней и предполагает формирование модели образования, соответствующей требованиям инновационного развития экономики Республики Башкортостан.

Дальнейшая реализация национального проекта «Образование» предусматривает осуществление новых мероприятий в Республике Башкортостан, направленных на развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста; переход к современным технологиям организации школьного питания; развитие систем дистанционного образования, использование современных информационных технологий и образовательных ресурсов.

***

ХРОНИКА МО РБ

27 января в Министерстве образования Республики Башкортостан прошло первое в новом году заседание коллегии, на котором рассматривались проблемы апробации федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан; выполнение Государственной программы сохранения, изучения и развития родных языков народов Республики Башкортостан в ряде районов; подведены итоги реализации «Программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2007-2009 годы» в образовательных учреждениях республики; обсуждалась подготовка к Съезду учителей Республики Башкортостан.

25 марта - выездное заседание съезда учителей на базе Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы и Института развития образования Республики Башкортостан. Среди шестисот делегатов -представители органов управления образованием, государственных образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, родительских комитетов, попечительских советов образовательных учреждений, руководители шефствующих организаций, ветераны педагогического труда. Работали десять тематических секций по различным направлениям; обсуждались вопросы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, воспитания социально зрелой молодежи, работы с одаренными учащимися, обучения государственным языкам в полиэтнической среде, профессионального образования, оценки качества образования и др. Проведение съезда примечательно тем, что в настоящее время педагогическая общественность республики приступает к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», современной модели образования, нового поколения государственных образовательных стандартов, направленных на стабильное функционирование и инновационное развитие всех уровней образования.

26 марта в Конгресс-холле прошло пленарное заседание съезда с участием Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова, директора департамента государственной политики в области образования Минобрнауки Российской Федерации И.М. Реморенко и министра образования Республики Башкортостан З.А. Аллаярова. Президент республики отметил, что к X съезду учителей республика пришла не только с обновленной материальной базой и возросшим кадровым потенциалом, но и комплексом системных изменений: запу-

щен процесс формирования современной модели образования, отвечающей требованиям времени, накоплен немалый позитивный опыт реформирования; главные результаты всех проводимых преобразований - возросшая открытость, отказ от уравниловки, новые инструменты финансирования. Президент остановился также на кадровых задачах: проблеме старения учительского корпуса, недостаточной доли учителей-мужчин. Поэтому новое поколение учителей надо искать среди молодых ученых и преподавателей, выпускников университетов; следует создать целостную систему, включающую отбор абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности, стажировки на базе школ, повышение квалификации по новым технологиям.

Министр образования республики З.А. Аллаяров подчеркнул, что ученик не объект педагогического воздействия, а полноправный участник образовательного процесса, которому нужно помочь в выборе и осуществлении профессионально-личностной карьеры. Для этого необходимо довести количество школ с наличием всех современных условий для обучения детей до 70 % и перевести все школы на профильное обучение. Следует возродить социальный статус педагогической профессии и уважение к ней, привлекая СМИ. В этом году по инициативе Президента республики для молодых педагогов учреждаются специальные гранты для поддержки их начинаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На съезде выступили победители конкурсов «Учитель года», ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Р.М. Асадуллин, председатель Башкирской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации С.Н. Пронина, главы Администрации районов республики. Состоялось награждение педагогов республики государственными наградами.

В апреле в Министерстве образования Республики Башкортостан состоялся День открытых дверей в рамках реализации пилотного направления «Повышение открытости гражданской службы, доверия граждан к государственным служащим». З.А. Аллаяров встретился со старшеклассниками общеобразовательных учреждений г.Уфы из числа победителей и призеров олимпиад регионального уровня 2010 года. Министр ознакомил школьников с официальными порталами Администрации Президента и аппарата Правительства республики и всех министерств республики, где можно получить необходимую информацию о структуре республиканских органов государственной власти, их целях, задачах, реализуемых мероприятиях. В ходе беседы было уделено внимание системе образования в стране и республике и тем процессам по ее модернизации, которые намечаются в ближайшем будущем, в том числе развитию так называемого школьного самоуправления, предполагающего активное участие детей в жизни школы и организации различных общественных мероприятий.

30 апреля в Доме Республики прошло Заседание Президентского Совета, на котором руководители министерств и ведомств, предприятий, ректоры вузов обсуждали современное состояние системы профессионального образования, проблемы и перспективы ее развития. Президент Башкортостана М.Г. Рахимов отметил, что успех модернизации профессионального образования определяет будущее экономики и социальной сферы Башкортостана. Однако система профессионального образования все больше отстает от требований времени; продолжает увеличиваться дисбаланс между потребностями народнохозяйственного комплекса и объемами и качеством подготовки специалистов в республи-

ке. Высшее образование становится практически всеобщим, рынок труда переполнен кадрами с дипломами менеджеров, управленцев, экономистов, юристов и педагогов, но при этом катастрофически не хватает специалистов по транспортным средствам, информатике и вычислительной технике, информационной безопасности, строительству и архитектуре, сфере обслуживания, приборостроению и оптотехнике, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, химической технике и биотехнологии.

В работе Совета приняли участие Премьер-министр Правительства республики Р.С. Сарбаев, Председатель Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан К.Б. Толкачев, директор Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса Министерства образования и науки Российской Федерации А.В. Никитов, министр образования республики З.А. Аллаяров и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.