Научная статья на тему 'Модернизация системы общегообразования города Уфы: опыт и перспективы'

Модернизация системы общегообразования города Уфы: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СИСТЕМА ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ / MODERNIZATION OF EDUCATION / INNOVATION IN EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / THE SYSTEM OF PER CAPITA FINANCING / THE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаффазова Елена Робертовна

В статье описываются процессы модернизации системы общего образования на основе материалов городского округа город Уфа Республики Башкортостан; приводится опыт реализации комплекса программных мероприятий по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений, внедрению новых образовательных стандартов, совершенствованию системы социально-экономического обеспечения педагогических кадров, управлению образованием; анализируются проблемы и перспективы модернизационных процессов в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION OF THE CITY OF UFA: EXPERIENCE AND PROSPECTS

The article analyses the processes of modernization of the system of General education. On the example of the urban district of the city of Ufa of the Republic of Bashkortostan the experience of the realization of the complex program of measures on renewal of the material-technical base of educational institutions, the introduction of new educational standards, improvement of the system of socio-economic security of the pedagogical staff of educational management is described in the article. Analyzed the problems and prospects of modernization processes in education.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы общегообразования города Уфы: опыт и перспективы»

Е.Р. Хаффазова МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УФЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: модернизация образования, инновации в образовании, Федеральные государственные образовательные стандарты, система подушевого финансирования, управление образовательными процессами.

Аннотация: В статье описываются процессы модернизации системы общего образования на основе материалов городского округа город Уфа Республики Башкортостан; приводится опыт реализации комплекса программных мероприятий по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений, внедрению новых образовательных стандартов, совершенствованию системы социально-экономического обеспечения педагогических кадров, управлению образованием; анализируются проблемы и перспективы модернизационных процессов в образовании.

В Проекте стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года «Инновационная Россия - 2020», разработанном на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года, обозначена цель - перевод экономики России на инновационный путь развития с опорой на человеческий капитал в сфере науки и образования. Образование выступает важнейшим фактором экономического роста и формирования инновационной экономики, оно входит в состав основных приоритетов российского общества и государства. В настоящее время обозначилась тенденция увеличения государственных расходов на образование. В этом плане 2011 год для российского образования стал особенным: стартовал масштабный проект модернизации системы; на реализацию соответствующих мероприятий в федеральном бюджете на 20112013 годы предусмотрен серьезный объем финансовых средств (120 млрд. рублей). Модернизация образования в настоящее время является ведущей идеей: в кругах специалистов, связанных с образованием, предпочитают говорить о модернизации, а не реформе образования. Образование уже вошло в стадию демократического переустройства, но все еще существенно отстает от современных требований и потому нуждается в глубокой реконструкции. Необходимо преодолеть оторванность образовательной отрасли от потребностей страны и неэффективность экономики образования, внедрить новые образовательные стандарты и усовершенствовать систему социально-экономического обеспечения педагогических кадров, а также технологию управления образованием.

Комплексная цель проекта - кардинально обновить школьную инфраструктуру; оснастить учебные классы необходимыми средствами обучения; восстановить медпункты; модернизировать столовые и спортивные залы; пополнить библиотеки; расширить возможности использования Интернета. Впервые в отечественной практике на федеральном уровне заданы единые для всех регионов критерии эффективности реализации государственной политики в области образования, определяющие комплексные изменения.

Система столичного образования по основным параметрам и масштабу - одно из крупнейших подразделений системы образования республики; она активно включилась в реализацию комплекса мер по модернизации. При этом многие из критериев проекта уже использовались при подготовке городских целевых программ развития образования на 2005-2010, 2011-2015 годы, что подтвердило правильность курса на обновление системы, выбранного городом.

Муниципальная система образования характеризуется многообразием типов и видов учреждений, удовлетворяющих образовательные и воспитательные потребности обучающихся: в городе Уфа функционируют более четырехсот образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются свыше 130 тысяч человек; в образовательных учреждениях трудятся более двенадцати тысяч педагогических работников (включая руководителей). Поскольку укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений - одно из системообразующих направлений развития отрасли, то необходимо обеспечить финансирование в рамках реализации комплекса мер по модернизации образования на ремонт зданий, инженерные коммуникации которых находятся в аварийном и ветхом состоянии, позволило сократить их количество. Так, в 2012 году на оснащение оборудованием учреждений образования выделено более 155 млн. рублей, на пополнение фондов школьных библиотек - более 28 млн. рублей. [Для сравнения: в 2011 году эти показатели составляли соответственно 17 млн. рублей и 3 млн. 600 тыс. рублей.] Кроме того, выделено 17 млн. 300 тыс. рублей на приобретение четырнадцати автобусов для перевозки обучающихся; после реконструкции открыта гимназия № 102; завершено строительство средней школы №101. Важной задачей модернизации образования является реализация требований санитарных норм и правил в образовательных учреждениях.

В области развития системы дошкольного образования реализация программных мероприятий направлена на усиление позиций дошкольных образовательных учреждений как полновесных субъектов столичной образовательной системы с сохранением уникальности дошкольного детства. Здесь решаются две взаимосвязанные проблемы: перевод работы с детьми на образовательно-воспитательные программы и технологии нового поколения; создание условий для общедоступности дошкольного образования. В условиях складывающейся демографической ситуации (положительные демографические подвижки) напряженность с очередностью в детские сады не ослабевает, кардинально изменить ситуацию пока не удается. Следует отметить, что в текущем году после реконструкции старых зданий и строительства новых детских садов создано дополнительно тысяча триста мест для дошкольников; до конца года будут введены в строй еще десять детских садов на более чем две тысячи мест.

Мы понимаем, что только строительством и возвратом в сеть бывших ДОУ ситуацию не изменить, необходимо найти и использовать внутренние ресурсы. С этой целью апробируются и внедряются в практику инновационные модели и формы дошкольного образования, в городе открыты группы семейного воспитания. Данный проект направлен на поддержку многодетных семей, предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства (не прерывая процесса воспитания детей). Расширилась сеть детских садов с вариативными формами пребывания детей. Помимо этого, у нас появилась возможность развития частного предпринимательства в этой сфере: на территории города Уфа действуют восемь негосударственных дошкольных образовательных учреждений, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

В системе общего образования Республики Башкортостан комплекс проводимых мер по модернизации позволил улучшить оснащенность образовательных учреждений: в школах города Уфа установлено более пяти тысяч единиц современной компьютерной техники; один компьютер приходится на девятнадцать обучающихся (в 2010/2011 учебном году -двадцать один человек); две тысячи восемьсот учителей начальных классов и информатики получили ноутбуки. Однако комплексное решение задач информатизации образовательного процесса невозможно без выполнения определенных требований - методических, организационных, программно-теоретических. К настоящему времени все общеобразовательные учреждения города подключены к сети Интернет по технологии широкополосного доступа, скорость увеличена до 2 Мбит/с; 90 % педагогов столицы владеют современными информационными технологиями. Для городских школ актуальным остается проблема эффективности использования в учебном процессе средств информатизации: интерактивных досок, мультимедийного оборудования, медиацентров, электронных учебников, свободного

доступа к Интернет-ресурсам и использования ИКТ непосредственно на уроках. Многие учреждения образования еще не имеют единых сетей для организации внутреннего документооборота и других процессов передачи информации; только в сорока школах внедрена система электронных журналов и дневников.

Еще одно приоритетное направление развития системы образования города - организация дистанционного обучения школьников. Так, в школе №54 организовано он-лайн обучение городских школьников с ограниченными возможностями здоровья; учителями накоплен достаточный опыт по организации дистанционного обучения, который заслуживает особого внимания и обобщения.

Важным направлением модернизации общего образования стало изменение его содержани в соответствии с новыми требованиями, как социальный заказ внедряются федеральные государственные стандарты (ФГОС) нового поколения, согласующие требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. В течение последних лет на территории городского округа город Уфа была организована научно-методическая поддержка внедрения новых стандартов: сначала в режиме апробации проекта, а с 2010 года - в режиме пилотирования в образовательных учреждениях; с 1 сентября 2011 года все школы начали работу по новым ФГОС. Проведенная республиканская диагностика уровня сформированности специальных учебных действий у детей, окончивших первый класс, показала, что достигнуты хорошие результаты: у 90,4 % первоклассников сформирован необходимый уровень специальных учебных действий. В 2012/2013 учебном году действие федеральных образовательных стандартов распространится на первые и вторые классы; тридцать пять учреждений города продолжат работу по их освоению в экспериментальном режиме на уровне третьих - четвертых классов. Мониторинг данных процессов позволил получить информацию о том, насколько эффективно вводится ФГОС в городе Уфа; по мнению столичного педагогического сообщества, соответствующей доработки требуют вопросы, касающиеся составления рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности для обучающихся первых - вторых классов, организации образовательного процесса с учетом внеурочной деятельности, материально-технического обеспечения введения ФГОС, разработки основной образовательной программы основного общего образования, дальнейшего внедрения электронных журналов и дневников в 2012/2013 учебном году.

Один из путей ликвидации возникающих проблем - открытое обсуждение и совместная выработка способов их разрешения, поэтому необходима поддержка развития муниципальной методической службы, так как именно на ней замыкается сегодня миссия объединения всех заинтересованных сил для решения многочисленных задач перевода системы образования на качественно новый уровень. В частности, известно, что новые стандарты образования ориентированы не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Проблема развития одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющейся жизни. В городе Уфа в инновационном режиме работает пятьдесят одно учреждение: двадцать одна гимназия, девятнадцать лицеев, одиннадцать школ с углубленным изучением отдельных предметов; обучением по программам повышенного уровня охвачены свыше сорока трех тысяч школьников (что составляет 45 % от их общего числа). Однако еще не все педагоги в полной мере ведут целенаправленную работу по подготовке обучающихся к олимпиадам различных уровней; как правило, одни и те же школы и учителя города готовят победителей и призеров всероссийских и международных школьных конкурсов и олимпиад.

В 2012 году в предметных олимпиадах хорошо показали себя более десяти тысяч уфимских школьников, из которых на муниципальный этап вышли три с половиной тысячи человек; победителями стали сто двадцать шесть учащихся, призерами - тысяча сто шестьдесят. По итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников победителями признаны двадцать три учащихся, из которых девять победили на заключительном этапе Всероссийской олимпиады. В то же время сравнительный анализ уфимского олимпиадного движения показывает низкую результативность города Уфа, обладающего

серьезным кадровым педагогическим, интеллектуальным потенциалом, большими ресурсами в плане взаимодействия с ведущими вузами республики. Развитие олимпиадного движения в столице целесообразно осуществлять по следующим направлениям: увеличение массовости олимпиадного движения; создание системы мероприятий по поддержке образовательных учреждений и педагогов, готовящих школьников к участию в олимпиаде.

Положительная динамика в городе Уфа наметилась в организации Малой академии наук школьников, занимающихся исследовательской, конструкторской, поисковой деятельностью. В прошедшем учебном году деятельность научных секций осуществлялась практически во всех учреждениях. В соответствии с распоряжением Правительства РБ на базе пяти ведущих вузов республики (УГАТУ, УГНТУ, БГУ, БГПУ им.М.Акмуллы, УГАЭС) открыты очные, очно-заочные (дистанционные) школы и профильные классы для работы с талантливыми детьми. В то же время за последние несколько лет в сфере работы с талантливыми детьми возникла проблема - отток за пределы республики лучших выпускников школ: только в 2011 году более четверти выпускников уфимских школ предпочли поступать в вузы других регионов страны. Необходимо противостоять так называемой «утечке мозгов» путем создания благоприятных условий для обучения одаренных детей в городе и республике, причем на всех образовательных уровнях.

Особого внимания заслуживает имеющийся в городе опыт участия в международных детских проектах. Последний из них - Международный детско-юношеский фестиваль «Гагаринские дни»: это встречи одаренных детей с легендарными советскими и российскими космонавтами, спортсменами, яркими представителями науки и культуры, общественными и политическими деятелями. Мероприятия включали олимпиады на «Кубок Гагарина» и конкурсы в рамках Международного детского проекта «Мой космический мир». Данный проект - значимое событие для системы образования столицы.

В подготовке подрастающего поколения в настоящее время существенно возрастает роль системы дополнительного образования, традиционную форму которого изменяют новые стандарты. В структуру дополнительного образования города Уфа входят тридцать шесть разнопрофильных учреждений, охватывающих порядка пятидесяти четырех тысяч детей и подростков. Так как, в соответствии с новым федеральным стандартом, главной целью дополнительного образования является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей обучающихся, то дополнительное образование предполагает расширение воспитательного «поля» школы, включая личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, в которой есть условия для самовыражения и самоутверждения. Например, будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции ребенок может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших уфимских учреждений дополнительного образования свидетельствует, что педагогам удается работа с трудными детьми. В настоящее время в этих учреждениях занимаются восемьсот детей с ограниченными возможностями здоровья, триста тридцать четыре -оставшихся без попечения родителей, триста девяносто девять - с девиантным поведением, а также около шести тысяч детей из малообеспеченных семей.

Качество образования является основным показателем результативности обучения и воспитания; по городу Уфа оно составляет более 60 %. Результаты ЕГЭ позволяют дать объективную оценку каждому образовательному учреждению: так, в 2011/2012 учебном году 98 % учеников справились с заданиями ЕГЭ; средний балл выпускников одиннадцатых классов по результатам ЕГЭ составил 58,3 по всем предметам. Наряду с этим, проведение ЕГЭ вызывает немало вопросов: кроме совершенствования самой процедуры, на наш взгляд, необходимо обратить внимание и на нравственную сторону данного процесса - подготовка к ЕГЭ в школе - и стимул для изучения предмета, и обязательство с честью выдержать экзаменационные испытания.

Важной вехой на пути повышения качества образования стало введение на территории городского округа системы подушевого финансирования и новых систем оплаты труда.

Переход на принципы ответственного финансового менеджмента («деньги в обмен на обязательства») повышает эффективность управления образовательным учреждением. Внедрение новых финансовых механизмов улучшило ситуацию с оплатой труда учителей. [Как известно, социальное самочувствие человека во многом определяется его достатком. Мы заинтересованы в том, чтобы в максимальной степени повысить статус профессии педагога.] К тому же перед нами стоит задача повышения заработной платы другим категориям педагогических работников, прежде всего, в сфере начального и дополнительного образования.

Перспективный прогноз потребности муниципальных общеобразовательных учреждений столицы Республики Башкортостан в учителях и педагогах до 2015 года показывает, что в ближайшие два - три года будет ощущаться острая необходимость в указанных специалистах. В городе Уфа действует продуманная система социальной поддержки педагогических работников: ежегодно, в соответствии с городской целевой программой «Педагогические кадры столицы РБ», для поддержки молодых специалистов выплачиваются единовременные пособия; победители профессиональных конкурсов награждаются денежными премиями, присуждаются гранты; в рамках приоритетного национального проекта «Образование» лучшие учителя получают денежные поощрения. В современном образовательном учреждении должно уделяться больше внимания всесторонней поддержке эффективно работающих специалистов - у педагога, имеющего лучшие результаты, должна быть высокая зарплата и другие поощрения. И поскольку не только стаж работы, но и эффективность труда становятся главным фактором, учитывающимся при формировании материального вознаграждения педагогических работников, то тем самым открываются перспективы для привлечения в отрасль молодых специалистов, владеющих инновационными методами работы.

Изложенное позволяет констатировать, что мероприятия по модернизации системы образования города Уфа обусловили значительные позитивные перемены в отрасли. Успех модернизации муниципальной системы образования во многом определяется четко выстроенной системой управления процессами обновления, а достижение современного качества образования требует эффективной системы диагностики и алгоритмов деятельности. Один из таких алгоритмов - научно-методическое взаимодействие школ столицы с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы - Научнообразовательным методическим центром образования Республики Башкортостан, возглавляющим региональный кластер учреждений по подготовке кадров для образовательной сферы Республики Башкортостан. В частности, следует как можно быстрее сформировать и документально зафиксировать реестр актуальных, востребованных школами научнометодических задач, характеризующихся высокой сложностью и частотой, и предложить их для разработки профессорско-преподавательскому составу университета в рамках инновационно-поисковой деятельности.

В настоящее время в инновационной деятельности образовательных учреждений города, функционирующих под научным руководством ведущих вузов республики, осуществляется опытно-экспериментальная работа шестидесяти шести площадок, ориентированных на активизацию профессионального самоопределения обучающихся как необходимого условия развития личности в современных условиях. Качественное научно-методическое обеспечение данного процесса - важная методическая задача.

Выполнение требования нового образовательного стандарта о повсеместном введении профильного обучения в образовательных учреждениях стало реальностью, чему способствует крепнущая с каждым днем социально-партнерская связь школ и высших учебных заведений. Эффективность профильного обучения характеризуется высокими показателями результативности: анализ показывает, что обучающиеся профильных классов становятся победителями и призерами олимпиад и конкурсов различных уровней по соответствующим профилю дисциплинам; большинство выпускников таких классов ежегодно поступают в высшие учебные заведения, соответствующие профилю обучения в школе. Очевидно, что

данное направление развивается успешно и среди новых задач - отбор и внедрение наиболее эффективных моделей организации профильного обучения, а также интеграция в процесс профилизации того, что мы называем «золотым фондом» столичного образования.

Настойчивое решение задач «завтрашнего дня» обеспечит комплексное и всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и сфер образовательной деятельности с эффективным организационным и научно-методическим сопровождением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.