Научная статья на тему 'Интеграция педагогической науки и образования: формы взаимодействия, опыт и перспективы сотрудничества в столичном регионе'

Интеграция педагогической науки и образования: формы взаимодействия, опыт и перспективы сотрудничества в столичном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ / ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ КАФЕДРЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФИЛЬНОЕ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / THE SCIENTIFICALLY-INFORMATION-METHODICAL CENTRE / ADVISORY COUNCIL / LABORATORY OF SCIENTIFIC MAINTENANCE OF FORMATION / AN EXPERIMENTAL PLATFORM / SKILLED-EXPERIMENTAL ACTIVITY / SCIENTIFICALLY-METHODICAL DIVISION OF CHAIR / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / EARLY SPECIALISED PREPARATION OF SCHOOLBOYS / PROFILE AND PREPROFILE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустаева Таслима Закиевна, Леонтьева Наталья Александровна

В статье проанализированы формы взаимодействия, опыт и перспективы сотрудничества педагогической науки и образования на примере городского округа город Уфа Республики Башкортостан; освещены вопросы укрепления связи школ столичного региона с вузовской наукой, в частности с Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы и роль координатора данного процесса – муниципальной методической службы МОУ «Научно-информационно-методический центр» ГО г. Уфа РБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мустаева Таслима Закиевна, Леонтьева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION of the PEDAGOGICAL SCIENCE AND EDUCATION: INTERACTION FORMS, EXPERIENCE AND COOPERATION PROSPECTS IN CAPITAL REGION

In article interaction forms, experience and prospects of cooperation of pedagogical science and education on an example of city district the Republic Bashkortostan city of Ufa are analysed; questions of strengthening of communication of schools of capital region with a high school science, in particular with the Bashkir state pedagogical university of a name of M.Akmully and a role of the co-ordinator of the given process - municipal methodical service MOU «Scientifically-information-methodical centre» CD Ufa RB are taken up.

Текст научной работы на тему «Интеграция педагогической науки и образования: формы взаимодействия, опыт и перспективы сотрудничества в столичном регионе»

А

Т.З. Мустаева, Н.А. Леонтьева

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СТОЛИЧНОМ РЕГИОНЕ

Ключевые слова: Научно-информационно-методический центр, Экспертный совет, Лаборатория научного обеспечения образования, экспериментальная площадка, опытно-экспериментальная деятельность, научно-методическое подразделение кафедры, инновационные технологии, ранняя специализированная подготовка школьников, профильное и предпрофильное обучение.

Аннотация: В статье проанализированы формы взаимодействия, опыт и перспективы сотрудничества педагогической науки и образования на примере городского округа город Уфа Республики Башкортостан; освещены вопросы укрепления связи школ столичного региона с вузовской наукой, в частности с Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы и роль координатора данного процесса - муниципальной методической службы МОУ «Научно-информационно-методический центр» ГО г. Уфа РБ.

Успешность функционирования образовательной системы городского округа город Уфа Республики Башкортостан объясняется тем, что местные и государственные органы власти, весь педагогический корпус столицы прилагают немало усилий для реализации ее приоритетных направлений, в результате чего по качеству обучения она не уступает аналогичным системам большинства городов-миллионников Приволжского Федерального округа.

Ежегодно на содержание системы образования г. Уфы выделяется 42,3 % средств муниципального бюджета (в 2010 году этот процент составил 41,3 %), причем инвестиции в развитие отрасли «Образование» постоянно растут: в 2010 году в бюджете города они составляли 0,7 млрд. рублей, в 2011 году эта цифра достигла 1,2 млрд. рублей. Поддержка общего образования, осуществляемая за счет муниципального бюджета, отражается на характере его развития, которое опирается на принципы межведомственного сотрудничества. Главная цель такого сотрудничества - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Основные направления развития образования столичного региона определены Концепцией модернизации российского образования, приоритетным национальным проектом «Образование», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и реализуемой в ее рамках городской целевой программой развития образования на 2011-2015 годы «Столичное образование - 2015». Образовательное пространство столицы республики за годы модернизации изменилось как в структурном, так и в содержательном плане, но основная задача всех преобразований остается прежней - повышение доступности и качества образования для населения. В настоящее время в структуре общего образования г. Уфы функционируют 132 образовательных учреждения, в которых обучаются свыше 95 тыс. человек. Приоритетным направлением деятельности всех учреждений является обеспечение сбалансированного перехода на новые федеральные государственные образова-

тельные стандарты, предполагающие повышение уровня социальных компетенций обучающихся.

Как показывает практика, большинство выпускников общеобразовательных учреждений планируют продолжить свое обучение в высших учебных заведениях. Очевидно, что массовое стремление молодых людей к получению высшего образования требует изменений в деятельности образовательной системы: цель образования должна заключаться не только и не столько в передаче обучаемому определенного объема знаний, сколько в привитии таких качеств личности, умений и навыков, которые позволяли бы молодому человеку активно развивать свои способности, самоопределяться в творческом отношении, самостоятельно решать социальные задачи.

Для того чтобы устранить имеющиеся противоречия в организации образовательного процесса в отечественной школе, необходимо пересмотреть педагогическую практику и перестроить учебный процесс в общеобразовательном учреждении таким образом, чтобы выпускные классы стали переходным звеном, «мостиком» между школой и высшим учебным заведением. Для этого необходимо решить проблемы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения, формирования профессиональной направленности образовательного процесса. Ценность предлагаемого подхода в том, что он позволяет осуществлять обучение старшеклассников умениям и навыкам, необходимым им для успешного овладения профессиональными дисциплинами в высших учебных заведениях. Результаты экспериментов и научных исследований, которые в последние годы проводятся в системе образования нашей страны, свидетельствуют, что указанная инновация в организации образовательного процесса в школе позволяет поддерживать общую успеваемость обучающихся на уровне 100 %, а качество их знаний - не ниже 3,6 балла, что для общеобразовательного учреждения является достаточно высоким показателем. В этой связи специалисты считают, что полномасштабное введение новой формы организации образовательной деятельности в школах полностью соответствует поставленным Концепцией развития образования в РФ целям и задачам.

В системе образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан в условиях проводимой модернизации возрастает роль инновационной деятельности, приобретающей в последнее время массовый характер. Важнейшей характеристикой ее является укрепляющаяся связь школы с вузовской наукой; координатором и организатором данного процесса (осуществляемого под эгидой Управления образования Администрации ГО г. Уфа РБ) выступает муниципальная методическая служба - МОУ «Научно-информационнометодический центр» ГО г. Уфа РБ (мОу «НИМЦ»), его Экспертный совет, Лаборатория научного обеспечения образования. Экспертный совет осуществляет экспертизу новаторских педагогических идей и технологий, авторских программ, учебно-методических материалов, культурно-образовательных инициатив.

В числе сотрудников Лаборатории научного обеспечения образования МОУ «НИМЦ» плодотворно трудятся авторитетные ученые ведущих вузов Республики Башкортостан, известные доктора и кандидаты наук - А.Ф. Амиров, В.Л. Бенин, В.Э. Штейнберг, В.М. Антонов, В.Ф. Бахтиярова, Н.С. Сытина, М.Г. Рассоха, Г.Б. Хакимов и другие работники отрасли. Все они принимают активное участие в разработке целевых образовательных программ, определяющих ориентиры развития системы образования городского округа город Уфа РБ на перспективу. Особое внимание в деятельности методической службы г.Уфы уделяется организации городских экспериментальных площадок; в настоящее время экспериментальная работа осуществляется на базе более ста образовательных учреждений столицы.

Экспериментальную деятельность в городе можно условно разделить на несколько направлений. Первое - это деятельность по совершенствованию дидактиковоспитательной системы на базе школ №№ 16, 17, 58, 78, 114, 141, в которых прорабаты-

ваются проблемы повышения качества образования, формирования учебнопознавательных компетенций школьников, нравственности и гражданской культуры, интеллектуальных умений. Начата работа по сетевой схеме в рамках введения ФГОС нового поколения: отрабатываются механизмы интеграции общего и дополнительного образования (руководитель - В.Ф. Бахтиярова, к.п.н., доцент БГПУ имени М. Акмуллы).

В рамках второго направления активную работу ведут учреждения дополнительного образования детей (например, МОУДОД ЦЦТТ «Биктырыш»), на ресурсной базе которых выполняется апробация практического развития творческих, исследовательских и технических способностей воспитанников, разрабатываются совместные грантовые проекты, исследуется проблема обеспечения преемственности общего и дополнительного образования.

В опытно-экспериментальную деятельность в последние годы активно включились и дошкольные образовательные учреждения - детские сады №№ 21, 59, 174, 264 и другие, работники которых заняты решением проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, развития их интеллектуально-творческого потенциала художественно-эстетическими средствами национального искусства и лучшими достижениями народной педагогики. Особое место занимают вопросы развития проективных умений педагогов детских садов, научное сопровождение сетевого эксперимента по данной теме осуществляет БГПУ имени М. Акмуллы (В.Э. Штейнберг, д.п.н., профессор; В.В.Манько, к.п.н., доцент).

В детских садах города активно разрабатываются проблемы формирования основ коммуникативно-информационной компетентности дошкольников, социально-личностного развития детей, например, в детских садах №№ 17, 22, 182, 164. Отметим, что данные вопросы изучаются с позиций преемственности образования, начиная с самого рождения детей, при активном участии семей будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений и нынешних учеников школ. Особую проблему представляет внедрение Федеральных государственных требований (ФГТ), а также организация пропедевтики ФГОС нового поколения путем предварительной подготовки старших дошкольников к освоению универсальных учебных действий (УУД) и проектного метода на основе технологии когнитивной визуализации знаний, разрабатываемой в упомянутом университете (Г.Р. Шафикова, к.психол.н., доцент; В.В. Манько, к.п.н., доцент).

Экспериментальная работа, координируемая муниципальной службой города, встречает понимание и активную поддержку в педагогических коллективах; для многих образовательных учреждений предлагаемый режим инновационных поисков становится нормой жизни. Однако инновации, осуществляемые без убедительного научного обоснования, могут нанести вред образовательно-воспитательному процессу, поэтому для повышения качества и эффективности управления инновационными процессами был создан Экспертный совет МОУ «НИМЦ». В него вошли: В.Л. Бенин, д.п.н., профессор БГПУ имени М. Акмуллы, председатель; М.И. Гарипов, д.п.н., профессор ВЭГУ; В.Э. Штейнберг, д.п.н., профессор, зав. Научной лабораторией дидактического дизайна (УрО РАО - БГПУ имени М. Акмуллы), З.А. Зарипова, к.п.н., директор Центра инновационных образовательных проектов БГПУ имени М. Акмуллы; С.Д. Мухаметрахимова, к.п.н., доцент кафедры психологии БГПУ имени М. Акмуллы и другие. Главное предназначение Экспертного совета - способствовать развитию системы образования столичного региона; важные функции - консультативная (рекомендации по решению поисковых, творческих, нестандартных задач) и контрольная: осуществление контроля за качеством реализации программ городских экспериментальных площадок и деятельностью педагогов-исследователей (всего 48 человек).

Большое внимание в работе методической службы уделяется организации авторских курсов и семинаров: циклы лекций по актуальным проблемам образования, презентация результатов решения педагогико-методических проблем, регулярные тематические кон-

сультации и семинары-практикумы. Проводимые научными сотрудниками и методистами МОУ «НИМЦ», они позволили успешно осуществить переход на новое содержание образования, активизировали внедрение регионального компонента в образование и разработку авторских образовательных программ. За последние пять лет на Экспертном совете рассмотрены и утверждены пятьдесят пять авторских программ и свыше ста семидесяти методических разработок и пособий по различным предметно-тематическим направлениям.

Представители профессорско-педагогического корпуса ведущих вузов республики приглашаются для консультирования работников образования столицы по актуальным проблемам педагогической теории и практики, участвуют в работе жюри профессиональных конкурсов «Учитель года столицы Башкортостана», «Педагог-исследователь», «Учитель-мастер»; руководят научно-практическими конференциями и семинарами, в частности, НПК в рамках ежегодной специализированной выставки «Образование. Наука. Карьера», Малой академии наук школьников Республики Башкортостан, предметных секций (проводимых во время традиционных августовских совещаний по образованию). Так, в работе XV городской научно-практической конференции Малой академии наук школьников РБ в 2010/2011 учебном году были задействованы 69 представителей профессорско-педагогического состава вузов, в том числе 49 кандидатов наук, 6 докторов наук; более 60 % членов жюри (всего 115 человек) составили ученые.

Вся научно-экспериментальная деятельность, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях г. Уфы, ориентирована на становление «Новой школы» - современного воспитательно-образовательного центра. Важное звено сотрудничества между школой и вузом - система ранней специализированной профильной подготовки школьников, открывающая широкие перспективы для обучающихся. Благодаря ей, школьник может выбрать собственную, наиболее интересную образовательную траекторию и получить доступ к качественному образованию и программам обучения более высокого уровня. В соответствии с Концепцией развития отечественного образования в общеобразовательных учреждениях города введена гибкая система профильного обучения; новое содержание образования предоставило для обучающихся возможность еще в школе получить профессиональноориентированную подготовку, приобрести навыки самостоятельной работы с современными информационными технологиями и определить свою профессиональную судьбу.

К настоящему времени более половины уфимских школ заключили договоры о сотрудничестве с ведущими вузами республики: БГПУ имени М. Акмуллы, БашГУ, УГАТУ, УГ-НТУ и другими. Хорошие результаты совместной деятельности приносит сотрудничество столичных школ с Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы, который на базе общеобразовательных учреждений обеспечивает функционирование научно-методических подразделений своих кафедр. Они представляют собой научно-образовательные лаборатории, научно-методические центры, экспериментальные площадки, предметные кафедры и прочие структуры. В рамках профильного направления университет обеспечивает функционирование педагогических классов, в которых школьники обучаются по программам подготовительных курсов высшего учебного заведения. Им предоставляется возможность заниматься у лучших представителей профессорско-преподавательского состава университета. Уфимские школьники, обучающиеся в этих классах, пользуются всеми атрибутами университетского шефства:встречаются с деканами и представителями приемной комиссии, слушают лекции ведущих преподавателей, участвуют в научной работе на кафедрах и в лабораториях. Для выпускников педагогического университета научно-методические подразделения его кафедр предоставляют реальную базу для прохождения производственной практики.

Организация профильного обучения на базе университета не является самоцелью: его идея связывается с планированием / выбором школьниками своей будущей педагогической профессии. В связи с этим профильное обучение в школах выстраивается как на основе

непосредственного взаимодействия с высшим учебным заведениям, так и опосредованно (в рамках предпрофильной подготовки). Комплектование и организация образовательного процесса профильных и предпрофильных классов, а также двадцати двух научнометодических подразделений кафедр университета осуществляется на основе договоров о сотрудничестве и социальном партнерстве между БГПу имени М. Акмуллы и Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Их реализация гарантирует возможность использования всех доступных ресурсов высшего учебного заведения, например, открытие Ассоциации лучших учителей столицы республики не состоялось бы без организационно-кадровой поддержки ведущего педагогического университета региона. Традиционными для столицы (в системе «школа - вуз») стали организация и проведение прак-тико-ориентированных семинаров и круглых столов с участием партнеров по теме «Интеграция науки и образования: формы взаимодействия, опыт и перспективы сотрудничества», позволивших планировать и координировать совместную работу, придавая ей системный характер.

В развитой сети научно-методических подразделений кафедр БГПУ имени М. Акмуллы, функционирующих на базе общеобразовательных учреждений города, обеспечивается опытно-экспериментальная деятельность двадцати площадок, ориентированных на активизацию профессионального самоопределения обучающихся как необходимого условия развития личности в современных условиях; общим направлением деятельности экспериментальных площадок является разработка проекта профориентации выпускников. То есть, на территории городского округа город Уфа осуществляется эффективная деятельность по созданию единой системы профильного обучения и профориентационной работы.

Выполнение требования современного образовательного стандарта повсеместного введения профильного обучения в образовательных учреждениях столицы Башкортостана вполне осуществимо, чему в немалой степени способствует укрепляющаяся связь социальных партнеров - школ и высших учебных заведений. Эффективность профильного обучения подтверждается результатами работы школ: так, в 2010/2011 учебном году 80 % обучающихся профильных классов стали победителями и призерами олимпиад и конкурсов городского уровня по соответствующим профилю дисциплинам; более 85 % выпускников профильных классов поступили в высшие учебные заведения, соответствующие профилю обучения в школе. Задача педагогического сообщества заключается в том, чтобы отобрать наиболее эффективные модели организации профильного обучения и «вписать» их в процесс профилизации (в золотой фонд столичного образования).

Можно видеть, что осуществляемое на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан инновационное совершенствование образовательного процесса (в рамках системы «школа - вуз») отвечает главному критерию модернизации - целесообразности, подтверждается успехами опытно-экспериментальной работы, которая должным образом обоснована с педагогических, организационных, дидактических и научнометодических позиций. Сотрудничество школ г. Уфы и ведущего педагогического вуза республики способствовало созданию эффективной профориентационной системы и превращению обучающихся из пассивных объектов образовательного воздействия в активных субъектов будущей профессиональной деятельности - будущих квалифицированных кадров для столицы республики. Заметим также, что всестороннее взаимодействие школы и вуза, тем не менее, таит неиспользованные резервы: например, целесообразно направить потенциал вуза на углубление работы с одаренными детьми и детьми, имеющими повышенную образовательную мотивацию: расширение практики проведения олимпиад и интеллектуальных марафонов для школьников (с выделением целевой финансовой поддержки); разработка долгосрочной программы интеграции высшей и средней общеобразовательной школы (курируется городской Администрацией в контексте проводимой молодеж-

ной политики); координация усилий социальных партнеров по использованию двух образовательных систем в интересах потребностей города.

С удовлетворением можно констатировать, что Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МОУ «НИМЦ» ориентированы на дальнейшее укрепление научно-методических связей столичных общеобразовательных учреждений с ведущими вузами, на расширение единого образовательного пространства системы «школа - вуз»; достижение данных целей позволит более тесно связать различные уровни образования, усилив профильную составляющую обучения, будет способствовать формированию социальных компетенций школьников, а в итоге - способствовать успешному обучению в профессиональных учебных заведениях, профессиональному росту и социальной мобильности.

1. Городская целевая программа развития системы образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы «Столичное образование - 2015» (решение Совета городского округа город Уфа РБ от 27 октября 2010 года №36/15).

2. Городская целевая программа «Педагогические кадры столицы Башкортостана» на 201-2012 годы (решение Совета городского округа город Уфа РБ от 31 марта 2010 года №24/13).

3. Инновации в образовании: проблемы, перспективы (адреса передового опыта) : в 3-х частях. - Уфа : НИМЦ при ГУО, 2009.

4. Материалы XI специализированной выставки «Образование. Наука. Карьера» (тезисы докладов). - Уфа : МОУ НИМЦ ГО г. Уфа РБ, 2011. - 100с.

5. Научно-методические рекомендации по совершенствованию исследовательской деятельности школьников. - Уфа : НИМЦ при ГУО, 2009. - 56 с.

6. Опыт работы с одаренными детьми в столичной системе образования: инновации и традиции : научнометодический сборник. - Уфа : ДизайнПолиграфСервис, 2010. - 184с.

7. Организация педагогического исследования : в 2-х частях. - Уфа: НИМЦ при ГУО, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.