Научная статья на тему 'Аналитико-прогностический центр как координатор совершенствования системы общего и профессионального педагогического образования в Республике Башкортостан'

Аналитико-прогностический центр как координатор совершенствования системы общего и профессионального педагогического образования в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКА / ПРОГНОСТИКА / МОНИТОРИНГ / ЭКСПЕРТИЗА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ANALYTICS / PROGNOSTICS / MONITORING / EXPERT INVESTIGATION / EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / EXPERIMENTAL WORK / THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION / THE MULTILEVEL SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Ляля Мухаметдиновна

В статье раскрываются основные направления и подходы, первичные результаты в работе Аналитико-прогностического центра развития системы образования в Республике Башкортостан, открытого при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы (16.10.08г.), а также перспективы его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашапова Ляля Мухаметдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALITIKO-PROGNOSTICHESKY CENTER AS THE COORDINATOR OF PERFECTION OF SYSTEM OF THE GENERAL AND PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN REPUBLIC BASHKORTOSTAN

The article dwells upon the main directions and approaches, primary results in the work of the Analytical-Prognostic Centre of the education system development in the Republic of Bashkortostan, that was opened under the state educational institution of higher professional education Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah (16.10.2008), and the main perspectives of its work.

Текст научной работы на тему «Аналитико-прогностический центр как координатор совершенствования системы общего и профессионального педагогического образования в Республике Башкортостан»

Л.М. Кашапова

АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КАК КООРДИНАТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Ключевые слова: аналитика, прогностика, мониторинг, экспертиза, оценка качества образования, модернизация образования, опытно-экспериментальная работа, система общего образования, многоуровневая система педагогического образования.

Keywords: analytics, prognostics, monitoring, expert investigation, evaluation of the quality of education, modernization of education, experimental work, the system of general education, the multilevel system of pedagogical education.

Аннотация: В статье раскрываются основные направления и подходы, первичные результаты в работе Аналитикопрогностического центра развития системы образования в Республике Башкортостан, открытого при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы (16.10.08г.), а также перспективы его деятельности.

Аbstract: The article dwells upon the main directions and approaches, primary results in the work of the Analytical-Prognostic Centre of the education system development in the Republic of Bashkortostan, that was opened under the state educational institution of higher professional education Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah (16.10.2008), and the main perspectives of its work.

Наука начинается там, где начинают измерять и оценивать. Трансформируя эту мысль относительно образования, можно сказать так: если мы хотим гарантировать качество системы образования в Республике Башкортостан, то должны научиться прогнозировать, анализировать и оценивать его. В связи с этим возникает ряд проблем, требующих комплексного подхода в их решении:

- учёт демографической ситуации в республике;

- изучение и анализ состояния системы общего образования детей (дошкольного и школьного возраста), оценка её эффективности в условиях современных реалий;

- выявление потребностей рынка труда в кадрах педагогического профиля для системы общего и профессионального образования в республике;

- мониторинг соответствия содержания многоуровневой системы педагогического образования социально-экономическим и культурным потребностям региона.

В целях централизации и объединения усилий в вопросах аналитики и прогностики в сфере образования по поручению Президента республики - М.Г. Рахимова, а также при содействии Академии наук и Министерства образования Республики Башкортостан на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» 16 октября 2007г. был открыт Аналитико-прогностический центр развития системы образования в РБ (АПЦ, или Центр; рис. 1).

Комплексная программа деятельности Центра «Образование в Республике Башкортостан: научные основы развития и инноваций» (научный руководитель - Р.М. Асадуллин, доктор педагогических наук, профессор, ректор ГОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы») определяет основной целью координацию фундаментальных и прикладных исследований в сфере образования на основе анализа и прогнозирования, способствуя тем самым социально-экономическому и культурному развитию республики; научно-методическое сопровождение процессов модернизации национальнорегиональной системы образования.

Рис. 1. Структура Аналитико-прогностического центра развития системы образования в Республике Башкортостан

Содержательная часть Программы соотнесена с приоритетными направлениями исследований РАО и Академии наук РБ:

Личность, общество, культура, образование: цели и ценности современного российского образования в условиях его модернизации.

Новые модели и содержание образования.

Образование и развитие личности.

Физическое и психическое здоровье человека и образование.

Образование как средство развития региональных систем российского социума.

Образовательная политика и управление образованием.

Педагогические кадры.

Интеграция науки и образования.

Экспертиза и диагностика в образовании.

Основными направлениями комплексной программы, разрабатываемыми ведущими учёными и научными школами республики на ближайшее время определены:

Научно-методическое и экспертное сопровождение процессов модернизации всех уровней образования в Республике Башкортостан.

Подпрограмма «Научно-экспертное сопровождение процессов модернизации общего образования».

Территориальное и отраслевое развитие науки в образовательной сфере Республики Башкортостан.

Подпрограмма «Развитие фундаментальных психологопедагогических исследований и научных школ в образовании региона».

Развитие педагогического и научно-педагогического кадрового потенциала Республики Башкортостан.

Подпрограмма «Теоретические и технологические подходы к развитию педагогического образования в регионе».

Процессы регионализации образования в этнокультурном, социально-экологическом контексте

Подпрограмма «Исследование этнокультурных особенностей образования башкирского региона».

Комплексное исследование процессов социализации, культурного развития и воспитания личности человека в Республике Башкортостан.

Подпрограмма «Воспитание и развитие целостной личности как субъекта жизнедеятельности в современных условиях».

В реализации этих направлений в свете психологопедагогических исследований АПЦ выступает координатором взаимодействия разных ведомств и образовательных учреждений республики (рис. 2).

Рис. 2. Аналитико-прогностический центр (АПЦ) - координатор психологопедагогических исследований в Республике Башкортостан

За прошедший период Центром проделана определённая работа. Заключены соглашения и договора о сотрудничестве с Академии наук и Министерством образования Республики Башкортостан, педагогическими вузами Татарстана, Чувашии и др. о взаимодействии в решении актуальных проблем образования, о нормативноправовом и научно-методическом обеспечении процесса модерни-

зации многоуровневой системы национально-региональ-ного образования, о совместной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности на основе аналитических и мониторинговых материалов.

Получен и отработан грант АН РБ по государственной научнотехнической программе «Башкортостан в XXI веке: социальноэкономическая, политико-правовая и гуманитарная модель развития» Лот №1 «Научные основы развития многоуровневой системы педагогического образования в Республике Башкортостан» на сумму 300 тыс. руб. (Госконтракт 14/6-С от 26.06.08г.). Результатом проведённой работы стали разработанные и изданные материалы:

1. Асадуллин Р.М., Гаязов А.С., Кашапова Л.М., Козлова Е.В., Мустаев А.Ф. Концепция модернизации многоуровневой системы педагогического образования в РБ. - Уфа : БГПУ им. М.Акмуллы, 2008. - 56с.

2. Альмухаметов Р.В., Кашапова Л.М., Мустаев А.Ф., Штейнберг В.Э. Организация и реализация экспериментальных программ в образовательных учреждениях Республики Башкортостан : методическое пособие. - Уфа : БГПУ им. М.Акмуллы, 2008. - 60с.

3. Исламова З.И., Саитов Р.И., Вахидова Л.В. и др. Прогнозирование кадровых потребностей в системе начального профессионального образования : электронное учебно-методическое пособие. - Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2008. - образовательный портал вуза.

4. Кадимуллин Р.Х. Стандартизация общего образования: проблемы, поиски решения : учебное пособие. - Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы. - 116с.

5. Кашапова Л.М. Непрерывное этномузыкально-педагогическое образование в целостной национальнорегиональной образовательной системе : монография. - Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы. - 292с.

6. Ясенева Л.Г. Формирование духовно-нравственных приоритетов в условиях общеобразовательных учреждений : программа. -Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2008. - 40 с.

В 2009 году вновь получен грант АН РБ на разработку проекта «Анализ и прогнозирование потребностей системы общего образования Республики Башкортостан в педагогического кадрах до 2015 г.», требующий серьёзных комплексных исследований в вопросах демографической ситуации, кадровой политики, качества подготовки кадров в многоуровневой системе педагогического образова-

ния в республике. В их решении большую поддержку ожидаем получить от МО РБ, как заинтересованной стороны.

Собственно говоря, первичные контакты уже установлены, а именно: при экспертной службе АПЦ создан Экспертный совет (Совет) по оценке требуемых документов для открытия и деятельности экспериментальных площадок при БГПУ им. М. Акмуллы. На сегодня 33 экспериментальные площадки педвуза получили статус «республиканских», что говорит о доверии и большой поддержке министерства образования республики. В состав Экспертного совета вошли Р.В. Альмухаметов, профессор БГПУ им. М. Акмуллы (председатель), А.Ф. Мустаев, проректор по научной работе БГПУ им. М. Акмуллы (заместитель председателя), а также члены -В.Р. Алгушаева, начальник отдела высшего профессионального образования МО РБ; З.А. Зарипова, директор Центра инновационных проектов БГПУ им. М. Акмуллы; З.Б. Ишембитова, директор Сала-ватского педагогического колледжа; Р.Х. Калимуллин, председатель УМУ Института педагогики БГПУ им. М. Акмуллы, Л.М. Кашапова, директор Аналитико-прогностического центра БГПУ им. М. Акмуллы; Р.Р. Кусябаева, начальник отдела общего образования мО РБ; Н.В. Миняева, директор МОУ СОШ № 17 г. Уфы; З.Ф. Мубинова, начальник отдела качества образования БГПУ им. М. Акмуллы;

З.Р. Мукминшина, начальник отдела кадровой политики и международного сотрудничества МО РБ; Э.Я. Хабиров, начальник отдела среднего профессионального образования МО РБ; В.Э. Штейнберг, заместитель главного редактора «Педагогического журнала Башкортостана», профессор кафедры педагогики БГПУ им. М. Акмуллы.

26 января 2009 года прошло очередное заседание Совета, решением которого получили статус экспериментальных площадок БГПУ им. М. Акмуллы Туймазинский педагогический колледж (научный руководитель - В.Ф. Бахтиярова, научный консультант -Н.С. Сытина); Салаватский педагогический колледж и комплекс «МОУ ДОУ № 276 - МОУ СОШ № 78 г. Уфы» (научные руководители - Р.Х. Калимуллин и Л.М. Кашапова).

Экспертный совет, наряду с названной деятельностью, при необходимости будет осуществлять экспертизу (рецензирование) авторских и коллективных программ, научно-методических пособий, учебников, монографий, сборников статей и др. В качестве эксперта (рецензента) также будут привлекаться ведущие учёные и специалисты Башкортостана и других регионов Российской Федерации.

На ближайшую перспективу Центром определены основные направления аналитико-прогностического сопровождения системы национально-регионального образования:

Мониторинг, анализ и оценка научно-методического обеспечения потребностей образовательной системы республики.

Прогнозирование и формирование спроса образовательных учреждений на психолого-педагогические исследования.

Создание новых научных школ и открытие экспериментальных площадок в соответствии с социальным заказом региона.

Консультирование и научно-методическое сопровождение аналитико-прогностической деятельности в образовательных учреждениях.

Экспертиза программ развития, инновационных проектов, бизнес-планов и диагностических материалов для образовательных учреждений республики.

Аналитико-прогностический центр, объединяя вокруг себя лучший потенциал профессорско-преподавательского состава педвузов республики, в дальнейшем предлагает разнообразить формы вовлечения студентов, молодых исследователей (магистрантов, аспирантов и докторантов), педагогов-практиков, руководителей образовательных учреждений в инновационную деятельность в сфере образования:

- организация постоянно действующего научнометодологического семинара по актуальным проблемам образования с привлечением ведущих специалистов МО РБ, ведущих учёных из других педвузов Башкортостана;

- проведение научно-практической конференции по проблемам совершенствования системы общего и профессионального образования в РБ (для педагогов дошкольного и дополнительного образования детей, учителей школ, преподавателей педагогических колледжей и вузов);

- стажировка магистрантов, аспирантов, докторантов, педаго-гов-практиков и руководителей образовательных учреждений при научных школах (коллективах) БГПУ им. М.Акмуллы, в других педвузах РБ и РФ;

- проведение круглых столов, дискуссий, деловых, ролевых и эвристических игр для руководителей и организаторов опытноисследовательской работы на базе экспериментальных площадок педуниверситета с целью генерирования новых педагогических идей и обмена опытом работы;

- творческие отчеты экспериментальных площадок БГПУ им. М. Акмуллы на расширенном заседании Учёного совета АПЦ и Экспертного совета (2-й и 3-й этапы педагогического эксперимента);

- организация специальных курсов повышения квалификации для работников экспериментальных школ с целью изучения технологии организации и проведения опытно-экспериментальной работы, мониторинга промежуточных и конечных результатов исследования в образовательном учреждении.

Как известно, содержательно педагогические инновации проявляются в различных аспектах и стратегиях совершенствования образовательных систем:

- в разработке концепции развития и саморазвития образовательного учреждения;

- в обновлении содержания образования;

- в изменении или разработке новых методов, методик, педагогической технологии обучения, воспитания и развития личности и (или) коллектива;

- в совершенствовании организационных форм обучения, воспитания и развития личности и (или) коллектива;

- в совершенствовании управления и самоуправления образовательного учреждения и др.

Как видим, проблемы образования многоаспектны, они касаются как системы общего образования детей, так и многоуровневой системы педагогического образования. Поэтому при их разработке важен взгляд исследователя - и педагога-учёного, и пе-дагога-практика или руководителя образовательного учреждения, а также других заинтересованных лиц. Решению этих и многих других проблем направлена деятельность Аналитикопрогностического центра, что в итоге должно способствовать эффективному становлению системы образования в регионе в соответствии с потребностями социально-экономического и культурного развития Республики Башкортостан. В частности, показателями и критериями оценки деятельности педагогических образовательных учреждений могут стать:

- повышение инновационной составляющей образования;

- изменения экономической политики в образовании;

- интеграция российского образования в европейское и мировое образовательное пространство;

- перенос акцента с оценки качества условий и процесса на оценивание эффективности и результатов деятельности образовательного учреждения;

- увеличение роли работодателей в системе гарантии качества педагогического образования, востребованность ими высококвалифицированного специалиста в области образования (конкурентоспособного на рынке труда; компетентного; ответственного; свободно владеющего своей профессией; ориентированного в смежных областях деятельности; способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов; готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности).

Информация к сведению Сотрудники Аналитико-прогностического центра:

Директор, руководитель аналитической службы:

Ляля Мухаметдиновна Кашапова, доктор пед. наук, профессор (8-960-397-08-15)

Учёный секретарь, руководитель мониторинговой службы:

Зульхиза Исмагиловна Исламова, канд. пед. наук, доцент (8-987-258-03-63)

Руководитель методологической службы:

Альфис Суфиянович Гаязов, доктор пед. наук, профессор (8-927-936-62-45)

Руководитель службы повышения квалификации и подготовки педагогических кадров:

Людмила Александровна Амирова, канд. пед. наук, доцент (8-927-232-31-13; 8-906-134-72-38)

Руководитель консалтинговой службы:

Зульфия Фаритовна Мубинова, канд. пед. наук, доцент (8-917-431-06-61)

Руководитель экспертной службы, председатель Экспертного совета: Рашит Валиахметович Альмухаметов, канд. пед. наук, профессор (8-927-924-34-70)

Контактный телефон: 272 - 27 - 05 e-mail: lya220852@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.