Научная статья на тему 'О парадоксах профессионального образования и возможных путях их разрешения'

О парадоксах профессионального образования и возможных путях их разрешения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНА / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламова Зульхиза Исмагиловна

В статье приводятся авторское видение парадоксов профессионального образования и размышления о возможных путях их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О парадоксах профессионального образования и возможных путях их разрешения»

З.И. Исламова

О ПАРАДОКСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЯХ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Ключевые слова: востребованность и привлекательность основных образовательных программ профессиональной подготовки, прогнозирование кадровых потребностей региона, межотраслевой ресурсный центр подготовки кадров.

Аннотация: В статье приводятся авторское видение парадоксов профессионального образования и размышления о возможных путях их разрешения.

Система профессионального образования, как и большинство сфер социальноэкономической жизни общества, переживает сложный и противоречивый период нововведений и преобразований. При этом некоторые преобразовательные процессы нередко приобретают непоследовательный и парадоксальный характер, вызывая у многих ученых и практиков справедливые опасения за судьбы профессионального образования. Разве не парадоксально, что проект нового Федерального закона «Об образовании в РФ», ожидаемый как гарантия и условие успешности преобразовательных процессов, содержит ряд положений (13-17 главы), которые могут оказаться не ключом к обновлению, а рычагом разрушения годами проверенной системы начального профессионального образования?

Обращение автора к проблеме парадоксов, неоднократно освещаемой в художественной литературе (Ю.М. Поляков), философии (А.К. Сухотин), образовании (А.С. Гаязов), теории воспитания (С.Д. Поляков) означает не очередную дань этой теме, а попытку очертить системные противоречия, происходящие в профессиональном образовании, и попытаться рассмотреть пути их разрешения.

Первый парадокс, с точки зрения автора, заключается в несоответствии объема и структуры профессиональной подготовки существующим и перспективным направлениям социально-экономического развития региона.

Общеизвестно, облик экономически успешного региона определяется уровнем обеспеченности его приоритетных направлений высококвалифицированными кадрами. В контексте конкурентных преимуществ региона приоритетными видами социальноэкономической деятельности в Республике Башкортостан являются химия и нефтехимия; агропромышленный комплекс; машиностроение и металлообработка; цветная металлургия; транспорт и строительство [6]. Статистический анализ показывает, что именно по ряду перечисленных направлений наблюдается определенный дисбаланс в плане их кадрового обеспечения. В подтверждение этому можно привести данные Статистического Ежегодника (2010 г.), свидетельствующие о том, что за последние десять лет наибольший дефицит на региональном рынке труда ощущается в специалистах с высшим образованием по специальностям, наиболее востребованным экономикой и промышленностью региона: «Транспортные средства», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Строительство и архитектура». Приблизительно та же картина наблюдается в области подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по специальностям «Приборостроение и оптотехника», «Химическая техника и биотехнологии»,

38

«Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», «Сфера обслуживания». Однако наибольший дефицит ощущается в специалистах с начальным профессиональным образованием по специальностям «Транспортные средства», «Энергетика, энергетическое машиностроение и металлообработка», «Экономика и управление», «Сфера обслуживания». При этом контингент учащихся в учреждениях начального профессионального образования уменьшился с 63 тысяч человек до 34 тысяч (на 46 %), что явилось отражением общей для России тенденции, связанной с резким снижением спроса на рабочие профессии и падением их престижа. Показатели приема и выпуска по учреждениям начального профессионального образования в 2009 году снизились по сравнению с 1995 годом в 2,5 раза, а удельный вес учащихся в общей численности обучавшихся в учреждениях профессионального образования - с 34 % до 12 %. Парадоксально, что это происходит в условиях, когда в регионе более всего не хватает рабочих рук. Многие ученые (И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров) с разумной прозорливостью предупреждают о том, что экономика и промышленность не нуждаются в таком большом количестве инженерного состава, а испытывают дефицит, прежде всего, высококвалифицированных рабочих. Президентом Академии профессионального образования Е.В. Ткаченко озвучиваются тревожные цифры, констатирующие факт обескровливания кадрового потенциала рабочих, особенно высокой квалификации, - их осталось в экономике и промышленности России менее пяти процентов, в то время как в развитых странах - 45-70%. Он подчеркивает, что «возрастающее сокращение трудоспособного населения, острая конкуренция в сфере образования, увеличение платного профессионального образования - все это вступило в противоречие с огромным спросом рынка труда на качественную рабочую силу, высшее образование, играя роль «пылесоса» финансирования, готовит специалистов фактически в никуда, повышая их не-востребованность. Все это - в ущерб другим уровням образования, например, системе подготовки рабочих кадров» [4]. Достаточно заглянуть в региональный сайт «www.rabota.ru», чтобы подтвердить этот красноречивый факт из экономических будней Республики Башкортостан: уфимские заводы испытывают серьезные затруднения, связанные с укомплектованием освобождающихся мест высококвалифицированными рабочими кадрами.

Анализ причин снижения престижности рабочих профессий, востребованных экономикой и производством региона, но не привлекательных для абитуриентов профессиональных учреждений, выявил его зависимость от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести невысокую заработную плату, низкие социальные гарантии, слабую инфраструктуру ряда профессиональных учреждений, устаревшую учебно-лабораторную базу многих учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования (НПО, СПО, ВПО). К субъективным факторам, с нашей точки зрения, следует отнести низкий уровень престижности рабочих профессий среди молодежи, низкую информированность учащихся и их родителей о специфике рабочих профессий, социальных гарантиях на производстве, возможностях трудоустройства и карьерного роста, перспективах профессиональной подготовки и переподготовки, отсутствие системной профориентации и популяризации профессий, наиболее востребованных региональным рынком труда.

Данный парадокс еще более усугубляется в свете дисбаланса, проявляющегося в дефиците специалистов технического направления, с одной стороны, и перепроизводстве выпускников гуманитарного направления, с другой. Справедливости ради, важно указать, что подготовка специалистов по гуманитарным наукам увеличилась за последние годы в 5,5 раз. Данные Статистического ежегодника (2010г.) также показывают, что с ростом популярности и доступности ВПО происходит увеличение выпуска специалистов по юридическим и экономическим специальностям, доля которых в общем объеме подготовки составляет 40,5 % [8].

Комплексный анализ показателей выявляет снижение качества образования, обусловленного тенденцией открытия в профессиональных учреждениях непрофильных специальностей и роста заочной формы обучения по отношению к очной. При этом ориентация учреждений на конъюнктурные специальности, не требующие серьезных вложений в материально-техническую базу, приводит к дублированию специальностей несколькими образовательными учреждениями и неоправданно высокой доли выпуска специалистов, не востребованных на рынке труда [8]. Как видим, эти данные свидетельствуют о явном приоритете социально-гуманитарных программ профессионального образования в ущерб инженернотехническим специальностям, что, в свою очередь, влечет за собой серьезный дисбаланс в направлениях подготовки, деформацию структуры и объема подготовки кадров с высшим профессиональным образованием.

Безусловно, для приведения структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы региона необходимы не просто периодическая корректировка республиканского прогноза кадровых потребностей и введение системы государственного заказа на подготовку кадров, но и целенаправленная системная деятельность по интеграции и координации научно-исследовательских, материально-технических, образовательных ресурсов региона в следующих приоритетных направлениях:

- создание системы прогнозирования регионального рынка труда;

- мониторинг рынка образовательных услуг в системе профессионального образования;

- мониторинг мотивации профессионального выбора молодежи;

- мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных учреждений;

- создание системы государственной поддержки тех профессиональных учреждений, которые ориентированы на реализацию образовательных программ по кадровому обеспечению приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Выделенные приоритеты обозначают следующий парадокс профессионального образования - отсутствие научно-методического сопровождения системного прогнозирования кадровых потребностей республики. Несмотря на имеющиеся разногласия в концептуальных подходах к реформированию сферы профессионального образования, ученые и практики высказывают абсолютное единодушие в том, что своевременное и многоаспектное прогнозирование является безусловным гарантом успешности в реализации любой модели развития профессионального образования. Ученые РГППУ и БГПУ имени М. Акмуллы с тревогой предупреждают, что если система профессионального образования в ближайшее время не переориентируется на спрос рынка труда, региональная экономика в очередной раз может оказаться на грани катастрофического дефицита квалифицированных кадров, что станет непреодолимым препятствием на пути ее дальнейшего развития [5; 2]. В связи с этим, одной из ключевых задач в контексте реформирования, с нашей точки зрения, является выявление и разработка механизмов оперативного прогнозирования кадровых потребностей региона. Признавая объективную закономерность в постоянной модификации любой методики прогнозирования в связи с меняющимися макроэкономическими условиями и необходимостью моделирования целостной системы многоуровневого профессионального образования (начального, среднего, высшего и дополнительного профобразования), мы берем за основу основные принципы формирования информационно-нормативной базы прогнозирования, экономико-тематического и программного обеспечения многофакторного моделирования потребности (спроса) на специалистов, что позволяет выполнить многовариантный прогноз развития профессионального образования. Учеными Института профессионального образования и информационных технологий БГПУ им. М. Акмуллы проведена определенная работа по анализу ведущих подходов в области математического моделирования динамических процессов в системе «экономика - рынок труда - профессиональное образование». В рамках аналитического исследования при поиске адекватной формулы прогнозирования были изучены математические модели макроэкономики самар-

ских ученых-прогностов: модель экономики Солоу; динамическая модель Кейнса; модель Самуэльсона-Хикса; динамические модели Неймана; макромодель экономического роста; эволюторные модели научно-технического прогресса и др. [1]. Нами выбрана и апробирована нестатистическая модель Харрода как наиболее подходящая в условиях нестабильной экономики, несмотря на то, что социально-экономическая среда в регионе приобретает определенные признаки стабильности, а курс на инновационную экономику находится на стадии переходного периода. В основу разработки методики среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики региона легли следующие базовые идеи:

1. Прогнозирование кадровых потребностей региона является основным звеном в целостном механизме взаимодействия регионального рынка труда и профессионального образования, а целевым ориентиром разработки методики выступает использование ее для формирования ежегодного регионального заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования. Данная методика анализа рынка труда предполагает, что прогнозирование профессионально-кадровых потребностей экономики должно строиться не по отраслевому принципу, а относительно профессий и специальностей.

2. Прогнозирование предполагает использование взаимодополняющих методов ана-литико-прогностического исследования рынка труда и образовательных услуг.

3. В качестве основного метода исследования следует использовать прямой опрос работодателей и руководителей учреждений профессионального образования РБ.

4. В качестве дополнительных методов исследования могут быть использованы:

- анализ статистических данных и выявление трендовых тенденций в сфере занятости;

- анализ программ и проектов социально-экономического развития региона;

- анализ планов и программ инвестиций в реальный сектор экономики региона;

- анализ демографической статистики;

- анализ данных служб занятости.

Эта модель, при наличии данных потенциального ВВП с учетом инвестиций, эффективности новых технологий по повышению производительности труда, коэффициента эластичности по труду, позволяет спрогнозировать потребность в специалистах с высшим, средним образованием и начальным профессиональным образованием. Апробировав модель на материалах прошлых лет, специалисты-прогносты убедились, что с ее помощью, при наличии плановых показателей, можно выполнить пессимистическую, среднюю и оптимистическую оценки [3]. Данная методика позволяет получить оценку структуры профессиональной подготовки в образовательных учреждениях профессионального образования региона с позиции соответствия структуре перспективной востребованности запрашиваемых мест в экономике РБ. В связи с этим высокую значимость приобретает целенаправленная системная работа по аналитике и прогностике происходящих процессов, требующая консолидации усилий ведущих специалистов (социологов, демографов, математиков, ин-форматиков, менеджеров) из различных отраслей и подразделений региональной экономики, науки и образования.

Проведенное исследование способствовало выявлению возможных рисков в процессе внедрения системы прогнозирования рынка труда и образовательных услуг, к которым относятся:

- введение системы среднесрочного и дальнесрочного прогнозирования кадровых потребностей регионального рынка труда;

- оптимизация Единого квалификационного справочника работ и профессий;

- оптимизация существующих основных образовательных программ профессиональной подготовки по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития региона;

- государственный заказ на подготовку профессиональных кадров, наиболее востребованных региональным рынком труда;

- адресное финансирование профобразования;

- социально-воспитательная поддержка студенчества в системе профобразования.

Теоретической предпосылкой успешного преодоления возможных рисков является руководство принципами, выделенными на основе анализа проблем развития системы профессионального образования в целом и ее оптимизации (системность, целостность, много-уровневость, диагностичность и прогнозируемость, комплексность, интегрированность, управляемость, технологичность, инновационность), а также прогнозирование рынка труда и образовательных услуг. Анализ организационных механизмов преодоления возможных рисков выявил, что эффективными формами научно-методического сопровождения системного прогнозирования могут рассматриваться межотраслевые центры (секторы) мониторинга кадровых потребностей, научно-экспериментальные площадки на базе региональных профессионально-образовательных кластеров, лаборатории мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг в формате условного зонирования профессионально-образовательного пространства, целостность которого обеспечивается единством теоретических, технологических и методологических подходов к организации аналитикопрогностических процессов региона.

Не менее существенным парадоксом в профессиональном образовании является несоответствие между востребованностью ряда профессий на региональном рынке труда и непривлекательностью основных образовательных программ, осуществляющих эту подготовку в системе профессиональных учреждений.

Профессионально-образовательная практика показывает, что привлекательность основной образовательной программы по подготовке кадров во многом зависит от факторов привлекательности самой профессии: ее востребованности на региональном рынке труда; престижа получаемой профессии; социально-экономических гарантий получаемой профессии; статуса и имиджа образовательного учреждения, обеспечивающего подготовку к данной профессии.

Анализ объективных факторов привлекательности профессии позволяет выделить ведущие параметры качества предлагаемой основной образовательной программы, которые представлены на рис.1.

Рис. 1. Параметры качества основной образовательной программы

Исходя из ведущих принципов реализации ООП (востребованность, доступность, качество, инновационность, конкурентоспособность и др.), нами выделены следующие задачи повышения привлекательности основных образовательных программ:

1. Создание системы профессиональных стандартов, ориентированной на региональный рынок труда и опережающее социально-экономическое развитие региона.

2. Создание системы оценки качества профессионального образования в целом, и основных образовательных программ профессиональной подготовки, в частности.

3. Создание единой информационной сети системы профессионального образования (портала профессионального образования).

4. Научно-методическое сопровождение инновационного развития учреждений всех уровней профессионального образования.

5. Развитие системы дополнительного профессионального образования.

6. Обеспечение социальных гарантий в предоставлении возможностей трудоустройства и перспектив профессионального роста.

Конечно, на разрешение перечисленных парадоксов направляются немалые научноорганизационные ресурсы региона: на протяжении ряда лет успешно функционирует Межведомственный координационный совет по кадровому обеспечению экономики и социальной сферы республики; в 2008 году Правительством республики принят и успешно реализуется План межведомственных мероприятий по развитию профессионального образования на период до 2012 года. Положительный опыт накоплен в области интеграционных процессов, происходящих в таких образовательных кластерах, как Башкирский государственный аграрный университет, объединивший учреждения начального, среднего и высшего образования соответствующего профиля; Ассоциация педагогических учреждений при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы и др. Научные разработки, выполненные в русле диверсификационных парадигм и моделей трансформации образовательного пространства региона, убедительно показывают, что процессы преобразования не могут протекать фрагментарно или по отдельным сегментам профессионального образования [2]. Это в конечном итоге высвечивает наличие еще одного парадокса, проявляющегося в отсутствии комплексного научно-организационного сопровождения развития системы профессионального образования и организационно-технического обеспечения преобразовательных процессов. Исходя из принципов системности, целостности и комплексности решения обозначенных проблем, мы пришли к выводу о необходимости создания единого Межотраслевого ресурсного центра подготовки, переподготовки, повышения квалификации и его научнометодического сопровождения в системе многоуровневого многопрофильного профессионального образования региона.

Основной целью ресурсного центра выступают аккумуляция и концентрация интеллектуальных, материальных, экономических, информационных и научных ресурсов профессиональнообразовательного пространства для реализации проектов, способствующих социальноэкономическому и социально-культурному развитию региона. Определенный круг ценностей представляют принципы деятельности ресурсного центра: инновационность, интегрированность, многоуровневость, полифункциональность, информатизация, технологичность, вариативность, мобильность и гуманизм (рис. 2).

Ценностно-целевые основания развития профессионального образования и анализ возможных рисков в ходе его преобразовательных процессов определяют следующие направления деятельности ресурсного центра:

- создание единого профессионально-образовательного пространства подготовки, переподготовки и научно-методического сопровождения системы профессионального образования;

- координация и управление развитием системы профессионального образования региона;

- интеграция науки, системы профессионального образования и рынка труда в условиях формирующейся инновационной экономики Республики Башкортостан;

- прогнозирование и мониторинг регионального рынка труда в целях инновационного развития системы непрерывного профессионального образования;

- создание депозитария инновационных образовательных информационных ресурсов;

- создание системы профориентации и популяризации профессий, наиболее востребованных региональным рынком труда;

- создание специализированного центра подготовки и переподготовки кадрового потенциала системы профессионального образования;

- создание консалтинговой службы сопровождения и развития профессиональной компетентности и мобильности субъектов профессионального образования;

- информатизация образовательного пространства в условиях многоуровневой интеграции;

- предоставление образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, обучению в аспирантуре, докторантуре, стажерской практике, интернатуре.

Одна из ключевых задач Центра - создание профессионально-образовательного пространства, отражающего всю палитру профессий современного мира, все многообразие субъектов профобразования и всю многоуровневость системы профессиональных учреждений.

Рис. 2. Профессионально-образовательное пространство региона

С позиций системно-структурного анализа деятельности ресурсного центра подготовки, переподготовки, повышения квалификации и его научно-методического сопровождения разработаны и представлены его основные структурные компоненты (рис. 3).

*

¥

і

9

9

■Сектор программно-методического сопровождения образовательной деятельности учреждений профессионального образования

Сектор мониторинга и прогнозирования регионального рынка труда, формирования перечней направлений подготовки рабочих и специалистов по отраслям

• Сектор проектирования и разработки инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования

'Сектор информационно-методического сопровождения подготовки, переподготовки и повышения квалификации в системе профессиональных учреждений

•Сектор содействия проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий талантливых студентов вузов РБ в системе профессионального образования РФ и за рубежом

'Сектор психолого-педагогического обеспечения кадрового потенциала учреждений профессионального образования

Сектор координации международных свя зеи по обмену студентами и преподавателями в мировом профессионально-образовательном пространстве

Сектор организации социально-воспитательного пространства системы профессиональных учреждений

•Сектор профориентации и популяризации профессий, востребованных региональным рынком труда

Рис. 3. Структура ресурсного центра подготовки, переподготовки, повышения квалификации и его научно-методического сопровождения

Содержательно-процессуальные основания деятельности ресурсного центра позволяют выделить совокупность взаимосвязанных задач по аккумуляции, координации и управлению интеллектуальными, материальными, экономическими, информационными и научными ресурсами профессионально-образовательного пространства для эффективной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и его научно-методического сопровождения в системе многоуровневого многопрофильного профессионального образования региона.

1. Задачи сектора программно-методического сопровождения образовательной деятельности учреждений профессионального образования:

- создание координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных экономикой региона;

- содействие в проектировании и разработке основных образовательных программ в компетентностном формате;

- создание экспертного совета с функциями аудита, участия в лицензировании, аттестации и государственной аккредитации учреждений профессионального образования;

- обсуждение и рецензирование сквозных основных образовательных программ, сопряженных учебных планов по смежным профилям;

- организация учебно-методических объединений, осуществляющих функцию экспертизы по блокам отраслевых специальностей.

2. Задачи сектора мониторинга и прогнозирования регионального рынка труда, формирования перечней направлений подготовки рабочих и специалистов по отраслям:

- создание мониторинговой службы в системе профессионального образования в целях компетентного прогнозирования его развития;

- создание лаборатории мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг в формате зонирования профессионально-образовательного пространства;

- создание центра мониторинга качества профессионального образования в контексте многоуровневой интеграции на базе НПО, СПО и ВПО;

- информационно-методическое обеспечение рынка труда региона.

3. Задачи сектора проектирования и разработки инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования:

- разработка инновационных образовательных технологий в соответствие с уровнями профессионального образования;

- внедрение инновационных технологий в систему профессионального образования региона;

- научно-методическое сопровождение модернизации и технологизации образовательного процесса учреждений всех уровней профессионального образования;

- содействие в реализации инновационных проектов в научно-образовательной деятельности учреждений.

4. Задачи сектора информационно-методического сопровождения подготовки, переподготовки и повышения квалификации в системе профессиональных учреждений:

- создание единой информационной сети системы профессионального образования

- регулярное обновление и пополнение на основе мониторинга баз данных, электронных библиотек, электронных каталогов, медиахранилищ и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- содействие в информационно-методическом обеспечении образовательной среды учреждений как условие формирования субъектной позиции будущего рабочего и специалиста.

5. Задачи сектора содействия проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий талантливых студентов вузов РБ в системе профессионального образования РФ и за рубежом:

- оказание консалтинговых услуг в области карьерного планирования;

- предоставление возможности обучаться в мастер-классах ведущих ученых и специалистов различных вузов;

- оказание консалтинговых услуг в области менеджмента, маркетинга, управления финансами и др.;

- разработка механизмов реализации контрактной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования на основе адресного заказа;

- организация ежегодного межрегионального форума выпускников по проблеме трудоустройства;

- адресная поддержка наиболее талантливой молодежи в системе профессионального образования.

6. Задачи сектора психолого-педагогического обеспечения кадрового потенциала учреждений профессионального образования:

- совершенствование договорной практики между работодателями и профессиональными учебными заведениями по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров рабочих и специалистов;

- расширение и оптимизация сети курсовой подготовки и переподготовки кадров для отраслей региона на базе учреждений профессионального образования;

- организация в учреждениях профессионального образования переподготовки незанятого населения.

7. Задачи сектора координации международных связей по обмену студентами и преподавателями в мировом образовательном пространстве:

- развитие регионального и международного сотрудничества в сфере профессионального образования в рамках утвержденных соглашений;

- разработка механизма стажировок и практического обучения на базе профильных предприятий и организаций региона, страны и за рубежом;

- формирование международных проектов и программ сотрудничества в области начального, среднего и высшего профессионального образования в целях изучения и использования современных методов подготовки квалифицированных рабочих кадров;

- участие в международных и российских проектах по изучению и использованию инновационных подходов к профессиональному образованию.

8. Задачи сектора организации социально-воспитательного пространства системы профессиональных учреждений:

- поиск новых парадигм, принципов, методов и технологий воспитания, адекватно отвечающих вызовам социокультурной действительности;

- создание социально-воспитательной среды, обеспечивающей формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущего специалиста;

- внедрение технологий проектной деятельности как условия формирования субъектной позиции будущего специалиста;

- проектирование положительной медиасреды, обеспечивающей формирование высокой информационной культуры специалиста.

9. Задачи сектора профориентации и популяризации профессий, востребованных региональным рынком труда:

- разработка региональной Концепции и Программы профессиональной ориентации, обеспечивающей повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

- обеспечение адаптации к рынку труда учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования в целях достижения сбалансированности между профессиональными интересами обучающегося и возможностями рынка труда;

- использование возможностей социальной рекламы, СМИ и других информационнокоммуникационных средств, обеспечивающих своевременное и систематическое ознакомление учащихся с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности, усло-

виями работы на предприятиях и в организациях; с информацией о востребованных престижных, высокооплачиваемых рабочих профессиях;

- создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей учащихся необходимой информацией о профессиях, наиболее востребованных рынком труда, людях рабочей профессии, перспективах профессионального самоопределения, возможностях трудоустройства и т.д.

Резюмируя изложенное, отметим, что система профессионального образования РБ ориентирована на осуществление высокой социально-культурной функции развития региона по объединению конструктивных сил региона и творческого потенциала профессиональных учреждений в русле социально-экономических преобразований. Однако модернизационные процессы в системе профессионального образования характеризуются наличием ряда парадоксов, более всего проявляющихся в несоответствии объема и структуры профессиональной подготовки существующим и перспективным направлениям социально-экономического развития региона; несоответствии между востребованностью ряда профессий на региональном рынке труда и непривлекательностью основных образовательных программ, осуществляющих эту подготовку в системе профессиональных учреждений; дисбалансе направлений профессиональной подготовки; недостаточном научнометодическом сопровождении системного прогнозирования кадровых потребностей республики, недостаточном научно-методологическом сопровождении и организационно-техническом обеспечении преобразовательных процессов в системе профессионального образования.

В контексте процессов диверсификации, интеграции и модернизации системы многоуровневого многопрофильного профессионального образования региона объективно обосновано создание Межотраслевого ресурсного центра подготовки, переподготовки, повышения квалификации и его научно-методического сопровождения. Представленные ценностно-целевые, содержательные и организационно-процессуальные основания деятельности центра направлены на аккумуляцию и концентрацию интеллектуальных, материальных, экономических, информационных и научных ресурсов профессионально-образовательного пространства для реализации проектов, способствующих социально-экономическому и социально-культурному развитию региона.

1. Алашаев, С.Ю. Методика среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики региона [Текст] / С.Ю. Алашаев, Т.Г.Кутейницына, Н.Ю.Посталюк. - Самара : изд-во «Профи», 2004. - 84с.

2. Асадуллин, Р.М. Трансформация регионального образовательного пространства [Текст] / Р.М. Асадуллин, А.Ф. Мустаев, Л.А. Амирова и др. // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - №4. - С. 27-55.

3. Вахидова, Л.В. Прогнозирование как условие успешного реформирования системы профессионального образования : моногр. [Текст] / Л.В. Вахидова, З.И. Исламова, Р.И. Саитов. - Уфа : Вагант, 2009.

4. Реформы образования и конкурентоспособность специалиста [Текст] // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - №8. - С.3-17.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - №3. - С. 2-4.

6. О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 г. N 370.

7. Смирнов, И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи [Текст] / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург : ИД «Сократ», 2005. - 184с.

8. Статистический ежегодник. Республика Башкортостан : статистический сб. [Текст] : в 2 ч. - Ч.1. Башкорто-станстат. - Уфа, 2010. - 204 с.

9. Ткаченко, Е.В. О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования России [Текст] / Е.В. Ткаченко // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 4. - С. 6-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.