Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития профессионального образования в контексте многоуровневой интеграции'

Приоритетные направления развития профессионального образования в контексте многоуровневой интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исламова Зульхиза Исмагиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития профессионального образования в контексте многоуровневой интеграции»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНТЕГРАЦИИ

З. И. Исламова

Модернизационные процессы в сфере социально-экономического развития региона со всей очевидностью вскрыли недостаточный уровень кадрового обеспечения его приоритетных направлений. Провозглашенный принцип опережающего развития профессионального образования в реальной жизни остается прокламацией, поскольку практика демонстрирует скорее догоняющую позицию профессиональной подготовки кадров по отношению к преобразовательным процессам в экономике, производстве и социальной сфере региона. Существенно сократить этот разрыв и придать профессиональному образованию опережающий характер помогает активное участие Республики Башкортостан (как и большинство инновационно ориентированных регионов), во внедрении Региональной комплексной программы развития профессионального образования с учетом стратегических направлений и программ социально-экономического развития уральского региона.

Преобразовательные процессы в сфере профессионального образования Республики Башкортостан продиктованы рядом проблем, укажем основные: (а) несоответствие объема и структуры профессиональной подготовки потребностям рынка труда; (б) дисбаланс направлений профессиональной подготовки, обусловленный приоритетом гуманитарного образования над техническим; (в) отсутствие системного прогнозирования кадровых потребностей; (г) отсутствие комплексного научно-организационного сопровождения таких приоритетных направлений развития профессионального образования, как переход к новым стандартам, поиск новых парадигм социального воспитания, профориентации и развития профессиональной карьеры и др.

В русле ведущих направлений развития профессионального образования предусматривается создание межотраслевого ресурсного центра, целью которого выступает аккумуляция и концентрация интеллектуальных, материальных, экономических, информационных и научных ресурсов профессионально-образовательного пространства для реализации проектов, способствующих социально-экономическому и социально-культурному развитию региона. Ценностно-целевые основания развития профессионального образования и анализ возможных рисков в ходе его преобразовательных процессов позволяет выделить следующие направления деятельности ресурсного центра: (а) создание единого профессионально-образовательного пространства подготовки, переподготовки и научно-методического сопровождения системы профессионального образования; (в) координация и управление развитием системы профессионального образования региона; (в) интеграция науки, системы профессионального образования и рынка труда в условиях формирующейся инновационной экономики Республики Башкортостан; (г) прогнозирование и мониторинг регионального рынка труда в целях инновационного развития системы непрерывного профессионального образования; (д) создание депозитария инновационных образовательных

83

информационных ресурсов; (е) создание системы профориентации и популяризации профессий, наиболее востребованных региональным рынком труда;

(ж) создание специализированного центра подготовки и переподготовки кадрового потенциала системы профессионального образования; (з) создание консалтинговой службы сопровождения и развития профессиональной компетентности и мобильности субъектов профессионального образования; (и) предоставление образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, обучению в аспирантуре, докторантуре, стажерской практике, интернатуре и др. Определенный круг ценностей представляют принципы деятельности ресурсного центра, ведущими из которых являются инновационность, интегрированность, многоуровневость, полифункциональность, информатизация, технологичность, вариативность, мобильность и гуманизм.

Не менее важным направлением развития профессионального образования является создание в регионе «Центра профориентации и развития профессиональной карьеры», что будет содействовать профессиональному становлению молодежи. Анализ инновационного опыта Марий Эл, Пермской области и Красноярского края убедительно показывает, что системная деятельность не должна ограничиваться профориентацией в рамках школы, результатом которой выступает выбор профессии, а должна охватывать весь путь профессионального становления человека, где ведущим показателем становится информационно-методическое сопровождение развития профессиональной карьеры. Системное информационно-просветительское сопровождение профориентации должно осуществляться с 1 по 11 класс, последовательно проходя следующие взаимосвязанные этапы: (1) развитие у младшеклассников представлений о профессиях и интереса к миру профессий; (2) актуализация у подростков значимости профессиональной деятельности и формирования готовности к профессиональному самоопределению;

(з) формирование способности старшеклассников к осознанному выбору профессии; (4) формирование у обучающихся как школ, так и профессиональных учреждений основ профессионального самосовершенствования и продвижения по пути профессиональной карьеры.

Безусловно, разработчики отчетливо представляют возможные риски при создании подобного Центра. Они, прежде всего, связаны с вопросами информационно-технологического сопровождения, кластерирования, сетевого взаимодействия и финансового обеспечения.

Резюмируя вышеизложенное, важно подчеркнуть, что ценностноцелевые и содержательные основания деятельности единого ресурсного центра ориентированы на реализацию таких ключевых задач, как усиление интеграционных процессов в системе многоуровневого профессионального образования с сохранением всех ее ступеней и уровней. Реализацию Региональной комплексной программы развития профессионального образования на основе кластерирования и сетевого взаимодействия профессиональных учреждений, создание Центра профориентации и развития профессиональной карьеры направлены на поиск и реализацию новых парадигм профессионального воспитания, профориентации и будут способствовать развитию профессиональной карьеры выпускников вузов.

84

Список литературы

1. Асадуллин Р.М., Мустаев А.Ф., Л.А. Амирова и др. Трансформация регионального образовательного пространства [Текст] // Пед. журн. Башкортостана. - 2010. - № 4. - С. 2755.

2. Саитов Р.И. Прогнозирование как условие успешного реформирования системы профессионального образования: моногр. [Текст]. - Уфа: Вагант, 2009.

3. Реформы образования и конкурентоспособность специалиста [Текст] // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 8. - С. 3-17.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 3. - С. 2-4.

5. О стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 сент. 2009 г. № 370.

6. Статистический ежегодник. Республика Башкортостан: стат. сб. [Текст]: в 2 ч. Ч. 1. Баш-кортостанстат. - Уфа, 2010. - 204 с.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.