Научная статья на тему 'Приоритеты и технологии карьерной навигации в работе с талантливой молодежью в республике Татарстан в условиях реализации проекта Коут 2. 0'

Приоритеты и технологии карьерной навигации в работе с талантливой молодежью в республике Татарстан в условиях реализации проекта Коут 2. 0 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНАЯ НАВИГАЦИЯ / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родичев Н.Ф., Кропивянская С.О.

В статье представлены современные приоритеты карьерной навигации в работе с талантливой молодежью в республике Татарстан в условиях реализации проекта КОУТ 2.0. Авторы обращаются к проблемам профессионального самоопределения, личностной и профессиональной ориентации, образовательной и карьерной навигации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты и технологии карьерной навигации в работе с талантливой молодежью в республике Татарстан в условиях реализации проекта Коут 2. 0»

УДК 378

ПРИОРИТЕТЫ И ТЕХНОЛОГИИ КАРЬЕРНОЙ НАВИГАЦИИ В РАБОТЕ С ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА КОУТ 2.0*

1Родичев Н.Ф., канд. пед. наук, nrodichev@yandex.ru 2Кропивянская С.О., аспирант

1Центр развития образования РАО, г. Москва, Россия 2Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва, Россия

В статье представлены современные приоритеты карьерной навигации в работе с талантливой молодежью в республике Татарстан в условиях реализации проекта КОУТ 2.0. Авторы обращаются к проблемам профессионального самоопределения, личностной и профессиональной ориентации, образовательной и карьерной навигации.

Ключевые слова: карьерная навигация, талантливая молодежь, проект, субъектность, субъект профессионального выбора.

*Данная статья подготовлена в рамках реализации проекта «Карьерная навигация и развитие навыков личной эффективности для проектирования успешной карьеры» для Временного научно-исследовательского коллектива «Золотой стандарт развития ребенка 2.0» АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0»

С середины 2010-х гг. происходит стремительное восстановление внимания общественности и педагогической науки к проблемам профессионального самоопределения, личностной и профессиональной ориентации, образовательной и карьерной навигации.

Проблемы пересмотра взглядов на воспитание молодежи, приведение их в соответствие с текущей социокульурной и социально -экономической ситуацией и преодоления технологического отставания озвучиваются президентом России, представителями Правительства страны, руководителями Министерства образования и науки Российской Федерации.

Воспитание ценностного отношения молодежи к труду и инструментального обеспечения его взросления в условиях изменения требований к современным кадрам в настоящий момент обсуждается с позиций необходимости учета в деятельности образовательных организаций основных положений Концепции развития дополнительного образования детей, перспектив внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, формирования региональных моделей сопровождения профессионального самоопределения, различных аспектов вхождения России в международное движение World Skills International, в ходе разработки в регионах страны подходов к сопровождению профессионального самоопределения особых категорий детей и подростков (дети-сироты, дети с ограниченными возможностями, дети с особыми образовательными потребностями, талантливые и одаренные дети), развития прецедентов формирования региональных систем переподготовки кадров для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Новые возможности для принятия согласованных решений в данной области

открывают возможности использования потенциала нового Закона РФ «О государственно -частном партнерстве, муниципально -частном партнерстве в Российской Федерации».

Можно констатировать, что в отечественной образовательной и кадровой политике происходит ряд процессов, которые, с одной стороны, резко увеличивают ресурсные возможности для распространения новых профориентационных технологий в контексте роста интереса к кадровому обеспечению, с другой - редуцируют смыслы педагогического сопровождения становления субъекта профессионального самоопределения.

На этом позитивном фоне еще более заметными становятся следующие проблемы: отсутствие четких приоритетов в работе с отечественной молодежью в условиях усиления внимания к непрерывности образования и кадровому потенциалу территорий и отраслей, дефицит инструментов государственной координации профориентационной деятельности на федеральном, региональном и локальном уровнях, недостаток современных профориентационных технологий. В нынешних условиях, когда на высоком уровне значимость профессиональной ориентации декларируется, но не обеспечивается соответствующими нормативно-правовыми, финансовыми и кадровыми ресурсами, возникают и новые риски в организации профориентационной работы: поспешности, «административного упрощения» и «забалтывания» сложных проблем, неразберихи и «показухи», некомпетентности, ориентации на решение только текущих вопросов и «горящих проблем», коммерциализации профориентационной помощи, сужения проблематики, разобщённости построения работы по принципу «латания дыр», неквалифицированного контроля со стороны некомпетентных лиц. В качестве отдельного риска последних нескольких лет обозначим ориентацию профориентационной работы на соревновательно-событийные форматы, тогда как ее последовательная реализация невозможна без нормативного закрепления обязательного минимума профориентационной работы в повседневном содержании образования [1].

При этом ситуация на отечественном рынке труда характеризуется ростом интенсивности появления новых и отмирания ранее существовавших профессий, усилением дифференциации трудовых ролей, изменением структуры и содержания перехода от учебной деятельности к профессиональной, как предусматривающего процедуры получения соответствующего формального образования, так и реализуемого другими путями. Расширяется спектр возможных сценариев продолжения образования и вовлечения в социально востребованную деятельность, значимую для профессионального самоопределения. Изменяется характер требований к профориентационной работе как со стороны внешнего заказчика, так и от лица будущего субъекта профессионального выбора и его родителей. Важным обстоятельством проектирования содержания образования становится региональный заказ на кадровое обеспечение промышленного развития и поддержания внепроизводственной сферы в актуальном состоянии. Приобретают новые очертания миграционные процессы, оформляется проблема поддержки жизненного самоопределения когорт детей и молодежи с выраженными ограничителями свободы выбора путей продолжения образования и профессии. Наконец, деформируется ресурсная база поддержки обучающегося в ситуации профессионального выбора: уменьшаются

возможности возможности использования привычных ресурсов и раскрывается потенциал других, прежде незнакомых.

Это приводит к необходимости концептуального переосмысления моделей поддержки профессионального самоопределения, стратегий развития профессиональной ориентации на территориях Российской Федерации, а, наравне с ними - перспектив использования уже имеющихся и разработки новых технологий.

Исторически в отечественной профориентологии параллельно развивались два принципиально различных подхода. Основу первого из них составлял акцент на воспитательной составляющей, где решение проблемы выбора профессии рассматривалось в связи с общеобразовательной и политехнической подготовкой, с трудовым воспитанием, что в свою очередь подразумевало организацию эффективного взаимодействия школы с территориальным профессионально-производственным окружением. Во втором подходе основное внимание уделялось воздействию на подрастающее поколению с целью формирования у него определенных исполнительских трудовых действий, точному и четкому выполнению трудовых функций, при этом мотивационные аспекты традиционно отходили на второй план.

В дальнейшем противоречивое понимание приоритетов профориентационной работы сохранялось. Подобное «раздвоение» в понимании того, кому и зачем нужна профессиональная ориентация возможно имеет устойчивый характер, что отражается в развитии традиционных представлений о ее содержании и технологиях. [2]

Упоминания об антагонизме «помогающих» и «воздействующих» отношений в зависимости от доминирования того или иного заказа на профессиональную ориентацию рассматривались такими авторами как: Н.Ф. Родичев, В.И. Блинов и др. [4]

В зависимости от контекста «воздействующие» и «помогающие» отношения в профессиональной ориентации и профессиональной навигации могут также трактоваться как «технократические» и «гуманистические», как «коньюнктурные» и «личностно-ориентированные», «манипулятивные и «недирективные», как «педагогическая логистика» и как «педагогическая поддержка» и т.д.

При этом как «воздействующие», так и «помогающие» отношения позволяют оказать подростку содействие в проектировании профессионального будущего, их компоновка зависит исходя из одновременного существования в текущей ситуации образовательно -кадровой ситуации трех различных моделей профессионального самоопределения. Первая предусматривает профессиональное самоопределение в условиях жёстко ограниченного выбора («традиционная модель»), вторая - в условиях практически неограниченного выбора одной из множества образовательно -профессиональных траекторий («индустриальная модель»). Наконец, все большее распространение приобретает модель, которая рассматривает «постиндустриальный тип» профессионального самоопределения, формирование индивидуального набора профессиональных компетенций, исходя из личных возможностей и потребностей человека, и создания рабочего места «под себя».

Для индустриальной модели и, в особенности, для постиндустриальной актуальным является прохождение каждым подростком основных этапов педагогической поддержки профессионального самоопределения, являются

совместное с «помогающим» (педагогом консультантом, наставником, психологом) выявление возможных проблем профессионального самоопределения учащегося, их вербализация. Сначала важно помочь подопечному сформулировать самостоятельно проблему, сказать вслух или выразить на бумаге то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная профориентационно значимая ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы (а в ряде случаев - почему данный этап уже «опаздывает»). Проблема может казаться как объективной, так и субъективной, препятствия, ограничивающие свободу выбора профессии или пути продолжения образования - как внешними, так и внутренними. Следующий этап должен определить причину возникновения данной проблемы, спроектировать совместные действия по ее преодолению (либо целесообразность действий, причины отказа от них). В дальнейшем реализуется самостоятельная целенаправленная активная деятельность самого подростка (сопровождающаяся стимулированием, обращением внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрением инициативы и координацией действий других помогающих субъектов). Завершается цикл поддержки рефлексией - совместным обсуждением с учащимся успехов и неудач, констатацией фактов разрешимости проблем, осмысление учащимся и педагогом нового опыта проектирования послешкольного будущего, возникших дефицитов при создании взаимной дружелюбной позиции, культивировании атмосферы открытости, толерантности, уважения к иной позиции.

При всем при этом с педагогической точки зрения в настоящий момент значительная часть профориентационно значимых инициатив носят выраженный манипулятивный характер, четко проявляется заказ на потенциальное кадровое обеспечение со стороны влиятельных работодателей, отдельных ведомств, а также продвижение при помощи профориентацонных технологий в молодежной среде лояльности к определенному бренду.

При сопровождении профессионального самоопределения талантливой и одаренной молодежи в большей степени следует скорее говорить о «навигационной компетентности» по аналогии с «ориентационной компетентностью», как это сделано в вышеупомянутой «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования». Компетенция профессионального самоопределения обозначена в ней как готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного осуществления профессиональных и карьерных выборов в динамично меняющихся условиях, в единстве мотивационно -ценностного, когнитивного, деятельностно-практического и личностного компонентов.

Как в логике навигации, так и в логике ориентации и поддержки самоопределения речь идет о готовности осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения; ставить и корректировать адекватные ближние цели и проектировать свой профессионально-образовательный маршрут.

Среди других составляющих профориентационно значимой компетентности были выделены следующие составляющие готовности (хотя готовность и компетенция, разумеется не могут всегда толковаться в одном ключе):

• испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в

избранном образовательном профиле, в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;

• выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;

• ставить образовательную и профессиональную цель, использовать и соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

• приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб, проводить его рефлексивное осмысление;

• владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда;

• выявлять ограничители свободы выбора направления продолжения образования и определять пути их преодоления.

В качестве еще одной из «профориентационно значимых» компетенций выделена готовность распознавать внешние манипулятивные воздействия и противостоять им. Именно она становится ключевой в логике «управления талантами», в той же мере, в какой важнейшей выступает и обратное -создание технологии неявного профнавигационного педагогического манипулирования с целью удержания таланта субъектом экономической сферы, корпорацией, регионом, страной.

В 2016 году А.Е. Белоусовым на основе анализа большого количества литературных источников и, с учетом собственного опыта работы, были выделены следующие четыре компетенции профессионального самоопределения:

• компетенция ориентировки в профориентационно значимом информационном пространстве - готовность самостоятельно ориентироваться в профориентационно значимом информационном поле, получая необходимые знания с использованием современных средств информационного поиска и критически осмысливая их;

• компетенция профессионально-образовательного выбора - готовность совершать самостоятельный, осознанный и ответственный выбор, а также воплощать принятое решение, преодолевая возможные трудности;

• компетенция профессионально-карьерного планирования - готовность планировать (проектировать) собственную жизненно -профессиональную перспективу, в контексте избранной профессии (специальности), осознавая непрерывность собственной жизни (прошлого-настоящего будущего);

• компетенция профессионального совершенствования - готовность совершенствовать собственное профессиональное мастерство и профессиональную деятельность с опорой на сформированную профессиональную Я-концепцию и мотивы профессионально-личностной самореализации [4].

Таким образом, понимание профнавигационной компетентности, отбор инструментов для ее формирования должно происходить с учетом того, что два различных значения понятия «профессиональная ориентация» находятся друг с другом в отношениях не дополнительности, а выраженного антагонизма.

В нашем понимании результатом карьерной навигации и роста личной эффективности выступает формирование субъекта профессионального самоопределения, располагающего навигационными компетентностями, ориентированного на профессиональную самореализацию с учетом интересов субъектов экономической сферы Республики Татарстан.

Приоритеты «полезности» образования как инструмента формирования человеческого капитала, предопределили значительную утрату профессиональной ориентацией ценностно -смысловых обоснований, экзистенциальных составляющих, деформацию отношений к ее мировоззренческой функции. Для понимания этой позиции можно привести цитату Илона Маска, получившую известность в 2016 г. после одного из его интервью: «Молодому человеку просто нужно подумать, где он принесёт больше всего пользы. Это может быть большая польза для нескольких людей, средняя польза для среднего количества людей или малая польза для большого количества людей. В общем, следует примерно рассчитать совокупную пользу, которую ты можешь принести, и на основании этого сделать выбор».

Действительно, целый ряд исследований показывают нарастающий сдвиг от профессиональной самореализации в сторону «использования профессии» для удовлетворения, в первую очередь, потребительских мотивов. Растущий человек не становится «конструктором» или «предпринимателем» не только в силу недостатка педагогического сопровождения данных процессов, недостатка условий для профессиональных проб, отсутствия личных примеров в профессиональном окружении. Решающую роль оказывает инерция постпрофессионализма, ситуация, когда для значительной части людей исчезает прежнее понимание профессии, а деньги, престиж, возможность следовать своим увлечениям и потребительским привычкам и т.д. становятся важнее, чем профессиональная самореализация; «ядро карьеры» размыто; биография сводится исключительно к мозаичному сочетанию больших и малых «проектов», вееру компетенций.

И, наконец, сама проблема баланса между «внутренним заказом» на поддержку профессионального самоопределения и «внешним» - на новые виды профориентационного манипулирования иллюстрируется распространением нигилистических воззрений на педагогическую составляющую профессиональной ориентации. Очевидно, что целью профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения человека (в контексте проблем приоритетности воспитания и педагогической поддержки) должно остаться развитие его свободоспособности, формирование субъектности и гражданской идентичности. Труд человека, в том числе профессиональный, основанный на ценностях свободы, самоопределения и самореализации, в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность бизнеса, предопределит согласие общества и государства.

В культурологическом контексте А.М. Лобок говорит о субъектности, как о культурособразном результате образования: «Результат образования -это не то, что ученик усвоил в результате освоения тех или иных учебных объемов культуры, а сама субъектность ставшей (и продолжающей становиться) личности, т.е. сама способность и потребность личности во внутрикультурном диалоге»; занять позицию субъектности - это значит делать нечто по своей собственной, а не по чужой инициативе. При этом

слово «инициатива» является, по мнению А.М. Лобка, ключом к пониманию слова «субъектность»: «Если инициатива моего действия происходит от меня - я являюсь автором и субъектом этого действия, а это значит, что я осуществляю свою, а не чужую деятельность». Образование, с его точки зрения, находится на переломе, когда меняются представления о самом его смысле, который видится не столько в учебно-порционной трансляции неких культурных ценностей или знаний, сколько в самом процессе становления личностной субъектности [8]. Культурные практики «встречи норм» в необычных событийных форматах в «Казанском открытом университете талантов 2.0» позволяют преодолеть эту в учебно-порционную трансляцию и создать поле для оценки измененитя субъектности и в культурологическом аспекте [2].

Итак, процесс становления субъекта профессионального самоопределения подчиняется ряду закономерностей, важнейшая из которых состоит в том, что субъект самоопределения формируется постепенно. Профессиональное самоопределение, формирующееся, в том числе в рамках карьерной навигации - не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий накопление и осмысления определенного опыта деятельности.

Сформированность субъекта профессионального самоопределения может поразному оцениваться и в зависимости от характера ближайшего «жизненного перехода» между ступенями образования, включенности во взаимодействие с субъектами экономической сферы.Преодолеть имеющиеся противоречия в различных тенденциях профориентационного сопровождения можно за счет наличия максимально независимого от внешних заказчиков и лояльного к педагогическим аспектам профессионального самоопределения регионального оператора многообразных профориентационных практик, продуцирующего и поддерживающего положительный опыт коммуникаций работодателей с молодежной и родительской аудиториями, создающего новые ресурсные площадки трудового воспитания и вовлечения молодежи в социально востребованную деятельность, поддерживающего становление в регионе молодежных сообществ в интересах совершенствования образовательно - кадровой политики.

Для каждого из этих этапов на новом витке одновременного интереса к воспитанию и профессиональной ориентации необходимо создание доступного для массовой педагогической практики инструментария, осмысления опыта использования имеющихся и создания новых технологий поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

В значительной мере новые профориентационные технологии, непосредственно затрагивающие как «воздействующие», так и «помогающие» воспитательно значимые составляющие, демонстрируют тенденцию к обновлению.

В организационном аспекте - «точками роста» становятся не столько образовательные организации, сколько регионы, муниципалитеты, корпорации, образовательные организации различного уровня. Особый интерес представляет усиление динамики развития коммерческой профориентации. Эта линия развивается как за счет длительно существующих на рынке «поставщиков» профориентационно значимых услуг, так и новых «игроков», осваивающих соответствующую нишу, включая локальные группв стартаперов, активно создающих временные структуры с целью поиска воспроизводимых и масштабируемых бизнес-моделей.

В частности, появляются новые проекты и программы сотрудничества, требующие взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами и дополнительного ресурсного обеспечения, реализация которых следует, с одной стороны, идеям педагогической поддержки профессионального самоопределения молодежи и воспитания в целом, с другой - интересам территории, региона, страны, отрасли, корпорации, сообществ работодателей (но далеко не всегда сбалансированно). Появляются современные разработки учебных и методических материалов, профориентационно значимых электронных образовательных ресурсов, IT-контента. Возникают новые услуги и товары, напрямую или опосредованно оказывающие влияние на содержание, формы и методы профориентационной работы и профориентационных составляющих всех форм воспитательной активности.

Республика Татарстан является одним из ярких примеров таких изменений, реализуя яркую и оригинальную модель региональной образовательно-кадровой политики благодаря деятельности АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» и Временного научно -исследовательского коллектива «Золотой стандарт развития ребенка 2.0».

Исходя из общей логики практического воплощения идеи стратегического управления талантами в Республике Татарстан, помимо преодоления центрального противоречия профориентации - между интересами человека и интересами экономической сферы, должны быть найдены способы ответа экспертного сообщества на необходимость координации в условиях нарастания количества «развилок» профориентации, характеризующих социокультурную неоднородность современного образовательного заказа. В числе таких «развилок»: профориентация как традиционный «выбор профессии» - или внепрофессиональная основа выбора (выбор образа жизни, социального статуса); профориентация как традиционный «выбор профессии» - или «постпрофессиональная» профориентация, предполагающая формирования индивидуального набора общих и профессиональных компетенций; «дешевая» профориентация - или «дорогая, но качественная» профориентация; профориентация, нацеленная на оттягивание социализации и профессионализации обучающегося - или профориентация, нацеленная на ранний выбор и ускоренное взросление.

Логика развития «прорывных компетенций», используемая в «Казанском открытом университете талантов 2.0», позволяет, отталкиваясь от базовой схемы «хочу»-«могу»-«надо», определить возможности потенциального «буду», присущего «конструкторам» и «предпринимателям». Разработанность прежнего конструкта и неудовлетворенность им с позиций реализации регионального «прорывного» проекта позволит определить, какие навигационные инструменты должны быть встроены в существующие схемы, снизить антагонистичность и раздвоенность профессиональной ориентации.

Проекция «жизненных переходов», моделируемая при помощи богатых инфраструктурных и кадровых возможностей вовлечения в практическую преобразовательную деятельность, которую обеспечивает АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» должна сочетаться с использованием массива средств активизации профессионального самоопределения, предлагаемыми в рамках данной разработки, использование которых требует активной позиции обучающегося в коммуникативной деятельности, сотрудничестве и диалоге.

Операциональная составляющая карьерной навигации, реализуемая с учетом приоритета формирования субъекта профессионального самоопределения, должна быть конкретизирована через компетенции (компетентности), сформированность которых можно оценивать через уровни, выделяемые в зависимости от контекста оценки или измерения.

Разработчиками предлагается использовать возможности заявленных ими адаптаций профориентационных технологий (активизирующие упражнения, коучинг-сессии, задания по работе с интернет-ресурсами, взаимодействие с родителями) для оптимизации имеющихся средств в целях конструирования инструментов поддержки карьерной навигации в рамках проектов АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» с учетом возрастных особенностей представителей талантливой молодежи.В ходе разработки созданы такие инструментов для наставников, талантливой молодежи и родителей, как сценарий события «Весы и карты», тренинга для наставников, методических материалов «Интернет-помощники карьерной навигации» и дистанционного курса обучения для родителей и наставников.

Предполагается, что в ходе реализации карьерной навигации в рамках проектов Университета талантов будут использованы инструменты, не требующие психологической компетенции, минимизирующие риски их некорректного применения, с имитационной составляющей, максимально дистанцирующейся от «привычных» для профессиональной ориентации диагностико-рекомендательных стратегий; инструменты будут использоваться совместно «клиентом» и его наставником (который сам использует их для создания своего «образа наставника»), инструменты будут предполагать сочетание полярных по эмоциональной окраске приемов создания интриги игрового взаимодействия и логической аргументации; часть инструментов, открывающая взаимодействие, будут иметь нарочитое сходство с методами «гадалок», на деле являясь «прививкой» от манипуляций (при желании организаторов можно визуально «обыграть» образ «гадалки» как воображаемого участника команды «Университета талантов»).

Цель предлагаемого тренинга для талантливой молодежи «Коучинг для наставников профессионального самоопределения» и подготовки материалов «Интернет-помощники карьерной навигации» - научить принимать самостоятельные и осознанные решения о выборе профессиональной сферы деятельности на основе понимания своих талантов, жизненных целей и анализа ситуации на рынке труда; а также понимать необходимость ответственности за сделанный выбор и использовать современные информационные инструменты.

Одним из значимых условий применения инструментов карьерной навигации является разработка и обоснование системы критериев и показателей как готовности обучающихся профессиональному самоопределению в современных условиях как важнейшего результата успешной профессиональной ориентации, так и готовности наставника к сопровождению профессионального самоопределения молодежи и взаимодействию с ней по вопросам карьерной навигации на разных возрастных этапах.

Попадание образования и сферы поддержки профессионального самоопределения под власть интересов бизнеса по-новому ставит задачу поиска критериев готовности человека к жизнеопределяющим выборам. В ходе данной работы подготовлен педагогический инструментарий оценки

готовности человека к профессиональному самоопределению, основанный на традиционных гуманистических ценностях образования. Осуществлен поиск подходов к использованию наставниками «Университета талантов» предлагаемых навигационных инструментов, в частности и «воздействующих» и «помогающих» инструментов, в целом, с учетом современных взглядов на критерии и показатели готовности учащейся молодежи к профессиональному самоопределению. Разработаны адаптированная для «Университета талантов» схема-матрица критериев результативности, отражающей основные их группы, возрастные периоды в развитии подопечного, а также примеры показателей результативности и возрастосообразности. Такие схемы-матрицы должны стать «конструктором» для самостоятельной доработки их под задачи территории, корпорации, образовательной организации, неформальных групп наставников, сложившихся по ситуативному признаку.

Литература

1. Блинов В.И., СергеевИ.С. Движение WorldSkills Russia как инструмент профориентации: выгоды и риски // Актуальные проблемы профессионального образования: колл. монография / Авт. сост.: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. М.: Экон-Информ, 2016. С. 239-242.

2. Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2015, №1. С. 10-21.

3. Сергеев И.С. Реклама профессий» и парадигмальное раздвоение профориентации // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, 13 февраля 2014 г. СПб.: СПбГУП, 2014. С. 46-48.

4. Белоусов А.Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования: дисс. ... к. п. н. (13.00.08). Москва, 2016. 225 с

5. Родичев, Н.Ф. Магистраль или расходящиеся тропки? [Электронный ресурс] // Учительская газета, № 39 от 25 сентября 2012 года. Доступ: http://www.ug.ru/archive/47889

6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.;

7. Бондарев В.П., Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11 классы. М.: ВАКО, 2015.

8. Лобок А.М. Содержание образования: конфликт парадигм [Электронный ресурс] // Управление школой. М., 2000. № 45. Режим доступа: http://upr.1september.ru/article. php?ID=200004501 (Дата обращения: 14.05.2016)

PRIORITIES AND TECHNOLOGIES OF CAREER NAVIGATION IN WORK WITH THE TALANTED YOUTH IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE PROJECT 'COUT 2.0'. N.F. Rodichev1, Cand. Sci. (Pedagogy), Leading Researcher, nrodichev@yandex.ru S.O. Kropivyanskaya2, student 1Center for the Development of Education of RAO, Moscow, Russia 2Academy of Advanced Studies and Professional Retraining of Educators, Moscow, Russia The article presents modern priorities of career navigation in work with talented young people in the Republic of Tatarstan in the conditions of the implementation of the project COUT 2.0. The authors turn to the problems of professional self-determination, personal and professional orientation, educational and career navigation.

Keywords: career navigation, talented youth, project, subjectivity, subject of professional choice.

Дата поступления 22.08.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.