УДК 374 ТЯПУГИНА И.В.
аспирант, кафедра педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; директор, Белгородский областной Дворец детского творчества E-mail: t-inna-v@yandex.ru
UDC374 TYAPUGINAIV.
Postgraduate student, chair of pedagogics, Belgorod state national research University; Director, Belgorod region the Palace of children's creativity E-mail: t-inna-v@yandex.ru
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК
SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS: THE EXPERIENCE OF REGIONAL PRACTICES
R статье представлен анализ современных региональных практик сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся через деятельность региональных моделей или программ. Приведены примеры региональных нормативно-правовых документов в системе образования, примеры моделей, программ, способствующих социально-профессиональному самоопределению обучающихся.
Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, профориентация, система образования, региональная модель.
The article presents the analysis of the current regional practices support of students' socio-professional identity through the activities of the regional models or programs. Examples of regional legal documents in the education system, examples of models, programmes, contributing to the socio-professional self-determination of students are given.
Keywords: socio-professional self-determination, career guidance, education system, regional model.
Изменения в социально-экономической жизни России в последние годы потребовали переосмысления целей и задач образования. Это нашло отражение в основных федеральных документах: Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и других. В этих условиях актуализируется проблема воспитания человека, способного к самоопределению и самореализации в соответствии с потребностями общества и своими способностями, что требует изучения развития личности человека во взаимодействии с другими людьми.
Особую роль в социально-профессиональном самоопределении обучающихся играют внешние факторы: востребованность в социуме определенного вида труда, выбор в юношеском возрасте будущей профессиональной деятельности, компетентность профессионального саморазвития |2|.
Эффективность работы, способствующей социально-профессиональному самоопределению обу-
чающихся, заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Особое значение приобретает деятельность на уровне регионов. Современные практики подтверждают, что спланированная целенаправленная работа по сопровождению процесса социально-профессионального самоопределения обучающихся (как школьников, так и студентов) способствует выполнению запросов современного регионального рынка труда, координации образовательных программ среднего и высшего образования, направлена на выполнение социального заказа общества в профессионалах.
Цель работы: представить анализ современных региональных практик сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся.
Современное состояние сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся в России отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых подходов. Выделим некоторые основные проблемы в данной сфере:
- отсутствие государственной координации;
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Тяпугина И.В. © Tyapugina J.V.
- преобладание «мероприятийного» подхода, в котором оценка результативности проводится только по показателям «охвата обучающихся мероприятиями»;
- кадровые проблемы (функция сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся распределена по различным должностям и ведомствам, что приводит к её неэффективности) [1].
Тем не менее в ряде регионов России целенаправленно ведётся работа по разработке и реализации региональных моделей социально-профессионального самоопределения обучающихся.
Современные региональные практики социально-профессионального самоопределения обучающихся представленных в таблице.
В Белгородской области разработана и экспериментально апробируется «Модель социально-профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования». Уникальность отечественной системы дополнительного образования детей способствует выработке стратегии жизненного, социального и профессионального самоопределения обучающихся. Реализация модели направлена на самоопределение обучающихся с учетом регионального рынка труда, основана на межведомственном взаимодействии.
Стратегические задачи в регионе в области профессионального самоопределения обучающихся обозначают отраслевые Советы работодателей Белгородской области, созданные в соответствии с распоряжением Правительства Белгородской области от 6 июля 2015 г. N 372-р с целью консолидации деятельности органов исполнительной власти Белгородской области, работодателей, образовательных организаций в формировании кадрового потенциала и установлении устойчивой свя-
зи среднего профессионального образования и высшего образования с региональным рынком труда.
В содержании деятельности Совета можно выделить следующее:
- участие в мониторинге и прогнозировании потребностей региональной экономики в квалифицированных кадрах;
- участие в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций на освоение перспективных и востребованных на региональном рынке труда профессий, специальностей и направлений подготовки;
- участие в организации и проведении региональных чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным на региональном рынке труда профессиям и специальностям;
- содействие в функционировании практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки кадров посредством участия в реализации основных профессиональных образовательных программ в форме дуального обучения.
Департаментом образования области реализуется региональный проект «Повышение престижа рабочих профессий через непрерывное профориентационное сопровождение обучающихся общеобразовательных организаций («Ворлдскиллс для школьников»)» (2016-2017 гг.).
В Вологодской области «Региональная сетевая модель профессиональных проб» осуществляется на основе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях частно-государственного пар-
Регион Модель (программа)
Белгородская область Региональная модель социально-профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования
Вологодская область Региональная сетевая модель профессиональных проб
Тамбовская область Региональная кластерная модель профессиональной ориентации
Самарская область Многоуровневая система центров планирования профессиональной карьеры
Свердловская область Многоуровневая система центров и служб профориентации
Иркутская область Сеть региональных инновационных площадок
Пензенская область Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках межрегионального проекта «От школьной скамьи до рабочего места»
Кемеровская область Организационная модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Нижегородская область Модель организационно-педагогического сопровождения профориентационной работы с обучающимися
Ярославская область Модель организационно-педагогического сопровождения профориентационной работы с обучающимися Региональный Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»
Республика Бурятия Модель научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов в системе профессионального образования в условиях сельской местности и с учетом этнокультурного наследия, сохранения, развития и популяризации родного (бурятского) языка как главной составляющей этнической самобытности народа на основе межведомственного взаимодействия
Пермский край Модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Таблица 1.
Региональные модели сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся
тнёрства и сетевого взаимодействия образовательных учреждений системы общего, профессионального, дополнительного образования с органами исполнительной власти, с ведущими отраслевыми предприятиями и предприятиями бизнес-сферы.
В Тамбовской области реализуется «Региональная кластерная модель профессиональной ориентации» по направлениям деятельности: разработка нормативных правовых документов; развитие инфраструктуры региональной модели профессиональной ориентации в рамках образовательно-производственных кластеров; развитие механизмов социального партнерства, в том числе в сфере организации практикоориентированного обучения, формирования прикладных квалификаций. Функционирование модели обеспечивается Концепцией развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 г.
Модель «Многоуровневая система центров и служб профориентации» реализуется в Свердловской области. Среди направлений деятельности выделяют: развитие единой системы профориентационной работы, создание оптимальной инфраструктуры на уровне области; ра звитие информационной среды; развитие системы частно-государственного партнерства в профориентационной работе; использование ресурсов дополнительного образования: подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов профориентационной работы. Работа организована на основе Концепции по развитию профориентационной работы в системе образования Свердловской области.
Деятельность по социально-профессиональному самоопределению обучающихся в Самарской области построена на основе модели «Многоуровневая система центров планирования профессиональной карьеры». Направления деятельности: совершенствование нормативно-правового обеспечения региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; оптимизация инфраструктуры; внедрение современных технологий профориентационной работы с обучающимися; подготовка кадров для выполнения задач организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В регионе разработана Концепция по развитию региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 г., а также реализуется Комплекс мер по развитию системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования до 2020 г. в соответствии с постановлением Правительства Самарской области.
Деятельность в Иркутской области основана на развитии сети региональных инновационных площадок. Направления деятельности: нормативно-правовое обеспечение; многоуровневое межинституциональное взаимодействие и социальное партнерство; региональная инфраструктура сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; региональная система профессионального информирования; программно-
методическое обеспечение; кадровое обеспечение; координация, мониторинг и оценка. В регионе реализуется Концепция развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года. Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года.
В Республике Бурятия разработана «Модель научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников», в которую входят блоки работ по профориентационной работе с обучающимися; работа с педагогами образовательных организаций по профориентационной работе; работа с родителями обучающихся; с социальными партнерами, взаимодействие с работодателями; мониторинг эффективности реализации модели.
В Пензенской области апробирована «Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках межрегионального проекта «От школьной скамьи до рабочего места» (на примере Пензенского многопрофильного колледжа)». В регионе разработаны локальные нормативные акты: положение о региональном инновационном центре «Профориентир», положение о центре развития предпринимательских компетенций, положение о региональном отраслевом ресурсном центре профессионального образования по информационным технологиям и др.
Пермский край. В регионе ведется работа в рамках инновационной региональной площадки «Формирование системы профориентации, ориентированной на потребности экономики региона». Цель: сформировать эффективную модель профориентационной работы во взаимодействии образовательных ступеней «школа - СПО - ВО», применимую для любого кластера экономики региона. Направления деятельности: организационное, информационное и научно-методическое сопровождение; развитие и сопровождение чемпионатного движения \VorldSkills в Пермском крае; формирование инновационной деятельности образовательных организация СПО по апробации моделей дуального обучения и др.
«Организационная модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» реализуется в Кемеровской области по информационному, организационному, научно-методическому, консультативно-диагностическому направлениям. Анализ нормативно-правовых документов подтверждает высокий уровень межведомственного взаимодействия и целенаправленной работы по профориентации в регионе: Типовое положение об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров. Положение о деятельности профконсультанта. Положение о работе по профессиональной ориентации обучающихся в профессиональных образовательных организациях области и другие.
«Модель организационно-педагогического еопро-
вождения профориентационной работы с обучающимися» в Нижегородской области ориентирована на совершенствование профессионального мастерства педагогических работников; развитие профессионального творчества; профориентацию и рекламу образовательных услуг профессиональных образовательных организаций; совершенствование компетенций педагогических работников в профориентационной работе и профессионально-творческой деятельности обучающихся.
В Ярославской области действует Межведомственный совет по вопросам профориентации Ярославской области. К функциям относятся: формирование региональной политики в области профориентации. разработка нормативно-правовой базы, координация, разработка межведомственного координационного плана работы, разработка предложений по стратегическим направлениям деятельности и подготовке кадров, анализ состояния работы. В регионе действует Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс».
Таким образом, за последние пять лет в отечественной практике по сопровождению процесса социально-профессионального самоопределения обучающихся произошли определенные позитивные изменения. Так, необходимо отметить опыт Республики Мордовия, в которой разработан и реализуется профориентационный модуль «Старт в профессию». Его целью является внедрение инновационных методов и технологий в процесс профориентации школьников. В Астраханской области реализуется модель Стратегии карьерного роста обучающихся, основанная на формировании и развитии личностных компетенций через создание ситуаций успеха и вовлечение обучающихся в проектную деятельность. Организовано взаимодействие с Центром тестирования «Гуманитарные технологии». В Иркутской области особое внимание уделяется организации работы с обучающимися, проживающими в сельской местности. Разработана и апробирована региональная модель научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальной системы профессионального самоопределения детей и молодежи. В Краснодарском педагогическом колледже № 3 (Краснодарский край) разработана программа волонтерской деятельности, направленная на помощь и поддержку детей с ОВЗ, в том числе детей с онкологическими заболеваниями. Ресурсный центр г. Н о во ку йб ы шс вс ка (Самарская область) координирует деятельность по сопровождению будущей профессиональной карьеры школьников. Центром проводятся виртуальные консультации для детей и родителей. Педагогическое сопровождение процесса самоопределения школьников на основе взаимодействия с воинской частью организовано в Новосибирской области (Безменовская школа Черепановского района). Интеграция общего и дополнительного образования в сельской школе представлена на примере оборонно-спортивного профиля. В Московской области разработаны программы, способствующие профессиональному
самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве примера эффективности реализации модели социально-профессионального самоопределения обучающихся приведем результаты опытно-экспериментальной работы в Белгородской области. Нами была проведена оценка уровня удовлетворенности различных групп субъектов, заинтересованных в деятельности региональной модели социально-профессионального самоопределения старшеклассников в системе дополнительного образования в 2014 году и в 2017 году. В качестве субъектов были определены:
- представители органов исполнительной власти (муниципальные и региональные органы, осуществляющие управление в сфере образования);
- руководящие работники (директора, заместители директоров, заведующие отделов) организаций дополнительного образования;
- руководящие работники общеобразовательных организаций (директора, заместители директоров);
- представители организаций служб занятости, кадровых служб и прочее;
- педагоги дополнительного образования;
- родители (законные представители) обучающихся;
- обучающиеся организаций дополнительного образования.
Анализ степени удовлетворенности субъектов (Уи), заинтересованных в реализации модели, представлен в таблице 2.
Наиболее высокий уровень удовлетворенности продемонстрировали обучающиеся, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса. Данный результат мы считаем важнейшим, так как реализация модели направлена на удовлетворение потребности обучающихся в социально-профессиональном самоопределении. Данные свидетельствуют о том, что система работы в регионе по социально-профессиональному самоопределению в рамках апробации модели дошла до «потребителя». Оценка старшеклассников является наиболее значимой, так как основана на непосредственном участии, свидетельствует об активности обучающихся.
Особенного внимания заслуживают ответы, представленные работниками кадровых служб, службы занятости. Несмотря на относительно невысокую оценку деятельности (от 2,7 в начале до 3,3 в конце), в целом уровень удовлетворенности один из самых высоких. Коэффициент уровня удовлетворенности составляет 0,6 баллов. В рамках опытно-экспериментальной работы по реализации модели эти показатели можно рассматривать как независимую оценку деятельности. Педагоги дополнительного образования, руководящие работники, родители также продемонстрировали рост индекса удовлетворенности, что свидетельствует о положительных результатах системной работы в рамках модели.
Таким образом, реализация региональных моде-
Таблица 2.
Уровень степени удовлетворенности субъектов, заинтересованных в реализации модели социально-профессионального самоопределения обучающихся в региональной системе дополнительного образования
Субъекты, заинтересованные в реализации модели Индекс удовлетворенности (Уи)
2014 г. 2017 г. Коэффициент Уи
Уи Количество человек Уи Количество человек
Представители органов управления 3,1 18 3,5 22 +0,4
Руководящие работники дополнительного образования 3,9 42 4,2 49 +0,3
Представители кадровых и других служб 2,7 12 3,3 12 +0,6
Педагоги дополнительного образования 4,1 261 4,4 342 +0,5
Родители (законные представители) 3,6 165 4,2 171 +0,4
Обучающиеся организаций дополнительного образования (старшеклассники) 3,4 382 4,1 426 +0,7
лей сопровождения социального и профессионального самоопределения обучающихся является эффективной организационно-педагогической формой работы. Разработка региональных моделей способствует определенному позитивному продвижению, связанному с осознанием значимости государственной координации деятельности по социально-профессиональному са-
моопределению обучающихся. В регионах отмечаются элементы новой современной системы координации процессов сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся, формирующейся в условиях рыночной экономики с элементами государственного управления на основе инновационных практик регионального уровня.
Библиографический список
1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] М : Федеральный институт развития образования. М.: Издательство «Перо», 2014. 38 с.
2. Лупанова H.A. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория. // Известия Пензенского Государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - Серия: Общественные науки. Пенза, 2011. № 24. С. 702-711.
References
1. The concept of organizational-pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of continuous education / V. I. Blinov, I. S. Sergeev [and others] M. : Federal Institute of education development. Moscow: Publishing House "Pero", 2014. 38 p.
2. Lupanova N. A. Professional self-determination as a pedagogical category. // News of Penza State pedagogical University. V. G. Belinsky. Series: Social Sciences. Penza, 2011. №24. Pp. 702-711.