Научная статья на тему 'Территориальный ресурсный центр – основа системы аграрного образования'

Территориальный ресурсный центр – основа системы аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бучельникова С.Д.

Система профессионального образования отвечает за качество ресурса, без которого невозможно инновационное развитие экономики и общества в целом. Этим ресурсом являются кадры, человеческий потенциал. Ни одна из инновационных экономик мира не способна развиваться без соответствующего ее характеру кадрового обеспечения. В этом смысле региональная система профессионального образования – один из центральных элементов экономической инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальный ресурсный центр – основа системы аграрного образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕСУРСОВ

Территориальный ресурсный центр -основа системы аграрного образования

Система профессионального образования отвечает за качество ресурса, без которого невозможно инновационное развитие экономики и общества в целом. Этим ресурсом являются кадры, человеческий потенциал. Ни одна из инновационных экономик мира не способна развиваться без соответствующего ее характеру кадрового обеспечения. В этом смысле региональная система профессионального образования - один из центральных элементов экономической инфраструктуры региона.

с. д. бучельникова,

руководитель информационно-методического центра ГБОУ СПОСо «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»

Экономические аспекты

Экономика Свердловской области представлена практически всеми ключевыми отраслями: добыча и переработка природных ресурсов, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, строительство, сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность и др. Самыми мощными и конкурентоспособными секторами экономики, составляющими основу перспективной специализации Свердловской области, сегодня являются черная и цветная металлургия, однако имеются объективные условия и для повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Кадровый дефицит: причины возникновения

Ни для кого уже не секрет, что важнейшая проблема агропромышленного комплекса - дефицит квалифицированных кадров.

Система начального и среднего профессионального образования испытывает на себе давление ключевых факторов социально-экономической среды области. Это прежде всего демографическая ситуация. Имевший место в 1990-х годах резкий спад рождаемости привел к тому, что уменьшается число выпускников общеобразовательных учреждений, равно как и потенциальных обучающихся в учреждениях профессионального образования.

Еще одна характерная особенность системы профессионального образования заключается в наличии и количественном росте системы высшего образования, которая является для выпускников общеобразовательных учреждений наиболее привлекательной перспективой продолжения образования. Увеличение мест в государственных и негосударственных вузах приводит к серьезному дисбалансу в структуре профессиональной подготовки. В результате еще сильнее обостряется проблема обеспечения реальных

Система начального и среднего профессионального образования испытывает на себе давление ключевых факторов социально-экономической среды области

потребностей областной инфраструктуры и рынка труда рабочими и специалистами среднего звена.

Популярность и стериотипы

В рамках масштабных инвестиционных проектов предприятиями востребована высококвалифицированная рабочая сила - работники, имеющие квалификацию и профессионально-трудовую культуру уровня среднего профессионального образования.

Однако, как показывает практика, самый востребованный уровень профессионального образования непопулярен среди молодежи. Одна из главных причин - стереотипы общественного сознания относительно предшественников современных учреждений профессионального образования - ПТУ Но сегодня у образовательных учреждений есть возможность преодолеть эти стереотипы путем создания многоуровневого полипрофильного образовательного учреждения.

Образовательно-производственный кластер в идеале

Модель учреждения, реализующего программы начального и среднего профессионального образования и предоставляющего обучающимся возможность продолжить образование по выбранной специальности или пройти переподготовку, представляется наиболее перспективной в условиях динамично изменяющихся потребностей рынка труда. Такое учреждение становится незаменимым структурным, скорее даже системообразующим, элементом профессионального образования, аккумуриующим ресурсы системы профессионального образования и крупных сельскохозяйственных предприятий посредством формирования образовательно-производственных кластеров.

Образовательно-производственный кластер в идеале объединяет в себе действующие учебные заведения разного уровня, реализующие программы профессиональной подготовки и производственные единицы сельскохозяйственного профиля. Координирующим центром

ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕСУРСОВ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

такого образовательно-производственного кластера становится территориальный ресурсный центр агропромышленного профиля.

Стратегическая цель деятельности ресурсного центра - повышение качества профессионального образования и развитие трудовых ресурсов путем усиления взаимодействия между образовательными учреждениями и основными заказчиками их деятельности - работодателями, а также имиджирование профессий и специальностей сельскохозяйственного сектора экономики.

Первые выводы

В Восточном управленческом округе таким территориальным ресурсным центром аграрного профиля является Слободотуринский аг-рарно-экономический техникум.

Промежуточным результатом деятельности ТРЦ можно считать осознание руководителями образовательных учреждений и потребителями кадров сельскохозяйственного профиля необходимости объединения для соуправления качеством образования, выстраивания системы непрерывного аграрного профессионального образования через организацию стажировок мастеров производственного обучения и проведения учебной практики на сельхозпредприятиях, имеющих новейшую сельхозтехнику.

Задачи центра

Среди задач, стоящих перед территориальным ресурсным центром, можно выделить четыре приоритетных.

1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективного регионального рынка труда, через:

— сетевое взаимодействие учреждений общего и профессионального образования с территориальным ресурсным центром аграрного профессионального образования;

— привлечение молодых специалистов к работе в организациях агропромышленного комплекса путем заключения трехсторонних договоров (обучающийся — учреждение профессионального образования — работодатель);

— заключение договоров на безвозмездной основе с ведущими сельскохозяйственными предприятиями на использование современного оборудования при организации учебной и производственной практик обучающихся, стажировки мастеров производственного обучения.

2. Повышение привлекательности программ аграрного профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда, через:

— создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости насе-

ления в аграрном секторе экономики в целях планирования потребностей в подготовке, переподготовке кадров в учреждениях профессионального образования;

- мониторинг профессиональных предпочтений учащихся 9—11-х классов общеобразовательных учреждений Восточного управленческого округа;

- организацию и проведение информационной кампании по формированию положительного имиджа и повышению привлекательности профессий и специальностей, востребованных аграрным сектором экономики;

- профессиональную ориентацию учащихся 8—11-х классов общеобразовательных учреждений округа в контексте современных условий социально-экономического развития региона.

3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования через:

- организационно-методическое сопровождение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;

- организацию и проведение процедуры независимой оценки качест-

Стратегическая цель деятельности ресурсного центра - повышение качества профессионального образования и развитие трудовых ресурсов путем усиления взаимодействия между образовательными учреждениями и основными заказчиками их деятельности - работодателями

Одна из главных причин - стереотипы общественного сознания относительно предшественников современных учреждений профессионального образования - ПТУ

ва подготовки кадров (сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования с участием работодателей).

4. Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования округа через организацию

Образовательно-производственный кластер в идеале объединяет в себе действующие учебные заведения разного уровня, реализующие программы профессиональной подготовки, и производственные единицы сельскохозяйственного профиля

стажировок педагогических работников системы профессионального образования округа (в регионе, РФ, за рубежом).

Предполагается, что в результате решения поставленных задач удастся достичь оперативного удовлетворения потребностей агропромышленных предприятий округа в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, изменить трудовые ориентации молодежи в сторону более рационального выбора уровня профессионального образования, специальности/профессии, соответствующего запросам рынка труда, и типа профессиональной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.