Научная статья на тему 'Территориальный образовательно профессиональный кластер – основа апгрейда аграрного образования'

Территориальный образовательно профессиональный кластер – основа апгрейда аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Юлия Александровна

Государственная политика в области образования диктует новые подходы к развитию образовательных систем, ставит новые задачи по повышению доступности и качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Потому подходы к модернизации аграрного образования в Свердловской области основываются на том, что создаваемая образовательная система в первую очередь должна ориентироваться на потребности рынка труда, быть гибкой и отвечать идее непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальный образовательно профессиональный кластер – основа апгрейда аграрного образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Территориальный образовательно-профессиональный кластер - основа апгрейда аграрного образования

Государственная политика в области образования диктует новые подходы к развитию образовательных систем, ставит новые задачи по повышению доступности и качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Потому подходы к модернизации аграрного образования в Свердловской области основываются на том, что создаваемая образовательная система в первую очередь должна ориентироваться на потребности рынка труда, быть гибкой и отвечать идее непрерывного образования.

ю. а. позднякова,

руководитель РЦ РПО СО агропромышленного и лесотехнического профиля

Проблемы, с которыми сталкивается аграрное образование, делают его неспособным в полной мере удовлетворять запросы инновационной экономики региона

Аграрное образование не удовлетворяет запросам экономики

Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства в Свердловской области сегодня имеются все условия: развитая социальная инфраструктура, многоуровневое сельскохозяйственное производство, наличие сети перерабатывающих центров, значительный образовательный, научный и ресурсный потенциал, что позволяет использовать современные достижения в области аг-ротехнологий. Однако устойчивость развития агропромышленного комплекса (АПК) зависит и от решения ряда проблем, важнейшей из которых является кадровый дефицит, вызванный низким уровнем жизни и социальной непривлекательностью сельских населенных пунктов.

Проблемы, с которыми сталкивается аграрное образование сегодня, делают его неспособным в полной мере удовлетворять запросы инновационной экономики региона.

Выделим лишь некоторые - наиболее острые.

Во-первых. Отсутствие в области налаженной системы прогнозирования потребности в кадрах для АПК. Это приводит к дисбалансу между качественным и количественным составом выпускников системы образования и реальной потребностью рынка труда.

Во-вторых. Перспектива низкой заработной платы, неразвитой сельской инфраструктуры и жилищных проблем заставляют сельскую молодежь покидать село сразу после окончания обучения.

В-третьих. Морально и физически устаревшая материально-техническая база учреждений профессионального образования. Многие учреждения находят пути решения данной проблемы во взаимодействии с работодателя-

ми, но не все сельхозпредприятия настроены оказывать такую поддержку.

В-четвертых. Проблема формирования учебных групп (по нормативу 25-30 человек) по программам аграрного профиля в учреждениях профессионального образования, которые, как правило, находятся в сельской местности. Связано это с малым количеством выпускников сельских школ. Однако нужно понимать, что современные технологии и оптимизация труда на предприятиях АПК неминуемо ведут к снижению потребности рынка труда в большом количестве специалистов одного и того же профиля. Поэтому уже сейчас необходимо на законодательном уровне рассмотреть вопрос о возможности формирования в учреждениях профессионального образования малокомплектных групп (12-15 человек) по программам аграрного профиля.

Это лишь часть проблем, с которыми сталкивается аграрное образование, а к ним можно добавить и старение педагогического состава, и отсутствие льгот на приобретение ГСМ, удобрений, семян и прочее.

Лебедь, рак и щука

Сегодня нужны новые подходы к модернизации аграрного образования. Отчасти решение находится в плоскости создания Отраслевого совета по качеству профессионального образования в сфере АПК. Он должен координировать действия всех заинтересованных сторон: образовательных учреждений, сельхозпредприятий, территориальных органов управления образованием и АПК, муниципальной и областной власти.

Межведомственная разобщенность всех субъектов, решающих вопросы подготовки кадров для АПК и сельских территорий, - одна из самых острых проблем на сегодняшний день.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кластерный подход к решению сельских проблем

Система управления подготовкой кадров для села

Ресурсный центр р.]:Ш1тии профессионального обжаловании згропроглышлейного и лесотехнического профиля

Каменск-Упйльский а грогромы шлен ны й тенн ИК7.\1

■1 н^зг^г. мриинмн ЮмнигаУй

пгрпрный ноллодш <1 либвдотурншжи н лгрйрно экомсулнчедкнй т&никугл агропромышленный теншнум Кнмвнск-Урильскин Тфкнинум

25 учреждения НПО и СПО

I

I

450 ибщеобразовэтельнык школ вельских поселений

Учреждения профессионального образования подведомственны Министерству образования. Территориальные Управления АПК находятся в структуре АПК. Сельхозпредприятия находятся в частной собственности и решения принимают самостоятельно. Школы замкнуты на муниципалитеты. Но, в свою очередь, главам муниципальных образований не подотчетны ни учреждения профессионального образования, ни управления АПК. Единая система координации действий напрочь отсутствует. Отсюда и сложности во взаимодействии.

Определенный порядок «преодоления межведомственной разобщенности в области устойчивого развития сельских территорий» предусматривает Концепция устойчивого развития сельских территорий, утвержденная еще в ноябре 2010 года распоряжением Правительства РФ. В ней сказано о необходимости вырабатывать, координировать и осуществлять эффективные управленческие решения, направленные на комплексное развитие сельских населенных пунктов и всей сельской экономики (а не только ее сельскохозяйственного сектора).

Мощный стимул

В условиях модернизации агропроизводства и инновационного развития базовых отраслей АПК возникает необходимость модернизации и системы профессионального образования агропромышленного профиля.

Именно с этой целью Ресурсным центром развития профессионального образования Свердловской области агропромышленного и лесотехнического профиля внедряется идея создания территориальных образовательно-профессиональных кластеров - мощной многоуровневой структуры, способствующей комплексному сбалансированному решению областных задач повышения качества профессионального аграрного образования, соответствующего инновационному развитию агропромышленного комплекса и способствующего устойчивому развитию сельских территорий.

Достижению данных задач должна способствовать реализация следующих первоочередных мер:

- развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением отраслей сельской экономики в масштабе области на основе созда-

ния электронной системы взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и работодателей;

- совершенствование содержания и технологий системы непрерывного профессионального образования на основе внедрения инфоком-муникационных технологий, формирования и развития инновационных образовательных и научно-производственных структур, обеспечивающих повышение практической значимости и качества подготовки кадров;

- развитие сети ресурсных центров по подготовке кадров для сельской местности в образовательных учреждениях;

- принятие мер для обеспечения функционирования учебных хозяйств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

- предоставления субсидируемых кредитов организациям-работодателям на строительство жилья для молодых специалистов.

Кому отдать прерогативу?

Еще раз заострим внимание на том, что такое комплексное решение поставленных задач возможно при создании во главе образовательно-профессиональных кластеров Отраслевого совета по качеству профессионального образования в аграрной сфере и формированию образовательного заказа в интересах АПК Свердловской области.

Следует отметить, что при организации кластерного подхода на уровне муниципальных образований появляется возможность решать действительно конкретные проблемы отдельного района, но при этом разрастается сеть координирующих органов по количеству муниципальных образований. Возможен вариант создания образовательно-профессиональных кластеров на уровне управленческих округов: при этом количество кластеров значительно сокращается, но возникает риск сохранения формального подхода к решению проблем, возникающих в отдельных территориях и населенных пунктах.

Анализ ситуации в Свердловской области позволяет сделать выводы о том, что наиболее благоприятными условиями для зарождения модели кластерного взаимодействия являются следующие факторы:

Межведомственная разобщенность всех субъектов, решающих вопросы подготовки кадров для АПК и сельских территорий, - одна из самых острых проблем на сегодняшний день

АКТУАЛьНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАзОВАНИЯ

КЛАСТЕРНЫй ПОДХОД

Только взаимосогласованная деятельность в рамках всех вышеупомянутых процессов может позволить вывести аграрное образование на качественно новый уровень его развития

- размещение на территории муниципального образования профессионального учебного заведения, реализующего программы агропромышленного профиля, которое может взять на себя роль центра развития аграрного образования;

- наличие рентабельных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, готовых к сотрудничеству с системой образования;

- наличие учреждений общего образования;

- налаженная система взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования и социальных партнеров.

Уже «в теме»

Эффективная деятельность по внедрению модели территориальных образовательно-профессиональных кластеров частично уже нашла свое отражение в реализации муниципальных программ развития непрерывного аграрного образования в пяти территориях региона: в Алапаевском, Ирбитском, Каменском, Красно-уфимском, Артинском районах. Координируют реализацию этих программ созданные в мае 2012 года в административно-управленческих округах области Территориальные ресурсные центры агропромышленного профиля.

Именно в эти территории Правительством области в 2012 году выделено 35 млн. рублей для приобретения учебно-производственного оборудования с целью реализации в учреждениях общего образования программ допрофес-сиональной и профессиональной подготовки агропромышленного профиля. Данные средства были выделены для 13 пилотных школ и направлены на повышение заинтересованности выпускников в получении аграрного образования и укрепление их настроя на профессиональную деятельность в условиях родного села.

В рамках реализации мероприятий муниципальных программ непрерывного аграрного образования было организовано сотрудничество учреждений общего образования с учреждениями профессионального образования, с 13 работодателями отрасли, наиболее заинтересованными в подготовке кадров, подписаны договоры о предоставлении помещений для хранения оборудования, о производственной практике обучающихся, об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту с/х техники и предоставлению горюче-смазочных материалов для прохождения производственной практики, о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности.

Общее количество обучающихся по программам профессиональной подготовки по профессии «Тракторист» составило 229 человек (ученики 8 - 11 классов).

«заинтересованно-острый» диалог

Итак, начиная с прошлого года, в указанных территориях и в масштабе всей Свердловской области началась работа по поиску и моделированию форм взаимодействия системы образования (как общего, так и профессионального)

и хозяйствующих субъектов территории в направлении взаимовыгодного партнерства по достижению общих целей.

Именно в рамках претворения в жизнь данных программ и проявил себя на деле процесс межведомственного сотрудничества. При всей специфике хозяйственного уклада вышеуказанных территорий, особенностях их экономической и демографической ситуации, различий подходов и взглядов на проблемы непрерывного аграрного образования начался взвешенный и заинтересованно-острый диалог отдельно развивающихся до недавнего времени субъектов территории: систем общего и профессионального образования, территориальных управлений агропромышленного комплекса (находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства), работодателей (практически на 100% частных структур), общественности, обучающихся и власти.

Таким образом, совместными усилиями были сформированы образовательно-профессиональные кластеры.

Однако реально существующее положение дел с кадровым обеспечением АПК объективно свидетельствует о недостаточности приложенных всеми субъектами образовательно-профессионального кластера усилий для решения имеющихся на рынке аграрного труда проблем.

В связи с этим в настоящее время обсуждается возможность расширения сферы влияния образовательно-профессиональных кластеров. Целью их функционирования сегодня должно являться определение ключевых проблем развития сельских территорий, т.е. выработка целостной стратегии и эффективных механизмов, позволяющих:

- уйти от узкого аграрного подхода к развитию экономики села;

- обеспечить сбалансированное решение задач по устойчивому развитию, как сельской экономики, так и сельского социума в рамках реализации областной целевой программы «Развитие АПК и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня») на 2012-2015 годы».

Поэтому уже сейчас с целью развития имеющейся структуры образовательно-профессиональных кластеров в территориях инициируется создание координационных советов по вопросам устойчивого развития сельских населенных пунктов и кадрового обеспечения отраслей территориальной экономики. Такие советы исполняют роль постоянно действующего консультативно-совещательного органа, осуществляющего свою деятельность по принципу принятия коллегиальных решений.

Политика создания территориальных образовательно-профессиональных кластеров является основополагающей в подходах к модернизации системы аграрного образования, так как только взаимосогласованная деятельность в рамках всех вышеупомянутых процессов может позволить вывести аграрное образование на качественно новый уровень его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.