Научная статья на тему 'Кластерный подход при создании целостной системы образования в агропромышленном комплексе'

Кластерный подход при создании целостной системы образования в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девяткина Тамара Владимировна

В статье рассматриваются особенности формирования агропромышленного кластера и развития образовательной сферы сельских территорий для объединения образовательных учреждений с работодателями на основе принципов территориальной самоорганизации, горизонтальной координации и достаточной информационной обеспеченности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH AT CREATION OF INTEGRAL SYSTEM OF EDUCATION IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article considers the peculiarities of formation of agro-industrial cluster and creation of integral education system in rural areas to unite educational institutions with employers of territorial self-organization, horizontal coordination and sufficient information provision.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход при создании целостной системы образования в агропромышленном комплексе»

УДК 332

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД ПРИ СОЗДАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

CLUSTER APPROACH AT CREATION OF INTEGRAL SYSTEM OF EDUCATION

IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Т. В. Девяткина T. V. Devyatkina

ФГБОУВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования агропромышленного кластера и развития образовательной сферы сельских территорий для объединения образовательных учреждений с работодателями на основе принципов территориальной самоорганизации, горизонтальной координации и достаточной информационной обеспеченности.

Abstract. The article considers the peculiarities of formation of agro-industrial cluster and creation of integral education system in rural areas to unite educational institutions with employers of territorial self-organization, horizontal coordination and sufficient information provision.

Ключевые слова: кластер, интеграция, агропромышленный комплекс.

Keywords: cluster, integration, agro-industrial complex.

Актуальность исследуемой проблемы. Ускоренный переход агропромышленного комплекса (АПК) на инновационный путь развития, усложнение его материально-технологической основы требуют совершенствования подготовки и переподготовки кадров, разработки мер по их закреплению на сельских территориях. Проведение модернизации АПК неизбежно будет сопряжено с внедрением опыта и технологий передовых стран в этой области, что ведет к обновлению образовательных программ и включению в них зарубежных наработок.

Материал и методика исследований. В работе были использованы абстрактно-логический, экономико-статистический и социологический методы исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. В качестве приоритета развития образовательной сферы сельских территорий можно выделить создание целостной системы непрерывного образования непосредственно по месту проживания, сущностными характеристиками которой явились бы доступность, гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, преемственность, целостность, открытость, что, в свою очередь, обусловливает необходимость применения кластерного подхода.

Кластер - это устойчивое территориально-отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности его участников [4].

В более узком смысле под кластером понимают группу расположенных в достаточной географической близости взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и услуг, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга.

Основоположник теории кластерного развития экономики М. Портер [6], [7] в процессе исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран обратил внимание на то, что кластеры могут оказывать влияние на конкурентоспособность, так как: 1) повышают производительность фирм и отраслей; 2) создают возможности для инновационного и производственного роста; 3) стимулируют и облегчают формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера.

Кластерный подход является одной из самых усовершенствованных технологий управления отраслью. Если рассматривать кластер в его структуре, то это сеть поставщиков, производителей и потребителей, а также различных элементов промышленной инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, связанных между собой в процессе создания добавочной стоимости.

Кластер - это еще и инструмент повышения конкурентоспособности территорий и отраслевых комплексов. Данный подход основывается на учете положительных синерге-тических эффектов региональной агломерации: близости потребителя и производителя, сетевых эффектов и диффузии знаний и умений за счет миграции трудовых ресурсов и выделения бизнеса. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности, и все они рассматриваются во взаимосвязи [1].

Кластерный подход может быть достаточно эффективным при выстраивании траектории развития аграрного сектора на региональном и районном уровнях. Взаимосвязь различных производственных структур посредством формирования устойчивых вертикальных и горизонтальных связей, использование современных информационных технологий, инновационных подходов, потенциала и принципов партнерства государства и частного бизнеса позволят российскому АПК достичь конкурентного уровня развития производства [3].

Агропромышленные кластеры свою деятельность могут основывать на трех свойствах: 1) географической локализации; 2) взаимосвязи между предприятиями отрасли; 3) технологической взаимосвязи разных отраслей для производства готового продукта.

Центром кластера может стать перерабатывающее предприятие, вокруг которого объединяются сельскохозяйственные товаропроизводители, организации инфраструктуры на основе договоров о стратегическом взаимодействии.

Формирование агропромышленных кластеров может происходить по инициативе одного из трех субъектов: 1) сельскохозяйственного товаропроизводителя; 2) местных органов власти; 3) перерабатывающих предприятий.

Ключевым элементом создания кластера является наличие достаточного уровня доверия между участниками, которое может быть достигнуто путем реализации совместных проектов.

В России создание агрокластеров должно основываться на следующих положениях: необходимо формировать условия для технического перевооружения отрасли и привлекать инвестиции на основе реально действующих коммерческих механизмов, активно применять инновации как в технологиях, так и в управлении, что обязательно обеспечит устой-

чивое развитие субъектов кластера и их конкурентоспособность на региональном и национальном уровнях. В регионе должен быть благоприятный климат для ведения бизнеса: отсутствие коррумпированности, экономической преступности, заинтересованность властей в легальном ведении бизнеса без использования «теневых» схем. Кроме того, местные органы власти должны поддерживать агрокластер или своим государственным регулированием, или своим прямым участием в кластере (государственно-частное партнерство) [2].

К объединению предприятий подвигают преимущества, которые обеспечивает кластерный метод ведения бизнеса. Это, прежде всего, объединение усилий по формированию эффективной цепочки доведения готового сельскохозяйственного продукта до потребителя, реализация инновационных проектов. К другим положительным моментам наличия кластерных групп в системе агробизнеса можно отнести: 1) доступ к сырьевым ресурсам сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий; 2) финансовые гарантии по сделкам; 3) возможность осуществления эффективного сбыта для сельскохозяйственных товаропроизводителей; 4) повышение конкурентоспособности продукции; 5) снижение транзакционных издержек и т. д.

Кластерный подход позволяет создать устойчивую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную ресурсную базу, открывающую дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности специализации и стандартизации, минимизации затрат на внедрение инноваций, включения в кластер малых предприятий АПК для формирования инновационных точек роста экономики села, района, обеспечения обмена идеями и передачи знаний от специалистов к предпринимателям.

Таким образом, кластерный подход к развитию образовательной системы сельских территорий позволяет осуществлять взаимосвязь образовательных учреждений с работодателями в максимально интегрированном виде на основе принципов территориальной самоорганизации, горизонтальной координации и достаточной информационной обеспеченности.

Сотрудничество агропредприятий на основе кластерного взаимодействия будет выгодным и полезным. Это обусловлено преимуществами все более расширяющегося управления экономикой АПК на основе региональных инновационных кластеров (табл. 1).

В ходе исследования были выделены следующие факторы, определяющие результативность осуществления кластерных программ, базирующихся на увеличении региональной конкурентной устойчивости: 1) близость технологических и научных ресурсов; 2) достаточный уровень развития инфраструктуры; 3) наличие финансовых ресурсов; 4) наличие квалифицированных кадров.

Образовательная структура кластерного характера формируется в сельском региональном разрезе на базе горизонтальной интеграции различных структур сельской территории с выделением одного образовательного учреждения как центра создаваемой группы, а также на базе вертикальной интеграции, в том числе с привлечением ресурсов дистанционного образования.

Кластерный подход к развитию образовательной системы сельских территорий позволит обеспечить взаимодействие образовательных учреждений и агропредприятий в рамках определенных технологических цепочек и звеньев, усилив целевую ориентацию подготавливаемых рабочих кадров и специалистов. Сотрудничество звеньев производственной цепочки с образовательными учреждениями позволит дать специалистам комплексную целевую подготовку и максимально содействовать их закреплению на селе.

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционных вертикально интегрированных структур и образований кластерного типа

Показатели Традиционные вертикально интегрированные структуры Структуры кластерного типа

Базовые характеристики производства Жесткая специализация, стандартизация Гибкая специализация, инновационность

Системные характеристики производства Унифицированное взаимодействие, ориентированное на центральную структуру Горизонтальное взаимодействие, ориентированное на актуализацию приоритетных направлений развития

Экономические индикаторы По отраслям региона По совокупности отраслей, входящих в кластерную систему

Характеристики рынка труда Выбытие (текучесть) кадров из отраслей АПК, низкие показатели закрепляемости кадров на селе Высокая мобильность кадров внутри кластера, закрепление кадров на предприятиях кластера

Механизмы партнерства Формальные, договорные Институциональные основы партнерства (государственно-частное партнерство)

В условиях развития образовательной сферы сельских территорий должны быть эффективно организованы: учебно-методическое сотрудничество, в рамках которого возможна корректировка учебных планов, программ в учреждениях профессионального, профессионально-педагогического образования; взаимопомощь в построении учебно-методических комплексов дисциплин; совместная разработка учебных пособий, рекомендаций, адекватных уровням обучения, их экспертиза, создание электронных версий этих учебных пособий, их размещение на сайтах сообщества; обмен опытом работы; мастер-классы по профилям подготовки и т. д. [5].

Резюме. Проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность в рамках кластера, для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, Л. А. Кластеризация в экономике: предпосылки, закономерности, механизмы / Л. А. Александрова. - Саратов : Изд. центр СГСЭУ, 2005. - 139 с.

2. Демидов, В. А. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития / В. А. Демидов, Н. Н. Лебедева, О. С. Олейник. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 318 с.

3. Казаватова, Н. Ю. Кластеры в АПК: теория, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Н. Ю. Казаватова, Р. И. Ярахмедов // Управление экономическими системами. - 2012. - № 10 (46). - Режим доступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/1627-2012-10-31-08-27-49.

4. Кайгородцев, А. А. Кластерный подход к развитию агропромышленного комплекса Казахстана [Электронный ресурс] / А. А. Кайгородцев. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/156/21411 .php.

5. Осечкина, Л. И. Кластерный подход как условие повышения эффективности деятельности вуза / Л. И. Осечкина // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9. - С. 73-76.

6. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Вильямс, 2000. - 495 с.

7. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М. : Международные отношения, 1993. -

896 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.