Экономика
УДК 334.5.024
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
А. Г. МОКРОНОСОВ, доктор экономических наук, профессор, Н. Б. ФАТЕЕВА, старший преподаватель,
Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42)
А. А. ВЕРШИНИН, старший преподаватель,
Российский государственный профессионально-педагогический университет
(620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11)
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственные программы, кадровое обеспечение, профессиональные организации, регионы, сельские территории, трудовой потенциал, экономический эффект.
Сохранение деструктивных процессов в воспроизводстве трудового потенциала сельских территорий ставит под угрозу не только решение задач по обеспечению модернизации агропромышленного комплекса и его переходу на инновационный путь развития, но и ведет к дальнейшему запустению, разрушению поселенческой сети, потере культурных традиций и возникновению различных геополитических рисков. Нельзя не отметить, что в последние годы геополитический аспект дальнейшего развития сельских территорий и воспроизводства их трудового потенциала становится все более значимым. Дело в том, что в различных сценариях дальнейшей глобализации мировой экономики российское вымирающее, слабозаселенное село стало рассматриваться как один из возможных вариантов демонтажа государства. К сожалению, в настоящее время, есть достаточно веские основания прогнозировать дальнейшее ухудшение ситуации с воспроизводством трудового потенциала сельских территорий. Так, если по площади, пригодной для постоянного проживания людей, Россия занимает пятое место в мире, то по удельному весу сельского населения в общей численности мирового сельского населения лишь 0,014 %. В этой связи перед наукой и практикой остро стоят задачи совершенствования и создания новых инновационных механизмов воспроизводства сельского трудового потенциала и направлений его регулирования, выявления потенциальных резервов и возможностей приращения человеческого потенциала во всех без исключения трудовых сферах жизнедеятельности сельского социума.
STAFFING PROBLEMS OF RURAL TERRITORIES OF SVERDLOVSK REGION AND THEIR SOLUTIONS
A. G. MOKRONOSOV,
doctor of economic sciences, professor,
N. B. FATEEVA,
senior lecturer,
Ural State Agrarian University
(42 K. Liebknechta, 620075, Ekaterinburg)
A. A. Vershinin, senior lecturer,
Russian State Professional Pedagogical University
(11 Mashinostroitelei, 620012, Ekaterinburg)
Keywords: agribusiness, government programs, staffing, professional organizations, regions, rural areas, employment potential, economic impact.
Preserving destructive processes in reproduction of labor potential of the rural territories threatens not only the solution of tasks of ensuring upgrade of agro-industrial complex and its transition to an innovative way of development, but also leads to further desolation, destruction of settlement network, loss of cultural traditions and emergence of various geopolitical risks. It should be noted that in recent years the geopolitical aspect of further development of the rural territories and reproduction of their labor potential becomes more and more significant. The matter is that in various scenarios of further globalization of economies the Russian endangered, sparsely populated village began to be considered as one of possible options of dismantling the state. Unfortunately, now, there are rather strong reasons to predict further deterioration in a situation with reproduction of labor potential of the rural territories. So, if on the area suitable for a permanent residence of people, Russia takes the fifth place in the world, specific weight of a rural population in the total number of a world rural population is only 0,014 %. In this regard tasks of enhancement and creation of new innovative mechanisms of reproduction of rural labor potential and the directions of its regulation, identification of potential allowances and opportunities of an increment of human potential in one and all labor spheres of activity of rural society are particularly relevant for science and practice.
Положительная рецензия представлена О. Н. Михайлюк, доктором экономическим наук, доцентом, заведующей кафедрой финансов и кредита Уральского государственного горного университета.
ЗЗЗФ > - Аграрный вестникУрала № 10 (152), 2016 г. _
Экономика ^Ф/
Проблема кадрового обеспечения сельских территорий является актуальной задачей, как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу, что обусловлено ухудшением как демографической, так и кадровой ситуации в большинстве регионов страны, необходимостью создания благоприятных условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса, что является одной из важнейших стратегических целей государственной политики России.
Цель исследования. В статье, на примере Свердловской области, рассмотрены особенности и тенденции процесса кадрового обеспечения сельских территорий, особое внимание уделяется роли профессиональных образовательных организаций в воспроизводстве трудового потенциала, вопросам сопряжения локальных рынков труда и рынков образовательных услуг. Предпринятые в последние годы меры по стимулированию рождаемости, повышению уровня занятости, оплаты труда и доходов сельских жителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы развития сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия на 2008-2010 годы, Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и ряд других мер дали определенный импульс и надежду на стабилизацию трудового потенциала сельских территорий. Однако они не смогли в целом переломить негативную ситуацию с воспроизводством трудового потенциала села. Большинство трудовых и кадровых проблем сельского хозяйства еще далеки от решения, а некоторые из них даже обострились.
Результаты исследований. Сохранение деструктивных процессов в воспроизводстве трудового потенциала сельских территорий ставит под угрозу не только решение задач по обеспечению модернизации агропромышленного комплекса и его переходу на инновационный путь развития, но и ведет к дальнейшему запустению, разрушению поселенческой сети, потере культурных традиций и возникновению различных геополитических рисков.
Нельзя не отметить, что в последние годы геополитический аспект дальнейшего развития сельских территорий и воспроизводства их трудового потенциала становится все более значимым. Дело в том, что в различных сценариях дальнейшей глобализации мировой экономики российское вымирающее, слабозаселенное село стало рассматриваться как один из возможных вариантов демонтажа государства [2]. К сожалению, в настоящее время, есть достаточно веские основания прогнозировать дальнейшее ухудшение ситуации с воспроизводством трудового потенциала сельских территорий.
Так, если по площади, пригодной для постоянного проживания людей, Россия занимает пятое место в мире, то по удельному весу сельского населения в общей численности мирового сельского населения лишь 0,014 % [5].
Село вплотную подошло к черте, за которой деградация трудового и кадрового потенциала отдельных территорий может принять характер самоподдерживающегося процесса. Например, с 2000 по 2015 год численность сельского населения трудоспособного возраста в Свердловской области сократилась более чем на 10 % и продолжает сокращаться более высокими темпами. В настоящее время значительная (около 40 %) часть трудового потенциала сельских территорий области концентрируется вокруг крупных городов и вдоль основных железнодорожных магистралей. Еще 55 % сосредоточено в территориях, которые по географическому признаку условно можно отнести к «полупериферийным» и лишь 5 % - в отдаленных депрессивных территориях. При этом, соотношение площадей данных территорий составляет, соответственно, 10 %, 40 % и 50 %.
Вышеприведенная модель воспроизводства трудового потенциала сельских территорий является результатом сложившейся практики размещения производительных сил, основанной на концептуальных положениях концентрации экономической деятельности в местах, обладающих конкурентными преимуществами. [4, 6, 8]. Среди таких преимуществ в «новой экономической географии» выделяются факторы «первой природы» (богатство природными ресурсами, выгодное географическое положение) и факторы «второй природы» (человеческий потенциал, институциональная среда) [1]. Поскольку «уравновесить», в пространственном аспекте конкурентные преимущества первого рода представляется нереальным, то, в перспективе, главным направлением решения проблемы воспроизводства трудового потенциала сельских территорий остается рост производительности труда в аграрном секторе, который должен базироваться на его технологическом переоснащении и повышении образовательного и профессионально-квалификационного уровня сельского населения. Безусловно, динамика роста производительности труда должна сопровождаться повышением качества жизни сельского населения, а также модернизацией институциональной среды сельских территорий.
В этой связи перед наукой и практикой остро стоят задачи совершенствования и создания новых инновационных механизмов воспроизводства сельского трудового потенциала и направлений его регулирования, выявления потенциальных резервов и возможностей приращения человеческого потенциала во всех без исключения трудовых сферах жизнедеятельности сельского социума.
Экономика
Вместе с тем, несмотря на большое число научных работ по данной проблеме, до настоящего времени недостаточно исследованными остаются вопросы воспроизводства трудового потенциала сельских территорий, имея в виду не только традиционную проблематику кадрового обеспечения аграрного сектора, но и перспективные модели воспроизводства и регулирования трудового и кадрового потенциала в целом на сельских территориях.
Отметим, что в российском законодательстве до недавнего момента не было определения сельской территории. В ФЗ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены только территории сельских поселений - «один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных сельских пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». В Концепции устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации на период до 2020 года понятие «сельская территория» аналогично понятию «сельская местность» и определяется как «территории за границами городов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные территории» [9].
Устойчивое развитие сельских территорий как социальной целостности в первую очередь зависит от наличия в ней людей, способных стать основой эффективного местного самоуправления, мотивированных и ориентированных на профессиональный рост кадров массовых профессий, то есть невозможно без формирования и востребованности качественного трудового потенциала, который формируется в значительной мере в системе среднего профессионального образования.
Система среднего профессионального образования агропромышленного профиля Свердловской области представлена 18 профессиональными образовательными организациями, подведомственными Министерству общего и профессионального образования Свердловской области:
1. Артинский агропромышленный техникум.
2. Белоярский многопрофильный техникум.
3. Верхнесинячихинский агропромышленный техникум.
4. Верхнетуринский механический техникум.
5. Высокогорский многопрофильный техникум.
6. Екатеринбургский экономико-технологический колледж.
7. Ирбитский аграрный техникум.
8. Каменск-Уральский агропромышленный техникум.
9. Камышловский гуманитарно-технологический техникум.
10. Красноуфимский аграрный колледж.
11. Первоуральский политехникум (филиал в п. Шамары).
12. Режевской многопрофильный техникум.
13. Сергинский многопрофильный техникум (филиал в г. Михайловск).
14. Слободотуринский аграрно-экономический техникум.
15. Сысертский социально-экономический техникум «Родник».
16. Тугулымский многопрофильный техникум.
17. Туринский многопрофильный техникум.
18. Уральский колледж технологии и предпринимательства.
Данные учреждения относительно равномерно распределены по территории области, при этом каждое из них взаимодействует со всеми расположенными на близлежащей территории школами. Таким образом, находясь в режиме непрерывного сетевого взаимодействия, они реализуют взаимосогласованную образовательную политику, координируемую 4 территориальными центрами, расположенными в Красноуфимске - на западе, в Верхней Синячихе -на севере, в Туринской Слободе - на востоке и в Ка-менске-Уральском на юге области. Зоны ответственности и расположение территориальных центров приведены в таблице 1 [3].
В частности, на базе Каменск-Уральского агропромышленного техникума создан Многофункциональный центр прикладных квалификаций (МЦПК) по подготовке, переподготовке и повышению квалификаций рабочих кадров по профессиям агротехнического профиля, который предлагает более 40 профессиональных образовательных программ. С момента создания МЦПК в Каменске-Уральском прошли обучение по программам профессиональной подготовки 124 специалиста предприятий АПК.
В 2014-2015 учебном году профессиональными образовательными организациями осуществлялась подготовка квалифицированных рабочих (по 3 программам), подготовки специалистов среднего звена (по 5 программам) агропромышленного профиля.
В настоящее время наиболее распространенными образовательными программами подготовки квалифицированных рабочих являются:
— «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» (реализуется в 10 учебных заведениях);
— «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка» (реализуется в 8 учебных заведениях).
Среди программ подготовки специалистов среднего звена наиболее многочисленной является спе-
Экономика
Таблица 1
Схема сетевого взаимодействия образовательных организаций АПК
Table 1
Scheme of network relations of educational organizations of AIC
№ пп LL № Территориальная зона Territorial zone Расположение центра Centre location
1 Западный управленческий округ Western administrative district Красноуфимский аграрный колледж Krasnoufimsk Agrarian College
2 Южный управленческий округ South administrative district Каменск-Уральский агропромышленный техникум Kamensk- Uralskiy Agroindustrial College
3 Восточный управленческий округ Eastern administrative district Слободотуринский аграрно-экономический техникум Slobodoturyinsk Agrarian and Economic College
4 Северный и Горнозаводской управленческие округа Northern and Gornozavodskoy administrative district Верхнесинячихинский агропромышленный техникум Verkhnesinyachinsk Agroindustrial College
Таблица 2
Прогноз численности молодежи, занятой в сельском хозяйстве на период до 2030 года, тыс. чел.
(в % от общей численности занятых)
Table 2
Population forecast for youth in agriculture for the period until 2030, thous. of people
(% from the total number of employed)
2015 2020 2025 2030
Всего Total 513,7 (25,4 %) 424,1 (21,9 %) 405,3 (21,8 %) 449 (24,8 %)
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Agriculture, hunting and forestry 12,1 (13,6 %) 7,9 (10,5 %) 7,2 (10,3 %) 7 (11,7 %)
циальность «Механизация сельского хозяйства» (реализуется в 6 учебных заведениях).
На рынке образовательных услуг агропромышленного профиля представлены также специальности, которые предлагаются абитуриентам только в одной профессиональной образовательной организации: «Кинология», «Зоотехния» (Ирбитский аграрный техникум), «Технология хранения и переработки зерна» (Екатеринбургский экономико-технологический колледж).
В целях повышения качества практической подго -товки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по программам агропромышленного профиля, мотивации мастеров производственного обучения к организации интеллектуально-творческой и практической деятельности обучающихся в области регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и по специальности «Механизация сельского хозяйства», а с 2015 года и чемпионат World Skills по рабочей профессии «Тракторист-механизатор».
Общее количество обучающихся в 2014-2015 учебном году по программам агропромышленного профиля составило 1670 человек, из них:
— по программам подготовки квалифицированных рабочих - 912 человек:
— по программам подготовки специалистов среднего звена - 758 человек.
В 2013-2014 годах распределение по каналам занятости выпускников системы профессионального
образования агропромышленного профиля характеризовалось следующими пропорциями:
— устроились на работу: 2013 год - 20 % выпускников, 2014 год - 37 %;
— призваны на военную службу: 2013 год - 40 % выпускников, 2014 год - 54 %;
— продолжили обучение: 2013 год - 1 % выпускников, 2014 год - 6 %;
— находились в отпуске по уходу за ребенком: 2013 г. - 0 % выпускников, 2014 г. - 3 % [3].
В целом, необходимо отметить достаточно высокий уровень занятости выпусков системы среднего профессионального образования, как квалифицированных рабочих, так и специалистов среднего звена, который за 2013 год составил 61 %, а за 2014 год -100 %, чему способствовали принимаемые меры по корректировке структуры и объемов подготовки Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, содействию трудоустройства выпускников (создание специализированных служб содействия трудоустройству на базе образовательных организаций профессионального образования, организация стажировок выпускников, профориентационная работа и т. п.).
Несмотря на высокий процент трудоустройства выпускников аграрных учебных заведений, проблема потребности в кадрах сельских территорий остается актуальной.
Существующий дефицит кадров в АПК объясняется следующими причинами. Во-первых, отсут-
Экономика
ствием в области налаженной системы прогнозирования потребности в кадрах для АПК. Это приводит к дисбалансу между качественным и количественным составом выпускников системы образования и реальной потребностью рынка труда. Так, расчеты перспективной потребности в кадрах Министерства экономики Свердловской области не совпадают с данными Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Весьма существенно расходятся и данные о наиболее востребованных вакансиях Департамента по труду и занятости населения СО с данными Министерства АПК и продовольствия СО. Например, на региональном рынке труда в 3 и 4 квартале 2014 года востребованными вакансиями, по данным Министерства АПК и продовольствия, являлись «механик» (10) и «скотник» (16), которые определялись в этот период как не востребованные по данным Департамента по труду и занятости населения. В свою очередь, востребованные вакансии «овощевод» (501) и «плодоовощевод» (545), по данным Департамента по труду и занятости населения, оказывались не востребованными по данным Министерства АПК и продовольствия.
Во-вторых, негативное влияние оказывает перспектива низкой заработной платы, неразвитой сельской инфраструктуры и жилищных проблем, что заставляет молодежь покидать село. Так, в соответствии с нашими прогнозами занятости молодежи (15-30 лет) по видам экономической деятельности до 2030 года численность молодежи, занятой в сельском хозяйстве сократится с 12,1 тыс. чел. в 2015 году до 7 тыс. чел. в 2030 году (табл. 2) [3, 7].
В этой связи следует отметить, что в большинстве сельских территорий отсутствуют как четкие перспективные ориентиры отраслевого инновационного развития, так и соответствующие им прогнозы развития рынков труда, эволюции профессионально-квалификационной структуры кадров. Там же, где механизмы стратегического планирования социально-экономического развития территорий определены, наблюдается их слабая сопряженность с формированием образовательных программ в организациях профессионального образования. Повсеместно наблюдается недостаточная ресурсная обеспеченность образовательных организаций, а также слабая активность предприятий в финансовой поддержке реализации инновационных проектов в профессиональном образовании и обучении. Проблемы массового высвобождения на предприятиях и организациях таких территорий нередко становятся предметом рассмотрения службы занятости и органов местного самоуправления только постфактум, то есть после начала процесса высвобождения.
Серьезным затруднением решения вышеуказанных проблем является то, что правовые возможно-
сти администраций муниципальных образований в вопросах кадровой обеспеченности экономики ограничены решением вопросов местного значения, к которым вопросы развития системы профессионального образования Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (№ 131-ФЗ) не относит.
Рыночная экономика уже существенно усилила ориентацию профессионального образования на запросы пользователей, на требования внешней экономической и социальной среды, что находит отражение в активизации предпринимательского вектора его развития, повышении способности менеджмента профессиональных образовательных организаций формировать конкурентные преимущества по комплектованию контингента студентов на основе многоканального финансирования, оптимизации затрат и повышения качества подготовки. Отчасти по этой причине, а также вследствие сокращения филиальной вузовской сети, в Свердловской области на фоне тенденции сокращения численности студентов начального и высшего образования численность студентов среднего профессионального образования в последние годы увеличивается.
Качество кадрового обеспечения экономики в перспективе будет повышаться по мере внедрения в регионах новых федеральных государственных профессиональных и образовательных стандартов, образовательных технологий, формирования систем независимой оценки качества профессионального образования, оценки и сертификации квалификаций. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (Т0П-50). Подготовка кадров по ТОП-50 в соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году - один из целевых показателей развития системы профессионального образования.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы был проведен открытый публичный конкурс по созданию шести Межрегиональных центров компетенций (МЦК). По результатам конкурса определено шесть регионов-победителей, одним из которых является Свердловская область. Создаваемый МЦК по промышленным и инженерным технологиям (специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов») станет базой для развития программ подготовки кадров, а также тренировочным полигоном по подготовке к национальным и международным чемпионатам профессионального мастерства WoridSkiПs. Реализуемые меры, безусловно, поднимут конкурентный
Аграрный вестникУрала № 10 (152), 2016 г.- . ¿588^
Экономика ^Ф/
уровень профессиональных образовательных организаций и будут способствовать наиболее полному удовлетворению населения региона в образовательных услугах.
Вместе с тем, решение проблемы кадрового обеспечения региональной экономики предполагает максимально полный учет не только отраслевых, но и территориальных факторов, в том числе определения наиболее востребованных («Т0П-50») профессий применительно к каждой конкретной сельской территории, исходя из стратегических приоритетов ее социально-экономического развития.
Вследствие вышеизложенного решение проблем кадрового обеспечения сельских территорий требует:
— развития системы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с органами власти, работодателями, бизнесом и наукой на основе механизмов государственно-частного партнерства на территориях, в том числе в вопросе прогнозирования кадровой потребности;
— качественного обновления корпуса профессионально-педагогических работников, занимающихся вопросами подготовки и воспитания квалифицированных рабочих и специалистов;
— внедрения интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования на основе принципа непрерывности образования;
— создания системы профориентационной работы сопровождения непрерывного образования на территории;
— разработки концепции воспроизводства трудового потенциала сельских территорий, новой модели и методических подходов к прогнозированию параметров их воспроизводства в условиях продолжающегося демографического спада;
создание условий для воспитания молодежи и повышение ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни.
Выводы. Рекомендации. В заключение следует отметить, что традиционная парадигма регионального развития, воплощающая, прежде всего, приоритет материальных факторов размещения, переживает кризис и уже не в состоянии объяснить современные пространственные процессы. Поэтому одной из актуальных тенденций развития современного общества является возрастание роли сетевых коммуникаций, кластерные формы организации занятости населения. Именно сетевые ресурсы должны проявляться в роли нового источника конкурентных преимуществ сельских территорий и, по сути, изменять не только систему факторов размещения, но и структуру самого экономического пространства. Участие вузов и профессиональных образовательных организаций в реализации кластерного подхода к развитию кадрового потенциала сельских территорий может проявляться в следующих направлениях:
— создание благоприятной инновационной институциональной среды, активизирующей взаимодействие участников в зоне взаимных интересов по подготовке кадров и созданию новых рабочих мест;
— выявление и содействие реализации значимых прорывных проектов, которые могут составить основу устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;
— организация системы распространения новых знаний, ориентированных на создание условий для эффективного взаимодействия субъектов территориального кластера.
Литература
1. Krugman P. Geography and Trade. Cambridge, 2011.
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2013. 256 с.
3. Вершинин А. А., Мокроносов А. Г. Молодежь в системе среднего профессионального образования в Свердловской области : отчет по НИР. Екатеринбург, 2015.
4. Зубаревич Н. В. Мифы и реалии пространственного неравенства // Общественные науки и современность. 2009. № 1.
5. Новиков В. Г. Трудовой потенциал сельских территорий. Его воспроизводство и регулирование : авто-реф. дисс. ... д-ра экон. наук. М., 2012.
6. Покровский Н. Е. Сельские регионы российского Севера: что в будущем? // Общественные науки и современность. 2009. № 1.
7. Положение молодежи Свердловской области в 2014 году : научные основы доклада Правительству Свердловской области. Екатеринбург, 2016.
8. Татаркин А. И. Системный подход к модернизации пространственного развития Российской Федерации // Образование и наука. 2012. № 1.
9. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г.
10. Chupina I. P The competitiveness of products as the object of a targeted strategic development of an economic entity // Eastern European Scientific Journal. 2016. № 1. P. 59-62.
www.avu.usaca.ru -jqj
i- Аграрный вестник Урала №10 (152), 2016 г. —«
Щ,
Экономика
11. Чупина И. П. Интеграция России в мировую экономику // European Journal of Economics and Management
1. Krugman P. Geography and Trade. Cambridge, 2011.
2. Brzezinski Z. Great chessboard. M., 2013. 256 p.
3. Vershinin A. A., Mokronosov A. G. Youth in system of secondary professional education in Sverdlovsk region : report on NIR. Ekaterinburg, 2015.
4. Zubarevich N. V. Myths and realities of spatial inequality // Social sciences and present. 2009. № 1.
5. Novikov V. G. Labor potential of the rural territories, its reproduction and regulation : abstract of diss. ... dr. of econ. sciences. M., 2012.
6. Pokrovsk N. E. Rural regions of the Russian North: what lies in the future? // Social sciences and present. 2009. № 1.
7. Provision of youth of Sverdlovsk region in 2014 : scientific bases of the report to the Government of Sverdlovsk region. Ekaterinburg, 2016.
8. Tatarkin A. I. System approach to upgrade of spatial development of the Russian Federation // Science and education. 2012. № 1.
9. On approval of the Concept of sustainable development of the rural territories of the Russian Federation for the period until 2020 : the order of the Government of the Russian Federation from November 30, 2010.
10. Chupina I. P. The competitiveness of products as the object of a targeted strategic development of an economic entity // Eastern European Scientific Journal. 2016. № 1. P. 59-62.
11. Chupina I. P. Integration of Russia into world economy // European Journal of Economics and Management Sciences. 2016. № 2. P. 62-63.
Sciences. 2016. № 2. С. 62-63.
References