Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования Тюменской области'

Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / TUMEN REGION / LABOUR FORCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпак Тамара Евгеньевна

Статья содержит обзор сложившихся в Тюменской региональной системе среднего профессионального образования области форм и механизмов государственно-частного взаимодействия, позволяющих обеспечивать соответствие качества подготовки и квалификации выпускников требованиям инновационного развития экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпак Тамара Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-Private partnership in vocational education system of Tumen Region

The article observes the models of state-private partnership in the secondary vocational education system of Tumen Region and how they provide innovative development of regional economics.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования Тюменской области»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования Тюменской области

В Тюменской области управление системой профессионального образования развивается в контексте повышения значимости государственно-частного партнерства. Усилена роль государственно-общественного органа управления — совета директоров профессиональных образовательных организаций Тюменской области, одной из приоритетных задач которого является выстраивание содержательного сотрудничества и конструктивных партнерских отношений со всеми заинтересованными субъектами образования (школа, семья, обучающийся, работодатель, гражданское общество).

ШПАК

Тамара Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, директор Тюменского колледжа водного транспорта, председатель совета директоров профессиональных образовательных организаций Тюменской области, Тюмень

Аннотация

Статья содержит обзор сложившихся в Тюменской региональной системе среднего профессионального образования области форм и механизмов государственно-частного взаимодействия, позволяющих обеспечивать соответствие качества подготовки и квалификации выпускников требованиям инновационного развития экономики региона.

Ключевые слова

государственно-частное партнерство, подготовка кадров, среднее профессиональное образование, работодатели, Тюменская область

Особое внимание уделяется оптимизации участия работодателей в развитии системы профессионального образования:

• совершенствуется система оценки качества подготовки кадров на основе региональной модели профессионального обучения на рабочем месте, которая прошла апробацию и внедряется во всех образовательных организациях;

• усиливается практическая направленность образовательных программ за счет широкого внедрения практико-ориентированных методов обучения (более 50 % практических занятий профессионального цикла проводится при участии работодателей);

• распространяется практика создания учебных подразделений на базе предприятий-партнеров, что позволяет организовать первичную адаптацию на рабочем месте в условиях реального производства;

• развиваются система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров под конкретные инновационные проекты (например, опыт взаимодействия ООО «Тюменьстальмост», ООО «УГМК-Сталь», ОАО «Сибнефтемаш» и Тюменского колледжа водного транспорта, осуществляющих консолидированную территориально-отраслевую подготовку кадров, в рамках которой обучение организуется фактически на будущем месте работы обучающегося);

• поддерживается развитие сетевого формата организации образовательного процесса в деревообрабатывающей отрасли, так, на базе Тюменского лесотехнического техникума и предприятий-участников инвестиционного проекта ООО «Загрос», ОАО ДОК «Красный Октябрь», компании Schattdeтоr, ООО РашФор (Сибинкор-Лес), ООО «Тюменский фанерный комбинат» и ООО «Стеклотех» отработана схема подготовки кадров для перспективной региональной специализации промышленного производства.

Формирование территориально-отраслевой структуры опережающей подготовки кадров под действующие инвестиционные проекты регионального и федерального значения обеспечивается за счет консолидации ресурсов образовательных организаций и предприятий. В этом плане показательны опыт взаимодействия Тобольского многопрофильного техникума со своими партнерами (филиалом Тюменского нефтегазового университета, ООО «Тобольск-Полимер», ООО «Тобольск-Нефтехим», ЗАО «Сибур-Холдинг») и Ялуторовского аграрного колледжа, на базе которого создан профильный агропромышленный ресурсный центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по востребованным инвестиционным проектам.

Достижения в системе взаимодействия

К одним из важных показателей степени взаимодействия образования и бизнеса в регионе можно отнести создание системы независимой оценки профессионального уровня квалификации выпускников (сертификации профессиональных квалификаций). На сегодня такая система реально работает в транспортной и строительной отраслях, в сфере общественного питания: подготовлены эксперты, разработаны регламенты по оценке и сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

Непрерывное развитие кадрового потенциала региональной системы профессионального образования основано на технологии единых методических дней и организации ежегодных стажировок педагогических работников на инновационных предприятиях Тю-

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

менской области и других субъектов Уральского федерального округа, а также за рубежом (к примеру, профессиональные образовательные организации агропромышленного профиля имеют многолетний опыт сотрудничества с сельскохозяйственными предприятиями земли Нижняя Саксония, ФРГ). Четыре ста-жировочные площадки, созданные на базе передовых профессиональных образовательных организаций, способствуют распространению педагогического опыта, новых педагогических технологий и методик.

Доступность профессионального образования

Много делается в Тюменской область для обеспечения доступности профессионального образования для различных слоев населения: организовано межведомственное взаимодействие по созданию условий для повышения квалификации и профессиональной подготовки населения, в том числе пенсионного и предпенсионного возраста, составлен перечень востребованных населением программ на основе анализа образовательных потребностей различных категорий населения и работодателей, обеспечивается их комплексное методическое и информационное обеспечение. Также стоит упомянуть о развитии практики реализации дополнительных образовательных программ (в 2014 году реализовано 192 программы по 17 направлениям, сформировано 275 программ профессионального обучения для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по 27 направления).

Профессиональное образование Тюменской области решает проблему подготовки кадров для трех субъектов РФ (Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов), в том числе для решения кадровой составляющей инвестиционных проектов в сфере внутреннего водного транспорта. Специалисты плавсостава, которые обучаются на базе колледжа водного транспорта в многофункциональном центре прикладных квалификаций, работают на флоте Обь-Иртышского бассейна.

Управление процессами взаимодействия

Формирование институциональных условий взаимодействия предприятий региона и системы профессионального образования обеспечивается исполнительными органами государственной власти Тюменской области, региональными ассоциациями и объединениями работодателей, координационными советами муниципальных образований по развитию агротехнологического направления, советами по развитию малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Тюменской области, ассоциациями и объединениями работодателей.

К достижениям региональной системы следует отнести устойчивую тенденцию усиления

общественной составляющей в управлении профессиональным образованием. В условиях финансово-хозяйственной самостоятельности в профессиональных образовательных организациях созданы наблюдательные, попечительские советы, в состав которых введены представители реального сектора экономики, объединений работодателей. Сформированные органы общественного управления в рамках своей компетенции принимают участие в утверждении различных нормативных актов, регулирующих образовательный процесс, в формировании базовых документов (образовательная программа, программа развития профессиональной образовательной организации, план финансово-хозяйственной деятельности, контрольные цифры приема, экспертиза содержания учебных программ).

За последние годы в области заложен фундамент для создания и развития новых отраслей: нефтепереработки, металлургии, стекольной промышленности, производства строительных материалов, деревообработки; реализован целый ряд новых инвестиционных проектов для дальнейшего развития агропромышленного комплекса, пищевой промышленности; развиваются транспортно-логисти-ческие комплексы. Расширение новых производств определяет вектор развития и стратегию подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в соответствии с перспективами социально-экономического развития региона, что явилось основой программ развития профессиональных образовательных организаций на период до 2016 года. Внедряемый программно-целевой принцип управления развитием позволит профессиональным образовательным организациям реализовать общественный заказ и обеспечить устойчивое развитие профессионального образования как открытой системы.

Формирование территориально-отраслевой структуры опережающей подготовки кадров под действующие инвестиционные проекты обеспечивается за счет консолидации ресурсов образовательных организаций и предприятий.

К одному из важных показателей степени взаимодействия образования и бизнеса можно отнести создание системы независимой оценки профессионального уровня квалификации выпускников (сертификации профессиональных квалификаций).

Непрерывное развитие кадрового потенциала региональной системы профессионального образования основано на технологии единых методических дней и организации ежегодных стажировок.

***

Опыт Тюменской области в части усиления значимости государственно-частного партнерства позволяет системе профессионального образования обеспечивать соответствие качества подготовки и квалификации выпускников требованиям инновационного развития экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.