Научная статья на тему 'Консолидация профессиональных образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа с предприятиями топливно-энергетического комплекса в подготовке кадров'

Консолидация профессиональных образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа с предприятиями топливно-энергетического комплекса в подготовке кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / РЫНОК ТРУДА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО ЯНАО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / REGIONAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова Людмила Александровна

В статье представлен опыт сотрудничества профессиональных образовательных организаций ЯНАО с предприятиями топливно-энергетического комплекса по созданию современной системы подготовки кадров для экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consolidation of professional educational institutions of the Yamal-Nenets Autonomous District with fuel and energy complex in staff training

The article presents the experience of the Yamal-Nenets Autonomous District in consolidation of professional educational institutions with enterprises of fuel and energy complex in order to create a modern labour force training system for the economy of the region.

Текст научной работы на тему «Консолидация профессиональных образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа с предприятиями топливно-энергетического комплекса в подготовке кадров»

Консолидация профессиональных образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа с предприятиями топливно-энергетического комплекса в подготовке кадров

Сегодня профессиональное образование не может развиваться как замкнутая система. Предприятия должны формировать требования к количеству и качеству квалификации выпускников, а образовательная организация — удовлетворять профессиональную потребность и учитывать специфику региона, для которого готовит кадры.

ПЛЕХАНОВА

Людмила Александровна,

кандидат педагогических наук, зав.кафедрой управления развитием общего и профессионального образования Регионального института развития образования ЯНАО, Салехард

Аннотация

В статье представлен опыт сотрудничества профессиональных образовательных организаций ЯНАО с предприятиями топливно-энергетического комплекса по созданию современной системы подготовки кадров для экономики региона.

Ключевые слова

научно-образовательный комплекс, профессиональное образование, рынок труда, частно-государственное партнерство ЯНАО

С2011 года развитие профессионального образования Ямала осуществляется в рамках реализации комплексной программы «Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы». Стратегические направления развития системы подготовки кадров в округе рассматриваются на заседаниях Совета при губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа по модернизации профессионального образования, коллегии департамента образования автономного округа. Развитие частно-государственного партнерства, создание привлекательной и открытой для инвестиций системы — одна из задач, которая была поставлена перед профессиональными образовательными организациями на ближайшую перспективу.

Структурные особенности

Особенностью системы профессионального образования ЯНАО, на территории которого сошлись два совершенно разных, но мирно уживающихся типа хозяйствования, — промышленная разработка недр и традиционные для коренного населения Крайнего Севера виды деятельности, — является отсутствие региональных вузов. Образовательную деятельность осуществляют 17 филиалов российских вузов, в которых учатся более 8000 студентов в основном на заочной форме обучения по программам второго высшего образования.

Доступность и вариативность профессионального образования в Ямало-Ненецком автономном округе обеспечиваются 5 многопрофильными колледжами и одним профессиональным училищем, подведомственными департаменту образования ЯНАО. Ежегодно ведется подготовка по 65 программам 17 укрупненных групп, более 4,5 тыс. человек (18 % студенты из числа коренных малочисленных

народов Севера) обучается за счет окружного бюджета и более 6 тыс. граждан по программам профессионального обучения на основании договоров с физическими и юридическими лицами (это предприятия и муниципальные центры занятости).

В соответствии со стратегией социального экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа меняется структура подготовки кадров в рамках формирования регионального заказа. За два прошедших года в профессиональных образовательных организациях округа введены 7 новых профессий начального профессионального образования (мастер общестроительных работ, мастер жилищно-коммунального хозяйства, машинист крана, электрослесарь по ремонту электростанций и др.) и 3 новые специальности среднего профессионального образования (компьютерные сети, акушерское дело, музыкальное искусство эстрады).

В округе развивается сотрудничество с работодателями. Целевой прием по заявкам работодателей в рамках регионального заказа в 2013/14 учебном году составил 37 %, для сравнения, в 2012/13 — 10 %, в 2011/12 — 8 %. Всего по приоритетным направлениям для экономики Ямала доля студентов при приеме в профессиональные образовательные организации ЯНАО в 2013/14 учебном году составила 74 % против 63 % в прошедшем году.

Совместно с работодателями

В 2012 году дочерней компанией ОАО «Газпром» ООО «Газпром добыча Надым» выделены денежные средства на модернизацию материально-технической базы Надымского профессионального колледжа, а дочерней компанией ОАО «Роснефть» ООО «РН-Пурнефте-

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

газ» — филиалу Муравленковского многопрофильного колледжа в городе Губкинском.

Совместно с Союзом строителей автономного округа Новоуренгойский многопрофильный колледж участвовал в разработке профессиональных стандартов строительных профессий. С этой целью колледж прошел процедуру аккредитации в специализированной организации — НОСТРОЙ.

Сделаны первые шаги в развитии независимой оценки качества подготовки кадров (статья 95 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Имеется опыт сертификации квалификаций выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования автономного округа на базе предприятий региона, корпоративных учебных центров. В 2013 году процедуру сертификации квалификаций прошли 13 % выпускников (в 2012 году — 10 %). Эти меры позволяют повысить заинтересованность работодателей в формировании целевого заказа на подготовку кадров в рамках стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года.

Общественный контроль

В течение последних двух лет проведена общественно-профессиональная аккредитация 11 основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования (дошкольное образование, преподавание в начальных классах, сестринское дело, физическая культура, автомеханик, делопроизводитель и др.) в Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий, Ямальском, Муравленковском и Новоуренгойском многопрофильных колледжах.

В 2013 году представителями комитета в сфере образования Общественного совета при департаменте экономики автономного округа проведена независимая оценка качества образовательных услуг в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования автономного округа. В результате выстроен рейтинг профессиональных образовательных организаций региона, который размещен на официальном сайте департамента.

В соответствии с запросами рынка и в рамках госполитики

В Ямало-Ненецком автономном округе успешно реализуются меры, направленные на содействие в трудоустройстве молодежи. Заключены среднесрочные соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа и предприятиями топливно-энергетического комплекса (ЗАО «Нортгаз», ООО Корпорация «Роснефтегаз», ОАО «НОВАТЭК», ЗАО «Ачимгаз», ОАО «ЕВРОТЭК», ОАО «Газпром»), регламентирующие создание рабочих мест на предприятиях для организации учебной и производственной практики обучающихся учреждений профессионального образования

с дальнейшим их трудоустройством на основе заключенных договоров с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования.

В результате в 2013 году 18 % обучающихся учреждений профессионального образования прошли учебную и производственную практику в дочерних предприятиях топливно-энергетического комплекса (в 2012 году — 16 %).

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» на базе Ямальского многопрофильного колледжа, Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий созданы учебные центры профессиональных квалификаций для профессиональной переподготовки, повышения квалификации населения автономного округа. Организована работа по созданию учебного центра профессиональных квалификаций на базе Новоуренгойского и Муравлен-ковского многопрофильных колледжей, Тарко-Салинского и Надымского профессиональных училищ. Ежегодно осуществляется подготовка более 5 тысяч человек взрослого населения по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки (переподготовки).

Научно-образовательные комплексы

В 2012 году в Ямало-Ненецком автономном округе созданы три научно-образовательных комплекса (НОК) для подготовки специалистов по профессиям и специальностям, ориентированных на потребности промышленно-хозяйственного комплекса региона.

Первый НОК создан на базе Ямальского многопрофильного колледжа (руководитель — Трисорука Игорь Михайлович) и является базовым комплексом профессиональных учебных заведений для Ямальской зоны, зоны Полярного Урала и Салехардского транспорт-но-логистического узла, где осуществляют подготовку квалифицированных кадров для горнорудной промышленности, нефтегазодобычи, нефтегазохимии и сопряженных с ними направлений: транспортом, строительством, управлением, образованием, медициной, социально-экономической сферой.

Второй НОК — на базе Новоуренгойского многопрофильного колледжа (руководитель — Клочков Александр Николаевич) — призван осуществлять подготовку кадров для Гыдан-ской и Надымской опережающих зон по при-

На территории ЯНАО сошлись два совершенно разных, но мирно уживающихся типа хозяйствования, — промышленная разработка недр и традиционные для коренного населения Крайнего Севера виды деятельности.

В 2013 году процедуру сертификации квалификаций прошли 13 % выпускников.

Рейтинг профессиональных образовательных организаций региона, сформированный по результатам независимой оценки качества образовательных услуг, размещен на официальном сайте департамента образования.

В 2012 году в Ямало-Ненецком авто номном округе созданы три научно образовательных комплекса.

В работу советов научно-образовательных комплексов, наряду с представителями профессиональных образовательных организаций вошли представители работодателей и общественных организаций.

На стыке двух проектов — WorldSkills и сотрудничества с работодателями — сформировался проект, который будет обеспечивать достойное выступление команды ЯНАО в национальном чемпионате WorldSkills Russia.

оритетным направлениям подготовки квалифицированных кадров — нефтегазодобыче, нефтегазопереработке, электроэнергетике и сопряженным с ними направлениям.

Третий НОК — на базе Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий (руководитель — Соломко Людмила Георгиевна) — осуществляет подготовку кадров для Южной опережающей зоны по направлениям: электроэнергетика, нефтегазопере-работка и сопряженным с ними направлениям.

В работу советов научно-образовательных комплексов, наряду с представителями профессиональных образовательных организаций и филиалов образовательных организаций высшего образования, включились представители работодателей, общественности (Союз строителей ЯНАО, дошкольные образовательные организации, «Опора России», Союз предпринимателей г. Ноябрьска, представители предприятий г. Ноябрьска).

В первом научно-образовательном комплексе впервые проведен международный семинар «Роль оленеводческой молодежи в сохранении традиционных знаний коренных народов и окружающей среды Арктики» (на базе Ямальского полярного агроэконо-мического техникума). Педагоги смогли представить результаты своих исследований на V Международной научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Культура», состоявшейся в филиале Столичной социально-гуманитарной академии в г. Салехарде. Разработана и запущена программа взаимодействия между Ямальским многопрофильным колледжем и филиалом Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Салехарде на 2013-2016 годы с целью объединения имеющихся ресурсов для реализации интегрированных программ СПО и ВПО, обеспечивая непрерывность профессионального образования ямальской молодежи.

Во втором научно-образовательном комплексе педагоги смогли представить свои педагогические практики на фестивале педагогического мастерства с участием Регионального института развития образования, ООО «Газпром Добыча Ямбург», ООО «Газпром Добыча Уренгой», прошедшем в Новоуренгойском техникуме газовой промышленности. Впервые проведены конкурс профессионального мастерства по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» между командами предприятий Нового Уренгоя и мастерами производственного обучения профессиональ-

ных образовательных организаций (на базе Новоуренгойского многопрофильного колледжа) и региональный отборочный чемпионат WorldSkills Russia среди студентов на базе Надымского профессионального училища. Продолжена реализация проекта по развитию ремесленного образования в целях подготовки кадров для малого бизнеса на базе Тарко-Са-линского профессионального училища совместно с Российским государственным профессионально-педагогическим университетом (г. Екатеринбург). 27 руководящих и педагогических работников прошли стажировку на базе созданной училищем стажировочной площадки; проведен научно-методический семинар «Теоретическая и практическая подготовка ремесленников-предпринимателей в сфере малого бизнеса».

В третьем научно-образовательном комплексе в 2013/14 учебном году впервые проведен конкурс студенческих проектов по развитию инфраструктуры малых и средних городов (Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий), выпущен первый совместный электронный сборник, куда вошли 24 научных работы педагогических работников третьего научно-образовательного комплекса. Свои исследовательские работы педагоги смогли представить и на научно-практической конференции «Модернизация профессионального образования: перспективы, технологии, опыт» в Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий. Этот же колледж приступил к реализации нового инновационного проекта «Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже». Сертифицированные педагоги этого колледжа при участии Регионального института развития образования провели курсы повышения квалификации по реализации ФГОС НПО и СПО для 155 педагогических работников трех научно-образовательных комплексов.

С участием филиала Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина в г. Ноябрьске проведена студенческая научно-практическая конференция «К вершинам познания», в Ноябрьском филиале Тюменского государственного университета организовано обучение и стажировка 350 студентов в бизнес-инкубаторе.

На стыке двух проектов — WorldSkills и сотрудничества с работодателями — сформировался новый среднесрочный проект, который будет обеспечивать достойное выступление команды ЯНАО в национальном чемпионате WorldSkills Russia, открытых чемпионатах других субъектов РФ.

***

Все вышесказанное подтверждает, что развитие ямальской системы профессионального образования проходит в логике федеральной и региональной образовательной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.